ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8067/2021 от 03.12.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

декабря 2021 года

№ дела

А46-8067/2021

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 03 декабря 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Козловой Наталии Николаевны (ИНН 410024177 , ОГРНИП 554300037682 ) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 4252261 , ОГРН 7700255284 ) о признании незаконными действий, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области                                  (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), общества с ограниченной ответственностью «Многофункциональная строительная компания» (ИНН 5506221846,                                         ОГРН 1125543032394), Раух Екатерины Александровны, -

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – ФИО3 по доверенности от 15.02.2021, личность удостоверена паспортом РФ, допущен;

от заинтересованного лица (посредством веб-конференции) – ФИО4 по доверенности от 17.06.2021 № 207/4/44/д личность удостоверена паспортом, допущена;

от третьих лиц – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предпринимателя ФИО1 (далее –                     ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России, заинтересованное лицо), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Департамента военного имущества Минобороны Россиипо включению в карту (план) запретной зоны военного объекта – войсковой части 58661-59 Минобороны России земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782, обязании Минобороны России внести изменения в карту (план) путем исключения из указанной карты земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782 и направить в Управление Росреестра по Омской области сведения об исключении из границы зоны с особыми условиями использования территории земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782, площадью 32 790 кв.м, в городе Омске.

Определением от 18.05.2021 указанное исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 20.07.2021.

09.06.2021 в материалы дела посредством системы подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр» от Управления Росреестра по Омской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором, в том числе указано на необходимость изменения процессуального статуса в настоящем деле на третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением Арбитражного суда Омской области от 20.07.2021 дело признано подготовленным, назначено к рассмотрению в судебном заседании на 01.09.2021, Управление Росреестра по Омской области исключено из числа заинтересованных лиц и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

22.07.2021 в материалы дела в электронном виде от Минобороны России поступило ходатайство о передаче настоящего дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.

Определением Арбитражного суда Омской области от 01.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Многофункциональная строительная компания» (далее – ООО «МСК», Общество, третье лицо) и ФИО2 (далее – ФИО2, третье лицо), заинтересованному лицу предложено представить протокол заседания межведомственной комиссии Минобороны России, на основании которого установлена охранная зона войсковой части 58661-59 (2018 год), дело назначено к судебному разбирательству на 13.10.2021.

07.10.2021 в материалы дела посредством сервиса подачи документов в электронном виде «Мой Арбитр» от ООО «МСК» поступил отзыв на заявление, в котором третье лицо доводы заявителя поддержало.

13.10.2021 в суд от Минобороны России поступили отзыв, в котором заинтересованное лицо просило суд отказать в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, и ходатайство о направлении дела на рассмотрение по компетенции в суд общей юрисдикции.

Протокольным определением от 13.10.2021 рассмотрение дела отложено на 03.12.2021 в связи с удовлетворением ходатайства Минобороны России, которое обязалось предоставить протокол заседания межведомственной комиссии Минобороны России, на основании которого установлена охранная зона войсковой части 58661-59 (2018 год).

В материалы дела ИП ФИО1 представлены: 08.11.2021 - отзыв на ходатайство  заинтересованного лица и дополнительные доводы к заявлению, 01.12.2021 – дополнительные доказательства.

В судебном заседании, состоявшемся 03.12.2021, представитель заявителя представил заключение кадастрового инженера относительно определения правильности установления охранной зоны военного объекта, просил суд заявленное требование удовлетворить, в удовлетворении ходатайств о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы и о направлении дела в суд общей юрисдикции отказать.

Представитель Минобороны России поддержал заявленные ходатайства, возражал относительно обоснованности заявления, протокол заседания комиссии не предоставил.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения дела,  своих представителей в суд не направили, каких-либо ходатайств не заявили.

Информация о рассмотрении дела в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса на основании статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, выслушав позицию участвующих в деле лиц, присутствующих в судебном заседании, суд установил следующее.

Как указал истец, ИП ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782 площадью 32 790 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: ориентир - одноэтажное кирпичное строение, расположенное по адресу: <...>.

Согласно решению Омского городского Совета от 22.07.2015 № 366 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённые решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201» означенный земельный участок отнесён к территориальной зоне Ж-4 (Ж4-2834) - зона жилой застройки высокой этажности.

Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 21.02.2017 № 385 утверждён градостроительный план указанного земельного участка.

Основным видом деятельности предпринимателя, указанным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, является аренда и управление собственным имуществом.

Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120308:4782 площадью 32 790 кв.м передан ИП ФИО1 (арендодатель) в аренду ООО «МСК» для осуществления комплексной застройки по договору, которым предусмотрено вознаграждение арендодателя в сумме 149 835 000 руб. путем получения построенными жилыми помещениями (квартирами) в размере 10 процентов от построенного жилья, но не менее суммы арендной платы, указанной в договоре аренды.

Администрацией города Омска выдано разрешение на строительство.

В феврале 2021 собственник спорного земельного участка получил уведомление из Управления Росреестра Омской области о том, что земельный участок включен в границы зоны с особыми условиями использования территории (реестровый номер 55:36-6.2638) на основании решения Минобороны России.

Реквизиты документа-основания: Приказ об установлении зон с особыми условиями использования земель в отношении военных объектов 1062 центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа от 24.09.2018 № 674 выдан: Минобороны России;

Содержание ограничения (обременения): на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: а) проживание и (или) нахождение физических лиц; б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его;

Реестровый номер границы: 55:36-6.2638;

Вид объекта реестра границ: Зона с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ);

Вид зоны по документу: Охранная зона военного объекта войсковой части 58661-59                   (г. Омск);

Тип зоны: Иная ЗОУИТ.

В адрес Минобороны России собственниками земельного участка была направлена претензия от 26.02.2021 с требованием принять решение об исключении указанного земельного участка из границы ЗОУИТ либо осуществить выкуп данного земельного участка по его кадастровой стоимости в соответствии со статьей 107 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Минобороны России в ответах (от 17.03.2021 и от 26.04.2021) на указанное письмо требование не удовлетворило.

Как указал заявитель, протокол заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015          № 1/МК и Приказ Минобороны России от 24.09.2018 № 674 «Об установлении зон с особыми условиями использования территории» (далее – Приказ № 674) не содержат указания о включении в границы ЗОУИТ земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782 площадью 32 790 кв.м в городе Омске, следовательно, Департаментом военного имущества Минобороны Россиибыли незаконно осуществлены действия по включению в карту (план) охранной зоны воинской части 58661-59 земельного участка заявителя.

Действия Минобороны России, как уполномоченного органа в лице своего структурного подразделения, Департамента военного имущества Минобороны России, по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - войсковой части 58661-59 - принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номерам 55:36:120308:4782  подлежат оспариванию в порядке статьи 24 АПК РФ.

При этом подготовка Минобороны России текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории посредством обращения к подрядной организации не исключает ответственности заинтересованного лица за содержание описаний местоположения границ зоны.

Земельный участок, принадлежащей заявителю не ограничен в обороте, не изъят в установленном законе порядке в пользу государственных или муниципальных нужд, и наличие обременения земельного участка предпринимателя в виде охранной зоны воинской части означает, что воинская часть фактически может использовать по своему усмотрению половину земельного участка, принадлежащего ИП ФИО1, что нарушает ее права как собственника.

Поскольку в результате совершения заинтересованным лицом незаконных действий по включению земельного участка заявителя с кадастровым номером 55:36:120308:4782 в границы запретной зоны военного объекта - войсковой части 58661-59 Минобороны России - незаконно ограничены права собственника земельного участка, постольку предприниматель обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд с настоящим иском.

По мнению ИП ФИО1, Минобороны не доказано, что установление охранной зоны в отношении земельного участка заявителя явилось следствием необходимости обеспечения безопасности государства, сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и противодействие иностранным техническим разведкам; обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности эксплуатации военных объектов и т.д.

В соответствии с пунктом 6 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее - Положение № 405), для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

В воинской части 58661-59 внешнее ограждение присутствует, поименовано вышкой со знаком «Запретная зона» и находится на значительном расстоянии от земельного участка предпринимателя, что позволяет сделать вывод о неправильной установке границ охранной зоны.

В подтверждение своих доводов заявитель предоставил для приобщения к материалам дела заключение специалиста № 30/10-21 от 30.10.2021, выполненное ООО «ГрандКадастр» в лице кадастрового инженера ФИО5 с целью обследования земельного участка и определения правильности установления охранной зоны военного объекта - войсковой части 58661-59 (г. Омск), реестровый номер: 55:36-6.2638.

Выводы данного заключения следующие:

1) На территории войсковой части 58661-59 фактически на местности располагается ограждение.

2) В связи с тем, что войсковая часть 58661-59 имеет ограждение, можно сделать вывод, что охранная зона военного объекта войсковой части 58661-59 (г. Омск), реестровый номер: 55:36-6.2638, сформирована неверно, а именно: не по внешнему ограждению территории военного объекта, а от границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:3012.

3) Ширина охранной зоны в некоторых местах превышает 100 м, в связи с чем площадь учетной части с кадастровым номером 55:36:120308:4782/1 могла быть определена неверно и площадь ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ и данной охранной зоной также могла быть определена неверно.

ООО «МСК», поддержав требования заявителя, пояснило следующее.

С 2016 по настоящее время третье лицо является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782 (далее - земельный участок) с видом разрешенного использования - многоквартирные жилые дома средней этажности (5-10 этажей), многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более) - для объектов жилой застройки.

Земельный участок передан во владение и пользование Обществу для строительства нескольких многоквартирных жилых домов, образующих микрорайон.

ООО «МСК», совместно с привлеченными субподрядчиками, проведены работы по освоению земельного участка, а именно: расчистка земельного участка, обустройство котлована, дорожного покрытия (асфальт); разработана проектная документации по строительству жилых домов (далее - объектов), получено разрешение на строительство.

Собственником земельного участка выполнены мероприятия по устранению препятствий в пользовании земельным участком путем подачи иска о выносе подземного электрического кабеля 10 кВ за территорию земельного участка, рассмотренного Арбитражным судом Омской области в рамках судебного дела № А46-18809/2019.

В настоящее время ведутся переговоры по заключению договоров о технологическом подключении объектов к сетям электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения.

Планируется, что расходы ООО «МСК», связанные с использованием и освоением земельного участка, должны быть компенсированы за счет реализации построенных на указанном участке жилых площадей в многоквартирных домах.

В связи с включением земельного участка в границы ЗОУИТ на основании решения Минобороны России ООО «МСК» не имеет возможности использовать земельный участок по назначению для строительства многоквартирных жилых домов, тем самым вынуждено терпеть убытки.

По мнению третьего лица, при принятии решения введения ограничения в отношении земельного участка 55:36:120308:4782, межведомственная комиссия должна была включить его в перечень земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается и прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков установления охранной зоны военного объекта.

Также Общество обратило внимание суда на то, что заинтересованным лицом в материалы дела не представлены протокол межведомственной комиссии и Приказ № 674 с указанием о включении в границы ЗОУИТ земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782 площадью 32 790 кв.м в городе Омске.

Минобороны России, в свою очередь, возражая относительно заявленных предпринимателем требований, указало следующее.

В соответствии с требованиями пункта 16 Положения № 405 к решению межведомственной комиссии приложено описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах.

Приказом № 674 установлена охранная зона шириной 100 м военного объекта войсковой части 58661-59 (г. Омск) на основании протокола заседания межведомственной комиссии от 08.10.2015 № 1/МК.

Действия по созданию межведомственной комиссии и установлению зон с особыми условиями использования совершены во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».

Таким образом, зона установлена уполномоченным органом, Приказ № 674 принят в пределах предоставленных полномочий.

Спорный земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером 55:36-6.2638 - охранная зона военного объекта войсковой части 58661-59                      (г. Омск), тип: иная зона с особыми условиями использования территории, на основании Приказа № 674.

Военный объект, для которого установлена запретная зона, находится в границах населенного пункта «город Омск».

По смыслу пункта 9 Положения № 405, охранная зона указанного объекта должна быть установлена на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру.

Приказом № 674 зоны с особыми условиями использования земель установлены для нескольких объектов (военных частей), при этом для каждого объекта межведомственной комиссией определены индивидуальные границы таких зон, ширина которых в соответствии с пунктом 7 Положения № 405 определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Спорная зона установлена в соответствии с требованиями закона с целью обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченным органом, границы указанной зоны определены также исходя из требований безопасности и обороноспособности. Изменение границ зон или исключение зоны само по себе не изменит расчетный радиус воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций, определенный компетентным органом.

По мнению заинтересованного лица, заявителем не доказано наличие нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской (иной экономической деятельности) во взаимосвязи с оспариваемыми действиями заинтересованного лица.

При этом следует учесть, что земельный участок, частично находящийся в границах ЗОУИТ, передан по договору аренды Обществу, которое участок получило по акту приема-передачи.

При указанных обстоятельствах доказательства нарушения законных интересов                    ИП ФИО1 оспариваемыми действиями заинтересованного лица отсутствуют.

Ограничения, установленные пунктом 10 Постановления № 405, в отношении территории охранной зоны военного объекта носят запретный характер без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект.

Доказательств обращения за получением такого разрешения к уполномоченному органу со стороны предпринимателя не представлено, обращения заявителя в Минобороны России касаются только принятия решения об исключении ЗОУИТ, а не получения специального разрешения на застройку земельного участка.

Согласно части 1 статьи 64, статьям 71, 168 АПК РФ, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Исследовав и оценив предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.

Согласно статье 12 ГК РФ, к способам защиты гражданских прав относятся восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ,                   пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц указанное решение должно быть признано не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и должно нарушать права и законные интересы заявителя.

Разрешение вопроса о законности или незаконности (недействительности) оспариваемого ненормативного акта, действий, бездействия публичных органов и нарушения им прав и законных интересов заявителя зависит от правового регулирования правоотношений и установленных по конкретному делу обстоятельств.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, без каких либо ограничений.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

В силу части 7 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке, то есть, право на обжалование предоставлено как собственнику земельного участка, так и законному владельцу.

Как следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 104 ЗК РФ, ЗОУИТ устанавливаются, в том числе в целях обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В указанных целях в границах ЗОУИТ устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 ЗК РФ).

Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 7 статьи 93 ЗК РФ, предусматривавший порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования и использования соответствующих земельных участков, признан утратившим силу.

ЗК РФ дополнен главой XIX, вступившей в силу с 04.08.2018, подробно регламентирующей правовое положение зон с особыми условиями использования территорий и закрепляющей, что положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), утверждает Правительство Российской Федерации, в нем должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории (статья 106 ЗК РФ).

В пункте 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведено понятие зоны с особыми условиями использования территорий, к которым отнесены охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 104 ЗК РФ).

Согласно пункту 23 статьи 106 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков. Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в публичных интересах и их установление влечет возникновение ограничений использования земельных участков.

Однако такие ограничения не являются обременением прав на недвижимое имущество в понимании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) и Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22).

Исходя из положений части 6 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, под подлежащим государственной регистрации обременением недвижимого имущества понимаются сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Согласно части 2 статьи 7 Закона о государственной регистрации недвижимости, Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми   условиями   использования   территорий,   территориальных   зон,   границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

При этом сведения об обременениях объектов недвижимости и об ограничениях прав (например, о наложенном аресте) в силу части 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации недвижимости подлежат внесению в реестр прав на недвижимость, тогда как сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (в том числе о границах этих зон) вносятся в реестр границ (часть 1 статьи 10 Закона о государственной регистрации недвижимости).

К числу ЗОУИТ отнесены - зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов (пункт 10 статьи 105 ЗК РФ).

Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением № 405.

В соответствии с пунктом 5 (1) Постановления Правительства № 405, целями установления специальных зон являются: а) обеспечение безопасности государства, сохранность сведений, составляющих государственную тайну, и противодействие иностранным техническим разведкам; б) обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности эксплуатации военных объектов.

Постановлением № 405 определено понятие «охранная зона военного объекта» - территория, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Пунктом 16 Положения № 405 определено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.

В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства (пункт 16 Постановления № 405).

Межведомственная комиссия в целях реализации своих функций запрашивает информацию по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии; заслушивает представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных органов и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции межведомственной комиссии; разрешает разногласия (пункт 17 Постановления № 405).

На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении охранной зоны военного объекта, а также в                               2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ охранной зоны военного объекта с последующим предоставлением в орган кадастрового учета и включением указанных сведений в схему территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства (пункты 21-23 Постановления № 405).

Согласно пункту 2 Положения № 405, «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с Положением № 405 запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

В соответствии с пунктом 19 Положения № 405 в обоснование необходимости установления запретной зоны указываются следующие сведения: а) назначение военного объекта, особенности местоположения военного объекта и его функционирования; б) прогнозируемые негативные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения на военном объекте чрезвычайных ситуаций; в) прогнозируемые последствия воздействия внешних факторов на бесперебойное и безопасное функционирования военного объекта; г) пространственные параметры запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, которые предлагается установить, на основании описания местоположения границ на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее; д) перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается; е) прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

Указанные сведения подлежат обязательному отражению в Протоколе заседания межведомственной комиссии.

Согласно пункту 6 Положения № 405, для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

Пунктом 12 Положения № 405 установлено, что на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Судом установлено, что права собственника спорного земельного участка, указанные в статье 263 ГК РФ, с связи с установлением заинтересованным лицом запретной зоны и, соответственно, запретом на строительство объектов капитального строительства и проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ ограничены.

В нарушение пункта 19 Положения № 405 протокол заседания межведомственной комиссии Минобороны России и Приказ № 674 не содержат указания на земельный участок предпринимателя, как на земельный участок, пользование которым собственниками ограничивается.

Заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что установление охранной зоны в отношении земельного участка ИП ФИО1 явилось следствием необходимости обеспечения безопасности государства, сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и противодействие иностранным техническим разведкам; обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности эксплуатации военных объектов и т.д.

Кроме того, Минобороны России в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не предоставлены суду Приказ № 674 и протокол заседания межведомственной комиссии Минобороны России, на основании которого установлена охранная зона войсковой части 58661-59 (2018 год), предложения суда по предоставлению протокола заседания не исполнены.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Из представленных в материалы дела документов следует, что при установке границ охранной зоны были допущены ошибки, охранная зона военного объекта войсковой части 58661-59 (г. Омск), реестровый номер: 55:36-6.2638, сформирована неверно, а именно: не по внешнему ограждению территории военного объекта (пункт 6 Положения № 405), а от границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:3012.

Указанное выше свидетельствует о том, что действия Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - войсковой части 58661-59 Минобороны России - земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782 являются незаконными, нарушающими права заявителя, как собственника данного земельного участка, в связи с чем заявленные ИП ФИО1 требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о передаче настоящего дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, обоснованное тем, что юридическим адресом Минобороны России является: 119160, <...>.

Рассмотрев данное ходатайство, суд не нашел основание для его удовлетворения в связи со следующим.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

Как следует из разъяснений данных в пункте 2 Постановления № 10/22, к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Таким образом, в настоящем случае отсутствуют основания для передачи дела по подсудности, дело принято Арбитражным судом Омской области к своему производству с соблюдением правил подсудности.

Также Минобороны России заявлено ходатайство о передаче дела № А46-8067/2021 на рассмотрение по компетенции в суд общей юрисдикции, которое обосновано следующим.

Определяя компетенцию спора Арбитражному суду Омской области, заявитель лишь указал на свой статус индивидуального предпринимателя, не аргументируя при этом в чем конкретно нарушены его экономические и предпринимательские интересы.

Спорный земельный участок находится в общей долевой собственности                               ИП ФИО1 и ФИО2

Вещные права зарегистрированы установленным порядком, что подтверждается представленной в дело выпиской из ЕГРН.

Земельный участок по договору аренды передан собственниками ООО «МСК» во временное владение и пользование для размещения многоквартирных жилых домов за определенную плату, что подтверждается актом приема-передачи недвижимого имущества

При этом договор аренды заявитель заключил как физическое лицо, а не индивидуальный предприниматель.

В заявлении ИП ФИО1 не приведено обоснования, чем наличие оспариваемой зоны с особыми условиями использования в границах принадлежащего ей земельного участка нарушает ее права как предпринимателя, какую конкретно экономическую деятельность она осуществляет на земельном участке, и ведение такой деятельности воспрепятствует оспариваемые действия заинтересованного лица.

Суд, рассмотрев ходатайство о передаче настоящего спора в суд общей юрисдикции, отклоняет его по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель обладает статусом индивидуального предпринимателя, в связи с чем настоящий спор, инициированный  ИП ФИО1 к Минобороны России в связи с нарушением прав как собственника земельного участка (не связанного с лишением владения), принят арбитражным судом к рассмотрению.

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Как указано заявителем, ИП ФИО1, передавая земельный участок в аренду для осуществления комплексной застройки и намереваясь получить прибыль, осуществляет предпринимательскую деятельность.

Кроме того, обязанность предпринимателя заключать договор аренды именно в качестве индивидуального предпринимателя не предусмотрена ни  главой 27 части первой ГК РФ, ни главой 34 части второй ГК РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ходатайство заинтересованного лица о передаче дела в суд общей юрисдикции следует оставить без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 9  АПК РФ, в которой определен общий порядок разрешения вопросов о судебных расходах.

Предпринимателем при подаче в арбитражный суд настоящего заявления уплачена в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из положений пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», судебный акт принят не в пользу государственного органа расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению Минобороны России в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 39, 101, 110, 121, 123, 156, 167-170, 174, 176, 177, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление индивидуального предпринимателя ФИО1                          (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - войсковой части 58661-59 Министерства обороны Российской Федерации                          (ИНН <***>, ОГРН <***>) - земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации (ИНН <***>,                               ОГРН <***>) в течение 10 дней с даты вступления решения суда законную силу внести изменения в карту (план) путем исключения из указанной карты земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782 и направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области                                   (ИНН <***>, ОГРН <***>) сведения об исключении из границы зоны с особыми условиями использования территории земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:4782, площадью 32 790 кв.м в городе Омске.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>,                     ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении заявлений Министерства обороны Российской Федерации                             (ИНН <***>, ОГРН <***>) о передаче дела № А46-8067/2021 по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, а также о направлении дела № А46-8067/2021 в суд общей юрисдикции отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Отказ в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности может быть обжалован в десятидневный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размеще ния на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                           А.Е. Колмогорова