АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru e-mailsud@omskarbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
20 марта 2009 года
№ дела
А46-63/2009
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 марта 2009 года
Арбитражный суд Омской области в составе
судьи Чернышёва В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Мусакуловой Д.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Региональная сеть АЗС», г. Омск
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области)
о признании незаконными действий по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельных участков, обязании Управления Роснедвижимости по Омской области в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Омской области, Общества с ограниченной ответственностью «Региональная лизинговая компания»
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 29.12.2008, паспорт гражданина РФ),
от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность от 12.01.2009 №5, удостоверение №183 от 01.02.2008),
от Правительства Омской области – ФИО3 (доверенность от 24..01.2008 № исх.-08/пп-56/01, удостоверение № 563 от 05.06.2008),
от ООО «Региональная лизинговая компания» - ФИО1 (доверенность от 03.03.2009, паспорт гражданина РФ),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Региональная сеть АЗС» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, Роснедвижимость), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительства Омской области, о признании незаконными действий по внесению в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленного для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенного на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп.;
- земельного участка площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп.;
- земельного участка площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп.;
- земельного участка площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп.;
обязании Управления Роснедвижимости по Омской области в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков: кадастровый номер 55:36:050205:9 – в размере 5 716 335 руб. 36 коп.; кадастровый номер 55:36:14 02 02:85 – в размере 5 471 905 руб. 71 коп.; кадастровый номер 55:36:12 01 01:3021 – в размере 4 397 059 руб. 08 коп.; кадастровый номер 55:36:04 01 12:238 – в размере 12 719 443 руб. 38 коп.
До разрешения спора заявитель в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), неоднократно уточнял требования, в итоге просил суд:
1) признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по присвоению земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:14 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 пятой группы видов разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, совершённые 24 06.2007 посредством издания Приказа № 78, а также признать незаконными действия по отнесению к пятой группе видов разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 05:9;
2) признать незаконными действия Управления Роснедвижимости, совершённые 27.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленного для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенного на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп.;
- земельного участка площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп.;
- земельного участка площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп.;
- земельного участка площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп.;
3) обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленного для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенного на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп.;
- земельного участка площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп.;
- земельного участка площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп.;
- земельного участка площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп.
Определением суда от 03.03.2009 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Региональная лизинговая компания».
В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство об уточнении требований в порядке статьи 49 АПК РФ, указав, что поддерживает ранее заявленные уточнённые требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, возражениях на отзыв заинтересованного лица, возражениях на отзыв третьего лица в полном объёме за исключением требования о признании незаконными действий заинтересованного лица по отнесению к пятой группе видов разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 05:9 площадью 1357 кв.м.
Представители Управления и Правительства Омской области требования заявителя не признали по мотивам, приведённым в отзывах, дополнительных отзывах.
Представитель ООО «Региональная лизинговая компания» поддержал требования заявителя (отзыв не представил).
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ООО «Региональная сеть АЗС» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска 26.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 10555504136852, о чём выдано свидетельство серии 55 № 002774275.
Заявителю на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- земельный участок площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленный для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенный на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп. (свидетельство о государственной регистрации права от 03.11.2006 серии 55АВ № 358486);
- земельный участок площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленный для общественно-деловых целей под здание, расположенный на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп. (свидетельство о государственной регистрации права от 24.10.2006 № 345186);
- земельный участок площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленный для общественно-деловых целей, расположенный на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп. (свидетельство о государственной регистрации права от 24.05.2007 серии 55 АВ № 472481);
- земельный участок площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленный для общественно-деловых целей под строение, расположенный на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп. (свидетельство о государственной регистрации права от 09.01.2007 серии 55 АВ № 381188).
Согласно полученных заявителем кадастровых выписок №№ 39/08-13003 – 39/08/13006 от 11.11.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:050205:9 составила 5 716 335 руб. 36 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85 составила 5 471 905 руб. 71 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021 составила 4 397 059 руб. 08 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238 составила 12 719 443 руб. 38 коп.
Общество, полагая, что действия Управления Роснедвижимости по определению кадастровой стоимости названных земельных участков в указанных размерах и внесению соответствующей информации об экономических характеристиках земельных участков в Государственный земельный кадастр (Государственный кадастр недвижимости), а также по присвоению названным земельным участкам 5 группы видов разрешённого использования произведены с нарушением норм действующего законодательства и с нарушением тем самым прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорило данные действия, обратившись в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением (с учётом уточнения требований).
В обоснование предъявленного требования заявитель указал на то, что совершённые заинтересованным лицом действия не основаны на постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, поскольку в данном постановлении отсутствуют результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238. Данным нормативным правовым актом утверждены лишь усреднённые удельные показатели кадастровой стоимости кварталов. Более того, исходя из информации, указанной в приложении к Постановлению № 174-п, средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 15 913 руб. 54 коп. за 1 кв.м. в кадастровом квартале 55:36:04 01 10 (порядковый номер 371) ни по одному из видов разрешённого использования не обозначен. О наличии какого-либо иного нормативного акта, принятого органами исполнительной власти Омской области, утверждающего результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка, заявителю не известно. Таких видов разрешённого использования земельных участков как «Для общественно-деловых целей по здание», «Для общественно-деловых целей под строение» ни Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, ни Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждёнными Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, не предусмотрено.
На обозначенных земельных участках расположены объекты недвижимости – автозаправочные станции.
Письмом от 23.12.2008 № 01-19/1927 Управление Роснедвижимости уведомило Общество о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 отнесены к 5 группе видов разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Между тем, по мнению заявителя, кадастровая стоимость каждого земельного участка, в том числе и используемых им, исходя из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), пунктов 2, 9, 10 Правил проведения государственной оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила проведения государственной оценки земель), пункта 1.4 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов), должна быть утверждена органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако, такого акта на момент совершения оспариваемых действий от последнего не исходило, в то время как усреднённый удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, входящих в квартал, не может быть отождествлён с кадастровой стоимостью отдельного земельного участка. При таких обстоятельствах внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в ГЗК (ГКН) кадастровой стоимости указанных земельных участков и отнесение их к 5 группе видов разрешённого использования незаконно.
Учитывая установление статьями 388 и 390 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанности землепользователя по исчислению и уплате земельного налога, рассчитываемого из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с земельным законодательством, действия заинтересованного лица нарушают права и законные интересы Общества, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Управление Роснедвижимости по Омской области, возражая против удовлетворения требований заявителя, аргументировало в письменном отзыве и устных выступлениях свою позицию утверждениями, заключающимися в следующем.
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов и принятые в соответствии с ними Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития и торговли РФ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152. Всего выделено 16 видов разрешённого использования земельных участков.
Установленный Распоряжениями Мэра г. Омска № 928-р от 17.06.2002 и № 551-р от 10.04.2003, Распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 09.09.2005 № 531-р, Распоряжением директора Департамента недвижимости Администрации г. Омска от 04.10.2004 № 1522-р вид разрешённого использования «Для общественно-деловых целей под здание» не относится ни к одному виду разрешённого использования и обязанность обосновать установленный вид не может быть возложена на Управление Роснедвижимости. поскольку не входит в его компетенцию.
В данном случае Управление Роснедвижимости действовало в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, в пункте 6.2 которого указано, что если разрешённое использование земельного участка не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка. На основании указанного Распоряжение Управлением и были внесены в кадастровый план такие сведения.
Поскольку в кадастровых планах территорий были противоречивые сведения, не совпадающие с видами разрешённого использования, установленными Методическими указаниями, Управлениям Роснедвижимости по субъектам РФ письмом Роснедвижимости от 09.06.2007 № КЯ/1382 поручено уточнить характеристики земельных участков. В связи с этим был издан Приказ Управления Роснедвижимости по Омской области от 24.07.2007 № 78 «О присвоении группы видов разрешённого использования», которым земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 присвоен пятый номер вида разрешённого использования.
Правительство Омской области, поддержав позицию заинтересованного лица, отметило, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области не могут вступать в противоречие с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ), поскольку на момент совершения оспариваемых действий применялся Федеральный закон от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ФЗ от 02 января 2000 года № 28-ФЗ), в соответствии с пунктом 4 статьи 17 которого предусмотрено внесение в ГКН сведений о кадастровой стоимости не только исходя из данных государственной кадастровой оценки земель, но и других сведений, в том числе и содержащихся в отчёте. Расположение пунктов 9 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель предполагают вывод о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков могут быть внесены заинтересованным лицом до их утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Усмотрев нарушение своих прав в том, что не утверждение кадастровой стоимости препятствует исчислению и уплате законно установленного земельного налога, заявитель ошибочно расширяет систему законодательства о налогах и сборах, в которую включаются только законы субъектов Российской Федерации, тогда как постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации таковыми не являются.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом «О присвоении группы видов разрешённого использования» № 78 от 24.06.2007 Управлением Роснедвижимости по Омской области земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238, на которых расположены объекты недвижимости - автозаправочные станции, был присвоен пятый номер вида разрешённого использования – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Нормативным правовым актом, регулирующим сферу правоотношений, связанных с государственной кадастровой оценкой земель, имеющим в сравнении с иными нормативными правовыми актами, действующими в этой сфере, большую юридическую силу, является Земельный кодекс РФ (ЗК РФ).
По положениям пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение данного законоположения Правительством Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
По мнению суда, термин «проведение государственной кадастровой оценки земель» в данном случае употреблен не только в значении осуществления государственной кадастровой оценки земель, но и утверждения её результатов.
В соответствии со статьёй 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до принятия Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) государственный земельный кадастр представлял собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учёта, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведётся по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учёта являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель.
Правила ведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000, определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 2 статьи 14 утратившего законную силу Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» было установлено, что в Едином государственном реестре земель содержатся среди прочих сведения о категории земель и разрешённом использовании земельных участков.
Аналогичная норма содержится и в подпункте 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в законную силу с 01.03.2008.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населённых пунктов (далее – Методические указания).
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее – Технические рекомендации).
Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Методические указания и Технические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе следующих видов разрешённого использования:
1. земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;
2. земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
3. земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;
4. земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
5. земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
6. земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;
7. земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;
8. земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
9. земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
10. земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
11. земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;
12. земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;
13. земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;
14. земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;
15. земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования;
16. земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
Анализ данной нормы позволяет прийти к выводу, что размер кадастровой стоимости земельного участка зависит от того, к какому из 16 видов разрешённого использования отнесён земельный участок. Следовательно, правильное установление вида разрешённого использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.
Средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешённого использования (за исключением 12 и 16), в том числе и для кадастрового квартала, имеющего номер 55:36:19 03 22, были утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п.
Управление Роснедвижимости по Омской области, на которое частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность по доказыванию законности своих действий, по мнению суда, не представило доказательств, позволяющих признать правомерным установление Приказом № 78 от 24.06.2007 для земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 именно пятого номера вида разрешённого использования.
Как усматривается из материалов дела, при формировании данных земельных участков вид разрешённого использования надлежащим образом определён не был, в государственном реестре земель в качестве вида разрешённого использования была указана цель предоставления земельного участка: «Для общественно-деловых целей под строение». Такой вид разрешённого использования Методическими указаниями не предусмотрен. Ни один нормативный правовой акт не предоставляет Управлению право самостоятельно устанавливать номер вида разрешённого использования земельного участка.
Управление Роснедвижимости по Омской области в обоснование правомерности своих действий сослалось на Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённый Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215. Данный нормативный правовой акт устанавливает порядок действий заинтересованного лица при обнаружении земельных участков, в отношении которых выявить необходимые сведения в имеющихся ресурсах оказывается невозможным, но не содержит норм, предоставляющих последнему полномочия самостоятельно устанавливать вид разрешённого использования земельного участка.
Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённый Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, предписывает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает чётко определённые в нём административные процедуры.
Управление Роснедвижимости по Омской области является специально уполномоченным государственным органом, наделённым функцией по государственной кадастровой оценке земель, в связи с чем именно этот орган обязан обеспечить соблюдение установленного порядка проведения работ по кадастровой оценке и несёт ответственность за достоверность результатов оценки земельных участков и, соответственно, за достоверность сведений, внесённых в государственный земельный кадастр.
По положениям статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, а статьёй 3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Следовательно, правильное определение кадастровой стоимости земельного участка является необходимым условием для реализации принципа законности установления налогов.
Нарушение Управлением установленного порядка проведения кадастровой оценки земель, совершение им в отсутствие полномочий действий по необоснованному присвоению земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 пятого вида разрешённого использования, повлекло за собой неправильное определение кадастровой стоимости названных земельных участков и, как следствие, внесение в государственный земельный кадастр недостоверных сведений об их кадастровой стоимости. Это обусловило увеличение налогового бремени для заявителя и повлекло нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах действия заинтересованного лица по присвоению земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 пятой группы видов разрешённого использования, совершённые 24.06.2007 посредством издания Приказа № 78, признаются судом незаконными.
В силу пункта 2 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель от 08.04.2000 № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов установлен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39.
По положениям пункта 3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки», утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215, государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ.
В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.3.1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утверждённого Приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 № П/119, к функциям Управления Роснедвижимости по Омской области относится организация ведения государственного земельного кадастра, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утверждённых приказом от 15.02.2007 №39 (далее – Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 №215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2. Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).
Согласно пункту 1.4. Методических указаний определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется путём:
- формирования перечня земельных участков в составе земель населённых пунктов, сформированных по состоянию на 1 января года проведения работ;
- расчёта кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов.
Пунктом 9 Правил от 08.04.2000 № 316 определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (в настоящее время - государственный кадастр недвижимости).
При этом экономические характеристики земельных участков могут быть внесены в ГКН только при условии выполнения всех требований по определению кадастровой стоимости земельных участков, установленных действующим законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 9.9 Регламента от 28.06.2007 № 215 сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель; руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту РФ обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ (пункт 11.1 Регламента от 28.06.2007 № 215).
Пунктом 11.2 Регламента от 28.06.2007 № 215 предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту РФ осуществляет проверку соответствия утверждённых органом исполнительной власти субъекта РФ результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.
Согласно пункту 11.4 Регламента от 28.06.2007 № 215 Управление Роснедвижимости по субъекту РФ в срок не более месяца с даты окончания проверки обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Данный вывод согласуется и с позицией Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 14.08.2008 № Ф04-4981/2008 (9836-А45-23), согласно которой результаты работ по государственной кадастровой оценке земель не ограничены удельными показателями кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п были утверждены усреднённые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость участков с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238.
Также из изложенного следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению исполнительным органом власти субъекта РФ, а сведения о кадастровой стоимости участков вносятся в государственный земельный кадастр только после их утверждения в установленном порядке уполномоченным органом и по результатам проверки Управлением Роснедвижимости на соответствие утверждённых исполнительным органом субъекта РФ сведений результатам государственной кадастровой оценки земель.
Государственная кадастровая оценка земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 с последующим утверждением её органом исполнительной власти не проводилась, а внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определённой на основании усреднённых удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков квартала, не соответствует процедуре, установленной законодательством.
Суд не принимает доводы Управления Роснедвижимости по Омской области и Правительства Омской области, основывающиеся на пункте 4 статьи 17 действовавшего в период совершения оспариваемых действий Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», о том, что сведения об экономических характеристиках земельных участков, в том числе и их кадастровой стоимости, могут быть внесены в ГКН не только на основании данных государственной кадастровой оценки земель, но и на основании иной оценки земель, к которой относится отчёт, составленный федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» г. Омска.
Анализ пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» позволяет прийти к выводу, что данная норма права не рассчитана на применение исключительно в случае внесения в кадастр сведений о земельном участке по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, а предполагает внесение в него сведений о кадастровой стоимости земельного участка и в случае её определения иным способом, например, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из расчёта его рыночной стоимости, то есть такого показателя, который не является результатом государственной кадастровой оценки земель и не утверждается в порядке, предусмотренном для кадастровой стоимости.
При этом отчёт привлечённого для государственной кадастровой оценки земель оценщика не может быть отождествлен с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающим по существу обоснованность полученных по её итогам результатов.
Помимо правильности определения кадастровой стоимости земельных участков оценщиком, для придания легитимности результатам проведённой государственной кадастровой оценки земель необходимо соблюдение процедуры их утверждения, предусмотренной законодательством.
Суд отклоняет за несостоятельностью довод Управления Роснедвижимости по Омской области о том, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации только по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а не по утверждению кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, поскольку данная норма права подлежит применению с учётом абзаца 1 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, расширивших результаты государственной кадастровой оценки, обязанность по утверждению которых возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как отмечалось ранее, абзац 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации делегирует полномочия по установлению порядка проведения государственной кадастровой оценки земель Правительству Российской Федерации, каковой определён им Постановлением от 08.04.2000 № 316. Данное Постановление не регулировало при его принятии правоотношения, связанные с утверждением среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), поскольку положение об утверждении этого показателя внесено в пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 111-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Федеральный закон «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации». Следовательно, пункт 10 Правил проведения государственной оценки земель, предписывающий органам исполнительной власти утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель и в первоначальной редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, не может быть оценён как имеющий отношение только к одному из результатов государственной кадастровой оценки земель - среднему уровню кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Внесение изменений в пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации посредством добавления в него абзаца 2, по убеждению суда, не изменило подхода законодателя к регулированию вопросов, касающихся проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения такого его результата как кадастровая стоимость.
Обязательность утверждения кадастровой оценки конкретного земельного участка вытекает также и из законодательства, регулирующего оценочную деятельность.
В соответствии с абзацем 1 статьи 3 Федерального закона от 29.06.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценочная деятельность - это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Согласно статье 20 указанного Федерального закона стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности; уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, утверждаются федеральные стандарты оценки.
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (далее - ФСО № 2)» (далее - Приказ МЭРТ РФ от 20.07.2007 № 255) установлено, что одним из видов стоимости, определяемой оценщиком, является кадастровая стоимость (пункт 5). Пунктом 10 указанного Приказа предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости и, в частности, обязательность её утверждения: «При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утверждённая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки; кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения».
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (далее - ФСО № 1), утверждённого Приказом МЭРТ от 20.07.2007 № 256, к объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ, пункта 3 статьи 129, пункта 1 статьи 260 ГК РФ объектом земельных и гражданских правоотношений является земельный участок. Ни оценочный (кадастровый) квартал населённого пункта, ни муниципальный район (городской округ) не предусмотрены законом в качестве объектов гражданских прав.
Таким образом, в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка как объекта гражданских прав, входящего в состав земель соответствующей категории (в рассматриваемом случае - в состав земель населённых пунктов).
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 по состоянию на 01.01.2007 (год проведения работ по определению государственной кадастровой оценки земель населённого пункта - город Омск) были поставлены на кадастровый учёт.
Таким образом, определение и применение кадастровой стоимости в отношении объекта оценки - земельного участка возможно только в порядке, установленном земельным законодательством по проведению государственной кадастровой оценки и только при обязательном утверждении результатов такой оценки полномочным органом власти.
Из изложенного следует, что кадастровая стоимость конкретных земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 должна быть утверждена органом исполнительной власти Омской области и только после этого сведения об этой кадастровой стоимости могут быть внесены в соответствующий кадастр Управлением Роснедвижимости.
Суд не соглашается с доводом Управления Роснедвижимости по Омской области о том, что оспариваемые действия произведены в соответствии с названными учреждением нормами права и указаниями Роснедвижимости, доведёнными до его сведения письмом от 17.06.2008 № ВК/2625.
Названное письмо определяет, что право выбора формата результатов работ по государственной кадастровой оценке земель принадлежит органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Фраза о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе выбрать формат результатов работ по государственной кадастровой оценке земель употреблена Роснедвижимостью в письме от 17.06.2008 № ВК/2625 в том смысле, что утверждение такого результата государственной кадастровой оценки земель как кадастровая стоимость каждого земельного участка в населённом пункте, в данном случае в г. Омске, есть усмотрение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Омской области.
Иной вывод представляется немотивированным и противоречащим пункту 2 статьи 66 ЗК РФ, пункту 10 Правил проведения государственной оценки земель, не содержащему изъятий из такого правила поведения, императивно установленного Правительством Российской Федерации для органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, как утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель, в число которых, очевидно, входит и кадастровая стоимость каждого земельного участка в населённом пункте и её удельный показатель.
Управлением Роснедвижимости по Омской области не учтено, во-первых, что указания вышестоящего органа не могут противоречить нормативным правовым актам, действующим в сфере государственной кадастровой оценки земель, во-вторых, не обеспечивают единства правового регулирования государственной кадастровой оценки земель, допуская без законных оснований разные формы разработанных для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлений в зависимости от того, определяется ли кадастровая стоимость земель населённых пунктов или определяется кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения, что проявляется, в частности в разности постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п, которым не утверждена кадастровая стоимость каждого земельного участка в населённом пункте г. Омск в границах кадастрового района 55:36, и постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 175-п, которым этот показатель утверждён применительно к каждому земельному участку, подвергнувшемуся государственной кадастровой оценке. Доказательством правомерности суждений заявителя является принятие Правительством Омской области 26.11.2008 постановления № 193-п, приведшее по форме ранее принятое постановление от 19.12.2007 № 174-п в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего вопросы государственной кадастровой оценки земель.
Правительству Омской области не предлагалось для принятия каких-либо иных форм постановления, обличённого впоследствии в правовой акт за № 174-п, за исключением принятого им. Вследствие этого нельзя сделать вывод о наличии у него права выбора того «формата», какой, по его мнению, отвечает требованиям законодательства в области государственной кадастровой оценки земель.
Изложенное позволяет отклонить и довод Правительства Омской области, аргументированный ссылкой на пункт 4 статьи 17 ФЗ от 02 января 2000 года № 28-ФЗ, состоящий в том, что сведения о такой экономической характеристике земельного участка как его кадастровая стоимость могут быть внесены в ГКН не только на основании данных государственной кадастровой оценки земель, но и иных сведений, к которым третьим лицом отнесён отчёт, составленный федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» г. Омска, и согласиться с мнением заявителя о том, что союз «и» употреблён в конструкции данной нормы права в соединительном значении.
Таким образом, действия Управления Роснедвижимости по внесению в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом РФ совершены в нарушение действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, суд находит правомерным и обоснованным довод о том, что внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков без её надлежащего утверждения нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога, а довод заинтересованного лица о невозможности применения при рассмотрении настоящего дела Налогового кодекса Российской Федерации отклоняет, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении о нем данных в государственный кадастр недвижимости.
Статьёй 4 НК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, из чего с учётом того, что кадастровая стоимость земельных участков является в силу статьи 390 НК РФ налоговой базой для исчисления земельного налога, а, следовательно, нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости является актом законодательства о налогах и сборах, также следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ.
Суд считает, что оспариваемые заявителем действия Управления Роснедвижимости нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра, поэтому сведения о кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, внесённые и содержащиеся в Государственный земельный кадастр в нарушение закона, нарушают его право на получение достоверной информации, необходимой для правильного исчисления земельного налога.
В соответствии со статьями 7, 14, 16 Федерального закона «О Государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ землепользователь имеет право обладать достоверной информацией о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка и дате утверждения результатов определения такой стоимости. Внесение указанных сведений в кадастр с нарушением закона влечёт недостоверность указанной информации, что нарушает указанное право заявителя.
При принятии решения суд учитывает, что Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» признан утратившим силу в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Также суд отмечает, что Принятие Правительством Омской области 26.11.2008 постановления № 193-п, опубликованного 30.11.2008 в выпуске № 141 газеты «Омский вестник», не означает необоснованности применения судом способа устранения прав и законных интересов заявителя, предложенного им, принимая во внимание то, что сведения, нашедшие отражение в этом нормативном правовом акте, подлежали в течение 2008 года применению организацией и иными лицами, в частности налоговыми органами, при определении налогооблагаемой базы по земельному налогу, суммы этого налога, должной к исчислению и уплате заявителем. В этой связи незаконное их внесение в кадастр заинтересованным лицом 28.12.2007 не нивелирует обязательства заявителя, основанные на имеющихся в нём в 2008 году сведениях о кадастровой стоимости, и лишь исключение их из него и включение их в ГКН вновь с отображением даты её утверждения (пункт 11 части 1 статьи 7 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, пункт 4 статьи 17 ФЗ от 2 января 2000 года № 28-ФЗ), которая не может быть определена ранее принятия постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п, может восстановить права заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действия незаконным.
При таких обстоятельствах действия заинтересованного лица по внесению в ГЗК (позже ГКН) кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 признаются судом незаконными.
При этом суд находит подлежащим удовлетворению и требование заявителя об устранении нарушения его прав и законных интересов путём возложения на Управление Роснедвижимости обязанности исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050205:9, 55:36:14 02 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238.
Доводы заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве на заявление, а также доводы третьих лиц подлежат отклонению на основании изложенных норм права.
При обращении в суд с заявлением Обществом по платёжному поручению от 26.12.2008 № 2148 уплачена государственная пошлина в сумме 4000 руб. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 НК РФ.
По положениям части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы, к которым согласно статье 101 АПК РФ отнесена государственная пошлина.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах расходы, понесённые Обществом по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб., подлежат взысканию в его пользу с Управления Роснедвижимости по Омской области как со стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Омской области именем Российской Федерации
РЕШИЛ:
Удовлетворить полностью требования Общества с ограниченной ответственностью «Региональная сеть АЗС» г. Омска к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о:
1) признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по присвоению земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:14 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 пятой группы видов разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, совершённых 24 06.2007 посредством издания Приказа № 78;
2) признании незаконными действий Управления Роснедвижимости, совершённых 27.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленного для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенного на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп.;
- земельного участка площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп.;
- земельного участка площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп.;
- земельного участка площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп.;
об обязании Управления Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленного для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенного на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп.;
- земельного участка площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп.;
- земельного участка площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп.;
- земельного участка площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп.
Признать незаконными, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Правилам проведения государственной оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.05.2007 № 215:
1) действия, совершённые Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по присвоению земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:14 02:85, 55:36:12 01 01:3021, 55:36:04 01 12:238 пятой группы видов разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, совершённые 24 06.2007 посредством издания Приказа № 78;
2) действия Управления Роснедвижимости, совершённые 27.12.2007, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленного для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенного на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп.;
- земельного участка площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп.;
- земельного участка площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп.;
- земельного участка площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп.
Обязать Управление Роснедвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 1357 кв.м., с кадастровым номером 55:36:050205:9, предоставленного для общественно-деловых целей под здание (автозаправочная станция), расположенного на землях населённых пунктов относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 716 335 руб. 36 коп.;
- земельного участка площадью 2089 кв.м., с кадастровым номером 55:36:14 02 02:85, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 5 471 905 руб. 71 коп.;
- земельного участка площадью 1041 кв.м., с кадастровым номером 55:36:12 01 01:3021, предоставленного для общественно-деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 4 397 059 руб. 08 коп.;
- земельного участка площадью 3437 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 12:238, предоставленного для общественно-деловых целей под строение, расположенного на землях населённых пунктов относительно здания АЗС, имеющего почтовый адрес: <...>, в размере 12 719 443 руб. 38 коп.
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, имеющего местонахождение: 644099, <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Региональная сеть АЗС», зарегистрированного в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Центральному административному округу г. Омска 26.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 10555504136852, о чём выдано свидетельство серии 55 № 002774275, имеющего местонахождение: 644010, <...> руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления по платёжному поручению от 26.12.2008 № 2148.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, д. 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
Судья В.И. Чернышёв
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru