ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-10161/2022 от 12.09.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург       

03 октября 2022 года                                       Дело № А47-10161/2022  

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2022 года .

03 октября 2022 года.

Арбитражный суд Оренбургской области  в составе судьи Кофановой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Природа», г. Оренбург (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Хардис", Самарская обл., г. Тольятти (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

о взыскании 43 909 руб. 76 коп.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) без вызова сторон, считающихся извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ.

         Определением от 15.07.2022 Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии со статьей 227 АПК РФ признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощенного производства и предложил ответчику в срок до 08.08.2022 представить отзыв на заявление.

         В срок до 29.08.2022 стороны вправе были представить друг другу и в арбитражный суд дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства считаются извещенными надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ по юридическим адресам, что подтверждается уведомлением о вручении копии судебного акта, возвратным конвертом (на котором имеются необходимые отметки, судебное извещение возвращено по причине истечения срока хранения), а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

         При этом в срок до 08.08.2022 года обществом с ограниченной ответственностью "Хардис" не представлен письменный мотивированный отзыв на исковое заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в иске, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов.

         По истечении установленного срока со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (14.07.2022) судом вынесена резолютивная часть решения в соответствии со статьей 229 АПК РФ в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 47-ФЗ.

         В установленный пятидневный срок 14.09.2022 от ответчика поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.

Общество с ограниченной ответственностью «Природа» (далее - ООО «Природа», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Хардис" (далее - ООО «Хардис», ответчик)  о взыскании 43 909 руб. 76 коп., состоящих из: 40 379 руб. 04 коп. – сумма основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ТКО/21/3 307 от 25.10.2021 г. за период с ноября 2021 г. по апрель 2022 г., 3 530 руб. 72 коп. – нестойки за период с 11.12.2021 г. по 24.06.2022 г.

Истец и ответчик не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах, суд рассмотрел дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

         При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 25.10.2021 № ТКО/21/3 307, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, опубликованного на сайте Регионального оператора (http://www.priroda-orenburg.ru) (пункт 1 договора).

В соответствии с пунктом 2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.

В силу пункта 3 договора способ складирования твердых коммунальных отходов указан в Приложении к договору.

Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 01.11.2021 (пункт 4 договора).

Пунктом 5 договора установлено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Информация об утверждении единого тарифа на услугу Регионального оператора доводится до сведения Потребителя Региональным оператором путем публикации в средствах массовой информации и/или размещения информации на официальном сайте Регионального оператора (http://www.priroda-orenburg.ru) в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Согласно пункту 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 18 договора установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 19 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Договор заключается на срок по 31.12.2021 включительно. Договор считается продленным на каждый последующий год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 24-25 договора).

Нормативы накопления ТКО для домовладений на территории Оренбургской области утверждены приказами Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 28-н от 08.05.2018 «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для объектов общего назначения на территории Оренбургской области», № 240-т/о от 20.12.2018 «Об утверждении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Природа» на 2019 год» (с изменениями и дополнениями, внесенными на основании приказов № 57-т/о от 20.06.2019, № 147-т/о от 30.09.2019, № 159-т/о от 24.10.2019), № 320-т/о от 12.12.2019 «Об утверждении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Природа» на 2020 год» (с изменениями и дополнениями, внесенными на основании приказов № 13-т/о от 29.01.2020, № 67-т/о от 29.06.2020), № 268-т/о от 16.12.2020 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2021 год», № 271-т/о от 15.12.2021 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2022 год».

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что региональным оператором услуги по обращению с ТКО оказывались своевременно. Претензий по выполненным истцом услугам ответчиком не заявлялось.

Согласно расчету истца за указанный период истцом оказаны услуги на сумму 40 379 руб. 04 коп.

В связи с неисполнением ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг, истец направил ответчику претензию от 03.06.2022 № б/н с требованием о погашении задолженности.

Ответчиком претензия оставлена без внимания и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий по общему правилу не допускаются.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации). Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

При этом, твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам относятся в числе прочих отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Положения пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, устанавливают обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Правоотношения сторон возникли из заключенного между ними договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от № ТКО/21/3 307 от 25.10.2021 г. и подлежат правовому регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью «Природа» по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Оренбургской области, в соответствии с которым ООО «Природа» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.

Деятельность по обращению с ТКО осуществляется согласно территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 26.09.2016 № 682-п (действовало до 31.12.2019), впоследствии утвержденной приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 06.12.2019 № 606 (вступил в силу с 31.12.2019).

Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов 20.12.2018 издан приказ № 240-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2019 год», согласно которому было принято установить и ввести в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2019 год с календарной разбивкой:

- с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 2 730,00 руб./тонна и 540,54 руб./м3 (без учета НДС), 3 276,00 руб./тонна и 648,65 руб./м3 (с учетом НДС);

- с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 2 784,60 руб./тонна и 551,35 руб./м3 (без учета НДС), 3 341,52 руб./тонна и 661,62 руб./м3 (с учетом НДС) (пункт 1 приказа № 240-т/о от 20.12.2018).

Тарифы, установленные пунктом 1 указанного приказа, действуют с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года (пункт 2 приказа № 240-т/о от 20.12.2018).

Согласно пункту 1 приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 20.06.2019 № 57-т/о «О внесении изменений в приказ департамента от 20 декабря 2018 года № 240-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2019 год» второй абзац пункта 1 приказа № 240-т/о от 20.12.2018 изложить в новой редакции:

«с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 2718,05 руб./тонна и 538,17 руб./м3 (без учета НДС), 3261,66 руб./тонна и 645,80 руб./м3 (с учетом НДС)».

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 30.09.2019 № 147-т/о «О внесении изменений в приказ департамента от 20 декабря 2018 года № 240-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2019 год» в пункте 1 приказа № 240-т/о от 20.12.2018 третий абзац изложить в новой редакции:

«с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года – 2 718,05 руб./тонна и 538,17 руб./м3 (без учета НДС), 3 261,66 руб./тонна и 645,80 руб./м3 (с учетом НДС);»;

пункт 1 приказа № 240-т/о от 20.12.2018 дополнить четвертым абзацем следующего содержания: «с 01 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года – 2 428,10 руб./тонна и 480,76 руб./м3 (без учета НДС), 2 913,72 руб./тонна и 576,92 руб./м3 (с учетом НДС);».

На основании пункта 1.1 приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24.10.2019 № 159-т/о «О внесении изменений в приказ департамента от 20.12.2018 № 240-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2019 год» в пункте 1 приказа в четвертом абзаце цифры «576,92» заменить цифрами «576,91»;

Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов 12.12.2019 издан приказ № 320-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2020 год», согласно пункту 1 которого было принято установить и ввести в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2020 год согласно приложению № 1 к приказу № 320-т/о от 12.12.2019:

- с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 2 428,10 руб./тонна и 480,76 руб./м3. (без учета НДС);

- с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 2 563,26 руб./тонна и 507,53 руб./м3. (без учета НДС)

Тарифы, установленные пунктом 1 указанного приказа, действуют с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года (пункт 2 приказа № 320-т/о от 12.12.2019).

Согласно пункту 1 приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29.01.2020 № 13-т/о «О внесении изменений в приказ департамента от 12 декабря 2019 года № 320-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2020 год» приложения 1, 2 к приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 к настоящему приказу.

Согласно приложению № 1 к приказу Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29.01.2020 № 13-т/о предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2020 год:

- с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 2 428,10 руб./тонна и 480,76 руб./м3. (без учета НДС);

- с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 2 401,81 руб./тонна и 475,56 руб./м3. (без учета НДС).

В соответствии с пунктом 1 приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29.06.2020 № 67-т/о «О внесении изменений в приказ департамента от 12 декабря 2019 года № 320-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2020 год» приложения 1, 2 к приказу изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2 к настоящему приказу.

Согласно приложению № 1 к приказу Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29.06.2020 № 67-т/о предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2020 год:

- с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 2 428,10 руб./тонна и 480,76 руб./м3. (без учета НДС);

- с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 2 563,26 руб./тонна и 507,53 руб./м3. (без учета НДС).

Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов 16.12.2020 издан приказ № 268-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2021 год», согласно пункту 1 которого было принято установить и ввести в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2021 год согласно приложению № 1 к приказу № 268-т/о от 16.12.2020:

- с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года – 2 563,26 руб./тонна и 507,53 руб./м3. (без учета НДС);

- с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 2 614,53 руб./тонна и 517,68 руб./м3. (без учета НДС)

Тарифы, установленные пунктом 1 указанного приказа, действуют с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года (пункт 2 приказа № 268-т/о от 16.12.2020).

Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов 15.12.2021 издан приказ № 271-т/о «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2022 год», согласно пункту 1 которого было принято установить и ввести в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО «Природа» на 2022 год согласно приложению № 1 к приказу № 271-т/о от 15.12.2021:

- с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года – 2 614,536 руб./тонна и 517,68 руб./м3. (без учета НДС);

- с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года – 2 666,82 руб./тонна и 528,03 руб./м3. (без учета НДС)

Тарифы, установленные пунктом 1 указанного приказа, действуют с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года (пункт 2 приказа № 271-т/о от 15.12.2021).

Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО – 01.01.2019 (пункт 4 договора).

В соответствии с пунктом 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил  коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» установлен порядок заключения договоров между «потребителем» - собственником твердых коммунальных отходов или уполномоченным им лицом и региональным оператором. Инициативу в заключении договора могут проявить как потребитель, так и региональный оператор.

В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенным договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Согласно разделу I приложения к договору «Объем и место (площадка) накопления ТКО»

период действия: 01.11.2021 -30.11.2021, 01.12.2021-31.12.2021; наименование объекта: ООО "ХАРДИС" (магазин «Мебель-строй») Оренбург, Базовая 19; способ складирования: индивидуальные контейнеры; количество контейнерев –                  2 конт. * 0.75 куб.м.; Объем принимаемых твердых коммунальных отходов в месяц - 13,5 куб.м.; Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов -  Оренбург г. Базовая ул, дом № 19/2 ООО Хардис (магазин Мебель-строй)

В силу пункта 13 договора он считается исполненным со стороны Регионального оператора (услуги считаются оказанными), если в течение 2-х (двух) суток со дня оказания услуг, Потребителем не будет заявлено претензий по выполненным услугам. Акт выполненных работ (оказанных услуг) сторонами не составляется.

В случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.

Факт образования отходов ответчиком не оспаривается, факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком также документально не оспорен, доказательств ненадлежащего качества оказываемых услуг, предъявления претензий по услугам ответчиком в нарушение стати 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Задолженность ответчиком не погашена.

Расчет истцом произведен, исходя из условий договора, а также исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных приказами Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 240-т/о от 20.12.2018, № 320-т/о от 12.12.2019, № 268-т/о от 16.12.2020, № 271-т/о от 15.12.2021 и документально ответчиком не оспорен, оснований для освобождения ответчика от исполнения своих обязательств по договору не имеется.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Доказательств оплаты задолженности за оказанные услуги в полном объеме на дату рассмотрения спора по существу ответчиком в материалы дела не представлено (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Расчет суммы задолженности за период с ноября 2021 г. по апрель 2022 г., представленный истцом, судом проверен и признан обоснованным.

Поскольку требования истца о взыскании суммы долга за оказанные услуги документально подтверждены, они признаются судом подлежащими удовлетворению в заявленной сумме 40 379 руб. 04 коп. основного долга.

Нарушение сроков оплаты послужило основанием для предъявления истцом к взысканию с ответчика неустойки в соответствии с пунктом 19 договора в размере 3 530 руб. 72 коп. за период с 11.12.2021 г. по 24.06.2022 г.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме – штраф или в виде периодически начисляемого платежа – пени.

На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрена неустойка (штраф, пеня) – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки оплаты.

На основании пункта 19 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» начисление и уплата неустойки (штрафа, пени) по исполнению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательств по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами осуществляются исходя из ключевой ставки Банка России в размере 9,5 %, действовавшей по состоянию на 27.02.2022.

Расчет неустойки судом проверен, признан арифметически верным, произведенный исходя из 1/300 ставки 9,5%.

Обоснования несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком не приведено, доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заключая договор, ответчик был знаком с его условиями, в том числе с условиями, предусматривающими сроки оплаты поставленного товара, а также размером неустойки, подлежащей начислению в случае нарушения условий договора, и с указанными условиями ответчик согласился. Следовательно, нарушая сроки оплаты поставленного товара, ответчик должен был предполагать необходимость уплаты данной неустойки.

В свою очередь, при подписании договора и принятии на себя взаимных обязательств у сторон не возникало споров по поводу чрезмерности согласованного размера неустойки. Доказательств обратного, в том числе наличия преддоговорных споров в отношении данного условия, в материалах дела не имеется.

Суд полагает, что предъявленная сумма неустойки, компенсирует потери истца в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по договору с учетом длительности просрочки, значительности размера задолженности, является справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.

Учитывая, что требования истца о взыскании неустойки за несвоевременное исполнение условий договора подтверждаются материалами дела, суд признает их обоснованным и подлежащими удовлетворению в сумме 3 530 руб. 72 коп.

Учитывая, что требования истца подтверждаются материалами дела, доказательств в их опровержения не представлено, суд признает их обоснованным и подлежащими удовлетворению в размере 43 909 руб. 76 коп., состоящих из: 40 379 руб. 04 коп. – сумма основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ТКО/21/3 307 от 25.10.2021 г. за период с ноября 2021 г. по апрель 2022 г., 3 530 руб. 72 коп. – нестойки за период с 11.12.2021 г. по 24.06.2022 г.

В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Размер государственной пошлины, исходя из размера заявленных исковых требований, составляет 2 000 руб. в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

При обращении с иском истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. (платежное поручение от 01.07.2022 № 3478).

Таким образом, понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Хардис", Самарская обл., г. Тольятти в пользу общества с ограниченной ответственностью «Природа», г. Оренбург 43 909 руб. 76 коп., составляющих: 40 379 руб. 04 коп. сумму основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ТКО/21/3 307 от 25.10.2021 за период с ноября 2021 г. по апрель 2022 г., а также 3 530 руб. 72 коп. – неустойки за период с 11.12.2021 по 24.06.2022 г., а так же 2 000 руб. расходы по оплате госпошлины.

         Решение подлежит немедленному исполнению.

         Исполнительный лист на взыскание задолженности подлежит выдаче взыскателю по его ходатайству независимо от подачи в суд заявления о составлении мотивированного решения или подачи апелляционной жалобы.

Составление мотивированного решения осуществляется только при наличии письменного заявления лица, участвующего в деле и при условии подачи данного заявления в течение пяти рабочих дней со дня размещения резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда.

 Решение арбитражного суда первой инстанции по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

        Судья                                                                       Н.А. Кофанова