ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-12297/09 от 05.08.2010 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург                                                                  Дело № А 47-12297/2009

05 августа 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 29.07.10.

Решение изготовлено в полном объеме 05.08.10.

        Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Пирской О. Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колодиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

открытого акционерного общества «Оренбургэнергосбыт» в лице Восточного филиала открытого акционерного общества «Оренбургэнергосбыт», г.Оренбург 

к федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района», г. Оренбург 

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) муниципальное унитарное предприятие «Светлинское жилищно-коммунальное объединение», п. Светлый Светлинского района Оренбургской области  

2) Военный комиссариат  Оренбургской области, г. Оренбург

о взыскании  33 336 руб. 16 коп.

при участии:

от истца: Макарова Э. Н. – представитель (доверенность № 139 от 28.12.2009, сроком до 31.12.2010)

от ответчика: нет явки

от третьих лиц: 1) Тетюева О. О. – представитель (дов. б/н от 05.05.10.); 2) Зинзер Е. Б. – представитель (дов. б/н от 14.04.2010)

установил:

        Иск предъявлен о взыскании 33 336 руб. 16 коп. – задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения.

       Ответчик, извещённый надлежащим образом о дне и месте судебного заседания,  в суд не явился.

        Согласно отметке Почты России уведомление суда с судебным актом об отложении судебного разбирательства направленное в адрес ответчика, возвращено в суд с отметкой почты  «Вручено 08.07.10.».

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие  ответчика по имеющимся в деле документам.

         Истец  исковые  требования поддержал, сослался на пункты 10-12, 32-33, 69, 77 Правил пользования системы коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.99. № 167.

         Третье лицо МУП «Светлинское жилищно-коммунальное объединение» поддержало заявленные требования.

         Третье лицо Военный комиссариат  Оренбургской области пояснило, что ответчик является довольствующим органом для военного комиссариата Оренбургской области, факт потребления воды за период с 2005 года и факт нахождения подразделения военного комиссариата Оренбургской области  на первом этаже здания по адресу: п. Светлый, ул. Строителей, 26 признал (протокол судебного заседания от 17.06.2010.). Указал, что первый этаж здания, который используется отделом военного комиссариата в г. Ясный, стоит на балансе ответчика, ввиду чего именно ответчик должен заботиться об исполнении договорных обязательств, поскольку на ответчика возложена обязанность по заключению хозяйственных договоров.

        Ответчик в ходе проведенных судебных заседаний, а также согласно письменного отзыва на иск возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку считает, что договор на оказание услуг № 2080008а от 01.01.08. незаключенным, так как протокол урегулирования разногласий к договору №2080008а от 01.01.08. не был подписан ответчиком, поскольку в нем были указаны объемы водопотребления и водоотведения на 2007 года. В связи с реорганизацией военного комиссариата г. Ясный и Ясненского района, военного комиссариата  Светлинского района, военного комиссариата Домбаровского района была сокращена численность работников, в связи с чем, по мнению ответчика, недопустимо исчислять потребность воды на 2008 год из расчета 344,5 куб.м. поскольку потребность воды  на бытовые и хозяйственные нужды согласно расчета на 2009 год составляет 238 куб.м. Кроме того, ответчик отрицал факт  о том, что ФГКЭУ «Оренбургская КЭЧ района» является потребителем услуг водоснабжения.

Исследовав материалы дела,  выслушав  истца,  третьих лиц,   суд установил следующее.

         01.01.08. МУП «Светлинское жилищно-коммунальное объединение» (далее - исполнитель), ОАО «Оренбургэнергосбыт» (далее - агент, истец), действующий на основании агентского договора № 25А от 01.07.07. и  Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района (далее - абонент, ответчик) заключили договор №2080008а на оказание услуг (л.д. 82-89, т. 1). Согласно условиям договора исполнитель обязался оказывать абоненту услуги по отпуску холодной воды и приему сточных вод; агент обязался выставлять счета-фактуры за оказанные услуги и принимать денежные средства в счет оплаты оказанных услуг, а абонент обязался оплатить оказанные услуги агенту (пункт 1 договора).

        Условиями агентского договора № 25А от 01.07.07. предусмотрено, что МУП «Светлинское ЖКО» (принципал) поручает, а ОАО «Оренбургэнергосбыт» (агент) от своего имени и за счет принципала за вознаграждение осуществляет функции сбыта услуг принципала, предусмотренных п.1.1 договора (т. 2, л.д. 124).

        Факт принадлежности сетей МУП «Светлинское ЖКО» подтвержден материалами дела, в том числе: выкопировкой из генерального плана инженерных сетей п. Светлый, распоряжением главы администрации МО Светлинский поссовет о передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Светлинское ЖКО», актом передачи имущества от 12.01.07.

        Протоколом разногласий к указанному договору стороны согласовали наименование абонента – Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района»; в пункте 3.1 слова «16 500 руб. заменили словами «5 682 руб. 60 коп.»;в пункте 1.7.1 заменили слова «холодная вода 1000 куб.м./год» и «водоотведение (ориентировочно) 1 000 куб.м./год» словами слова «холодная вода 344,4 куб.м./год» и «водоотведение (ориентировочно) 344,4 куб.м./год».

Ответчик, не согласившись с условиями договора относительно лимита потребления воды и стоков, направил протокол урегулирования разногласий в адрес истца. Указанный протокол сторонами не подписан.

В судебном порядке ответчик не урегулировал разногласия.

       Учитывая, отсутствие согласования лимита потребления воды и стоков, а также подписания сторонами протокола урегулирования разногласий,  договор №2080008а от 01.01.08. следует признать незаключенным, ввиду чего факт потребления услуг по водоснабжению и водоотведению соответствует определению самовольного пользования системами водоснабжения и канализации, содержащемуся в п. 1 Правил № 167.

       Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системы коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.99. № 167.

       В соответствии с п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 (далее Правила № 167), самовольное пользование – пользование системами водоснабжения и канализации при отсутствии договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод, а также в случае нарушения условий договора.

       Пунктом 11 Правил № 167, установлено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 – 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

         В соответствии с пунктом 18 Правил № 167  при отсутствии договора пользование системами коммунального водоснабжения и канализации является самовольным.

        Согласно пункту  78 Правил № 167 при обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил. Кроме того, владелец этих устройств и сооружений оплачивает прямой ущерб, нанесенный им организации водопроводно-канализационного хозяйства в результате самовольного пользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 73 Правил № 167  предусмотрено, что объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается им по договору с организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании показаний средств измерений или в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил.

В силу  пункта  56 Правил № 167 в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.

        Из содержания пункта  77 Правил № 167 следует, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется  в соответствии с пунктом 57 Правил.

Пункт 57 Правил № 167 определяет, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

Из положений указанных норм следует право организации водопроводно-канализационного хозяйства требовать помимо оплаты стоимости потребляемой после обнаружения нарушения воды и сброшенных сточных вод также и возмещения прямых убытков, в состав которых входит стоимость самовольно потребленной питьевой воды или сброшенных сточных вод за период со дня самовольного присоединения и до момента обнаружения нарушения.        

       Третье лицо Военный комиссариат Оренбургской области факт пользования услугами водоснабжения и водоотведения в спорном помещении здания по адресу: п. Светлый, ул. Строителей, 26 признал  (протокол судебного заседания от 17.06.2010.).

        Ответчик признал, что является довольствующим органом для военного комиссариата Оренбургской области (протокол судебного заседания от 17.06.2010.).

         Согласно уставу ФГКЭУ «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района» учреждение имеет утвержденную бюджетную смету, самостоятельный баланс, открывает лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, от своего имени осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности (пп.1.4, 1.6, 1.9).

         Пунктом 2.1 устава ФГКЭУ «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района» предусмотрено, что учреждение осуществляет деятельность в целях обеспечения расквартирования и обустройства воинских частей, дислоцированных в пределах обслуживаемого района, в том числе предоставление воинским частям коммунальных услуг (электроэнергии, водоснабжение, канализация, вывоза нечистот, мусора и т.п.); осуществляет оплату потребленных топливно-энергетических ресурсов поставщикам за состоящие на довольствии воинские части, предприятия организации и учреждения Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2.2.2 устава). При осуществлении указанной деятельности вправе заключать договоры с юридическими и физическими лицами  (при соответствующих условиях действующему законодательству, без конкурсов).

        Согласно директивы Минобороны Российской Федерации от 04.04.05. № Л-15 «Об организации обеспечения потребителей Министерства обороны Российской федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета, топливно-энергетическими ресурсами и услугами водоснабжения» в Вооруженных Силах Российской Федерации финансирование расходов бюджетных потребителей на оплату топливно-энергетических ресурсов и услуг водоснабжения считается централизованным и осуществляется через квартирно-эксплуатационные части районов на основании заключенных договоров за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета Российской Федерации. В связи с указанным на начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ возложены функции единого заказчика топливно-энергетических ресурсов и услуг водоснабжения, потребляемых воинскими частями и организациями Вооруженных Сил РФ, состоящими на сметно-бюджетном финансировании независимо от видов подчиненности.

        Учитывая изложенное, судом отклоняется довод ответчика о том, что ФГКЭУ «Оренбургская КЭЧ района» не является надлежащим ответчиком по делу.

Пунктами 32 и 69 Правил установлено, что абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами (пункт 33).

К таким случаям-исключениям законодателем отнесены: потребление питьевой воды без заключения договора или с нарушением условий заключенного договора (самовольное пользование), с заключением договора в письменной форме, но без применения средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю организации ВКХ доступа к узлу измерений, а также при самовольном присоединении к системам водоснабжения и (или) канализации. При наличии хотя бы одного (либо нескольких) из названных обстоятельств организация ВКХ применяет расчетный метод определения объема потребленной воды и сброшенных стоков.

       Способ такого расчета содержится в Правилах. В частности, пунктом 57 Правил определено, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

К указанному способу расчета отсылает и пункт 77 Правил, согласно которому таким же образом производится определение количества отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод в отношениях организации ВКХ и абонентов при потреблении питьевой воды без средств измерений.

Поскольку фактически услуги по водоснабжению, водоотведению были оказаны и потреблены в период с 01.12.07 г. по 01.10.09 г.

За вышеуказанный период на основании данных МУП «Светлинское ЖКО» о количестве оказанных вышеназванных услуг истец во исполнении условий агентского договора выставил счета-фактуры ответчику : №3 от 31.01.08 на сумму 23505,91 руб.; №99 от 29.02.08 на сумму 23489,41 руб.; № 214 от 31.03.08 на сумму 29099,80 руб.; № 296 от 30.04.08 на сумму 19202,68 руб.; № 395 от 31.05.08 на сумму 1418,69 руб.; № 493 от 30.06.08 на сумму 1435,19 руб.; № 585 от 31.07.08 на сумму 1270,22 руб.; № 704 от 31.08.08 на сумму 1418,69 руб.; №798 от 30.09.08 на сумму 1352,70 руб.; № 890 от 31.10.08 на сумму 5342,50 руб.; № 981 от 30.11.08 на сумму 12355,07 руб.; № 1076 от 31.12.08 на сумму 23555,40 руб.; № 3 от 31.01.09 на сумму 29080,25 руб.; № 94 от 28.02.09 на сумму 28738,22 руб.; № 185 от 31.03.09 на сумму 28679,10 руб.; № 1/283 от 30.04.09 на сумму 1655,30 руб.; № 1/371 от 31.05.09 на сумму 1655,30 руб.; № 1/597 от 30.06.09 на сумму 1812,95 руб.; № 1/681 от 31.§7.09 на сумму 1812,95 руб.; № 1 /764 от 31.08ч09 на сумму 1793,24 руб.; № 1/847 от 30.09.09 на сумму 1734,13 руб.

Оплата за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению до настоящего времени не произведена.

         В ответе на претензию от 30.11.09 за № 0-10/В -17602 ответчик не согласен с объемами водопотребления и водоотведения.

         Расчет стоимости услуг по водопотреблению и  водоотведению выполнен истцом за период с 00.01.08. по 01.10.09. Расчет выполнен арифметически верно, основания для его критической оценки отсутствуют. Размер задолженности ответчика перед  истцом составил 33 336 руб. 16 коп.

       Судом установлено, что при расчете  оказанных услуг исходя из пропускной способности   по таблице Шевелева Ф. А. размер задолженности ответчика в значительной степени превысил бы стоимость взыскиваемых истцом услуг.

       Судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что он является бюджетным учреждением, финансируемы из федерального бюджета, и необходимые для оплаты счетов-фактур денежные средства у него отсутствуют.

       Отсутствие у учреждения в распоряжении денежных средств само по себе не является основанием для освобождения должника от ответственности по причине отсутствия вины в просрочке исполнения обязательства, поскольку не свидетельствует о принятии должником всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.

       Напротив, ответчик считает, что не обязан оплачивать оказанные ему услуги, возражает против взыскания задолженности.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

         Суд считает, что ответчику ввиду оказаны услуги по водоснабжению и водоотведению в размере 33 336 руб. 16 коп., указанные денежные средства в сумме 33 336 руб. 16 коп. в силу статей 1102, 1107 Гражданского кодекса РФ  указанная сумма является неосновательным обогащением.

      При таких обстоятельствах следует признать, что требования истца   в размере  33 336 руб. 16 коп. правомерны  и   подлежат удовлетворению на основании статей 1102, 1103, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 10-12, 32-33, 69, 77 Правил № 167.

      Расходы по государственной пошлине на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика и взыскиваются в доход федерального бюджета Российской Федерации.

       Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд     

РЕШИЛ:

      1. Взыскать с федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района», г. Оренбург в пользу открытого акционерного общества «Оренбургэнергосбыт», г.Оренбург  33 336 руб. 16 коп. – неосновательного обогащения.

      2. Взыскать с федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района», г. Оренбург в доход федерального бюджета Российской Федерации  1 333 руб. 44 коп. государственную пошлину.

      3. Исполнительные листы выдать истцу и налоговому органу  в порядке, предусмотренном статьями 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.

       Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru  или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

                        Копии решения направить лицам, участвующим в деле.

Судья                                                                          О.  Н. Пирская