ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-8232/2022 от 25.08.2022 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

01 сентября 2022 года

№ дела

А46-8232/2022

Резолютивная часть решения оглашена 25.08.2022

Полный текст решения изготовлен 01.09.2022

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ширяй И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва - секретарём судебного заседания Курашовой А.Е., после перерыва – помощником судьи Миклуха К.Н.

рассмотрев исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Вектор В» (ИНН 4345295803, ОГРН 1114345001825)

к Главному управлению лесного хозяйства Омской области (ИНН 5503202387, ОГРН 1085543000289)

и обществу с ограниченной ответственностью «Лестрансавто» (ИНН 5535017429, ОГРН 1215500021550)

об оспаривании результатов открытого конкурса на заключение договоров аренды,

в судебном заседании приняли участие:

от общества с ограниченной ответственностью «Вектор В» – Сыкчина О.В. по доверенности от 27.12.2021 (сроком до 31.12.2022), личность удостоверена паспортом,

от Главного управления лесного хозяйства Омской области – Маслова О.А. по доверенности от 10.01.2022 (сроком до 31.12.2022), предъявлено служебное удостоверение,

от общества с ограниченной ответственностью «Лестрансавто» - директор Панфилов В.С., полномочия удостоверены выпиской из ЕГРЮЛ, личность удостоверена паспортом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Вектор В» (далее – истец, Общество, ООО«Вектор В») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (вх. от 17.05.2022 №108474) о признании незаконными решений конкурсной комиссии, созданной Главным управлением лесного хозяйства Омской области (далее – ответчик, ГУЛХ Омской области, Управление), оформленных протоколами заседания комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины от 13.04.2022 № 2 (по извещению от 26.01.2022 № 260122/10873863/01); от 07.04.2022 № 2 (по извещению №280122/10873863/01).

Также истец просил обязать ответчика вынести новые решения, в которых признать ООО «Вектор В» победителем открытого конкурса.

Принимая во внимание, что спор фактически направлен на оспаривание результатов торгов, он подлежит гражданско-правовому регулированию. Спор о признании торгов недействительными не может рассматриваться без участия победителей торгов в качестве ответчиков (соответчиков). При этом привлечение победителя торгов в качестве ответчика в силу части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) осуществляется по инициативе суда, поскольку иное толкование приведёт к невозможности восстановления нарушенных прав истца (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 по делу № А29-506/2014, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.2010 №2814/10).

В судебном заседании, состоявшемся 25.08.2022, суд, руководствуясь положениями пункта 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», привлёк общество с ограниченной ответственностью «Лестрансавто» (далее – ответчик, ООО «Лестрансавто») в качестве соответчика.

Как следует из материалов дела, ООО «Вектор В» оспаривает результаты конкурсных процедур, оформленные протоколами заседания комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины от 13.04.2022 № 2 (по извещению от 26.01.2022 № 260122/10873863/01) и от 07.04.2022 № 2 (по извещению №280122/10873863/01).

Из двух допущенных участников – ООО «Вектор В» и ООО «Лестрансавто», победителем признан последний.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, установлен главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

Согласно частям 1, 2 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного правомочным лицом.

С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Требования к содержанию представляемых документов, порядок и способы подачи заявления о проведении конкурса и приложенных к нему документов, а также требования к их формату, если они подаются в форме электронных документов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 5 статьи 80.1 ЛК РФ).

Порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации (части 6 статьи 80.1 ЛК РФ).

В силу части 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 данной статьи.

Основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются в том числе: несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей статьей (пункт 1); представление заявки на участие в конкурсе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 2 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ, заявление об организации и проведении конкурса (пункт 3) (часть 21 статьи 80.1 ЛКРФ).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 № 303 утверждены Требования к содержанию документов, прилагаемых к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, Порядок и способы подачи указанного заявления и прилагаемых к нему документов, а также Требования к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Приказу № 303 в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя; б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 Порядка; в)дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей; г) местоположение и площадь лесного участка; д) кадастровый номер лесного участка; е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.

Согласно пункту 3 приложения № 1 к Приказу № 303 к заявлению прилагаются следующие документы: а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка; б) расчёт потребности в дополнительном объёме заготовки древесины определённого видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьём объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка; в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).

Так, предметом конкурсов являлось право на заключение договоров аренды. Истец, подавая заявку на участие в конкурсах, рассчитывал на получение права аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины.

Таким образом, реальным интересом заявителя является участие в конкурсе и возможность по его результатам заключить договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Т.е., лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Признание торгов недействительными, соответственно, влечёт недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьёй 167 ГК РФ.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

Лицо может быть признано заинтересованным в оспаривании торгов, если данными торгами прямо нарушены какие-либо его субъективные гражданские права. Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными торгами не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключённой на торгах сделки. Данная позиция соответствует судебной практике и была отражена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2007 № 12496/07, от 16.11.2007 № 14096/07.

Согласно части 7 статьи 80.2 ЛК РФ решение о победителе конкурса принимается в день заседания конкурсной комиссии и оформляется протоколом о результатах конкурса, который подписывается членами конкурсной комиссии, а также утверждается председателем конкурсной комиссии.

Вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка конкурсных предложений заявителей, признанных участниками, осуществляются конкурсной комиссией в соответствии с регламентом работы конкурсной комиссии в порядке, установленном статьями 80.1, 80.2 ЛКРФ, в соответствии с Правилами оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241 (далее - Правила № 241).

Последние определяют порядок оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

В соответствии с пунктом 8 Правил значение критерия, предусмотренного пунктом 2 критериев оценки (Пл), определяется по формуле:

Пл = С / Плщ,где:

С - планируемая стоимость (годовая) произведённых изделийиз древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса (рублей);

Плщ - площадь лесного участка, являющегося предметом конкурса (гектаров).

Т.е. участник конкурса должен рассчитать и указать в своём конкурсном предложении информацию о ежегодной стоимости всего предполагаемого объёма продукции, которую он собирается произвести на имеющемся у него оборудовании (либо информацию, на основании которой такую стоимость можно посчитать).

Однако в конкурсных предложениях заявителя в обоих случаях по критерию 2 в табличной форме приведена информация, среди которой в столбце 10 указана «Цена реализации единицы продукции» в 160 000 руб. на 1 куб.м пиломатериала.

Как пояснило Управление, стоимость произведённого изделия и цена реализации произведённого изделия/единицы продукции это экономические категории, не являющиеся идентичными друг другу.

Стоимость произведённого товара включает в себя все затраты производителя на:

- сырьё и материалы;

- потребляемые ресурсы (электроэнергия для оборудования, бензин для автомобилей при перевозке сырья);

- заработная плата работников;

- производство продукции (амортизация и ремонт оборудования);

- транспортные расходы, реклама и так далее.

Для того, чтобы посчитать стоимость произведённой продукции/товара необходимо применять нормы выработки и нормы расходы сырья, которые на каждом предприятии определяются по каждому конкретному виду оборудования.

Таким образом, стоимость произведенного товара это объективные реальные расходы производителя, которые он понесёт, чтобы получить из растущей в лесу ели (сырьё) пиломатериал хвойных пород (произведённая продукция) в виде, например, обрезной доски или двухкантного бруса.

А цена реализации, помимо всего вышеперечисленного, включает в себя в качестве объективных слагаемых и норму прибыли, и торговую наценку, и НДС (для применяющих системы налогообложения с этим налогом). А вдобавок к объективным параметрам составляющей такой цены является её часть, которая определяется только спросом со стороны покупателей и может быть очень большой.

Таким образом, вместо одного показателя эффективности был указан совсем другой.

Как следствие, конкурсные предложения заявителя по обоим конкурсам не содержали требуемую информацию, на основании которой их можно было бы оценить по критерию 2 из перечня Критериев, утверждённых постановлением № 241.

По мнению, ГУЛХ Омской области, с чем суд соглашается, вместо требуемых данных была представлена другая информация.

Кроме того, как установлено в ходе проверки конкурсной комиссией представленных заявителями данных, у истца нет возможности производить продукцию высокой стоимости. Так, заявителем к заявкам на оба конкурса приложен каталог объектов и оборудования глубокой переработки древесины, в котором указана только пилорама ленточная МПЛ-003. Согласно руководству по эксплуатации данная пилорама предназначена для распиловки брёвен хвойных и лиственных пород различной длины на обрезные и необрезные пиломатериалы (доски) различной толщины, а также брус и полубрус (лафет). Наличие какого-либо иного оборудования, позволяющего производить продукцию с очень высокой стоимостью, например, брус клеенный сухой строганный или модульный паркет, ООО«Вектор В» не указало и документами не подтвердило. Именно пиломатериалы из ели, сосны, кедра, берёзы и осины заявлены ООО «Вектор В» к производству. Стоимость производства таких пиломатериалов исходя из механизма образования продажной цены, как правило, на 15-20% ниже их цены реализации, так как к стоимости прибавляется торговая наценка, норма прибыли, налоги.

С учётом большой разницы между показателями по второму критерию у участников обоих конкурсов конкурной комиссией для лучшего понимания ситуации был проведён анализ ценовой информации на пиломатериалы по породному составу в процессе проведения обоих конкурсов, для чего в течение установленного частью 3 статьи 80.2 ЛК РФ срока конкурсная комиссия запросила и получила указанные сведения от общества с ограниченной ответственностью «Центр судебной экспертизы «Гарант - Эксперт», а также специализированных автономных учреждений Омской области «Тевризский лесхоз» и «Любинский лесхоз».

Принимая во внимание полученную информацию и проведя анализ показателя по критерию 2 конкурсных предложений заявителя, конкурсная комиссия на заседаниях 13.04.2022 по конкурсу № 1 и 27.04.2022 по конкурсу № 2 после оценки и обсуждения конкурсных предложений ООО «Вектор В» приняла вышеуказанные решения о невключении в оценку по 2 критерию предоставленной им информации, что было зафиксировано в протоколах заседания № 2 по обоим конкурсам от указанных дат. Все остальные сведения из конкурсных предложений заявителя были оценены конкурсной комиссией и заявителю были начислены соответствующие баллы.

Целью проведения торгов является соблюдение публичности, открытости и прозрачности предоставления права аренды лесных участков, эффективное использование бюджетных средств, не нарушая принципов добросовестной конкуренции, требований антимонопольного законодательства, запрещающих совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2022 № 307-ЭС22-1637 по делу № А66-2023/2019).

Согласно пункту 3 Правил № 241 оценка конкурсных предложений проводится по каждому конкурсному предложению отдельно в соответствии с критериями, в следующем порядке: а) в соответствии с формулами и требованиями, указанных в пунктах 7, 11, 12 данных правил, определяется количество баллов, присуждаемых по каждому из критериев, содержащихся в конкурсном предложении; б) в соответствии с формулой, указанной в пункте 6, для каждого конкурсного предложения количество баллов, присуждённое по каждому критерию, суммируется; в) для определения победителя конкурса к лучшим конкурсным предложениям относятся конкурсные предложения, которые по результатам оценки в сумме набрали наибольшее количество баллов, рассчитанное и присуждённое по каждому критерию.

При оценке конкурсных предложений использование критериев, не предусмотренных критериями оценки, не допускается (пункт 4 Правил № 241).

К критериям, подлежащим оценке, относятся планируемый объём производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении; планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ.

Из указанных норм следует, что на этапе рассмотрения конкурсных предложений устанавливается соответствие таких предложений требованиям конкурсной документации, проверяются оформление и комплектность необходимых документов. Оценка предложенных условий проводится на основании критериев, определённых в Правилах № 241, которые подлежат обязательной оценке.

Как видно из материалов дела, документация спорного конкурса содержала условия, в соответствии с которыми проводится оценка на основании критериев, утверждённых Правилами № 241.

Условия конкурсной документации ООО «Вектор В» соблюдены не были.

При этом заявленные участниками показатели отличались на порядок.

В таких условиях ГУЛХ Омской области было обязано углубленно исследовать представленные в конкурсном предложении данные, поскольку Управление как уполномоченный орган само заинтересовано в заключении договора по более высокой цене в целях наполняемости бюджета.

При проведении конкурентных процедур организаторы должны руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к остальным участникам конкурса.

В настоящем случае названные принципы ответчиком соблюдены.

Поскольку при установлении формального основания для отклонения заявки истца ГУЛХ Омской области проведены мероприятия по проверке возможности соблюдения договорных обязательств потенциальными контрагентами, постольку результаты проведённых конкурсов являются объективными, направленными на выбор наилучшего и наиболее надёжного арендатора.

Принцип свободы договора является фундаментальным частноправовым принципом, основополагающим началом для организации экономики, его ограничения могут быть допущены лишь в крайних случаях.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзацах 2, 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170 и 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске отказать.

Решение вступает в законную силу и может быть обжаловано через Арбитражный суд Омской области в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, Омская область, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 42) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, Тюменская область, город Тюмень, улица Ленина, дом 74) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия настоящего решения на бумажном носителе может быть направлена в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                          И.Ю. Ширяй