ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-6397/2022 от 30.06.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

06 июля 2022 года

№ дела

А46-6397/2022

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 30 июня 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2022 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Руском-агро» (ИНН <***>, ОГРН <***>), - о признании незаконными действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 10.06.2020, личность удостоверена паспортом РФ, допущена,

от заинтересованного лица - глава ФИО2, ФИО3 по доверенности от 30.05.2022, личности удостоверены паспортами РФ, допущены,

от третьих лиц:

- от ООО «Руском-агро» - ФИО4 по доверенности от 18.08.2021, личность удостоверена паспортом РФ, допущен,

- от Управления Росреестра по Омской области – не явились, извещено,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» (далее - ООО «АПХ «Алтаур», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий.

Определением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2022 указанное заявление принято к производству, дело назначено предварительное судебное заседание на 17.05.2022, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, третье лицо), общество с ограниченной ответственностью «Руском-агро» (далее – ООО «Руском-агро», третье лицо).

В предварительном судебном заседании заинтересованное лицо представило отзыв исковое заявление, представитель заявителя заявил об уточнении завяленных требований, просил суд:

- признать незаконными действия Администрации по отклонению заявлений общества о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260;

- признать недействительным договор аренды № АЗ-09-/2022 от 07.04.2022 на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, заключенный между Администрацией и ООО «АПХ «Алтаур», дата регистрации 14.04.2022, номер государственной регистрации 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3;

- применить последствия недействительности сделки путем прекращения регистрационной записи 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3 от 14.04.2022 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) права аренды ООО «Руском-агро» на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260.

Определением арбитражного суда от 17.05.2022 дело признано подготовленным, назначено к рассмотрению в судебном заседании на 31.05.2022.

В судебном заседании 31.05.2022 представитель ООО «АПХ «Алтаур» поддержал уточненные требования, представитель ООО «Руском-агро» представил отзыв на заявленные требования.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принял уточненные требования.

Протокольным определением от 31.05.2022 рассмотрение дела отложено на 30.06.2022, заявителю было предложено представить решение Федеральной антимонопольной службы по Омской области.

07.06.2022 в материалы дела в электронном виде от заявителя поступили дополнительные документы по делу.

В судебном заседании, состоявшемся 30.06.2022, представитель заявителя поддержал заявленные уточненные требования в полном объеме.

Представители заинтересованного лица и ООО «Руском-агро» возражали относительно обоснованности заявления.

Управление Росреестра по Омской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившегося участника процесса на основании статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей сторон, присутствующих в заседании, суд установил следующее.

05.04.2022 организатором торгов - Администрацией - были отклонены два заявления ООО «АПХ «Алтаур» о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260 по причине отсутствия у заявителя документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

По мнению заявителя, указанные действия Администрации являются необоснованными, совершенными без законных оснований на основании следующего.

02.03.2022 ООО «Руском-Агро» обратилось в адрес ФИО5 Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области с заявлениями о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, в аренду без проведения торгов.

04.03.2022 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о поведении торгов (https://torgi.gov.ru) Администрацией опубликованы два извещения № 040322/11832239/01 и 040322/11832239/02 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе (далее - Извещения).

Администрация проинформировала о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Омская область, Кормиловский район. Георгиевское сельское поселение:

- 55:09:040601:315, площадью 593107 кв.м;

- 55:09:040501:260, площадью 117227 кв.м.

Согласно размешенным Извещениям, заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка должны были быть поданы по 04.04.2022 включительно в письменном виде лично или почтовым отправлением, к заявлениям необходимо приложить копии документов, подтверждающих соответствие заявителя следующим требованиям:

1) регистрация в качестве КФХ (ИП ФИО5 КФХ), сельскохозяйственной организации;

2) участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяй­ства.

14.03.2022 ООО «АПХ «Алтаур» поданы два заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (вх. № 129, 130 от 14.03.2022).

05.04.2022 Администрацией оба заявления отклонены по причине отсутствия у заявителя документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

С учетом вышеизложенных обстоятельств общество считает, что в действиях Администрации имеются признаки нарушения земельного и антимонопольного законодательства.

По мнению заявителя, представление документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на вышеуказанный порядок предоставления земельных участков при наличии заявления иных лиц, желающих приобрести соответствующий земельный участок.

Вместе с тем, в представленном Администрацией отзыве указано, что заинтересованное лицо не согласно с заявленными требованиями ввиду отсутствия документов, подтверждающих участие заявителя в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяй­ства.

Дополнительно, заинтересованное лицо указывает на то обстоятельство, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040601:315 были поданы заявления ФИО6, ФИО7, ФИО8, ООО «Макта», которые были отклонены; в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:09:040501:260 были поданы заявления ФИО8, ООО «Макта», которые также были отклонены.

07.04.2022 между Администрацией и ООО «Руском-Агро» заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН по состоянию на 16.05.2022.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 АПК РФ, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе
обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и
законных интересов.

Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или
охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством
защиты его нарушенного права и законных интересов.

Исходя из требований статьи 65 АПК РФ, лицо, заявляя требования о признании
сделки недействительной, должно доказать нарушение своих прав или законных интересов
и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Письмом Минсельхоза России от 14.02.2018 № 15/130 «О предоставлении земельного участка в аренду» разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ заявления об участии в аукционе могут быть поданы только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными организациями, участвующими в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Администрацией 04.03.2022 на официальном сайте Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района, на сайте www.torgi.gov.ru, а также в печатном издании «Официальный вестник» Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района были опубликованы извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: 55:09:040601:315, 55:09:040501:260. Крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, заинтересованные в предоставлении указанного земельного участка в течение тридцати дней вправе были подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. К заявлению необходимо было приложить копии документов, подтверждающих соответствие заявителя следующим требованиям:

1. Регистрация в качестве КФХ (ИП ФИО5 КФХ), сельскохозяйственной организации;

2. Участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то обстоятельство, что обоснованием отказа Администрации послужило отсутствие у заявителя документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Вместе с тем, как полагает заявитель, возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

По мнению ООО «АПХ «Алтаур», представление документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на вышеуказанный порядок предоставления земельных участков при наличии заявления иных лиц, желающих приобрести соответствующий земельный участок, что подтверждается сложившейся судебной практикой (например, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу № А35-8034/2018)

Представленными Администрацией с отзывом заявки от иных лиц подтверждается наличие иных заявлений, которые также были отклонены ввиду несоответствия требованиям.

В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться способами, предусмотренными
законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения
последствий ее недействительности, применения последствий недействительности
ничтожной сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям,
установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо
независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических
последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и
недействительна с момента ее совершения.

Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев,
предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая
требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не
следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с
недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом
посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих
лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны
применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки
(пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки
недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в
законе.

Как было установлено судом, официальная информация извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315, 55:09:040501:260 была опубликована 04.03.2022, однако письмо о предоставлении земельных участков ООО «Руском-Агро» были зарегистрировано Администрацией 02.03.2022, то есть до официального опубликования вышеизложенной информации.

Данные обращения как официальные заявки не оформлены.

Из представленных выписок ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:09:040601:315, 55:09:040501:260 следует, что участки переданы в аренду ООО «Руском-Агро» на основании договора аренды от 14.04.2022 № АЗ-09-/2022.

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного
назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), в силу пункта 2 статьи 1 которого правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, ГК РФ, Законом № 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке,
установленном ЗК РФ.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены
положениями статьи 39.6 ЗК РФ.

В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на
торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается
без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях,
установленных Законом № 101-ФЗ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании
по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской
Федерации» статья 10 Закона № 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до
пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям,
участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского
хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с
сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
При этом отсутствие конкретного порядка предоставления земельных участков в
аренду без торгов в порядке пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ не означает возможность их передачи в произвольном порядке.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов при предоставлении
земельных участков уполномоченный орган должен обеспечивать информирование
неопределенного круга лиц, позволяющее им реализовать право на получение в аренду
аренды земельного участка, который подлежит предоставлению.

Пункт 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ связывает возможность предоставления земельного участка без проведения торгов с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, в случае, если в орган
исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на
распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения,
поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду,
соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.

Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных
участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления
крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о
предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении
земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного
подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства,
заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном
согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного
участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления
любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для
указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для
официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом
поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает
извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления
земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с
пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.

Согласно части 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней
со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских)
хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со
дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу,
обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении
аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора
аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного
участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка
лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления
земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование
испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о
проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном
согласовании предоставления земельного участка.

Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2
пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, статьи 39.18 ЗК РФ, возможность предоставления
земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных
заинтересованных лиц о предоставлении данных земельных участков.

При этом ни ЗК РФ, ни Закон № 101-ФЗ не содержат
иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по
указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем
опубликования извещения о предоставлении земельного участка.

Действующее земельное законодательство в силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ не
исключает применение законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия
закона).

Учитывая отсутствие порядка предоставления земель в порядке пункта 8 статьи
10 Закона № 101-ФЗ, а также то, что выявление иных лиц, заинтересованных в
получении земельного участка, урегулировано статьей 39.18 ЗК РФ, уполномоченным
органом публичное информирование о предоставлении спорного земельного участка
должно осуществляться в порядке, предусмотренном указанной нормой.

Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного
самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель
сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении
такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется
в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

При этом, то обстоятельство, что участники торгов участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.

Данная позиция подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.05.2017 № Д232-3022.

То есть при наличии нескольких заявлений уполномоченный орган неправомочен заключать договор аренды земельных участков без проведения торгов.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Обязанность доказывания нарушения оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на самого заявителя (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности действий Администрации в отказе по отклонению заявлений общества о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, в связи с чем требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Одновременно суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Материалами дела подтверждается, что регистрация писем от ООО «Руском-Агро» произведена 02.03.2022, то есть до официального опубликования извещения, следовательно, указанные документы не могут рассматриваться судом как заявки на участие в аукционе.

Обществом заявки на участие в аукционе № 129 и 130 поданы 14.03.2022, следовательно, Администрация обладала информацией о намерении ООО «АПХ «Алтаур» приобрести право на спорные земельные участки, однако договор аренды земельных участков был заключен с третьим лицом.

Учитывая заявленные ООО «АПХ «Алтаур» требования и направленность интересов общества на получение спорных земельных участков в аренду, а также наличие заявлений на предоставление участков в аренду, принимая во внимание установленную статьей 39.18 ЗК РФ процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления сельскохозяйственной деятельности, суд приходит к выводу о том, что договор аренды земельных участков, заключенный 07.04.2022 между Администрацией (арендодатель) и ООО «Руском-Агро» (арендатор) без проведения торгов на основании пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, является недействительным в силу статьи 166, части 1 статьи 168 ГК РФ, как не соответствующий статье 39.18 ЗК РФ и абзацу 2 пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.

С учетом изложенного суд считает требование о признании недействительным договора аренды законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая
из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в
пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить
его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены
законом.

Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на
недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является
единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в
судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских
правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в
порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется
путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи
в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии
или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во
владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде
возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются
основанием для внесения записи в ЕГРН.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не
применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения
записи в ЕГРН.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных разъяснений суд приходит к выводу о том, что требование о прекращении в ЕРГН записи о государственной регистрации права аренды ООО «Руском-Агро» на спорные земельные участки подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В главе 9 АПК РФ определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах. Согласно статье 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения заявления расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо.

При изготовлении текста резолютивной части решения, оглашенного в судебном заседании 30.06.2022, допущены опечатки в третьем абзаце, выразившиеся в неверном указании даты договора аренды: вместо даты «от 07.04.2022» указана дата «от 07.04.202022».

В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

Поскольку указанные опечатки носят исключительно технический характер, и их исправление не приведет к изменению содержания судебного акта, суд считает необходимым опечатки устранить при изготовлении решения в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 101, 110, 121, 123, 156, 167-171, 176, 177, 179-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) по отклонению заявлений общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260.

Признать недействительным договор аренды № АЗ-09-/2022 от 07.04.2022 на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260, заключенный между Администрацией Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) и обществом с ограниченной ответственностью «Руском-агро» (ИНН <***>, ОГРН <***>), дата регистрации 14.04.2022, номер государственной регистрации 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3.

Применить последствия недействительности сделки путем прекращения регистрационной записи 55:09:040601:315-55/387/2022-3 и 55:09:04001:260-55/387/2022-3 от 14.04.2022 в Едином государственном реестре прав недвижимости государственной регистрации права аренды общества с ограниченной ответственностью «Руском-агро» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на земельные участки 55:09:040601:315 и 55:09:040501:260.

Взыскать с Администрации Георгиевского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный холдинг «Алтаур» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 руб. государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья А.Е. Колмогорова