АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-12090/2018
24 января 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена января 2019 года
В полном объеме решение изготовлено января 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Долговой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шинкаревой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,
к ассоциации по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия", ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга, г. Оренбург,
о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании приняли участие
представитель истца ФИО1 по доверенности от 09.01.2018,
Ответчик - ассоциация по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" и третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по юридическому адресу, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о ликвидации ассоциации по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик письменный отзыв на иск в материалы дела в соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Истец, ответчик и третье лицо, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Ассоциация по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" была зарегистрирована Оренбургской городской регистрационной палатой Администрации г. Оренбурга 16.03.1992, сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 22.0.2003, ОГРН <***>, учетный № 5604060013.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ ассоциация не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области информацию, содержащую отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001, ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, за 2014-2017 годы.
В связи с чем, истцом было вынесены предупреждения об устранении данных нарушений от 01.06.2015 №56/03-2565, от 08.12.2016 № 56/03-5485, от 23.06.2017 № 56/03-2795. Указанные предупреждения были направлены по почте по адресу ассоциации, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, заказным письмом с простым уведомлением о вручении и вернулись с отметками об отсутствии адресата по указанному адресу и истечении срока хранения.
Ссылаясь на пункт 10 статьи 32 Федерального Закона № 7-ФЗ, в связи с нарушением действующего законодательства, истец просит суд ликвидировать Ассоциацию по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия".
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Ассоциация по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" была зарегистрирована Оренбургской городской регистрационной палатой Администрации г. Оренбурга 16.03.1992, сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 22.0.2003, ОГРН <***>, учетный № 5604060013.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в порядке осуществления полномочий по контролю за деятельностью некоммерческих организаций установлено, что ассоциацией неоднократно не выполняются требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 32 Федеральный закон № 7-ФЗ.
Управлением вынесены предупреждения от 01.06.2015 №56/03-2565, от 08.12.2016 № 56/03-5485, от 23.06.2017 № 56/03-2795 об устранении нарушений, выразившиеся в непредставлении в установленный срок отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документов о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001, ОН0002 в течение месяца, со дня их получения.
Предупреждения были направлены ответчику почтовыми отправлениями по юридическому адресу, содержащемуся в выписке из ЕГРЮЛ: 460046, <...>, заказным письмом с простым уведомлением о вручении и вернулись с отметками об отсутствии адресата по указанному адресу и истечении срока хранения.
До настоящего времени нарушения законодательства организацией не устранены.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что учредители ответчика прекратили свою деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 1.1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» от 21.05.2009 № 147 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В качестве основания предъявления иска о ликвидации Ассоциации по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" истец указывает на нарушение организацией требований пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно пункту 3 Информационного письма № 84 от 13.08.2004 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица.
Как следует из материалов дела, ассоциация осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями норм действующего законодательства, а именно: с 2014 года не исполняет обязанности по предоставлению отчетов о деятельности, предусмотренные пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ.
Каких-либо доказательств, подтверждающих принятие мер, направленных на устранение допущенных нарушений, ответчиком в материалы дела не представлено в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в подтверждение своих доводов истец представил суду предупреждения об устранении нарушения законодательства от 01.06.2015 №56/03-2565, от 08.12.2016 № 56/03-5485, от 23.06.2017 № 56/03-2795 с доказательствами их направления ответчику.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что имеющиеся в деятельности объединения нарушения являются неоднократными, истцом доказаны основания для принудительной ликвидации Ассоциации по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия", предусмотренные подпунктом 3 пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области о ликвидации подлежит удовлетворению.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик – Ассоциация по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" признается плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от ее уплаты.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 6000 руб. подлежит взысканию с Ассоциации по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" в доход федерального бюджета, поскольку истец в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области удовлетворить.
Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц ассоциацию по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия", ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург.
Взыскать с ассоциации по производственному и агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства Оренбургской области "Оренбургагропромхимия" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Исполнительные листы выдать взыскателю, налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.А. Долгова