ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1101/09 от 06.04.2009 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург

07 апреля 2009 года Дело № А47- 1101 /2009

Резолютивная часть решения объявлена 06.04.2009 года

В полном объеме решение изготовлено 07.04.2009 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге к производственному кооперативу «Теплоизоляция» (г.Оренбург) о взыскании штрафных санкций в сумме 2982 рублей.

При участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 – главный специалист – эксперт (доверенность №б/н от 22.10.2008 постоянная);

от ответчика – не явился.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте его проведения в порядке п.3 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 2982 рублей с производственного кооператива «Теплоизоляция» (далее – ответчик, страхователь).

Отводов суду не заявлено.

Заявитель в судебном заседании заявил устное ходатайство об отложении судебного разбирательства для проведения дополнительных мероприятий с целью обеспечения представления суду информации, в чем именно выражается предоставление недостоверных сведений персонифицированного учета.

Ходатайство заявителя судом отклоняется как не основанное на требованиях законодательства, поскольку отложение судебного разбирательства для проведения дополнительных мероприятий с целью подтверждения наличия оснований для привлечения к ответственности законодательством не предусмотрено. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает проведение контрольных мероприятий за пределами срока проверки, то есть после вынесения решения по результатам проверки.

Ответчик отзыва на заявление не представил, в судебное заседание, о времени и месте которого надлежащим образом извещен в соответствии с п.3 ч.2 ст.123 АПК РФ, не явился, что не препятствует проведению судебного разбирательства на основании ст. 156 АПК РФ.

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.

Производственный кооператив «Теплоизоляция» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025600891073, и в органе Пенсионного фонда РФ за номером 066-362-026023.

Согласно представленной страхователем ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год (АДВ-11), ответчиком начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 29820 рублей (25340 рублей на страховую часть пенсии, 4480 рублей на накопительную часть трудовой пенсии).

В соответствии с декларацией по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представленной страхователем в налоговую инспекцию, ответчиком задекларированы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в общей сумме 30520 рублей (24126 рублей на страховую часть пенсии, 6395 на накопительную часть пенсии).

О выявленном факте несоответствия обществу было сообщено и предложено в срок до 26.05.2008 года представить в Управление необходимые пояснения по выявленным расхождениям или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений (извещение №17 от 12.05.2008; л.д.10).

Общество в установленный срок испрашиваемые Управлением пояснения или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений не представило.

По результатам проверки Управлением составлен акт камеральной проверки №17 от 26.05.2008 года (л.д.12), на основании которого управлением вынесено решения №17 от 07.07.2008 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере 2982 рублей.

Добровольно в срок, установленный в требовании №17 от 30.07.2008 ответчиком сумма штрафа не уплачена, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовой санкции в размере 2982 рублей.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Ответчик в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Во исполнение положений статьи 19 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года №318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования.

В пункте 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, также как и в статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусмотрено положение о том, что каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.

Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 №192п, утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе, Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Форма АДВ-11).

В материалы дела представлены копии ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за аналогичный период, в которых указаны разные суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что страхователь подлежит привлечению к ответственности как за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так и за представление неполных и (или) недостоверных сведений. То есть указанная норма права предусматривает два состава правонарушений: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Согласно решению №17 от 07.07.2008 года о привлечении страхователя к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обществу вменяется следующее нарушение: «представлены не полные и(или) недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования».

Сумма штрафа рассчитана, исходя указанного в АДВ-11 размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год (29820 х 10 %), составила 2982 рублей.

Таким образом, для исчисления суммы штрафа управление приняла всю сумму начисленных платежей в пенсионный фонд за 2007 год, указанную в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Тем временем, Инструкцией подробно регламентированы действия территориальных органов Пенсионного фонда РФ в такой ситуации.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.

Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.

Как указывалось выше, ответчику в извещении №17 от 12.05.2008 года было предложено в срок до 26.05.2008 года представить в Управление необходимые пояснения по выявленным расхождениям или корректирующие формы ранее представленных индивидуальных сведений. Испрашиваемые Управлением пояснения ответчиком представлены не были.

В соответствии с абзацем вторым пункта 36 Инструкции правовым последствием неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений является принятие территориальным органом решения о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в том числе, требовать от страхователей, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Однако, сведения о том, что в результате выявленного нарушения управлением произведена корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц в материалах дела и в решении, вынесенном управлением по итогам проверки достоверности сведений персонифицированного учёта, отсутствуют.

Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе, сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, управление имело возможность определить и доказать общую сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по сведениям о начислениях в отношении каждого застрахованного лица.

Однако, при наличии противоречий между двумя исходящими от страхователя документов (декларацией и ведомостью) управление достоверно не определило (не доказало) общий размер причитающихся обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2007 год.

По смыслу абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" штраф подлежит исчислению от суммы в действительности причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (достоверных сведениях), а не указанной недостоверно.

Необходимо также отметить, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» высказал правовую позицию, согласно которой «размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения».

Из телеологического толкования вышеприведенных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, следует, что в случае представления страхователем недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, органу пенсионного фонда необходимо установить в отношении каких застрахованных лиц были представлены недостоверные сведения, и исчислять сумму штрафа от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за тех лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения.

Такая позиция согласуется с легальным определением индивидуального (персонифицированного) учета как организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Пенсионный фонд Российской Федерации довел до территориальных органов ПФР приведенную позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации письмом от 31.08.2004 № АК-09-25/9488.

Во избежание судебных споров, связанных с взысканием сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 28.06.2006 №КА-09-26/6784 «О взыскании сумм от применения финансовых санкций» указал территориальным органам ПФР на то, что следует четко руководствоваться положением пункта 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.08.2004 №79.

Таким образом, сумму штрафа следует исчислять не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от причитающихся уплате в действительности платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В противном случае не будут соблюдены справедливость и целесообразность юридической ответственности. Более того, будет умален основополагающий принцип юридической ответственности – соразмерность наказания совершенному правонарушению, – ведь в отношении части работников работодатель представил полные и достоверные сведения (в этой части данные, указанные в декларации и в ведомости формы АДВ-11 совпадают).

Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что расчет суммы штрафа произведен Управлением от полной суммы страховых взносов, начисленных согласно представленной обществом Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форме АДВ-11).

Заявитель, исчисляя сумму штрафа от общей суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанной в ведомости АДВ-11, не определил какие именно сведения являются достоверными (указанные в декларации или в ведомости), не определил размер в действительности причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, не определил в отношении каких застрахованных лиц представлены недостоверные сведения.

В связи с чем, правомерность привлечения Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 5 290 рублей 50 копеек материалами дела не подтверждена и ее нельзя считать доказанной с позиции ч.4 ст.215 АПК РФ, ст.65 АПК РФ.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", органами Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями.

При этом, под сведениями, упоминающимися в абз.3 ст. 17 названного закона, имеются в виду только те сведения, которые необходимы для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Однако, управлением не установлено нарушений обязательных требований в части организации и ведения учета сведений именно о каждом застрахованном лице, корректировка сведений о стаже и заработке не проводилась. В связи с чем, отсутствуют основания считать, что установленные управлением противоречия создали препятствия для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

При данных обстоятельствах, заявителем не доказано наличие оснований взыскания финансовой санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме того, содержание решения о привлечении страхователя к ответственности (л.д.17) не отвечает требованиям п.8 ст. 101 НК РФ, поскольку содержит только лишь констатацию факта совершения ответчиком правонарушения. В решении о привлечении страхователя к ответственности отсутствуют ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Материалы дела не содержат сведений о том, в каком именно документе содержаться неполные и (или) недостоверные сведения (декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, либо ведомости уплаты страховых взносов); отсутствуют сведения о конкретных застрахованных лицах, в отношении которых представлены неполные или недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета; нет информации, позволяющей определить, количество застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные или недостоверные сведения.

В связи с чем, суд лишен возможности установить наличие нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и определить размер санкций, подлежащих взысканию в порядке, предусмотренном данной нормой закона.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 159, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства отклонить.

2. Отказать в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Оренбурге к производственному кооперативу «Теплоизоляция» (г.Оренбург) о взыскании штрафных санкций в сумме 2982 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск).

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г.Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья А.А. Александров