ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-1113/10 от 14.09.2010 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области
 460046 г. Оренбург, ул.Володарского, 39
 e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
 http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург Дело №А47-1113/2010

15 сентября 2010г. Резолютивная часть решения объявлена 14.09.2010г.

Решение изготовлено в полном объёме 15.09.2010г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Фёдоровой Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Пиксаевой Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (460000, г. Оренбург, пр.Парковый, д.6)

к Администрации города Оренбурга (460000, г.Оренбург, ул.Советская, 60)

третье лицо: Отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения Управления внутренних дел Оренбургской области (460000, г.Оренбург, пер.Косогорный, д.3)

О признании права государственной собственности

при участии:

от истца: Быстрова А.С. - и.о.нач.отдела правового обеспечения (дов. № ЮП-56/17-4121 от 31.05.2010), Юдина Е.Н. – специалист 1 разряда (дов. № ЮП-56/17-4865 от 23.06.2010)

от ответчика: Овсянникова С.А. - гл.специалист (дов. № 4 от 11.01.2010)

от 3 лица: не явился

У С Т А Н О В И Л :

Иск предъявлен о признании права государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - строение, литер АА1 (нежилое здание гостиницы), трехэтажное, общей площадью 1000,8 кв.м, в том числе: 23 гостиничных номера общей площадью 464,8 кв.м, жилой 413,6 кв.м, кафетерий 45,2 кв.м, расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Кобозева/Краснознаменная, 42/9.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объёме, предоставил градостроительный план земельного участка.

Представитель ответчика (Овсянникова С.А.) по иску не возражает.

Представитель 3 лица в судебное заседание не явился, в письменном отзыве (л.д.131 т.1) требования истца поддерживает.

При рассмотрении спора по существу судом установлено следующее.

В соответствии с Распоряжением от 21.11.85г. №909-р Исполкома Оренбургского областного совета народных депутатов (л.д.75 т.1) была закрыта гостиница «Сакмара» ПО гостиничного хозяйства «Оренбург» и была передана с 01.12.1985 с баланса объединения гостиничного хозяйства «Оренбург» на баланс Управления внутренних дел облисполкома.

Согласно удостоверению, выданному Оренбургским ГП «Техническая инвентаризация» от 24.02.1993, домовладение №42/9, расположенное по ул.Кобозева/Краснознаменная, 42/9, города Оренбурга, зарегистрировано по праву государственной собственности УВД Оренбургского облисполкома на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г.Оренбурга №24 от 01.02.1993.

Во исполнение постановления Правительства РФ №696 от 03.07.1998г. КУГИ области – Территориальным органом Мингосимущества России было издано распоряжение №648-р от 03.11.1999 «О выдаче свидетельства о внесении в реестр федерального имущества государственному учреждению «Управление внутренних дел администрации Оренбургской области», и УВД Оренбургского облисполкома было выдано удостоверение собственности.

В дальнейшем Управление внутренних дел осуществило работы по ремонту и перепланировке здания гостиницы, сносу литеров Б и Б1, возвело трёхэтажный пристрой литер А1.

Реконструированное здание согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 24.03.2010г. (л.д.119 т.1) получило следующие технические характеристики - гостиница, нежилое трёхэтажное здание с подвалом, литер АА1, общей площадью 1000,8 кв.м, в том числе 23 гостиничных номера общей площадью 464,8 кв.м, жилой площадью 413,6 кв.м, кафетерий 45,2 кв.м., расположенное по адресу: г.Оренбург, ул.Кобозева/Краснознаменная, 42/9.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 628 кв.м с кадастровым номером 56:44:0219018:6, находящемся у Управления внутренних дел Оренбургской области на праве бессрочного пользования согласно свидетельству от 16.07.2009 (л.д.83 т.1).

Истец пояснил, что в соответствии с распоряжением ТУ ФАУФИ по Оренбургской области №1424-р от 24.10.2006 указанный объект недвижимости был передан с баланса ГУ «Управление внутренних дел Оренбургской области» на баланс ГУ «Отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения Управления внутренних дел Оренбургской области» и закреплён за ним на праве оперативного управления.

В обоснование своих требований истец так же ссылается на п.2 раздела II Приложения №1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1, согласно которому имущество органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Учитывая, что при производстве реконструкции здания гостиницы не оформлялась в установленном порядке проектная и разрешительная документация на реконструкцию, строение с новыми техническими характеристиками подпадает под признаки самовольной постройки.

Учитывая, что при строительстве (реконструкции) объекта нарушений строительных и противопожарных и иных норм при этом не допущено, истец просит признать право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - строение, литер АА1 (нежилое здание гостиницы), трехэтажное, общей площадью 1000,8 кв.м, в том числе: 23 гостиничных номера общей площадью 464,8 кв.м, жилой 413,6 кв.м, кафетерий 45,2 кв.м., расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Кобозева/Краснознаменная, 42/9, в судебном порядке на основании ст.222 ГК РФ, для целей государственной регистрации права собственности.

Представитель ответчика - Администрации города Оренбурга (Овсянникова С.А.) возражений по иску не заявил, ссылаясь на то, что право истца на объект может быть установлено только в судебном порядке, так как административный порядок ввода объекта в эксплуатацию невозможен согласно письма Комитета по градостроительству и архитектуре от 02.06.2010 №24/1-3463 (л.д.10 т.2).

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные документы, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца исходя из следующего.

Согласно п.3 ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Как следует из представленного свидетельства о государственной регистрации права от 16.07.2009 (л.д.83 т.1) земельный участок общей площадью 628 кв.м с кадастровым номером 56:44:0219018:6, на котором расположен заявленный по иску объект, находится у Управления внутренних дел Оренбургской области на праве бессрочного пользования с 05.11.1996, то есть находится в пользовании на вещных правах, предусмотренных п.3 ст.222 ГК РФ.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3 ст.222 ГК РФ).

Из представленных истцом документов можно сделать вывод о том, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Так в материалах дела имеется положительное заключение Инспекции пожарной безопасности (л.д.74 т.1) об обследовании заявленного объекта, где указано, что в ходе обследования грубых нарушений требований нормативных документов в области пожарной безопасности не выявлено.

Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» от 09.10.2009г. (л.д.67 т.1), которое выдано с рекомендациями, здание гостиницы литер АА1, соответствует требованиям всех соответствующих СанПиН.

Согласно заключения ОАО «Оренбурггражданпроект» о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций (л.д.58 т.1), имеющему соответствующую лицензию, обследуемый объект – жилое строение литер АА1 - по своему техническому состоянию оценено как соответствующее действующим строительным нормам и правилам, не создающим угрозу для жизни и здоровья граждан.

Согласно данным Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219018:6, реконструированное здание гостиницы размещено в месте допустимого размещения и реконструкции здания.

Истцом представлена Выписка из ЕГРП Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области от 22.03.2010 (л.д.130 т.1), из которой следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации прав на заявленный истцом объект недвижимого имущества отсутствует.

Истец несёт бремя расходов по содержанию данного объекта недвижимого имущества, что подтверждается представленными документами – договорами на получение коммунальных услуг (л.д.84-116 т. 1).

Согласно разъяснениям совместного Пленума ВС РФ и ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п.26), если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что истец после реконструкции гостиницы принимал меры к вводу данного объекта в эксплуатацию в административном порядке.

Так истцом представлено письмо Комитета по градостроительству и архитектуре от 07.04.2010 №24/1-1752 (л.д.3 т.2), в котором истцу даются разъяснения о перечне документов, которые необходимо представить в КГА для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в числе которых перечисляется заключение органов строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капительного строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Письмом от 02.06.2010 №24/1-3463 (л.д.10 т.2) Комитет по градостроительству и архитектуре разъяснил истцу, что административный порядок признания права собственности (ввода в эксплуатацию) на здание гостиницы в данном случае, не может быть применён, поскольку здание строилось (реконструировалось) в 1992г. без получения разрешения на строительство в установленном законом порядке.

Строительство здания гостиницы производилось без осуществления государственного строительного надзора, так как Инспекция ГСН Оренбургской области создана Указом Губернатора Оренбургской области от 12.04.2007 №41-ук, то есть позже произведённого строительства (реконструкции), следовательно, данная инспекция не могла осуществлять государственный строительный надзор за строительством данного пристроя.

Исходя из изложенного суд отмечает, что истцом были приняты все исчерпывающие меры для ввода объекта в эксплуатацию в административном порядке (легализации), при котором отказ уполномоченного органа по вводу объекта в эксплуатацию, по перечисленным мотивам, не может быть признан судом правомерным и обоснованным.

Суд так же признаёт обоснованным ссылку истца на пункт 2 раздела II Приложения к Постановлению Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.

Полномочным представителем собственника – Российской Федерации, на территории Оренбургской области выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которое уполномочено на обращение в суд в защиту государственных интересов на основании ст.ст.124, 125, 214 ГК РФ и Положения о Территориальном управлении ФАУГИ.

Согласно ст.12 ГК РФ, одним из видов способов защиты гражданских прав является признание права.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст.12, 218, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования истца о признании права государственной собственности Российской Федерации на основании ст.222 ГК РФ, на заявленный объект недвижимого имущества, признаются судом обоснованными и удовлетворяются.

Суд признаёт за Российской Федерацией право государственной собственности на объект недвижимого имущества - гостиницу, нежилое трёхэтажное здание с подвалом, литер АА1, общей площадью 1000,8 кв.м, в том числе 23 гостиничных номера общей площадью 464,8 кв.м, жилой площадью 413,6 кв.м, кафетерий 45,2 кв.м, расположенное по адресу: г.Оренбург, ул.Кобозева/Краснознаменная, 42/9.

Государственная пошлина взысканию с истца не подлежит, поскольку истец освобождён от её уплаты согласно ст.333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.110, 167, 169, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Иск удовлетворить.

Признать право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - гостиницу, нежилое трёхэтажное здание с подвалом, литер АА1, общей площадью 1000,8 кв.м, в том числе 23 гостиничных номера общей площадью 464,8 кв.м, жилой площадью 413,6 кв.м, кафетерий 45,2 кв.м., расположенное по адресу: г.Оренбург, ул.Кобозева/Краснознаменная, 42/9.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья Г.А.Фёдорова