ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-9078/2021 от 14.12.2021 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

декабря 2021 года

№ дела

А46-9078/2021

Резолютивная часть решения оглашена 14.12.2021

Полный текст решения изготовлен 20.12.2021

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Колмогоровой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паничкиной М.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области (ИНН <***>, ОГРН<***>) к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным приостановления государственной регистрации прав, об обязании возобновить рассмотрение по существу заявления о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.10.2020, личность удостоверена паспортом;

от заинтересованного лица – не явились, извещено,

УСТАНОВИЛ:

Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточнённом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ):

- о признании незаконным приостановления Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области, регистрирующий орган) осуществления действий по государственной регистрации прав до 04.08.2021, выраженное в уведомлении от 04.05.2021 № КУВД-001/2021-16316394/1 в отношении объекта недвижимости – сооружение (10.1 сооружения водозаборные, водопроводная сеть микрорайона «Западный» (2 очередь) в р.п. Любинский Любинского муниципального района Омской области) с кадастровым номером 55:11:00 00 00:2373 по адресу: Российская Федерация, Омская область, Любинский район, р.п. Любинский, протяженностью 2 224 м;

- о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Омской области от 04.08.2021 в государственной регистрации означенного объекта.

В качестве способа восстановления своего нарушенного права Администрация просила суд обязать заинтересованное лицо произвести государственную регистрацию спорного объекта недвижимости.

Определением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению.

Как следует из материалов дела, Администрация обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение (10.1 сооружения водозаборные, водопроводная сеть микрорайона «Западный» (2 очередь) в р.п. Любинский Любинского муниципального района Омской области) с кадастровым номером 55:11:00 00 00:2373 по адресу: Российская Федерация, Омская область, Любинский район, р.п. Любинский, протяженностью 2 224 м).

Уведомлением от 04.05.2021 № КУВД-001/2021-16316394/1 Управление Росреестра по Омской области приостановило процедуру государственной регистрации до 04.08.2021, сославшись на пункты 1, 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В означенном уведомлении было указано, что заявление поступило в регистрирующий орган от Администрации в лице её представителя – главы ФИО2, в то время как Администрации является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и не может выступать правообладателем в заявлении о государственной регистрации права муниципальной собственности.

Вторым поводом для отказа послужили данные Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), свидетельствующие о том, что сооружение с кадастровым номером 55:11:00 00 00:2373 расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 55:11:00 00 00:228; 55:11:00 00 00:1716, 55:11:07 09 01:189, 55:11:00 00 00:1942, 55:11:07 09 01:4, 55:11:00 00 00:2376, 55:11:00 00 00:2386, 55:11:07 09 01:321, 55:11:07 09 01:322, - при том, что право собственности (иные вещные права) Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области зарегистрированы лишь на часть из них.

Изложенное, а также факт неустранения обстоятельств, послуживших основаниями для приостановления государственной регистрации права собственности, легли в основу отказов в государственной регистрации, выраженных в уведомлениях от 04.08.2021 № КУВД-001/2021-16316394/2, КУВД-001/2021-16316394/3.

Утверждая, что изложенные обстоятельства не являются достоверными, а приостановление в регистрации права собственности и последующий отказ в таковой не обоснованы, Администрация обратилась в арбитражный суд с означенными требованиями.

Суд находит требования заявителя необоснованными в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Предметом настоящего спора являются уведомления Управления Росреестра по Омской области о приостановлении государственной регистрации прав от 04.05.2021                         № КУВД-001/2021-16316394/1 и об отказе государственной регистрации прав от 04.08.2021 № КУВД-001/2021-16316394/2, КУВД-001/2021-16316394/3.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно положениям Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закон № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Приостанавливая, а в последующем, отказывая в государственной регистрации права, Управление Росреестра по Омской области определило следующие препятствия:

- заявление поступило в регистрирующий орган от Администрации в лице главы ФИО2, в то время как Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и не может выступать правообладателем в заявлении о государственной регистрации права муниципальной собственности;

- наличие в ЕГРН данных о том, что спорное сооружение расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 55:11:00 00 00:228; 55:11:00 00 00:1716, 55:11:07 09 01:189, 55:11:00 00 00:1942, 55:11:07 09 01:4, 55:11:00 00 00:2376, 55:11:00 00 00:2386, 55:11:07 09 01:321, 55:11:07 09 01:322, - на часть из которых у муниципального образования отсутствуют зарегистрированные права.

Администрация возражала относительно указанных оснований, сославшись, во-первых, на положения Устава Любинского городского поселения, где указано, что к вопросам местного значения городского поселения, в частности, отнесены:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения;

- организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения  населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 4).

А в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Устава, Администрация Любинского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Деятельностью Администрации Любинского городского поселения руководит на основе единоначалия глава Администрации. Главой Администрации Любинского городского поселения является глава Любинского городского поселения.

Так, согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 41 названного закона, от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Между тем, как верно указано Управлением Росреестра по Омской области, спорное недвижимое имущество принадлежать на праве собственности Администрации, как юридическому лицу, не может, поскольку правообладателем такового является Любинское городское поселение Любинского муниципального района Омской области.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок.

На основании данных ЕГРН, регистрирующим органом было установлено, что спорное сооружение расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 55:11:00 00 00:228, 55:11:00 00 00:1716, 55:11:07 09 01:189, 55:11:000000:1942, 55:11:07 09 01:4, 55:11:00 00 00:2376, 55:11:00 00 00:2386, 55:11:07 09 01:321, 55:11:07 09 01:322.

При этом право собственности (иные права, обременения) за Любинским городским поселением Любинского муниципального района Омской области зарегистрировано лишь на часть земельных участков, на некоторые земельные участки зарегистрированы права за иными лицами.

В соответствии же с частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Учитывая положения действующего законодательства, права заявителя оспариваемыми уведомлениями не нарушены, в связи с чем суд в удовлетворении требований отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 49, 101, 110, 121, 123, 156, 167-170, 174, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области (ИНН <***>,                              ОГРН <***>) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Омской области.

Настоящий судебный акт на основании части 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия (вынесения).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, заверенные надлежащим образом копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления в арбитражный суд соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены уполномоченным представителям нарочно под расписку.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья                                                                                                         А.Е. Колмогорова