ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-13211/19 от 27.11.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-13211/2019

04 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 04 декабря 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области, г. Оренбург,

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, Оренбургская область, Кувандыкский район, г. Кувандык, к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняла участие представитель заявителя ФИО2 по доверенности №40 от 24.06.2019.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направила.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя предпринимателя.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также с требованием приостановить лицензию на осуществление деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения № 56-14-03-000136 от 27.03.2014.

Протокольным определением от 27.11.2019 судом приняты уточнения заявленных требований, согласно которым Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя требования считает обоснованными, поддерживает по изложенным в заявлении основаниям.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв в материалы дела не представило.

Заявитель и заинтересованное лицо не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 31.10.2013, имеет ОГРНИП <***>, ИНН <***>, а также лицензию № 56-14-03-000136 от 27.03.2014 на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, с бессрочным сроком действия, разрешенное место осуществления лицензируемого вида деятельности – <...>.

08.08.2019 в Управление Россельхознадзора по Оренбургской области поступило заявление от гражданина ФИО3 по факту ведения ИП ФИО1 предпринимательской деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без наличия специального образования, а именно высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования.

По вышеуказанному факту Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области был направлен запрос в Илекский зоотехнический техникум - филиал ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ (№02/4600-08 от 13.08.2019) о выдаче диплома Дусмухаметовой Нажие ФИО4 №674712.

22.08.2019 Илекским зоотехническим техникумом - филиал ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ дана справка №206 о том, что ФИО1 обучение не проходила, диплом не выдавался.

На основании приказа № 1806 от 02.09.2019 в отношении индивидуального предпринимателя проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля, с целью пресечения нарушения требований законодательства Российской Федерации в области лицензионного контроля, согласно мотивированному представлению начальника отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора и пограничного ветеринарного контроля на Госгранице РФ и транспорте ФИО5 №02-02/276 от 29.08.2019.

С данным приказом предприниматель ознакомлена лично 03.09.2019, о чем свидетельствует ее подпись (л.д. 8).

06.09.2019 Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области в присутствии предпринимателя составлен акт проверки №000994, в котором зафиксирован факт осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно в нарушение пп. «к» п. 5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» у индивидуального предпринимателя при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения отсутствует высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование.

06.09.2019 Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении №0368183 (АБ №0368183), по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11.09.2019 заявление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вместе с материалами проверки направлено Управлением в арбитражный суд.

Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ арбитражным судом рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как установлено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Из материалов дела следует, что предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № 56-14-03-000136 от 27.03.2014 на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, с бессрочным сроком действия, разрешенное место осуществления лицензируемого вида деятельности – <...>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.

Согласно п. 6 указанного Положения осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.

В силу п. 5 Положения №1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: наличие у индивидуального предпринимателя для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, сертификата специалиста.

Событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения подтверждается актом проверки №000994 от 06.09.2019, объяснениями самого предпринимателя, справкой №206 от 22.08.2019, выданной Илекским зоотехническим техникумом - филиал ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ, другими материалами дела.

Как следует из материалов дела, проверкой установлен факт нарушения требований пп. «к» п. 5 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» в части отсутствия у индивидуального предпринимателя при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования.

Указанные обстоятельства предпринимателем не оспариваются.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу о подтверждении факта наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Формы вины физического лица приведены в ст. 2.2 КоАП РФ.

Осуществляя лицензируемый вид деятельности, предприниматель должен был знать нормативные требования, предъявляемые к такой деятельности и предвидеть наступление вредных последствий в результате их несоблюдения, однако, относился к этому безразлично, что свидетельствует об умышленном совершении правонарушения.

При таких обстоятельствах в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оснований для применения положений о малозначительности судом в данном случае не усматривается.

Поскольку совершенное административное правонарушение посягает на установленный законом порядок общественных отношений в сфере реализации лекарственных средств, нарушение которого представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в данном случае отсутствуют основания для освобождения предпринимателя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.

Процессуальные нарушения административным органом не допущены, судом не установлены.

Срок привлечения к административной ответственности заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности назначается судьей.

Исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, оценивая характер совершенного административного правонарушения, цель административного наказания, характер нарушения, принципы справедливости и соразмерности наказания, вытекающие из Конституции Российской Федерации, суд считает необходимым назначить предпринимателю наказание за совершенное правонарушение в виде административного приостановления деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на срок 90 суток, то есть пределах санкции за совершенное правонарушение.

Арбитражный суд первой инстанции считает необходимым отдельно отметить невозможность ограничиться мерой ответственности в виде штрафа, поскольку штраф фактически позволит продолжать предпринимательскую деятельность, что недопустимо с учетом выявленного правонарушения и не будет отвечать целям эффективности административного наказания.

Государственной пошлиной данная категория споров не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, состоящую на регистрационном учете по адресу: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 31.10.2013 Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Оренбургской области, г.Оренбург, свидетельство о государственной регистрации серии 56 № 003431433 от 31.10.2013, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде приостановления деятельности на срок 90 суток.

Решение направить в Кувандыкский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области для исполнения в порядке, установленном ст.4-2 АПК РФ, ст. 32.2 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда по данному делу может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.А. Александров