ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-10721/20 от 17.12.2020 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-10721/2020

23 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2020 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Емельяновой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шнитенковым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург», ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Оренбург

к Обществу с ограниченной ответственностью «Уральский завод горного оборудования», ИНН <***>, ОГРН <***>, Оренбургская область, г. Орск

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора:

филиал АО «Газпром газораспределение Оренбург» в г. Орске «Орскмежрайгаз»

о взыскании 529 771 руб. 52 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца (до и после перерыва): ФИО1 – представитель по доверенности от 25.12.2019, служебное удостоверение; ФИО2 – представитель по доверенности от 25.12.2019, паспорт;

от ответчика (до перерыва, посредством онлайн-заседания): ФИО3 – представитель по доверенности от 17.04.2020, паспорт; после перерыва: явки нет;

от третьего лица: явки нет.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14.12.2020 по 17.12.2020.

Третье лицо, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по юридическому адресу, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителя не направило.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие третьего лица.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Уральский завод горного оборудования» о взыскании задолженности за поставленный газ по договору поставки газа № 56-4-2132/18 от 18.11.2017 в размере 785 549 руб. 72 коп., из которых: 767 334 руб. 50 коп. – основной долг, 18 215 руб. 22 коп. – пени за период с 28.04.2020 по 29.07.2020, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Определением суда от 14.10.2020 судом приняты уточнения, иск подлежит рассмотрению о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Уральский завод горного оборудования» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург» задолженности за поставленный газ по договору поставки газа № 56-4-2132/18 от 18.11.2017 в размере 529 771 руб. 52 коп., из которых: 511 556 руб. 30 коп. – основной долг, 18 215 руб. 22 коп. – пени за период с 28.04.2020 по 29.07.2020, а также расходов по оплате государственной пошлины.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзывах на исковое заявление и в письменных возражениях, согласно которым пояснил, с пояснениями истца согласен, что оплата потребления газа в марте и апреле 2020 производится за фактически принятое абонентом количество энергии, однако с представленным истцом отчетом за апрель 2020 года о потреблении газа в объеме 6,737 тыс.куб.м. не согласен. Кроме того ответчик не согласен с тем, что при отсутствии или неисправности средств измерений, объем потребленного газа производится по проектной мощности, что к применению допускаются средства измерений, прошедших проверку, и что согласно пункту 12.1.1 ГОСТР Р 8.740-2011 перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции необходима проверка реализации методик измерения, что проведение расчетов по установлению соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 8.740-211 должны быть проведены в сроки не позднее срока окончания межпроверочного интервала любого средства измерения, водящего в состав узла счета, о том что ответчик указал об отсутствии со стороны истца требований о необходимости предоставить акт, подтверждающий соответствие узла учета ГОСТ Р 8.740-211.

Третье лицо, поддерживает исковые требования истца, считает их подлежащими удовлетворению в полном объеме, согласно которому пояснил, что в рамках действующего договора поставки газа №56-4-2132/18, 29.12.2019 была проведена выборочная проверка технического состояния узла учета газа ООО «УЗГО». По результатам проверки были выявлены нарушения пункта 12.1. ГОСТ Р 740-2011, о чем был составлен акт № 936/ГМО -19 и подписан сторонами.

Согласно письма ответчика от 23.12.2019 года адресованного истцу, ответчик просит в период с декабря 2019 года по март 2020 года производить начисления за поставленный газ не по проектной мощности, а по показания узла чета газа. За данный период ответчик обязался произвести модернизацию узла учета газа и привести узел учета газа в соответствии с требованиями Федерального Закона № 102-ФЗ от 26.06.2018 года «Об обеспечении единства измерений») и Правил учета газа в РФ утвержденных 30.12.2013 года, а также ГОСТ Р 8.741-2011.

26.12.2019 года истцом срок начисления за потребленный газ произведен не по проектной мощности, а по показаниям прибора учета, который был согласован в соответствии с письмом ответчика.

30.04.2020 года от истца в адрес третьего лица было направлено уведомление «О закрытии объемов по неисправным узлам учета газа» согласно выборочной проверки технического состояния узлов учета расхода газа, а том числе и ответчику. На основании данного уведомления ответчику за апрель 2020 год были закрыты объемы поставленного газа по проектной мощности, в объеме 86,112 тыс.куб.м.

Таким образом, 26.05.2020 года истцом в адрес ответчика и третьего лица было направлено уведомление о расчете объемов потребленного газа в апреле 2020 года по договору поставки газа в соответствии с выводами акта выборочной проверки технического состояния узла учета расхода газа № 936/ГМО -19 от 20.12.2019 года.

Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Между обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург» (далее - поставщик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Уральский завод горного оборудования» (далее - покупатель) заключен договор поставки газа N 56-4-2132/18 от 18.11.2017 (далее - договор), согласно которому поставщик обязуется поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022 горючий природный (сухой отбензиненный) газ, а покупатель обязуется принимать и оплачивать поставщику стоимость газа, снабженческо-сбытовые услуги и возмещать ему стоимость услуг по транспортировке газа, в согласованных объемах.

Местом передачи объемов газа на объекты, указанных в таблице N 1 пункта 2.1. настоящего договора и пункта 2.1. технического соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора (далее – техническое соглашение), от поставщика к покупателю является граница газораспределительных сетей газораспределительной организации с сетями покупателя. По договору месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и расчетным периодами является календарный месяц (пункт 2.1 договора).

Количество газа, поставляемого поставщиком покупателю, определяется по показаниям узла учета газа, установленного у покупателя. Учет газа производится по показаниям систем учета газа поставщика (пункт 4.1, 4.2 договора).

Согласно пункту 6.1 договора цена на газ, стоимость услуг по его транспортировке и платы за снабженческо-сбытовые услуги, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Покупатель ежемесячно оплачивает поставщику стоимость газа, услуги по его транспортировке и платы за снабженческо-сбытовые услуги в следующем порядке:

-35% плановой общей стоимости договорного месячного объема газа (рассчитываемой как произведение договорного месячного объема газа, указанного в таблице № 1 п. 2.1. настоящего договора, и тарифа (цены) на газ, определяемой в соответствии с пунктом 6.1 настоящего договора), в месяце, за который осуществляется оплата, должны поступить на счет поставщика в срок до 18-го числа этого месяца;

-50% плановой общей стоимости договорного месячного объема газа (рассчитываемой как произведение договорного месячного объема газа, указанного в таблице № 1 п. 2.1. настоящего договора, и тарифа (цены) на газ, определяемой в соответствии с пунктом 6.1 настоящего договора) в месяце, за который осуществляется оплата, должны поступить на счет поставщика в срок до последнего числа этого месяца;

-окончательный расчет за поставленный в истекшем месяце газ с учетом средств, ранее поступивших на счет поставщика в качестве оплаты за газ в расчетном периоде, производится в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании выставленного поставщиком универсального передаточного акта (пункт 6.3.1 договора).

Как указывает истец, обязательства по договору исполнены им в полном объеме, никаких претензий со стороны ответчика по качеству и количеству поставляемого газа не поступало.

В период с 01.03.2020 по 30.04.2020 ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» поставило ответчику газ в количестве 116,577 тыс. куб. м., что подтверждается актами о количестве поданного - принятого газа за март 2020 и апреля 2020 (л.д. 13-14, 16).

Общая стоимость поставленного газа составила 818 506 руб. 42 коп., что подтверждается сводным расчетом суммы задолженности и пени и выставленными счет - фактурами (л.д. 42, 18-20, 21-23).

В соответствии с разделом 6 договора № 56-4-2132/18 расчеты за поставляемый газ, возмещение расходов по его транспортировке и плата за снабженческо-сбытовые услуги производятся не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

09.06.2020 ответчик оплату за полученный газ до настоящего времени произвел частично в сумме 51 171 руб. 92 коп.

В адрес ответчика истцом направлена претензия от 30.06.2020 № 05-09/2546 об оплате задолженности за поставленный газ, однако ответчиком данная претензия была проигнорирована, до настоящего времени образовавшаяся задолженность в добровольном порядке ответчиком не погашена, что послужило основанием для обращения в суд с данным исковым требованием о взыскании 767 334 руб. 50 коп., согласно сводному расчету суммы задолженности (л.д. 42).

В ходе судебного заседания, в связи с частичной оплатой суммы основного долга истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 511 556 руб. 30 коп.

Ответчик в отзыве на исковое заявление, подтверждает, что в марте 2020 года истец поставил ответчику газ количестве 30,465 тыс. куб.м. на сумму 181 171 руб. 92 коп., что подтверждается актом поданного – принятого горючего природного газа от 31.03.2020 (л.д. 13). Относительно требования о взыскании задолженности за апрель 2020 возражает, поскольку указанный объем потребленного газа ничем не подтвержден, акт поданного - принятого горючего природного газа от 30.04.2020 не подписан со стороны ответчика.

Ответчик ссылается на пункт 23 Правил № 162, пункт 3.9 Правил учета газа, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ № 961 от 30.12.2013 года (далее - Правила учета газа) из которых следует, что по общему правилу учет количества газа осуществляется по измерительному прибору поставщика, а в случае отсутствия узла учета у поставщика применяется метод учета газа по узлу учета покупателя

или иной метод, предусмотренный договором.

Считает, что применение расчетного способа, предусмотренного пунктом 23 Правил № 162 и пунктом 3.9 Правил учета газа, санкцией не является, фактически представляет собой альтернативный способ определения объема переданного потребителю газа, применяемый при отсутствии возможности определить его количество на основании показаний прибора учета.

Как следует из представленного третьим лицом отзыва на исковое заявление объем потребленного в апреле 2020 года был рассчитан по проектной мощности и связано это с тем, что по результатам проверки выявлены нарушения пункта 12.1 ГОСТ Р 740-2011, пункта 1.6 и пункта 2.9 Правил учета газа, а также пункта 7.1 ГОСТ Р 8.741-2011 кт № 936/ГМО-19.

Однако ответчик, считает, что по условиям заключенного между сторонами договора основанием для определения объема поставленного газа по проектной мощности является отсутствие, неисправность контрольно-измерительных приборов, нарушение или отсутствие пломб, несоответствие приборов нормативно-технической документации. При этом Актом выборочной проверки технического состояния узла учета расхода газа от 20.12.2019 № 936/ГМО-19 было установлено:

- узел учета соответствует статье 13 пункту 1 Закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», пункту 8.1.1, пункту 9.2.1, пункту 9.2.3, пункту 9.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011, пункту 2.6 Правил учета;

- узел учета не соответствует требованиям пункту 9.3.1, пункту 12, ГОСТ 8.740-2011, нет подтверждения о соблюдении требований пункта 1 статьи 5 и статьи 9 ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2018 г., пунктов 1.6 и 2.9 Правил учета газа, пункта 7.1 ГОСТ Р 8.741-2011 (л.д. 107-108).

Ответчик считает, что указанные в акте от 20.12.2019 года нарушения не являются основанием для применения расчетного способа определения объема потребления газа на основании следующего.

В пункте 3.2 акта от 20.12.2019 года указано на отсутствие акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, что является нарушением пункта 12 ГОСТ Р 8.740-2011.

Согласно вышеуказанному положению ГОСТ Р 8.740-2011 проверка реализаций методик (методов) измерений проводится перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции, лицами, аккредитованными на проведение аттестации методик (методов) измерений. Однако ни в 2019, ни в 2020 году ответчик запуск нового узла измерений в эксплуатацию, а также реконструкцию не осуществлял.

Как указано в акте от 20.12.2019 года, узел учета газа опломбирован, срок очередной поверки - 18.12.2023 год. С даты заключения договора № 56-4-2132/18 от 18.11.2017 года и по 31.03.2020 года расход газа принимался истцом по показаниям узла учета ответчика, никаких замечаний и возражений относительно достоверности учета объемов поставляемого газа в указанный период не заявлялось.

Заключая в ноябре 2017 года договора, истец замечаний к узлу учета не предъявил, что подтверждает фактом заключения договора и пункт 2 технического соглашения к договору (таблица № 1), где утверждено оборудование, которое использует ответчик, а именно указанный в акте узел учета расхода газа (л.д. 10-11).

Таким образом, ответчик считает, что в акте от 20.12.2019 года на нарушение пункта 12 ГОСТ Р 8.740-2011 не является основанием для определения объема поставленного газа расчетным способом (по проектной мощности).

Кроме того, 28.12.2018 года истом также был составлен акт выборочной проверки технического состояния узла учета газа № 897/ГМО-18, согласно которого еще в декабре 2018 года были выявлены «нарушения», аналогичные нарушениям, указанным в акте от 20.12.2019 года, однако в период с декабря 2018 года по март 2020 года ответчик производил оплату потребленного газа не по проектной мощности, а по показаниям узла учета, что в очередной раз подтверждает довод ответчика, что отсутствие у потребителя газа акта проверки средства измерения на соответствие ГОСТ 8.740-2011 не может считаться неисправностью узлаучета.

При данных обстоятельствах ответчик, считает, что из содержания акта от 20.12.2019 года не усматривается нарушений, из которых можно было бы сделать вывод о недостоверности показаний узла учета, в связи с чем, оснований для применения расчетного способа (по проектной мощности) определения объема поставленного газа не имеется.

Учитывая объем потребленного в апреле 2020 года газа и указанного в отчете,за апрель 2020 года - 6 737 тыс. куб.м., стоимость поставленного в апреле 2020 года газа составила 40 064 руб. 20 коп.

Кроме того, в период рассмотрения судом настоящего спора ответчик обращался в Общество с ограниченной ответственностью СТП Экспертиза (аккредитованная компания - копии аттестатов аккредитации), которое произвело проверку состояния и применения средств измерений соблюдения требований ГОСТР 8.740-2011 и выдало акт № 1911/1-68э-20 от 19.11.2020 года, согласно которого узел учета газа ответчика, указанный в Техническом соглашении, соответствует требования ГОСТ Р 8.740-2011 (пункта 7 акта, л.д. 128-129).

Ответчик также считает, что истцом не указано по каким именно методикам (методам) измерений должны были выполняться измерения объема газа, не предоставлено доказательств того, что ответчиком были нарушен такие методики (методы) измерений, согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечен единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ), а также пункта 2.9 Правил № 961.

Истцом также не предоставлено доказательств того, что ответчиком не соблюдались обязательные требования к условиям эксплуатации и что была допущена несанкционированная настройка и вмешательство.

Кроме того, в письменных возражениях ответчик, соглашается с истцом, что оплата энергии согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производится за фактически принятое абонентом количество энергии.

В ходатайстве о привлечении к участию в деле третьего лица от 23.10.2020 года ответчик указал, что ГРО (Орскмежрайгаз) осуществляет услуги по транспортировке газа от точки входа до точки (точек) выхода, которые являются границами балансовой принадлежности ГРО. А равно ГРО обладает точными данными по количеству транспортированного газа от точки входа ответчика.

С учетом вышеизложенного, ответчик считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что узел учета газа, установленный на объекте ответчика неисправен либо отсутствует; что к применению допускаются средства измерений, прошедших поверку (актом от 20.12.2019 года, узел учета газа, установленный на объекте ответчика был поверен, срок очередной поверки - 16-18.12.2023 года), доказательства, подтверждающие обратное, в материалы дела истцом не предоставлены; что согласно пункту 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции необходима проверка реализации методик измерения.

Истец в судебном заседании 14.12.2020 года, пояснил, что ответчик действительно произвел реконструкцию узла учета газа, установив новое оборудование -ПРОМА-ИДМ-016-ДД, в связи с чем во исполнение требований ГОСТ Р 8.740-2011 произвел поверку и предоставил в материалы дела акт от 19.11.2020 года согласно которого узел учета газа ответчика соответствует всем требованиям и что на всех узлах учета газа согласно требованиям законодательства в обязательном порядке должны быть установлены датчики перепада давления, так как данный датчик влияет на учет потребленного газа.

Как указывает ответчик, согласно акта от 25.12.2017 года (подписанного сторонами сразу после подписания договора на поставку газа), акта от 28.12.2018 года и акта от 20.12.2019 года на момент проверки на объекте ответчика для надлежащего учета количества потребленного газа были установлены:

- датчик абс. давления (бар), PDCR-900;

- термометр Pt-500

- счетчик RVG G65;

- вычислитель ЕК-260.

Таким образом, ответчик указывает на акты подтверждающие, что с момента заключения договора на поставку газа и до момента замены датчика абс. давления PDCR-900 на ПРОМА-ИДМ-016-ДД, датчик перепада давления имелся на узле учета.

Кроме того, ответчиком также не оспаривается довод истца о том, что проведение расчетов по установлению соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 8.740-2011 должны быть проведены в сроки, не позднее срока окончания меж поверочного интервала любого средства измерения, водящего в состав узла учета.

Как уже было указано выше, срок поверки узла учета (средств, входящий в состав узла учета) согласно акта от 20.12.2019 года - 16-18 декабря 2023 года, т.е. срок окончания меж поверочного интервала ни на 20.12.2019 года, ни на 01.04.2020 года не истек.

Единственным основанием начисления за газ по проектной мощности явилось не несоответствие узла учета газа требованиям, а отсутствие акта аккредитованной организации, где было бы указано, что узел учета соответствует требованиям ГОСТ. Но, для получения данного акта ответчик обязан был нести дополнительные расходы.

Ответчик не заявляет об отсутствии требований со стороны истца, а лишь указывает, что согласно акта от 28.12.2018 года были выявлены аналогичные нарушения, которые указаны в акте от 20.12.2019 года, однако не смотря на выявленные нарушения в акте от 28.12.2018 года, как и в акте от 25.12.2017 года указано, что учет объема потребляемого газа производить по установленным приборам учета. Данное обстоятельство подтверждает, что ответчик все это время оплачивал именно тот объем газа, который был им использован, при этом истцом (либо третьим лицом) не были обнаружены потери газа.

Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Судом установлено, что правоотношения между истцом и ответчиком возникли на основании заключенного договора поставки газа № 56-4-2132/18 от 18.11.2017 и подлежат правовому регулированию нормам параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре энергоснабжения.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

По правилам статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539- 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации и договора поставки газа № 56-4-2737/18 от 09.10.2018, непосредственно регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами поставки газа N 162, Правилами учета газа N 961.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

В силу условий пункта 2.1 договора № 56-4-2737/18 от 09.10.2018 ответчик (потребитель) взял на себя обязательство оплатить истцу (поставщику) стоимость газа, снабженческо-сбытовых услуг и возместить стоимость услуг по транспортировке газа.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 3.4 Технического соглашения к договору поставки газа уполномоченным лицам поставщика и (или) ГРО, указанным в пункте 4 настоящего соглашения, предоставляется право в присутствии должностных лиц владельца систем учета газа проверять правильность их работы, эксплуатации средств измерений, входящих в данные системы учета газа, а так же достоверность проведения расчетов и передачи данных по параметрам расхода газа.

Согласно пункту 26 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162) каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.

Таким образом, представители общества «Газпром Межрегионгаз Оренбург» имели право на проведение проверки средств измерений газопотребления на объекте общества «УЗГО».

Согласно пункту 23 Правил № 162 учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны.

В пункте 3.8 Правил учета газа указано, что при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у газораспределительной организации количество поданного природного газа поставщиком определяется по данным средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями поставщика газа.

При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правила учета газа).

Указанные нормы устанавливают:

во-первых, требование о приоритетном учете газа средствами измерения передающей стороны (газораспределительной организации);

во-вторых, закрытый перечень оснований для применения средств измерения другой стороны, а именно: неисправность, отсутствие средств измерения передающей стороны (газораспределительной организации).

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что по общему правилу учет количества газа осуществляется по измерительному прибору поставщика, а в случае отсутствия узла учета у поставщика применяется метод учета газа по узлу учета покупателя или иной метод, предусмотренный договором.

Применение расчетного способа, предусмотренного пунктом 23 Правил № 162 и пунктом 3.9 Правил учета газа, санкцией не является, фактически представляет собой альтернативный способ определения объема переданного потребителю газа, применяемый при отсутствии возможности определить его количество на основании показаний прибора учета.

Как следует из материалов дела, в соответствии с заключённым договором поставки газа № 56-4-2132/18 от 18.11.2017, истец принял на себя обязательство поставлять газ с 01.01.2018 по 31.12.2022, а ответчик принять и оплатить газ горючий природный и/или горючий природный сухой отбензиненный и снабженческо-сбытовые услуги на расчетный счет Истца в согласованных объемах.

Объёмы газа, поставленного за месяц, отражаются в актах поданного - принятого газа, подписанными сторонами, акты поданного - принятого газа оформляются не позднее 2-го календарного дня месяца, следующего за месяцем поставки (пункт 6.1. технического соглашения к договору).

К акту поданного - принятого газа за отчетный период поставщик предоставляет (по запросу) покупателю месячный паспорт качества газа (пункт 5.3. договора).

Условия и порядок оплаты за поставленный газ и снабженческо-бытовые услуги установлены сторонами в пункте 6.3. договора. Порядок формирования цены и ее размер согласованы сторонами в разделе 6 договора.

Обязательства покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.

В своем отзыве ответчик указывает на то, что указанный объем потребленного газа в апреле 2020 года ничем не подтвержден, однако факт потребления газа не отрицает.

С указанным доводом ответчика, нельзя согласиться в силу следующего.

В апреле 2020 Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург» поставило ответчику газ в количестве 86,112 тыс. куб. м., что отражено в акте о количестве поданного - принятого газа. Стоимость поставленного газа составила 637 334,50 руб., которая отражена в выставленной счет - фактуре № 36129/20 от 30.04.2020 (получена ответчиком посредством электронного документа оборота и подписан истцом ЭЦП).

Акт поданного - принятого газа за апрель 2020, оформленный в соответствии с пунктом 6.1. технического соглашения к договору поставки газа № 56-4-2132/18, был направлен ответчику 26.05.2020 заказным письмом с уведомлением и получен последним 29.05.2020 (л.д. 17).

В соответствии с пунктом 6.3 договора при наличии разногласий об объеме переданного газа при подписании акта, указанного в пункте 6.1. соглашения, сторона, имеющая разногласия, отражает в акте свое особое мнение. При отсутствии надлежащим образом оформленных разногласий, акт считается принятым и применяется для расчетов за газ. Надлежаще оформленный акт поданного - принятого газа (с указанием особого мнения) в адрес истца не возвращался, доказательств обратного не представлено.

Как следует из пояснений истца, объем потребленного газа в период с 01.04.2020 по 30.04.2020 рассчитан по проектной мощности газопотребляющего оборудования, в соответствии с условиями пункта 3.9.1 Технического соглашения к договору поставки газа № 56-4-2132/18 от 18.11.2017.

Пунктом 4.1 договора поставки газа установлено, что количество газа, поставляемого поставщиком покупателю, определяется по показаниям узла учета газа со средствами измерений, установленными у покупателя. Учет газа производится, в соответствии с действующими правилами и нормами, нормативными документами по обеспечению единства измерений, методиками выполнения измерений.

Стороны в пункте 11.6 договора поставки газа определили, что покупатель обязан обеспечить безусловную работоспособность приборов учета газа, позволяющих определить состояние и достоверность учета расхода и потребления газа.

Информация о газопотребляющем оборудовании, его технических характеристиках, об объектах, на которых оно установлено, системе учета газа и средствах измерений предоставлена поставщику покупателем.

В случае ее изменения покупатель своевременно уведомляет об этом поставщика (абзац 2 пункта 2.1 Технического соглашения к договору поставки газа).

Данная информация приведена в таблице к пункту 2.1 Технического соглашения к договору поставки газа (л.д. 10). Как пояснил истец, информация о газоиспользующем оборудовании и средствах измерения указывается в договоре на основании предоставленной информации от покупателя справочно.

В пункте 22 Правил поставки газа, определено, что учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации. При неисправности или отсутствия контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором (пункт 23 Правил поставки газа).

Аналогичное положение также закреплено в пунктах 3.8, 3.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 30.12.2013 № 961.

Согласно пунктам 24 и 25 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (пункт 1.6 Правил учета газа № 961).

Согласно пункту 1.7 Правил учета газа № 961 измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении I единства измерений.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений.

При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

На основании положений пункта 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений и пункт 2.9 Правил учета газа N 961 измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений (пункт 4.3 договора поставки газа).

За единицу объема принимается 1 мЗ газа при стандартных условиях: температура 20°С, давление 101,325 кПа (760 мм.рт.ст.).

В части 11 статьи 2 Закона № 102- ФЗ дано определение методики (метода) измерений как совокупности конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.

Аттестованной методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 "Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков" (далее - Методика, ГОСТ Р 8,740-2011), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 N 1049-ст (введен в действие с 01.01.2013) и рекомендованный для добровольного применения (пункт 1 приказа).

Указанный ГОСТ предусматривает обязательное соответствие узла учета газа требованиям к методике измерений.

В частности, в соответствии с пунктом 12.1.1 ГОСТа Р 8.740-2011 проверку реализаций методики измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. В рамках данной процедуры производится проверка условий проведения измерений, соответствия монтажа требованиям эксплуатационной документации и методике измерений, а затем проводится расчет точности измерений.

В соответствии с пунктом 12.1.4 ГОСТа Р 8.740-2011 по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения СИ и соблюдения требований данного стандарта.

Таким образом, учет объема газа должен осуществляться по сертифицированным и поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений.

В пункте 3.1.1 Технического соглашения к договору поставки газа стороны согласовали, что учет газа производится на узле учета газа покупателя в соответствии с аттестованными методиками выполнения измерений, а при их отсутствии в соответствии с ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ Р 8.741-2011 во взаимосвязи с ГОСТ Р 2939-63, методикой измерений заводов-производителей и требованиями действующих правил и норм в области метрологии и расходометрии, нормативных документов по обеспечению единства измерений и действующих нормативных актов, регулирующих вопросы газоснабжения в Российской Федерации, а также в соответствии с инструкциями и руководствами по эксплуатации СИ, входящих в состав системы учета газа.

Как согласовано сторонами в пункте 3.4 Технического соглашения к договору поставки газа, сторона, ведущая учет газа, в любое время предоставляет представителю другой стороны и (или) ГРО возможность проверки:

- наличия аттестованных методик выполнения измерений для системы учета газа и средств измерений, входящих в состав системы учета газа, правильности их выполнения;

- акта проверки реализации методики выполнения измерений (МВИ) на действующих, вновь вводимых и реконструируемых узлах учета газа.

Покупатель несет полную ответственность за соответствие учета расхода газа метрологическим правилам и нормам, нормативным документам по обеспечению единства измерений, а также настоящему соглашению.

Как установлено материалами дела, актом выборочной проверки технического состояния узла учета газа от 20.12.2019 № 936/ГМО-19, было установлено, что узел учета газа не соответствует пункту 12.1. ГОСТа Р 740-2011, нет подтверждения о соблюдении требований пункта 1 статьи 5 и статьи 9 ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2018 г. «Об обеспечении единства измерений», пункту 1.6 и 2.9 Правил учета газа в РФ утвержденных 30.12.2013г., пунктом 7.1 ГОСТ Р 8.741-2011 (пункт 3.2 акта, л.д. 108), в связи с чем, до приведения узла учета газа в соответствие требованиям правил и норм, нормативным документам по обеспечению единства измерений, учет объемов потребляемого газа производить в соответствии с пунктом 3.9.1 Технического соглашения по исполнению договора поставки газа № 56-4-2132/18 (по мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования) с 10 час. 00 мин. местного времени с 20.12.2019 года (акт подписан сторонами без возражений), л.д. 108).

В письме от 23.12.2019 ответчик просит истца в период с декабря 2019 по март 2020 года производить начисления за поставленный газ не по проектной мощности, а по показаниям узла учета, установленного в декабре. За данный период ответчик обязался произвести модернизацию узла учета газа и привести его в соответствие с требованиями Федерального закона № 102-ФЗ от 26.06.2018, Правил учета газа в РФ, утвержденных 30.12.2013, а также ГОСТа.

Поскольку ответчиком модернизация узла учета расхода газа произведена не была, то в апреле 2020 истцом рассчитан потребленный газ уже по проектной мощности газопотреляющего оборудования, в соответствии с условиями пункта 3.9.1 Технического соглашения к договору, как было указано в акте № 936/ГМО-19 от 20.12.2019 (не оспоренного ответчиком).

Относительно возражений ответчика, о том, что при отсутствии или неисправности средств измерений, объем потребленного газа по проектной документации, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В пункте 22 Правил № 162, предусмотрено, что учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

В силу пункта 23 Правил № 162 при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 3.9 Правил учета газа, утвержденных приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 № 961.

Согласно пункту 24 Правил № 162 монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений (пункт 25 Правил № 162).

В договоре № 56-4-2132/18 от 18.11.2017 стороны согласовали в качестве обязательного условие о соответствии приборов учета требованиям нормативно-технической документации, в том числе ГОСТ Р 8.740-2011 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ).

Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 № 1049-ст (введен в действие с 01.01.2013).

Указанный ГОСТ предусматривает обязательное соответствие узла учета газа требованиям к методике измерений.

В частности, в соответствии с пунктом 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 проверку реализаций методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.

В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований стандарта.

Так, согласно пункту 2.1.3. Положения о техническом комитете по стандартизации "метрологическое обеспечение добычи и учета энергоресурсов (жидкостей и газов)" (ТК 024) (утверждено приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 августа 2017 г. N 1783) одной из основных задач ТК 024 является участие во внедрении стандартов и подготовка разъяснений по их применению.

В письме Технического комитета по стандартизации ТК 024 № 2 от 18.01.2013 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии даны разъяснения, согласно которым сроки проведения расчётов по установлению соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 8.740-2011 должны быть согласованы владельцем узла учёта газа с контрагентом и проведены в сроки не позднее срока окончания межповерочного интервала любого средства измерения входящего в состав узла учёта.

Согласно пункта 12.1.4 ГОСТ Р 8.740-2011 по результатам проверки составляют акт проверки состояния и применения средства измерения и соблюдения требований настоящего стандарта.

В отношении узла учета газа ответчика в акте от 20.12.2019 зафиксировано отсутствие акта на соответствие узла учета требованиям пункта 12.1 ГОСТ Р 740-2011, нет подтверждения о соблюдении требований пункта 1 статьи 5 и статьи 9 ФЗ «102-ФЗ от 26.06.208г. «Об обеспечении единства измерений», пункт 1.6 и пункт 2.9 Правил учета газа в РФ, пункт 7.1 ГОСТ Р 8.741-2011, нарушен пункт 9.3.1. ГОСТ Р. 8.740-2011.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, данный узел учета непригоден для коммерческого учета, а получение в дальнейшем акта соответствия прибора учета ГОСТ Р 8.740-2011, не опровергают изложенный выше вывод.

Таким образом, само по себе наличие в точках поставки газа приборов учета, не соответствующих требованиям норм действующего законодательства, не создает для поставщика газа обязанности вести расчеты по данным приборам.

Обществом "УЗГО" доказательства того, что нарушения, указанные в акте проверки технического состояния узлов учета газа в декабре 2019 г., не влияют на показания данных приборов учета, не представлены.

Наличие признаков злоупотребления правом, злоупотребления доминирующим положением в действиях общества "Газпром межрегионгаз Оренбург", вопреки доводам ответчику, судом не установлено.

Суд полагает, что истцом правильно определен размер задолженности общества "УГЗО" перед обществом "Газпром межрегионгаз Оренбург" по оплате газа, поставленного в апреле 2020 в общей сумме 529 771 руб. 52 коп.

Довод ответчика, о том, что истцом требований о необходимости предоставления акта, подтверждающего соответствие узла учета ГОСТ Р 8.740-2011 не предъявлялось, не соответствует действительности и материалам дела.

Как следует из материалов дела, в акте выборочной проверки технического узла учета газа № 936/ГМО-19 от 20.12.2019 были подробно расписаны нарушения со стороны ответчика, а также переписка между истцом и ответчиком о необходимости устранить данные нарушения и согласованные сроки на это, в связи с чем, расчет по проектной мощности был произведен лишь за апрель 2020 года, а не с 20.12.2019 (л.д. 109-121).

Кроме того, в ранее составленных актах выборочной проверки технического состояния узла учета газа от 25.12.2017 и 28.12.2018 были выявлены аналогичные нарушения (Приложение 3, 4 к письменным пояснениям истца от 14.12.2020).

В акте от 28.12.2018 в примечании указано: «в срок до 15 февраля 2019 г. устранить замечания акта и привести УУГ в соответствии с нормативной документации, в случае неустранения замечаний, учет расхода потребляемого газа будет производиться по п.3.11 «Технического соглашения к договору поставки газа».

Данным актом установлено нарушение и истец предоставил ответчику возможность устранения нарушений. Поскольку нарушения устранены не были, расчет за апрель был произведен уже по п.3.11 «Технического соглашения к договору поставки газа».

Материалами дела установлено, что в адрес Истца 09.12.2020 ответчиком был предоставлен акт № 1911/1-68э-20 от 19.11.2020 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011, согласно которому узел измерения на базе средств измерений согласно таблице 1 по результатам проверки состояния и условий их применения соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011 и технической документации в диапазоне измерений, указанном в пункте 5 настоящего акта (л.д. 128-130).

Однако, при исследовании акта № 1911/1-68э-20 от 19.11.2020, установлено, для того, чтобы узел измерения соответствовал требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, он был модернизирован дополнительным оборудованием, а именно многофункциональным измерителем давления ПРОМА-ИДМ-016-ДД(19.09.2020 – пункт 5 Таблица 3), о чем также указано в акте в пункте 3 таблицы 1 (л.д. 128).

Как пояснил истец, при выборочной проверке технического состояния узла учета газа от 20.12.2019 данного оборудования не было, и кроме прочих нарушений, ответчику было указано на то, что перепад давления на газовом счетчике на момент проверки не контролируется, отсутствует возможность определить соответствие допустимой величине, согласно паспортных технических требований ТО (РЭ) на данный тип счетчика (нарушен пункт 9.3.1. ГОСТ Р. 8.740-2011). Что в результате и нашло подтверждение в акте № 1911/1-68Э-20 от 19.11.2020.

Так ответчиком в обосновании своих доводов не представлено ни одного доказательства, на которые ссылается ответчик, в том числе доказательств того, что в полном объеме оплачен потребленный газ.

Ответчик указывает, что истцом не представлено доказательств, что узел учета газа, установленный на объекте ответчика неисправен или отсутствует, однако, как установлено судом, отсутствовала составная часть узла – измеритель давления, который в последствии был установлен, о чем составлен акт.

Ответчик указывает, что он произвел реконструкцию узла учета, установив новое оборудование, в связи с чем, произвел поверку и представил акт, согласно которого узел учета газа соответствует всем требованиям.

Суд отмечает, что поверка средств измерения не означает проверку средств измерения на соответствие ГОСТу.

С момента приведения узла учета в соответствии с требованиями ГОСТа объемы определяются по УУГ.

Факт поставки газа в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами, а именно: договором поставки газа, счет-фактурами, сводным актом поданного-принятого горючего природного газа, приложением к сводному акту поданного-принятого горючего природного газа, которые оценены судом с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств (часть 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате не совершения им процессуальных действий.

Факт подачи истцом газа в спорный период в заявленном объеме и наличие у ответчика задолженности в размере 529 771 руб. 52 коп., подтверждены представленными в материалы дела.

Доказательств оплаты задолженности за поставленный газ в полном объеме на дату рассмотрения спора по существу ответчиком в материалы дела не представлено.

Произведенный истцом расчет исковых требований соответствует приведенным выше положениям действующего законодательства, договора и представленным в материалы дела документам.

Возражений относительно исковых требований и их расчета либо его контррасчет ответчиком в материалы дела не представлены.

Учитывая установленные в разделе 6 договора сроки оплаты, на день обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском, сроки исполнения обязательств по оплате за поставленный газ за рассматриваемый период истекли, в связи с чем, у истца возникло право принудительного взыскания задолженности в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании суммы долга по договору за период с 01.03.2020 по 30.04.2020 года в размере 529 771 руб. 52 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

За просрочку исполнения обязательства истцом начислена пеня по за период с 28.04.2020 по 29.07.2020 года в размере 18 215 руб. 22 коп. в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

В этой части суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Таким образом, законодательством установлена законная неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств по несвоевременной и (или) неполной оплате за поставленный природный газ.

Судом проверен расчет пени за период с 28.04.2020 по 29.07.2020 года в размере 18 215 руб. 22 коп. и установлено, что расчет произведен правильно с учетом условий возникшего обязательства, фактических обстоятельств дела, требований статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального Закона N 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации", в соответствии с ответом на вопрос N 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда российской Федерации 19.10.2016, согласно которому при расчете размера подлежащей взысканию с ответчика неустойки, необходимо применять размер ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату вынесения решения.

Контррасчет неустойки ответчиком в материалы дела не представлен.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженности в размере 529 771 руб. 52 коп., из которых: 511 556 руб. 30 коп. – основной долг, 18 215 руб. 22 коп. – пени за период с 28.04.2020 по 29.07.2020.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.

При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 18 711 руб. 00 коп.

Поскольку истец после принятия иска к производству арбитражным судом уменьшил размер исковых требований и данное уменьшение судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уплаченная по делу государственная пошлина в части, приходящейся на уменьшенную сумму требований подлежит возврату истцу из Федерального бюджета.

В данном случае, исходя из суммы удовлетворенных в ходе судебного разбирательства исковых требований, с ответчика в пользу истца в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаченной последним государственной пошлины в сумме 13 595 руб., а в оставшейся части (5 116 руб. 00 коп.), уплаченная по делу государственная пошлина подлежит возврату истцу из Федерального бюджета, как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования истца удовлетворить.

2.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Уральский завод горного оборудования» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург», задолженность за поставленный газ по договору поставки газа № 56-4- 2132/18 от 18.11.2017 в размере 529 771 руб. 52 коп., из которых: 556 руб. 30 коп. – основной долг, 18 215 руб. 22 коп. – пени за период с 28.04.2020 по 29.07.2020, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 595 руб. 00 коп.

3.Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.

4.Возвратить истцу из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 9153 от 10.08.2020 г. государственную пошлину в размере 5 116 руб. 00 коп., выдав справку.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья О.В.Емельянова