ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8158/20 от 23.11.2020 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

ноября 2020 года

№ дела

А46-8158/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 ноября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Уховой Л.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серёгиной З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» (ИНН <***>, ОГРН <***>), о взыскании 80 234 руб. 07 коп.,

в судебном заседании приняли участие:

от истца – представитель ФИО1 по доверенности от 06.12.2019 № 8158-ИП/04;

от ответчика – представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 № ИСК-ДИО/35;

от третьего лица – представитель ФИО3 по доверенности от 09.01.2020 № 1-1/20,

У С Т А Н О В И Л:

муниципальное предприятие города Омска «Тепловая компания» (далее - МП г. Омска «Тепловая компания», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 80 234 руб. 07 коп. задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии в период с 16.11.2019 по 31.12.2019, а также 82 руб. 50 коп. судебных расходов.

Определением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2020 исковое заявление принято к производству с дальнейшим рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования.

На основании определения от 07.07.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, в связи с необходимостью исследования дополнительных доказательств по делу.

Определением от 08.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение города Омска «Центр содержания и хранения имущества» (далее – БУ г. Омска «ЦСХИ»).

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление от 08.10.2020.

Как следует из материалов дела, 08.10.2019 МП г. Омска составлен акт на подключение к источнику теплоснабжения водонасосной станции и водомерного узла, расположенных по адресу: <...> Ракетных войск, д. 214, фактическая дата подключения абонента 04.10.2019.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ Омск Омской области», в соответствии с актами № 1834, № 1845, № 1909 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 16.01.2018, федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передало недвижимое имущество - водонасосная станция и водомерный узел, расположенные по адресу: г. Омск, и. Степной, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 214, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска.

31.01.2020 МП г. Омска «Тепловая компания» составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, согласно которому на момент составления акта приборов учета не выявлено, договор теплоснабжения между сторонами не подписан.

По расчету истца, объем бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 16.11.2019 по 31.12.2019 – 29,63 Гкал. Размер убытков, заявленный к взысканию за спорный период, с учетом НДС составил 80 234 руб. 07 коп.

Истцом в адрес Департамента была направлена претензия № 1289-ИП от 28.02.2020 с требованием оплатить образовавшиеся убытки, счет на оплату 215 от 26.02.2020, данная претензия оставлена ответчиком без исполнения.

Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате убытков послужило основанием для подачи настоящего искового заявления в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

По правилам статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статья 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»).

Как следует из пункта 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений истца с ответчиком, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя - собственника объекта от обязанности возместить стоимость отпущенной энергии.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения, а также определение прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. При этом в силу пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии признается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно пункту 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Доводы ответчика об отсутствии у Департамента оснований для оплаты бездоговорного потребления тепловой энергии, в виду недоказанности статуса потребителя тепловой энергии, отсутствия полномочий по распоряжению муниципальной собственностью,  а также наличия специализированной организации - БУ г. Омска «ЦСХИ», которая на основании муниципального задания осуществляет оплату коммунальных услуг в отношении нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Омска, судом отклоняется по следующим основаниям.

Факт нахождения в муниципальной собственности спорных объектов - водонасосная станция и водомерный узел, расположенных по адресу: г. Омск, и. Степной, ул. 40 лет Ракетных войск, д. 214, подтверждается материалами дела (выписка из Реестра муниципального имущества города Омска от 12.08.2019, акт о приемке-передаче объектов нефинансовых активов от 14.09.2017 № 1834) и не оспаривается ответчиком.

Кроме того, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства включения данных объектов в муниципальное задание на выполнение муниципальных работ на 2019 год для БУ г. Омска «ЦСХИ», либо доказательств передачи в спорный период на законных основаниях данных объектов, а также факт подключения и пользования третьим лицам спорными объектами.

В возражении на отзыв на исковое заявление от 29.10.2020 истец указал, что 19.03.2020 между МП г. Омска «Тепловая компания» и БУ г. Омска «ЦСХИ» был заключен договор энергоснабжения в отношении спорных объектов, стороны распространили действие данного договора на правоотношения, возникшие между ними с 01.01.2020, следовательно, в период с  16.11.2019 по 31.12.2019 у БУ г. Омска «ЦСХИ» отсутствовали законные основания для оплаты потребленной тепловой энергии, соответствующие обязательства также не возникли.

Доказательства фактического использования объектов (потребления тепловой энергии) иным лицом материалы дела не содержат, ответчиком в материалы дела не предоставлено.

На вопросы суда ответчик пояснил, что в спорный период на каком либо праве объекты третьим лицам им не передавались.

В ходе рассмотрения дела судом истребованы дополнительные доказательства из РЭК Омской области.

В соответствии с ответом РЭК Омской области от 16.10.2020 № ИСХ-20/РЭК-5303 на запрос суда, затраты на содержание спорных объектов (водонасосная станция и водомерный узел по адресу: г. Омск, <...> Ракетных войск, д. 2/4) в тарифах ресурсоснабжающих организаций на тепловую энергию на 2019 года не учтены.

В этой связи, оснований для возложения бремени расходов по оплате потребленного  ресурса, на иное лицо, нежели на собственника спорных объектов (водонасосной станции и водомерного узла) у суда не имеется.

В соответствии  со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункт 1, 2 статьи 215 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Омска (далее, Положение), утв. Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, департамент имущественных отношений администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, подчинен и подотчетен Мэру города Омска. Согласно пункту 3 Положения департамент имущественных отношений наделяется правами юридического лица, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.

Согласно подпункту 1 пункта 18 Положения департамент имущественных отношений в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска.

Для осуществления своих функций в соответствии с настоящим Положением департамент имеет право выступать в суде, арбитражном суде и иных органах от имени муниципального образования город Омск по вопросам, отнесённым к компетенции департамента (подпункт 2 пункта 25 Положения).

Согласно части 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

Частью 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.

При выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация или теплосетевая организация составляет акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (часть 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении).

Факт бездоговорного потребления тепловой энергии подтвержден материалами дела, в том числе актом о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) от 31.01.2020, который не оспоренным сторонами.

Доводы Департамента о недоказанности факта поставки тепловой энергии подлежит отклонению, ввиду непредставления в материалы дела обратного.

Согласно пункту 32 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.

В пункте 114 Правил № 1034 установлено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой. В соответствии с методикой осуществляется, в том числе определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии.

Такая методика, утверждена приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, а именно, Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии,  теплоносителя (далее - Методика № 99/пр), согласно пункту 82 которого расчетным путем количество тепловой энергии, теплоносителя определяется за период времени, в течение которого осуществляется бездоговорное потребление, но не более чем за три года.

Расчет объема бездоговорного потребления судом проверен, признан обоснованным, ответчиком не оспорен.

Размер убытков на основании части 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении» (полуторакратный размер стоимости тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления тепловой энергии) заявленный истцом к взысканию составил 80 234 руб. 07 коп.

На основании вышеизложенного требование истца о взыскании 80 234 руб. 07 коп. задолженности подлежит удовлетворению в полном объеме.

Истцом также заявлено ходатайство о взыскании с ответчика почтовых расходов в размере 82 руб. 50 коп., факт несения почтовых расходов подтверждается кассовым чеком «Почта России» РПО № 64409946361418.

Суд находит возможным удовлетворить требование о возмещении почтовых расходов в сумме 82 руб. 50 коп.

При подаче искового заявления в суд МП г. Омска «Тепловая компания» заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины.

Согласно нормам статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Ответчик в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 644024, <...>) в пользу муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 644069, <...>, А) 80 234 руб. 07 коп. задолженности за период с 16.11.2019 по 31.12.2019, а также 82 руб. 50 коп. судебных расходов.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          Л.Д. Ухова