АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело №А47-13931/2011
27 июня 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2012.
Решение изготовлено в полном объёме 27.06.2012.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи В.М.Штырник
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В.Щербаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (460015, г. Оренбург, Площадь Дом Советов, ИНН <***>)
к Администрации города Оренбурга (460000, <...>)
третьи лица:
1. Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера ФИО1 Гейтца» (460006, <...>)
2. Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области (460006, <...>)
о признании права государственной собственности
при участии представителей:
от истца: ФИО2 - консультант (доверенность от 06.04.2012, № КК-12-17/4115);
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом в силу ст.ст. 123, 124 АПК РФ,
от третьих лиц: 1) ФИО3 - представитель (доверенность от 03.02.2012, №02), 2) ФИО4 - представитель (дов. № 01/07-39 от 14.01.2011)
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации города Оренбурга о признании права государственной собственности Оренбургской области на объект недвижимости: спортивный комплекс литер ЕЕ1Е2Е3, 1-2-3-4- этажное, с подвалом, общей площадью 3215,6 кв.м., в том числе площадь надстроя второго этажа литер Е – 124,9 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
В соответствии со ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проведено в отсутствии не явившегося ответчика.
Отвода судье и лицу, ведущему протокол, не заявлено.
При рассмотрении спора по существу судом установлено следующее.
Истец в исковом заявлении ссылается на следующие обстоятельства:
В соответствии с пунктом 4.1 постановления Правительства Оренбургской области от 22.12.2009 № 642-п «О создании государственного автономного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С. Гейтца» (л.д. 37-39 т.) и пунктом 3 распоряжения министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 21.01.2010 № 57-р «О согласовании устава государственного автономного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С. Гейтца» в новой редакции» (л.д.40-42 т.1) за данным учреждением на праве оперативного управления закреплен объект недвижимости - здание с пристроем, расположенный по адресу: <...>.
Согласно распоряжению министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство, МПР области) от 04.03.2011 № 345-р «Об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <...>, государственного автономного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С. Гейтца» (л.д. 43 т.1) с учетом Выписки из Реестра государственного имущества Оренбургской области № 201 от 15.03.2011 (л.д.44 т.1), здание спортивного комплекса с подвалом литер ЕЕ1Е2ЕЗ, расположенное по адресу: <...>, является государственной собственностью Оренбургской области.
Изначально основное здание (без пристроя) принадлежало объединению «Оренбургнефть» и именовалось как «Спецшкола с лечебно-восстановительным центром», что находит отражение в Акте государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22.11.1985, утвержденного решением Горисполкома от 27.11.1985 № 725 (л.д. 45-50 т.1)
Далее, распоряжением КУГИ области от 15.07.2003 № 1574-р «О передаче на баланс объекта недвижимого имущества» (л.д. 51 т.1) данный спорткомплекс, на основании изменений к плану приватизации ОАО «Оренбургнефть», утвержденных распоряжением КУГИ области от 08.05.2003 № 981-р (л.д. 52-54 т.1), был передан в государственную собственность Оренбургской области, со снятием с баланса ОАО «Оренбургнефть» и постановкой на баланс комитета администрации области по физической культуре, спорту и туризму, с закреплением его на праве оперативного управления за последним.
Распоряжением КУГИ области от 31.01.2005 № 64-р «О передаче с баланса на баланс» (л.д.55 т.1) данный спорткомплекс был передан с баланса комитета администрации области по физической культуре, спорту и туризму на баланс Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва», с закреплением его на праве оперативного управления за последним.
Распоряжением КУГИ области от 27.12.2005 № 1499-р «О передаче с баланса на баланс» (л.д.56 т.1) данный спорткомплекс был передан с баланса Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва» на баланс государственного учреждения дополнительного образования детей областная «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени Заслуженного тренера Н.С.Гейтца», с закреплением его на праве оперативного управления за последним.
На сегодняшний день спортивный комплекс, закрепленный на праве оперативного управления, на основании справки ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 27.03.2010 (л.д.57 т.1), представляет собой строение литер ЕЕ1Е2Е3 - одно, двух, трех, четырехэтажное с подвалом, общей площадью – 3215,6 кв.м, в том числе площадь надстроя второго этажа литер Е2 -124,9 кв.м
Пристрой к основному зданию спортивного комплекса был произведен за счет средств областного бюджета в период 2005-2006 годов на основании договора подряда на выполнение работ от 05.12.2005 № 5/81 (л.д.58-63 т.1) и распоряжением МПР области от 21.02.2011 № 284-р «О передаче незавершенного строительством объекта с баланса на баланс» (л.д.64-66 т.1) пристрой (надстрой) второго этажа литер Е2, общей площадью 124,9 кв.м., здания спортивного комплекса, расположенного по адресу: <...>, министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области со своего баланса был передан на баланс государственному автономному учреждению дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С. Гейтца».
В настоящий момент на спортивный комплекс литер ЕЕ1Е2ЕЗ, расположенный в <...>, имеется кадастровый паспорт от 26.03.2011 (л.д.66-67 т.1), а также технический паспорт, с учетом возведенного надстроя (л.д. 68-86 т.1). Однако на основании Сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 01.06.2011 № 01/046/2011-251 (л.д. 87-89 т.1) в государственной регистрации права на недвижимое имущество отказано, в связи с непредставлением разрешения на ввод реконструированного объекта недвижимости в эксплуатацию.
Согласно разъяснениям совместного Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п.26), если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Так, письмом администрацией г. Оренбурга от 10.09.2010 № 24/1-5303 (л.д. 90 т.1) было сообщено о невозможности ввода в эксплуатацию объекта в административном порядке, в связи с отказом Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области от 01.09.2010 № 56-24-04/2010-23 (л.д.91 т.1) в выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Территориальным отделом № 5 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области по заказу учреждения было выполнено Землеустроительное дело по межеванию земельного участка с местоположением: <...> от 18.12.2007 № 2153 (л.д. 92-131 т.1).
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка от 03.03.2010 № 5644/204/10-13892, спорный объект расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не выходит за пределы границ выделенного участка, с разрешенным использованием: земельный участок, предназначенный для размещения объектов физической культуры и спорта с размещением Государственного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С. Гейтца».
Распоряжением МПР области от 26.07.2010 № 1104-р «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка Государственному автономному учреждению дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера ФИО1 Гейтца» (л.д. 85-86 т.2) земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование учреждению.
Учреждение владеет и пользуется указанным недвижимым имуществом, неся бремя его содержания в соответствии с Уставом учреждения, согласно которому учредителем государственного автономного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1имени заслуженного тренера России Н.С. Гейтца» является Оренбургская область с возложением функций и полномочий учредителя на министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, а имущество учреждения является государственной собственностью Оренбургской области и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
Отсутствие зарегистрированного права государственной собственности Оренбургской области и оперативного управления на спорный объект недвижимости, затрудняет деятельность, предусмотренную Уставом учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.125, 214, 218, 222 ГК РФ, истец просит признать право государственной собственности Оренбургской области на объект недвижимости.
Ответчик в письменном отзыве от 27.02.2012 считает возможным удовлетворение заявленных исковых требований при наличии доказательств соблюдения градостроительных норм, прав на земельный участок, соблюдения положений пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010, предусматривающих также досудебный порядок придания лигитимности объекта капитального строительства, при наличии заключений ЦГСЭН о соответствии строений санитарным требованиям, заключение противопожарной службы о соответствии строений противопожарным требованиям, заключения лицензируемой организации о соответствии строительным нормам.
Третьи лица в письменных отзывах (л.д. 137-140, л.д. 156-157 т.3) не возражают против удовлетворения исковых требований.
Заслушав представителей истца и третьих лиц, исследовав материалы дела и представленные документы, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца исходя из следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права, в том числе права собственности, является одним из способов защиты гражданских прав. Необходимость защиты права появляется в случае, если это право кем-либо нарушается или оспаривается. Таким образом, в связи с нарушением права, в частности и вещного, возникают конкретные правоотношения между лицом, обладающим правом (или считающим, что оно имеет данное право), и лицом, это право нарушающим или оспаривающим. Обращение в суд с иском о признании права не может не свидетельствовать о наличии спора о праве и существовании субъекта, связанного с истцом материальным правоотношением.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
При этом в случае, если недвижимое имущество создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является в силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой.
На основании п. 2 ст. 222 вышеназванного Кодекса лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, Распоряжением КУГИ области от 15.07.2003 № 1574-р спорный объект недвижимости до реконструкции передан в государственную собственность Оренбургской области, путем снятия его с баланса ОАО «Оренбургнефть» и постановки на баланс комитета администрации области по физической культуре, спорту и туризму. От последнего распоряжением КУГИ области от 31.01.2005 № 64-р передан на баланс государственного образовательного учреждения «Училище олимпийского резерва». Распоряжением КУГИ области от 27.12.2005 № 1499-р передан на баланс государственного учреждения дополнительного образования детей областная «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С.Гейтца», с закреплением его на праве оперативного управления.
В период 2005-2006 годов на основании договора подряда от 05.12.2005 № 5/81 был произведен надстрой второго этажа литер Е2 к зданию спортивного комплекса. Распоряжением МПР области от 21.02.2011 № 284-р «О передаче незавершенного строительством объекта с баланса на баланс» надстрой второго этажа литер Е2, общей площадью 124,9 кв.м здания спортивного комплекса, расположенного по адресу: <...> министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области со своего баланса был передан на баланс государственному автономному учреждению дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С.Гейтца», что следует из Акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 24.02.2011 (л.д. 33-35 т.3)
Строительство и реконструкция здания спортивного комплекса велись без проектной и разрешительной документации, в связи с чем заявленный по иску объект недвижимости является самовольной постройкой.
Как следует из п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ), право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно пункту 3 ст. 222 Гражданского Кодекса РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, при рассмотрении требований о признании права собственности на самовольное строение, истцом должно быть подтвержден факт создания объекта недвижимости в нарушении требований действующего градостроительного заключения; право собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, где осуществлена постройка, а также истцом должно быть доказано, что спорный объект недвижимости не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка от 03.03.2010 № 5644/204/10-13892, спорный объект расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не выходит за пределы границ выделенного участка, с разрешенным использованием: земельный участок, предназначенный для размещения объектов физической культуры и спорта с размещением Государственного учреждения дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера России Н.С. Гейтца».
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю указанный земельный участок подлежит отнесению к государственной собственности Оренбургской области.
В соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области от 16.11.2002 № 317/64-Ш-ОЗ «О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области» министерство уполномочено до разграничения государственной собственности на землю осуществлять распоряжение в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге земельными участками, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной собственности и (или) предоставленные органу государственной власти, государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, некоммерческой организации, созданной органом государственной власти; юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Оренбургской области в случае предоставления земельных участков органу государственной власти Оренбургской области, государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, некоммерческой организации, созданной органом государственной власти Оренбургской области.
Ранее, на основании Государственного акта на право пользования землей от 07.06.1984 А-1 № 125695 (л.д.81-84 т.2) земельный участок по Парковому проспекту, площадью 0,68 га, был предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование Объединению «Оренбургнефть» для строительства спецшколы с лечебно-восстановительным центром.
Распоряжением МПР области от 26.07.2010 № 1104-р «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка Государственному автономному учреждению дополнительного образования детей Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1 имени заслуженного тренера ФИО1 Гейтца» (л.д. 85-86 т.2) право постоянного (бессрочного) пользования Объединению «Оренбургнефть» было прекращено, вышеуказанный Государственный акт на право пользования землей был признан утратившим силу, а земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование учреждению.
Однако, земельный участок не может быть зарегистрирован в установленном законом порядке, так как не зарегистрировано право государственной собственности на весь спортивный комплекс, который занимает учреждение, что находит отражение в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о приостановлении государственной регистрации от 17.09.2010 № 01/214/2010-100 (л.д. 87-88 т.2)
Согласно уведомления Управления Росреестра по Оренбургской области № 01/007/2012-197 от 16.02.2012 (л.д. 134 т.3) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества 0 земельный участок, площадь +/-29 кв.м, кадастровый № 56:44:0443001:34, адрес: <...> отсутствуют.
Также, согласно пункту 3 ст. 222 Гражданского Кодекса РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Спорный объект недвижимости не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается представленными документами: заключением санитарно - эпидемиологической экспертизы № 56.ФБУЗ.01.04-01.2012-0167 от 08.02.2012 (л.д. 128-132 т.3), техническим отчетом по детальному (инструментальному) обследованию строительных конструкций здания ГАУ ДОД СДЮСШОР № 1 им. Н.С.Гейтца по пр. Парковый ,7/1 в г. Оренбурге (л.д. 31-50 т.4), имеющего свидетельство о допуске к определенному виду работ, в том числе работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений (л.д.7 т.4), ответом Отдела надзорной деятельности по г. Оренбургу от 20.03.2012 о соответствии объекта требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности, градостроительным заключением о функциональном назначении земельного участка, расположенного по пр. Парковому, 7/1 от 14.06.2012.
В силу пункта 1 статьи 2, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права и может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в установленном законом порядке.
При рассмотрении требований о признании права собственности на объект самовольного строительства в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать, что он принял меры для того, чтобы начать строительство (реконструкцию) с соблюдением установленного законом порядка.
То есть иск о признании права собственности на самовольную постройку не должен подменять собой упрощенный порядок легализации самовольной постройки, что ставит добросовестного застройщика, соблюдающего все требования действующего законодательства по получению разрешительной документации, в неравное положение с самовольным застройщиком.
Письмом администрацией г. Оренбурга от 10.09.2010 № 24/1-5303 (л.д. 90 т.1) было сообщено о невозможности ввода в эксплуатацию объекта в административном порядке, в связи с отсутствием возможности получения заключения органа государственного строительного надзора.
Также судом принимается во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно уведомления Управления Росреестра по Оренбургской области № 01/012/2012-616 от 27.01.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества, о признании права собственности на который просит истец, отсутствуют.
Техническая инвентаризация объекта недвижимости проведена ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости». Согласно представленного технического паспорта и справки формы № 1 от 26.01.2012 (л.д. 127 т.3) спорный объекты недвижимости имеет следующие технические характеристики: спортивный комплекс литер ЕЕ1Е2Е3 – одно, двух, трех, четырехэтажное с подвалом, общей площадью 3215,6 кв.м., в том числе площадь надстроя второго этажа литер Е – 124,9 кв.м., расположен по адресу: <...>.
Осуществление строительства произведено за счет средств областного бюджета. Третье лицо - ГАУ ДОД Оренбургской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа № 1 имени заслуженного тренера России Н.С.Гейтца», которому имущество передано на праве оперативного управления, несет бремя содержания спорного имущества, что подтверждается представленными документами (л.д. 36-98 т.3)
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 20.11.2001 № 363/346-П-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Оренбургской области», положением о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 № 120-ук, министерство выступает уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области, а также осуществляет действия по защите законных интересов Оренбургской области в судах.
Подпункты 14.1, 24.3, 30 и 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливают, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся решение вопросов по организации предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения; организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время); осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществления региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3 настоящего Федерального закона. Подпункты «ж», «н.1», «с» пункта 2 статьи 26.11 устанавливает, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для организации предоставления образования; имущество, необходимое для организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей; а также объекты спорта и иное имущество, необходимое для организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
В соответствии с пунктом 2.6 Устава учреждение реализует образовательные программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, участвует в организации спортивно-массовой и воспитательной работы сети учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, организует информационно-методическое обеспечение деятельности детско-юношеский спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки Оренбургской области, участвует в разработке и реализации муниципальных и областных программ развития детско-юношеского спорта, участвует в определении порядка проведения спортивно-массовых мероприятий на территории Оренбургской области, комплектует юношеские сборные команды Оренбургской области, принимает участие в проведении курсов повышения квалификации педагогических работников детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки, принимает участие в аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, т.е. по заданию собственника осуществляет полномочия, установленные указанным Федеральным законом № 184-ФЗ, что исключает отнесение спорных объектов к муниципальной или федеральной собственности.
На это указывает и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст.12, 125, 214, 218, 222 Гражданского Кодекса РФ, суд признает требования Министерства о признании права собственности на заявленный объект недвижимости обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина с истца не взыскивается, поскольку истец освобожден от ее уплаты на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Исковые требования удовлетворить.
Признать право государственной собственности Оренбургской области на объект недвижимости: спортивный комплекс литер ЕЕ1Е2Е3 – одно, двух, трех, четырехэтажное с подвалом, общей площадью 3215,6 кв.м., в том числе площадь надстроя второго этажа литер Е – 124,9 кв.м., расположен по адресу: <...>.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течении месяца со дня его принятия, жалоба может быть подана через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья В.М.Штырник