АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-12251/2013
10 июня 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2014 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Федоровой С.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вакуленко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению временно исполняющего обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитана полиции ФИО1 (Оренбургская область, п. Переволоцкий) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРИП <***>, ИНН <***>, г. Оренбург) к административной ответственности по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участи представителей:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 – индивидуального предпринимателя (паспорт 53 99094142 выдан 11.10.1999г.).
У С Т А Н О В И Л:
Временно исполняющий обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитана полиции ФИО1 (далее – заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель, ИП ФИО2) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 требования заявителя не признает, считая их необоснованными, кроме того, утверждает, что административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения, чем были нарушены ее права и законные интересы.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) является индивидуальным предпринимателем с 01.04.2014 года.
Временно исполняющим обязанности старшего госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Переволоцкому району, капитаном полиции ФИО3 08.10.2013 произведена проверка рекламных конструкций на дорогах и улично-дорожной сети населенных пунктов Переволоцкого района на соответствие требований нормативных документов.
Результаты проверки отражены в акте обследования рекламной конструкции от 08.10.2013г.
Проверяющим были выявлены следующие нарушения: рекламная конструкция плоской прямоугольной формы, размещенной на заборе ограждения дома № 40, размерами: длиной 8 метров по ул. 9 Января, длиной 9,85 метров по ул. Ленинская и высотой 1,5 метров, установлена без соответствующего разрешения предусмотренного законодательством РФ, без маркировки с указанием рекламораспространителя и номера телефона (пункт 5.10 ГОСТ Р 52044-2003). Кроме этого расстояние от рекламной конструкции до пересечения в одном уровне улиц Ленинская и 9 Января менее допустимой (9 метров при норме не менее 50 метров), расстояние от края проезжей части до рекламной конструкции составляет 1,6 метров при допустимой 5 метров (пункт 6.1 ГОСТ Р 52044-2003).
В связи с выявленными нарушениями, временно исполняющим обязанности старшего госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Переволоцкому району, капитаном полиции ФИО3 08.10.2013 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ИП ФИО2
Определением о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении и извещении законного представителя должностного лица от 16.10.2013 года было назначено время составления административного протокола в отношении предпринимателя - 28.10.2013 года в 11час. 30 мин.
08.11.2013 года временно исполняющим обязанности старшего госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Переволоцкому району, капитаном полиции ФИО3 в отношении ИП ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 56 ВА 346300 по ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для разрешения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности временно исполняющий обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитан полиции ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, считает, что заявленные требования о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
К отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяются положения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно требованиям части 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо лицом управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В силу частей 9, 13 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
В силу пункта 3 части 4 статьи 5, части 4 статьи 19 Закона о рекламе реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В связи с этим, применение указанного выше ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Согласно пункту 6.1 ГОСТа Р 52044-2003, на который ссылается административный орган, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах; ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 5.10 ГОСТа Р 52044-2003, средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.
Как следует из материалов дела, по адресу: п. Переволоцкий на пересечении улиц Ленинская и 9 Января, установлена рекламная конструкция плоской прямоугольной формы, размерами: длиной 8 м. по ул. 9 Января, длиной 9,85 м. по ул. Ленинская и высотой 1,5 м.
В соответствии с ответом Администрации Переволоцкого района Оренбургской области (исх. № 01-13/2985 от 17.10.2013 года) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: п. Переволоцкий на пересечении улиц Ленинской и 9 Января (на заборе ограждения дома № 40), не выдавалось.
Названная рекламная конструкция установлена на расстояние от пересечения проезжих частей улиц Ленинская и 9 Января до рекламной конструкции составляет 9 метров, при норме не менее 50 метров, расстояние от бровки земляного полотна до ближайшего края конструкции составляет 1,6 метров при норме не менее 5 метров, что является нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003.
Кроме того, в нарушение п. 5.10 ГОСТа Р 52044-2003, на спорной рекламная конструкции отсутствует маркировка с указанием рекламораспространителя и номера телефона.
Из материалов дела следует, что между предпринимателем и гражданином ФИО4 заключено соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве № б/н от 10.10.2009 года (далее – соглашение), в соответствии с которым предприниматель (Сторона 1) изготавливает из собственных материалов для ФИО4 (Сторона 2) и устанавливает на земельном участке, принадлежащем стороне 2 забор из оцинкованной стали, длиной 20 метров, высотой 1,7 метров (пункт 1.2. соглашения).
Согласно пункту 1.3 соглашения Сторона 2 осуществляет содержание, указанного в п. 1.2 настоящего соглашения, забора и размещенной на нем информации Стороны 1, а также препятствует его использование третьими лицами на протяжении всего срок действия договора.
Данный факт также подтверждается письменными объяснениями ФИО4, а также фотографическими снимками, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, на момент проведения проверки (08.10.2013г), предприниматель уже не являлась собственником рекламной конструкции.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьями 65, 68, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителя законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента (в настоящее время - ГОСТа Р 52044-2003).
Анализ положений названного ГОСТа показывает, что субъектом спорных правоотношений также является рекламораспространитель.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что административным органом не доказана принадлежность рекламной конструкции, расположенной по адресу: п. Переволоцкий, пересечение проезжих частей улиц Ленинская и 9 Января (на заборе ограждения дома № 40), ИП ФИО2, в связи с чем, отсутствуют основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Кроме того, исследовав материалы дела на предмет соблюдения административным органом процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что им были допущены существенные процессуальные нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения.
Данное обстоятельство устанавливается на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии с действующим законодательством административный орган несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности. Доказательства, на которые при этом ссылается заявитель, в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны соответствовать критериям относимости, допустимости и достоверности.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из указанных выше норм, составление протокола в отсутствии предпринимателя возможно только при условии надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о дате и времени составления протокола.
Как следует из материалов дела, предприниматель при составлении протокола от 08.11.2013 года № 56 ВА 346300 об административном правонарушении по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не присутствовал.
Доказательств извещения индивидуального предпринимателя ФИО2 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, несмотря на неоднократные требования суда, административным органом в материалы дела не представлено.
Кроме того, в определении о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении и извещении законного представителя должностного лица от 16.10.2013г. указана дата и время составления протокола – 28.10.2013 года в 11 час. 30 мин., тогда как протокол об административном правонарушении должностного лица № 56 ВА 346300 составлен 08.11.2013 года в 10 час. 00 мин. Доказательств переноса времени рассмотрения административных материалов и составления протокола об административном правонарушении, а также извещения об этом предпринимателя ФИО2 материалы дела не содержат.
Таким образом, доказательств извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем в материалы дела не предоставлено.
Согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Составление протокола об административном правонарушении должностного лица № 56 ВА 346300 от 08.11.2013 года об административном правонарушении по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствии предпринимателя (его представителя) и без доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола является существенным и грубым нарушением требований частей 3, 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами, что является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку протокол об административном правонарушении должностного лица № 56 ВА 346300 от 08.11.2013 года по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства наличия в действиях предпринимателя события административного правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявления временно исполняющего обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитана полиции ФИО1 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявления временно исполняющего обязанности начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району капитана полиции ФИО1 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет - сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru
Судья С. Г. Федорова