АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Учебная, д. 51, г. Омск, 644024; тел./факс (3812) 31-56-51/53-02-05; http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск декабря 2020 года | № дела А46-9152/2020 |
Резолютивная часть решения оглашена 07.12.2020
Полный текст решения изготовлен 14.07.2020
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышева В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Корниенко Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «ФИО4 80» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» о признании недействительным в части постановления № 234-п от 30.04.2020 «Об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090109:6162, 55:36:090204:2146»,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.05.2020;
от Администрации города Омска – ФИО2 по доверенности от 21.08.2020;
от общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» - ФИО3 по доверенности от 18.03.2020,
от ДАиГ – не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
Товарищество собственников жилья «ФИО4-80» (далее – заявитель, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска (далее – заинтересованное лицо, орган местного самоуправления, Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» о признании недействительным постановления № 234-п от 30.04.2020 «Об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090109:6162, 55:36:090204:2146».
Определением суда от 29.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
16.07.2020 через канцелярию суда в материалы дела от товарищества собственников жилья «ФИО4-80» поступило ходатайство об исключении из числа заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» и привлечении указанного лица, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определением исключил из числа заинтересованных лиц общество с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть», привлёк его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель Товарищества требования поддержал в полном объёме.
Представитель органа местного самоуправления просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, приведённым в отзыве.
Общество с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» указало, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, оспариваемый акт соответствует законодательству и права заявителя не нарушает.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не заявил, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам и при имеющейся явке без названного третьего лица.
Изучив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
В связи с подачей обществом с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» ходатайства об установлении в отношении части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090109:6162 и части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146 публичного сервитута в целях размещения линейного объекта газоснабжения «Газопровод высокого давления для закольцовки ГРС-З - ГРС-4 от улицы Съездовская до улицы 2-я Военная в городе Омске (1-я и 2-я очередь)» у Администрации города Омска возникла обязанность по выявлению правообладателей указанных земельных участков.
Земельные участки, в отношении которых ООО «Омскгазсеть» испрашивалось установление публичного сервитута, относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах № 148 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске и улице ФИО4 № 80.
По результатам рассмотрения названного ходатайства ООО «Омскгазсеть» постановлением Администрации города Омска № 234-п от 30.04.2020 «Об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090109:6162, 55:36:090204:2146» установлен в интересах ООО «Омскгазсеть» публичный сервитут в целях размещения линейного объекта «Газопровод высокого давления для закольцовки ГРС-3-ГРС-4 от ул. Съездовская до ул. 2-я Военная в городе Омске (1 и 2 очередь)» в отношении:
1)Части земельного участка ориентировочной площадью 61 кв.м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:090109:6162, площадью 1256 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир многоквартирный жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица Богдана Хмельницкого, дом 148;
2)Части земельного участка ориентировочной площадью 418 кв.м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146, площадью 9826 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 10-этажны1й жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица ФИО4, дом 80.
Срок публичного сервитута – 49 лет.
Срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута – 25 дней.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090204:2146, в отношении которого в том числе оформлен публичный сервитут, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений МКД ФИО4, 80.
В связи с установлением в интересах коммерческой организации публичного сервитута на принадлежащий собственникам помещений дома земельный участок, данные собственники и члены их семей, как полагает заявитель, будут лишены права беспрепятственно и в полном объёме извлекать полезные свойства из земельного участка - ограждённой внутридомовой территории дома.
Как считает Товарищество, жители дома не были надлежащим образом извещены о предстоящем установлении публичного сервитута, а кроме того, ходатайство Общества, направленное в Администрацию, не соответствовало требованиям законодательства, так как в нем отсутствовал обоснованный проектный расчет с обоснованием невозможности размещения инженерного сооружения (газопровода) на земельных участках в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.
Эти обстоятельства явились основанием для обращения Товарищества с заявлением в суд об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления в части, касающейся установления публичного сервитута в отношении части земельного участка ориентировочной площадью 418 кв.м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146, площадью 9826 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 10-этажны1й жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Октябрьский административный округ, улица ФИО4, дом 80.
Суд полагает, что требования Товарищества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Эффективная судебная защита возможна тогда, когда избранный истцом способ защиты нарушенного права направлен на реальное восстановление нарушенного материального права или защиту законного интереса. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, лицо, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должно указать, какие его права и каким образом нарушены, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45).
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В силу ст. 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Согласно ст. 7 АПК РФ правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.
Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статья 201 АПК РФ).
По смыслу частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также исходя из разъяснений, приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, в настоящем случае Администрация несёт бремя доказывания соответствия своего правового акта.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96г. №6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 291 ГК РФ установлено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).
В соответствии с п. п. 7, 8 ст. 138 ЖК РФ товарищество вправе принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому, а также представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, в отношениях с третьими лицами.
В силу п.п. 1. 4 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из смысла указанных выше правовых норм следует, что ТСЖ «ФИО4-80» вправе обращаться с исками в защиту имущественных прав своих членов в порядке ч. 2 ст. 4 АПК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2006 года № 1821/06, товарищество собственников жилья вправе обратиться в арбитражный суд в защиту интересов домовладельцев. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2008 по делу А46-2410/2008.
Таким образом, товарищество участвует в настоящем деле в качестве законного представителя собственников жилых и нежилых помещений, находящихся в доме, так как на состоявшемся 23.05.2020 собрании члены правления ТСЖ «ФИО4-80» поручили председателю правления данного ТСЖ, чтобы товарищество в интересах собственников помещений дома обжаловало в судебном порядке распоряжение органа местного самоуправления об установлении в интересах ООО «Омскзгазсеть» публичного сервитута в отношении части земельного участка многоквартирного дома.
Статьёй 2 Градостроительного кодекса РФ определено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 Градостроительного кодекса; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
В силу пункта 2 статьи 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 № 931-0-0, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований. Таким образом, Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённый Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (далее - Генеральный план), является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Схемой развития объектов и сетей инженерно-технического обеспечения города Омска. Газоснабжение», утверждённой в составе Генерального плана (далее - Схема), предусмотрено размещение линейного объекта местного значения «Газопровод высокого давления для закольцовки ГРС-3 - ГРС-4 от ул. Съездовская до ул. 2-я Военная в г. Омске (1-я и 2-я очередь)» (далее - Объект).
При этом на Схеме отображено ориентировочное направление перспективных сетей газоснабжения без привязки к кадастровому плану территории и существующим объектам капитального строительства, поскольку содержание Генерального плана как документа территориального планирования направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на её возможное изменение в будущем.
Частью 1 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (часть 3 статьи 42 ГрК РФ).
На основании частей 1, 2 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Из положений указанных норм вытекает, что необходимость подготовки проекта планировки и возможность принятия решения о подготовке документации по планировке территории на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории обусловлены определенными целями, которые являются результатом данного вида территориального планирования - выделение элементов планировочной структуры, установление границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определение характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 3 той же статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 № 578-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утверждён проект планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска (далее - Проект планировки территории).
В составе Проекта планировки территории утверждены положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории (далее - Положение), а также чертёж планировки территории.
Согласно подразделу «Газоснабженияе» раздела VI «Основные направления развития инженерно-технического обеспечения территории» Положения, для газоснабжения объектов в границах Проекта планировки территории предусмотрено:
-строительство участка кольцующего газопровода высокого давления вдоль улицы 25-я Линия, улицы А. Нейбута и улицы Б. Хмельницкого;
-строительство газопроводов высокого давления от кольцующего газопровода до газораспределительных пунктов в планируемых жилых кварталах.
При этом на чертеже планировки территории местоположение Объекта не отображено.
Трассировка Объекта определяется при подготовке проектной документации с учётом исходных данных, в том числе инженерных изысканий и технико-экономических показателей проектируемого объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 4.2.1 приложения № 1 «Мероприятия по строительству и реконструкции объектов» к Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2016 - 2025 годы, утверждённой Решением Омского городского Совета от 16.12.2015 № 404, предусмотрено строительство газопровода высокого давления для закольцовки ГРС-3 - ГРС-4 от ул. Съездовская до ул. 2-я Военная (1-я и 2-я очереди).
На основании пункта 68 приложения «План мероприятий региональной программы газификации Омской области на 2016 - 2020 годы» к Региональная программе газификации Омской области на 2016 - 2020 годы, утверждённой Указом Губернатора Омской области от 14.11.2016 № 196, запланировано строительство газопровода высокого давления для закольцовки ГРС-3 - ГРС-4 от ул. Съездовская до ул. 2-я Военная в г. Омске.
Относительно довода Товарищества о несоблюдении порядка уведомления собственников земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146 о возможном установлении публичного сервитута суд полагает необходимым указать следующее.
На основании пункта 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
При этом при установлении публичного сервитута ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа по выявлению правообладателей земельных участков.
Согласно подпункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях, в том числе, размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Порядок выявления правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута регламентирован статьёй 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Так, в случае если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 ЗК РФ, органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.46 ЗК РФ обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут.
Согласно пункту 8 статьи 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 ЗК РФ.
На основании пункта 2 статьи 39.47 ЗК РФ соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.
Таким образом, выявление правообладателей земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, производится, в первую очередь, в целях обеспечения принципа возмездности при установлении публичного сервитута.
В связи с подачей обществом с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» (далее - ООО «Омскгазсеть») ходатайства об установлении в отношении части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090109:6162 и части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146 публичного сервитута в целях размещения линейного объекта газоснабжения «Газопровод высокого давления для закольцовки ГРС-З - ГРС-4 от улицы Съездовская до улицы 2-я Военная в городе Омске (1-я и 2-я очередь)» у Администрации города Омска возникла обязанность по выявлению правообладателей указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.42 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем:
1)опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории);
2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования;
4)размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом положения подпунктов 1 и 3 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ не применяются, если публичный сервитут испрашивается только в отношении земельного участка, указанного в подпункте 4 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ.
Исходя из комплексного толкования приведённых положений закона, а также учитывая то, что земельные участки, в отношении которых ООО «Омскгазсеть» испрашивалось установление публичного сервитута, относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах № 148 по улице Богдана Хмельницкого в городе Омске и № 80 по улице ФИО4 в городе Омске, Администрация города Омска должна была:
- разместить сообщение о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования;
- разместить сообщение о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом).
Положения Земельного кодекса РФ предоставляют уполномоченному органу право разместить сообщение о возможном установлении публичного сервитута либо на досках объявлений, размещённых во всех подъездах многоквартирного дома, либо в общедоступных местах в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Закон не требует размещения соответствующего сообщения одновременно и на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома и на досках объявлений в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании пункта 5 статьи 39.42 ЗК РФ извещение правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута в соответствии с подпунктами 1, 3 и 4 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ осуществляются за счёт средств заявителя.
Во исполнение подпункта 2 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ с 26.03.2020 сообщение о возможном установлении публичного сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090109:6162 и части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146 размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет» в разделе «Развитие» - «Земля, недвижимость, реклама» - «Земельные отношения» - «Сервитуты» - «Публичный сервитут в отдельных целях».
Согласно письму ООО «Омскгазсеть» от 27.03,2020 б/н сообщение о возможном установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка е кадастровым номером 55:36:090109:6162 было размещено на досках объявлений во всех подъездах многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>.
Кроме того, в соответствии с письмами ООО «Омскгазсеть» от 27.03.2020 б/н и от 13.04.2020 б/н, в доступе на территорию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, представителю ООО «Омскгазсеть» для размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146 было отказано председателем правления ТСЖ «ФИО4-80» ФИО5 При этом, указанное сообщение было размещено в общедоступных местах в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146 (что подтверждается материалами фотографирования), а также направлено заказным письмом с уведомлением о вручении председателю правления ТСЖ «ФИО4- 80» ФИО5 Председатель товарищества собственников жилья «ФИО4-80» ФИО5 получил направленное заказным письмом с уведомлением о вручении сообщение общества с ограниченной ответственностью «Омскгазсеть» о возможном установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090109:6162, 55:36:090204:2146, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>,
Таким образом, обязанность по выявлению правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090109:6162 и 55:36:090204:2146 в рамках принятия решения об установлении публичного сервитута была, по мнению суда, исполнена Администрацией города Омска надлежащим образом, равно как и обязанность их оповещения о предполагаемом сервитуте.
По доводу ТСЖ об отсутствии в ходатайстве ООО «Омскгазсеть» обоснованного проектного расчета с обоснованием невозможности размещения инженерного сооружения (газопровода) на земельных участках в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, суд отмечает следующее.
Требования к содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута регламентированы статей 39.41 ЗК РФ.
Так, в ходатайстве об установлении публичного сервитута должно быть, в том числе, указано обоснование необходимости установления публичного сервитута.
На основании подпунктов 1, 2, 3 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть, помимо прочего, приведены:
- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;
- реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дорога, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дорога, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;
- реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.
Согласно пункту 3 статьи 39.41 ЗК РФ обоснование необходимости установления публичного сервитута при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, должно также содержать:
1)расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 ЗК РФ;
2)обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39,39 ЗК РФ, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.
Таким образом, исходя из требований закона, обоснование, об отсутствии в ходатайстве ООО «Омскгазсеть» которого заявляет ТСЖ «ФИО4-80», должно содержаться в ходатайстве об установлении публичного сервитутатолько при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ.
Вместе с тем, по убеждению суда, ходатайство ООО «Омскгазсеть» об установлении публичного сервитута содержало обоснование, предусмотренное подпунктами 1,2, 3 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ.
В частности, согласно пункту 7 ходатайства ООО «Омскгазсеть» об установлении публичного сервитута от 19.03.2020 № 178 строительство линейного объекта газоснабжения «Газопровод высокого давления для закольцовки ГРС-3 - ГРС-4 от улицы Съездовская до улицы 2-я Военная в городе Омске (1-я и 2-я очередь)» предусмотрено:
1) Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43;
2)Программой комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2016 - 2025 годы, утвержденной Решением Омского городского Совета от 16.12.2015 № 404;
3)Региональной программой газификации Омской области на 2016 - 2020 годы, утвержденной указом Губернатора Омской области от 14.11.2016 № 196;
4)Проектом планировки территории в границах: улица Б. Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Берникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 № 578-п.
В связи с изложенным Администрация города Омска обоснованно посчитала соответствующим закону ходатайство ООО «Омскгазсеть» об установлении публичного сервитута требованиям, в частности требованиям, установленным статьей 39.41 ЗК РФ.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых в установлении публичного сервитута должно быть отказано, установлен пунктом 1 статьи 39.44 ЗК РФ.
Учитывая то, что предусмотренных законом оснований для отказа в установлении публичного сервитут при рассмотрении ходатайства ООО «Омскгазсеть» выявлено не было, Администрацией города Омска было принято законное и обоснованное решение об установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146 и части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090109:6162.
Кроме того, при принятии настоящего решения суд принято во внимание следующее. На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости, полученной в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146, указанный земельный участок находится в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.
В ходе судебного заседания по настоящему делу, состоявшегося 24.11.2020, представитель ТСЖ «ФИО4-80» пояснил, что собственники помещений в многоквартирном доме № 80 по улице Масленикова в городе Омска планировали на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146, находящейся в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, высадить деревья, что станет невозможным после прокладки газопровода в соответствующей части указанного земельного участка.
По этому поводу суд считает необходимым обратить внимание на следующее. Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, регламентированы Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее - Правила).
Так, согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается, в том числе, посадка и вырубка деревьев и кустарников.
В соответствии с пунктом 12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления посадки деревьев и кустарников заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
При обнаружении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещённых пунктами 8 и 9 Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, уполномоченные должностные лица указанного органа составляют протоколы о соответствующих административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о получении ТСЖ «ФИО4-80» письменного решения о согласовании с сетевой организацией посадки деревьев на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146, находящейся в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства.
Таким образом, право на посадку деревьев на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2146, находящейся в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела у собственников помещений в многоквартирном доме № 80 по улице Масленикова в городе Омске отсутствует.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных товариществом собственников жилья «ФИО4-80» (ИНН <***>, ОГРН <***>) требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд (город Омск).
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья В.И. Чернышев
В.И. Чернышев