ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8054/19 от 30.07.2019 АС Омской области

РЕШЕНИЕ

город Омск

июля 2019 года

№ дела А46-8054/2019

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Солодкевича И.М. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Страхолетовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, состоявшемся 23 июля 2019 года, дело по заявлениям к Управлению Федерального казначейства по Омской области (основной государственный регистрационный номер 1025500741530, идентификационный номер налогоплательщика 5503029414, место нахождения: 644099, <...>):

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Администрации Муромцевского муниципального района Омской области (основной государственный регистрационный номер 1025501768720, идентификационный номер налогоплательщика 5522001220 место нахождения: 646430, Омская область, Муромцевский район, рабочий <...>), общества с ограниченной ответственностью «Колхоз Чопозова» (основной государственный регистрационный номер 1125510000076, идентификационный номер налогоплательщика 5522007127, место нахождения: 646448, <...>),

при участии в судебном заседании:

от Управления сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области – ФИО1 (постановление № 9-п (лс) от 29.12.2018, паспорт), ФИО2 (доверенность от 19.06.2019 сроком действия до 31.12.2019, паспорт);

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – ФИО3 (доверенность от 12.09.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение);

от Управления Федерального казначейства по Омской области – Зимы Ю.Р. (доверенность от 31.08.2017 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение), ФИО4 (доверенность от 22.07.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение), ФИО5 (доверенность от 24.08.2018 сроком действия до 31.12.2019, паспорт);

от Администрации Муромцевского муниципального района Омской области – ФИО6 (доверенность от 08.02.2019 сроком действия до 31.12.2020, паспорт),

установил:

Управление сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области (далее также – Муромцевское управление сельского хозяйства, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее также – УФК по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания
№ 52-22-11/428 от 29.01.2019.

На основании данного заявления определением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2019 возбуждено производство № А46-8054/2019.

В Арбитражный суд Омской области к УФК по Омской области заявление подано и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее также – Минсельхозпрод Омской области, заявитель, министерство) о признании недействительным представления № 52-22-11/811 от 13.02.2019. Оно определением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2015 принято к производству № А46-9041/2019. К участию в означенном деле в процессуальном положении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 18.06.2019 привлечены Администрация Муромцевского муниципального района Омской области (далее – администрация) и общество с ограниченной ответственностью «Колхоз Чопозова» (далее – ООО «Колхоз Чопозова»).

Определением от 27.06.2019 дела № А46-8054/2019, № А46-9041/2019 объединены для совместного рассмотрения в одно производство (№ А46-8054/2019).

В судебном заседании требования Муромцевским управлением сельского хозяйства и Минсельхозпродом Омской области поддержаны по основаниям, приведённым в заявлениях, УФК по Омской области – не признаны по мотивам, отражённым в отзывах. Администрацией разделена позиция заявителей. ООО «Колхоз Чопозова», извещённым в силу частей 1, 2, 4, 6 статьи 121, части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о процессе надлежащим образом, в судебном заседании участие не принято, в связи с чем оно проведено в его отсутствии (часть 5 статьи 156 АПК РФ).

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участвующих лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Приказом УФК по Омской области № 83-кд от 28.11.2018 со ссылкой на пункт 5, подпункт «в» пункта 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092 (далее – Правила № 1092), назначена внеплановая выездная проверка использования Муромцевским управлением сельского хозяйства субсидий, предоставленных из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителем в области растениеводства за 2016, 2017 гг.

По итогам данной проверки 02.12.2018 составлен акт, а 29.01.2019 выдано предписание № 52-22-11/428, каким от Муромцевского управления сельского хозяйства потребовано устранить посредством возврата в Минсельхозпрод Омской области 1 662 083 р. 64 к. субсидии, предоставленной в 2017 г. из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпункта 4 пункта 10 Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оказание сельскохозяйственным производителям несвязанной поддержки в области растениеводства, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 15 февраля 2017 года № 33-п (далее – Порядок № 33-п), подпункта 3 пункта 5 Порядка предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утверждённого постановлением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 19 апреля 2017 года № 113-п (далее – Порядок № 113-п), пунктов 5.1.2, 5.1.3 соглашения № 3 от 20.04.2017, выразившееся в неправомерном использовании средств субсидии, выданной из федерального бюджета, ввиду её выплаты ООО «Колхоз Чопозова» без условия о сохранении им в 2017 г. размера посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами, не менее имевшегося в 2016 г.

Ранее приказом УФК по Омской области № 56-кд от 01.08.2018 в соответствии с планом контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2018 г. и пунктами 4, 29 Правил № 1092 назначена выездная проверка использования Минсельхозпродом Омской области субсидий, предоставленных из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителем в области растениеводства за 2016, 2017 гг.

По результатам этой проверки 29.12.2018 составлен акт, Минсельхозпроду Омской области 13.02.2019 внесено представление № 52-22-11/811, обязывающее рассмотреть и принять меры по устранению причин и условий:

– нарушения статьи 162 БК РФ, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 4.3.3 соглашения № 082-08-280 от 16.02.2017, проявившееся в недостижении значения показателей результативности предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2017 г. на 0,73 %;

– нарушения подпункта 10 пункта 1 статьи 158, статьи 162 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 2.1.1 соглашения № 31 от 28.03.2017, обнаружившегося в ненадлежащем осуществлении полномочий по контролю за соблюдением получателями межбюджетных субсидий условий их получения, что повлекло неправомерное их использование в 2017 г. сумме 2 039 116 р. 23 к.

Муромцевское управление сельского хозяйства и Минсельхозпрод Омской области, не согласившись с предписанием № 52-22-11/428 от 29.01.2019 и представлением № 52-22-11/811 от 13.02.2019 соответственно, обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлениями о признании их незаконными.

Муромцевским управлением сельского хозяйства указано на соблюдение ООО «Колхоз Чопозова» условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктом 4 пункта 10 Порядка № 113-п, соглашением № 3 от 20.04.2017, к каким отнесено сохранение площади пашни, а не посевных площадей, занятых сельскохозяйственными культурами.

Минсельхозпродом Омской области, напротив, объявлено, что пунктом 5 Порядка № 113-п, приложением № 1 к соглашению № 3 от 20.04.2017 закреплена обязанность по сохранению ООО «Колхоз Чопозова» «размера посевных площадей», поэтому министерством, как главным распорядителем средств, выделенных Муромцевскому муниципальному району Омской области, обязанность по контролю за условиями их использования выполнена надлежащим образом. Сумма субсидии, подлежащая возврату, подлежит исчислению в соответствии с пунктом 12 Порядка № 113-п и составляет 304 805 р. 36 к. против 2 039 116 р. 23 к.

УФК по Омской области доводы заявителей найдены ошибочными по мотивам, отражённым в актах проверок, Администрация присоединилась к суждениям заявителей.

Суд оставляет требования Муромцевского управления сельского хозяйства и Минсельхозпрода Омской области без удовлетворения, основываясь на следующем.

Из материалов дела следует, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) и правительством Омской области, представленным Минсельхозпродом Омской области, 16.02.2017 заключено соглашение
№ 082-08-280, в соответствии с которым Минсельхозом России из федерального бюджета предоставлена в 2017 г. бюджету Омской области субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства под условием, в том числе, обеспечения Минсельхозпродом Омской области достижения значений результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных приложением № 2 к соглашению (пункт 4.3.3). Названным приложением, в числе прочих показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, предусмотрено сохранение размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в Омской области (3 732,3 тыс. га).

Минсельхозпродом Омской области и Администрацией Муромцевского муниципального района Омской области 28.03.2017 заключено соглашение № 31-субсидия, каким согласовано предоставление в 2017 г. Муромцевскому муниципальному району Омской области субвенций на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, где Минсельхозпрод Омской области закрепил за собой обязанность производить контроль за осуществлением администрацией использования финансовых средств на цели, для которых они выделены (пункт 2.1.3), администрация – обеспечивать достижение значений целевых показателей эффективности предоставления субвенции, установленных приложением № 2 к данному соглашению. В приложении № 2 к означенному соглашению также упомянут такой показатель результативности, должный к достижению, как размер посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, равный в районе 70,506 тыс. га.

Муромцевским управлением сельского хозяйства и ООО «Колхоз Чопозова» 20.04.2017 заключено соглашение № 3, коим предусмотрено обязательство первого рассмотреть в порядке, установленном Порядком № 113-п, представленные вторым для получения субсидии документы (пункт 5.1.1), обеспечить её предоставление при соблюдении им условий её выдачи (пункт 5.1.2), установить в приложении № 1 к соглашению показатели результативности (пункт 5.1.3), требуемые к достижению. В приложении № 1 к соглашению отражено наличие у ООО «Колхоз Чопозова» в 2016 г. посевной площади в 27 922 га при отсутствии площадей, занятых парами, намерение его в 2017 г. занять под сев зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, 22 422 га, оставив под парами 5 550 га.

ООО «Колхоз Чопозова» на основании этого соглашения и приказа Муромцевского управления сельского хозяйства № 5 от 21.04.2017 предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 14 048 677 р. 41 к., в том числе: 11 451 076 р. 96 к. – из федерального бюджета, 2 597 600 р. 45 к. – из бюджета Омской области.

Согласно сведениям об итогах сева под урожай 2017 г. площадь, занятая ООО «Колхоз Чопозова» зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, показана в 24 622 га, а парами – 3 300 га.

В силу пункта 1 статьи 138 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим – пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в соответствии с которыми последовало предоставление РФ рассматриваемых денежных средств как субсидии Омской области, Омской областью – Муромцевскому муниципальному району Омской области их как субвенции, а в последующем Муромцевским управлением сельского хозяйства – ООО «Колхоз Чопозова» как субсидии. Им (Правилам № 1431) должны быть подчинены (соответствовать) нормативные правовые акты, регламентирующие условия предоставления и использования денежных средств, выделенных РФ и субъектом РФ для оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

Подпунктом «а» пункта 2 Правил № 1431 определена цель поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей – сохранение посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, что проявляется в использовании в Правилах № 1431 как желаемой и субсидируемой единицы (величины) этого показателя.

В соответствии с нормативными предписаниями для получения субсидии (далее субвенции) постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 252-п утверждена Государственная программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области», включающая подпрограмму «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», составной частью которого объявлено мероприятие № 13 «Оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства», принят
Порядок № 33-п, дозволяющий (пункт 7) органам местного самоуправления определять порядок предоставления субсидии её получателям при соблюдении Порядка № 33-п. В подпункте 1 пункта 11 Порядка № 33-п повторено содержание подпункта «а» пункта 2 Правил № 1431.

Муромцевским муниципальным районом принята программа «Развитие экономического потенциала» (постановление Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 25 октября 2013 года № 568-п), частью которой является подпрограмма «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», мероприятие № 6 «Оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства», принят Порядок № 133-п.

Порядок № 133-п при заключении соглашения № 5 от 21.04.2017, вопреки подпункту «а» пункта 2 Правил № 1431, подпункту 1 пункта 11 Порядка № 33-п, не предусматривал такое условие предоставление субсидии ООО «Колхоз Чопозова» (показатель результативности), как сохранение размера посевных площадей, что повлекло выдачу последнему субсидии, рассчитанной исходя из размера площади, в том числе незанятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, что правомерно квалифицировано УФК по Омской области как нарушение пункта 2 статьи 78 БК РФ и повлекло использование такой меры реагирования как предписания № 52-22-11/428 от 29.01.2019 (статья 269.2, пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).

Буквальное толкование «размер площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами» не позволяет считать состоятельным позицию администрации и подчинённого её Муромцевского управления сельского хозяйства, состоящую в том, что в состав этой площади подлежит включению площадь, оставленная под пары. При этом, по верному замечанию заинтересованного лица, возникновение в 2017 г. чрезвычайной ситуации, не позволившей ООО «Колхоз Чопозова» достичь иные показатели результативности, не находятся в причинно-следственной связи ни с поведением Муромцевского управления сельского хозяйства, предшествовавшем предоставлению субсидии, ни к основаниям, в силу которых её выдача признана УФК по Омской области отвечающей рассматриваемому условию её предоставления. Возражения заявителей относительно размера субсидии, предложенной к возврату оспоренным им предписанием, безосновательны ввиду того, что при формировании утверждения об этом, как верно отмечено заинтересованным лицом, во внимание приняты нормы Порядка № 113-п, регулирующие исчисление субсидии, подлежащей возврату сельскохозяйственным товаропроизводителем при нарушении условий её предоставления, тогда как в настоящем случае нарушение совершение лицом, её выдавшим.

Обязанность по обеспечению контроля за условиями, целями и порядком предоставления и использования субсидии, возложена на Минсельхозпрод Омской области (подпункт 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункт 2.1.3 соглашения № 31-субсидия от 28.03.2017), но в результате бездействия поименованного органа исполнительной власти Омской области в Порядок № 133-п были внесены изменения, не отвечающие названным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что обусловило выдачу ООО «Колхоз Чопозова» субсидии без учёта последних, недостижение требуемого показателя результативности, в чём УФК по Омской области обоснованно усмотрено нарушение бюджетного законодательства РФ и правомерно повлекло вручение Минсельхозпроду Омской области представления № 52-22-11/811 от 13.02.2019 как меры реагирования на него (статья 269.2, пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации,

решил:

требование Управления сельского хозяйства Администрации Муромцевского муниципального района Омской области к Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании незаконным и отмене предписания № 52-22-11/428 от 29.01.2019 как не соответствующего Порядку предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утверждённому постановлением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 19 апреля 2017 года № 113-п, оставить без удовлетворения.

Требование Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области к Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании недействительным представления № 52-22-11/811 от 13.02.2019 как не соответствующего Порядку предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утверждённому постановлением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 19 апреля 2017 года № 113-п, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, <...> Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                     И.М. Солодкевич