ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-14304/2021 от 05.09.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-14304/2021  

13 сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        сентября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        сентября 2022 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Придолинное", ОГРН 1185658006599, ИНН 5648021458, Оренбургская область, Ташлинский район, с. Алексеевка

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области, ОГРН 1045605473297, ИНН 5610084498, г. Оренбург

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица - Администрация муниципального образования Ранневский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, ОГРН 1065636000210,               ИНН 5648004325, Оренбургская область, Ташлинский район, с. Раннее

о признании незаконным решения Управления Росреестра по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Придолинное" на земельный участок с кадастровым номером 56:31:0000000:1929, содержащееся в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 01.02.2022 № КУВД-001/2021-36043122/15.

В судебном заседании приняли участие представитель заявителя Щепачев Евгений Александрович по доверенности от 04.02.2021, представитель заинтересованного лица Горецкий Вячеслав Владимирович по доверенности № 9 от 11.01.2022.

Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебное заседание представителей не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица.

ООО "Придолинное" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области о признании недействительным уведомления о приостановлении государственной регистрации от 10.09.2021 № КУВД-001/2021- 36043122/1.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, на основании ст. 51 АПК РФ привлечена Администрация муниципального образования  Ранневский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области.

03.03.2022 от заявителя в материалы дела поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Придолинное" на земельный участок с кадастровым номером 56:31:0000000:1929, содержащееся в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 01.02.2022№ КУВД-001/2021-36043122/15. Уточнение заявленных требований судом принято на основании ст.49 АПК РФ. Требование рассматривается с учетом уточнения.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "Придолинное" заявленные требования считает обоснованными, поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях. Считает, что ООО «Придолинное» имело право на приобретение земельного участка в льготном порядке, поскольку соответствует условиям, указанным в п.5.1 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения сформирован в счет невостребованных земельных долей, право муниципальной собственности возникло на основании ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; общество является сельскохозяйственной организацией; общество использовало спорный земельный участок до даты регистрации права муниципальной собственности (т.е. до 01.04.2020) и продолжает использовать в настоящее время; общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка сразу после публикации соответствующего извещения Администрацией Ранневского сельсовета на официальном сайте муниципального образования.

Представитель заинтересованного лица требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву. Ссылается на то, что представленный на государственную регистрацию договор был заключён по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, что не соответствует требованиям действующего законодательства. В связи с изложенным, продажа отчуждаемого земельного участка может быть осуществлена только в порядке, установленном в ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

От третьего лица в материалы дела поступил отзыв на заявление, согласно которому указывает, что причины задержки публикации на официальном сайте, а также причины отсутствия публикации в средствах массовой информации Администрация объяснить не имеет возможности, поскольку соответствующие события происходили в период, когда этот вопрос курировал прежний глава администрации, полномочия которого истекли и который в настоящее время в администрации не работает. 18.03.2021 в Администрацию Ранневского сельсовета поступило заявление ООО «Придолинное» о заключении договора купли-продажи земельного участка (вх.№145). Поскольку ООО «Придолинное» соответствует критериям, установленным п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, то у Администрации не было оснований для отказа в предоставлении земельного участки. Между  Администрацией Ранневского сельсовета и ООО «Придолинное» 25.03.2021 был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:31:0000000:1929. ООО «Придолинное» оплатило стоимость земельного участка в полном объеме, участок передан Администрацией в собственность ООО «Придолинное».

Стороны не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. В связи с чем, суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

16.03.2019 между ООО «Придолинное» и собственниками земельных долей был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения с множественностью лиц на стороне арендодателя. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 56:31:0000000:162, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - здание школы. Участок находится примерно в 19 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, Ташлинский район, с. Раннее, ул. Набережная, д.7.

01.04.2020 за муниципальным образованием Ранневский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области зарегистрировано право собственности за № 56:31:0000000:1929-56/023/2020-1 на объект недвижимого имущества: Земельный участок с кадастровым номером 56:31:0000000:1929, площадью 5 214 000 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, местоположение которого: Российская Федерация, Оренбургская область, р-н Ташлинский, Ранневский с/с, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:31:0000000, образованный в результате выдела в счет невостребованных земельных долей (т.д. 2 л.д. 4-6).

Право собственности было признано за муниципальным образованием в судебном порядке на невостребованные земельные доли (т.д. 2 л.д. 8-70).

Кроме того, в отношении данного земельного участка было зарегистрировано обременение в виде аренды за № 56:31:0000000:1929-56/023/2020-1 от 01.04.2020, сроком с 08.08.2019 на 5 лет, в пользу                                ООО «Придолинное».

02 марта 2021 г. Администрация Ранневского сельсовета Ташлинского района опубликовала информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» о возможности приобретения данного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на условиях п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Извещение в средстве массовой информации, определенном субъектом Российской Федерации, опубликовано не было.

18.03.2021 ООО «Придолинное» обратилось в Администрацию с заявлением вх.№145 о намерении приобрести в собственность спорный земельный участок на условиях п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

На основании заявления общества между последним и администрацией  25.03.2021 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:31:0000000:1929, также 07.06.2021 заключено дополнительное соглашение №1 к договору купли-продажи земельного участка от 25.03.2021.

С целью государственной регистрации перехода права собственности  31 августа 2021 г. ООО «Придолинное» и Администрация Ранневского сельсовета обратились в Управление Росреестра по Оренбургской области с соответствующим заявлением.

Уведомлением от 10.09.2021 №КУВД-001/2021-36043122/1 государственная регистрация перехода права собственности в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 56:31:0000000:1929, была приостановлена с 10.09.2021 до 10.12.2021, в связи с тем, что представленный на государственную регистрацию договор был заключён по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок, что не соответствует требованиям действующего законодательства. Продажа отчуждаемого земельного участка может быть осуществлена только в общем порядке, установленном ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В ходе проведения правовой экспертизы документов регистрирующим органом так же установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимого имущества зарегистрировано обременение в виде аренды за № 56:31:0000000:1929-56/023/2020-1 от 01.04.2020 на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения со множественностью лиц на стороне арендодателя от 16.03.2019, на стороне арендатора по которому выступает общество с ограниченной ответственностью «Придолинное», использующее земельный участок менее трех лет.

Управление посчитало, что договор купли-продажи без проведения торгов может быть заключён между администрацией муниципального образования Ранневский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области и ООО «Придолинное» только по истечении трех лет с момента заключения договора аренды.

В связи с окончанием срока приостановки регистрации Управлением Росреестра по Оренбургской области было принято решение об отказе в государственной регистрации, содержащееся в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 01.02.2022 №КУВД-001/2021-36043122/15.

Не согласившись с отказом в государственной регистрации перехода права и полагая его нарушающим свои права и законные интересы (с учетом уточнений), общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (ст. 4 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, частей 1 и 2 статьи 45 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, при рассмотрении в порядке, определенном главой 24 АПК РФ, дел об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц арбитражный суд согласно части 4 статьи 200 АПК РФ осуществляет проверку оспариваемого акта по ряду оснований, не только устанавливая соответствие его содержания применимым нормам материального права, но и проверяя, действовал ли принявший оспариваемый акт орган в пределах своих полномочий (в надлежащей административной процедуре), было ли при этом обеспечено право заявителя на защиту.

Таким образом, в круг значимых обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего спора, входит законность действий государственного регистратора по принятию уведомления об отказе в государственной регистрации права по указанным в нем основаниям.

В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Законом о регистрации.

В силу части 3 статьи 1 Закона о регистрации регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 4 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрен перечень действий, которые осуществляет регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, одним из которых является уведомление заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Закона о регистрации).

В статье 26 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

В силу части 1 статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

По смыслу вышеприведенных правовых норм Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется государственным регистратором и представляет собой процесс внесения сведений о праве на объект недвижимого имущества в ЕГРН после проведения правовой экспертизы. При этом, совершая соответствующие регистрационные действия, государственный регистратор руководствуется исключительно нормами действующего законодательства. Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи отнесен к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

По общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

В частности, к таким исключениям в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации относится  продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Абзац второй пункт 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ предусматривает обязанность органов местного самоуправления опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящегося в муниципальной собственности. Такая информация должна быть размещена не позднее двух недель с момента возникновения права муниципальной собственности, в том числе, на информационных щитах, расположенных на территории конкретного муниципального образования.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2017 N 310-КГ16-21437, условиями реализации права на заключение договора купли-продажи или аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона               N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления (иной уполномоченный орган) с заявлением о заключении договора в установленный срок; использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него.

Из буквального толкования положений пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что заявитель должен доказать факт использования истребуемого им земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены договоры, заключенные в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; в случае использования участка без оформления правоотношений, могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).

При этом порядок предоставления земли на основании пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ не должен позволять приобрести земельный участок недобросовестным лицом. В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование данной нормы закона не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).

Таким образом, разрешение спора о заключении договора купли-продажи или аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на основании пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.

Указанная правовая позиция относительно практики применения положений пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ закреплена также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (пункт 24).

Как следует из материалов дела, право собственности на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества: Земельный участок с кадастровым номером 56:31:0000000:1929, площадью 5214000 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, местоположение которого: Российская Федерация, Оренбургская область, р-н Ташлинский, Ранневский с/с, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:31:0000000, образованный в результате выдела в счет невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, было зарегистрировано за муниципальным образованием 01.04.2020 за № 56:31:0000000:1929-56/023/2020-1.

В отношении данного земельного участка зарегистрировано обременение в виде аренды за № 56:31:0000000:1929-56/023/2020-1 от 01.04.2020, сроком с 08.08.2019 на 5 лет, в пользу  ООО «Придолинное».

Между ООО «Придолинное» и администрацией  на основании п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 25.03.2021 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:31:0000000:1929, также 07.06.2021 заключено дополнительное соглашение №1 к договору купли-продажи земельного участка от 25.03.2021.

Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:31:0000000:1929 заключён 25.03.2021, т.е. по истечении шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок (01.04.2020).

Таким образом, суд приходит к выводу, что установленный пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ шестимесячный срок для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка, исчисляемый с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, обществом пропущен.

Указанный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению.

В обоснование пропуска срока обращения в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка ООО «Придолинное» сослалось на нарушение обязанности администрации по публикации в средствах массовой информации о предстоящем предоставлении земельного участка, установленной абзацем 2 пункта 5.1. статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ.

Указанный довод не может быть принят судом во внимание в качестве уважительности причины пропуска срока, в связи со следующим.

В постановлении Президиума от 14.09.2010 N 4224/10 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации сформирована правовая позиция, согласно которой предусмотренный земельным законодательством принцип обязательного публичного информирования неопределенного круга лиц о предоставлении земельных участков из числа публичных земель призван обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса), следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

Таким образом, размещение органом местного самоуправления информации о порядке предоставления земельных участков обеспечивает публичность предоставления земельных участков, и как следствие - их предоставление на конкурентных началах с целью наиболее эффективного способа распоряжения публичными землями.

Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусматривают предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, а также обязанность предоставлять земельные участки в собственность или аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение абз. 2 п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначенияАдминистрация Ранневского сельсовета Ташлинского района только 02 марта 2021 г. опубликовала информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» о возможности приобретения данного земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства на условиях.

Извещение в средстве массовой информации, определенном субъектом Российской Федерации, опубликовано не было.

Нарушение регламентированных Земельным кодексом Российской Федерации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков влечет нарушение неопределенного круга лиц, и, как следствие, ничтожность заключенных договоров.

Таким образом, поскольку установлено нарушение абз. 2 п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, то порядок предоставления земельного участка обществу посягает на права неопределенного круга лиц.

В связи с чем, Управление обосновано пришло к выводу о том, что в данном случае продажа отчуждаемого земельного участка может быть осуществлена обществу только в порядке, установленном в ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Из материалов дела следует, что в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимого имущества зарегистрировано обременение в виде аренды за № 56:31:0000000:1929-56/023/2020-1 от 01.04.2020 на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения со множественностью лиц на стороне арендодателя от 16.03.2019, на стороне арендатора выступает ООО «Придолинное», использующее земельный участок менее трех лет (на момент подачи заявления о регистрации прав).

Таким образом, на момент осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка общество, как арендатор данного земельного участка, владело и пользовалось земельным участком менее трех лет, что Управление расценило как недостаточный срок для возникновения права на выкуп земельного участка по пп. 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отсутствуют основания для признания незаконным решения Управления Росреестра по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Придолинное" на земельный участок с кадастровым номером 56:31:0000000:1929.

В связи с чем, в удовлетворении  требований заявителя следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. 00 коп. относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленныхобществом с ограниченной ответственностью"Придолинное" требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                        А.А. Александров