ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-14620/18 от 14.05.2019 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-14620/2018  

20 мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена        мая 2019 года

В полном объеме решение изготовлено        мая 2019 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи              Сукачевой Н.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Бобрышевой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску департамента молодежной политики Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,

к муниципальному образованию Сорочинского городского округа Оренбургской области в лице администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская область, г. Сорочинск,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

1.публичное акционерное общество «Сбербанк России», г. Москва,

2.Министерство финансов Оренбургской области, г. Оренбург,

3.ФИО1, Оренбургская область, г. Сорочинск,

4.ФИО2, Оренбургская область,                        г. Сорочинск,

5. ФИО2, Оренбургская область,                   г. Сорочинск,

6.ФИО2, Оренбургская область,                                г. Сорочинск,

7. ФИО3, Оренбургская область, г. Сорочинск,

о взыскании 705 100 руб.

В судебном заседании приняли участие

представитель истца ФИО4 по доверенности № 29/829-М от 01.04.2019,

представитель ответчика ФИО5  по доверенности                 № 01-01-15/19  от 09.01.2019,

представитель третьего лица 1 ФИО6 по доверенности                   № 8623/579-Д от 14.12.2017,

представители третьих лиц 2-7 не явились.

Третьи лица 2-7 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц 2-7.

Департамент молодежной политики Оренбургской области  обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к муниципальному образованию Сорочинский городской округ Оренбургской области в лице администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области о взыскании 705 100 руб. субсидии, неправомерно предоставленной.

Истец в судебном заседании поддерживает исковые требования в полном объеме.

Ответчик  в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. В письменном отзыве на иск пояснил, что несоответствие жилого помещения приобретенного с помощью средств социальной выплаты в качестве основания для отказа в перечислении молодой семье социальной выплаты, если ей выдано свидетельство не предусмотрено. Кроме того, фактическая площадь приобретенного имущества соответствует требованиям программы, в расчете 10 кв.м на члена семьи. Между тем, истец указывает на нецелевое использование субсидии, однако ФИО1 спорные денежные средства вложила в приобретение жилья, улучшив свои жилищные условия, что не противоречит целям программы.

Третье лицо 1 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражало, в письменном отзыве на иск пояснило, что банком проверка представленного ФИО1 пакета документов не осуществлялась, заявки о перечислении средств социальной выплаты в администрацию не направляло.

Третье лицо 2 в судебное заседание не явилось, в письменном отзыве считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. В отзыве пояснило, что в 2017 году в рамках исполнения программы «обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» ответчику направлена субсидия из областного бюджета в сумме 705 100 руб. В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенного между истцом и ответчиком средства социальной выплаты не перечисляются, если приобретаемое жилое помещение не соответствует требованиям программы. Поскольку площадь приобретенного жилого помещения семьи Пеньковых не соответствует требованиям программы, социальная выплата считается предоставленной неправомерно и подлежит возврату в областной бюджет.

Третье лицо 3 в судебное заседание не явилось, в письменном отзыве считает требования истца не обоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме, пояснила, что государственной программой предусмотрено приобретение жилого помещения, участником программы  в расчете на каждого члена молодой семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади, установленной в муниципальном образовании, на территории которого приобретено жилое помещение. Согласно выписки из ЕГРН на недвижимое имущество, приобретенное семьей Пеньковых составляет 53,8 кв.м. также согласно сообщенным сведениям ответчика банком выдана заявка на перечисление денежных средств.

Третьи лица 4,5,6,7 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о слушании дела.

Между департаментом молодежной политики Оренбургской области (главный распорядитель) и МО Сорочинского городского округа Оренбургской области в лице администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2017 году из областного бюджета - бюджету муниципального образования от 23.01.2017            № 20/2017МС.

Согласно пункту 1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление главным распорядителем из областного бюджета Оренбургской области в 2017 году (далее - текущий год) субсидии на софинансирование расходов на предоставление социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидия) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы Оренбургской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», на реализацию расходных обязательств органов местного самоуправления по предоставлению субсидии на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению № 1 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения размер субсидии, предоставляемой, из областного бюджета в соответствии с настоящим соглашением, составляет 72,89 % от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 настоящего соглашения, но не более 3 525 500 рублей.

Пунктом 3.2 соглашения урегулирован порядок и условия предоставления субсидии, в соответствии с которым субсидия предоставляется при выполнении следующих условий:

а) наличие правового акта муниципального образования Сорочинский городской округ об утверждении расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, указанного в пункте 1.1 настоящего соглашения;

б) наличие в бюджете муниципального образования Сорочикский городской округ соответствующих бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинанансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего соглашения;

в) наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы;

г) включение молодых семей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на условиях установленных подпрограммой.

В силу пункта 3.3.3 соглашения перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет муниципального образования Сорочинский городской округ осуществляется на основании заявок на перечисление субсидии, полученных от получателя. Субсидия перечисляется в течение 3 дней после получения главным распорядителем заявок на перечисление субсидии.

Соглашением в пункте 4.3 получатель обязался обеспечивать выполнение условий предоставления  субсидии, установленных пунктом 3.2 настоящего соглашения, а также обеспечивать перечисление средств, предназначенных для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, на лицевой счет члена молодой семьи, открытый в уполномоченном банке, в течение пяти рабочих дней после получения от уполномоченного банка заявки на перечисление средств, и информации о приобретаемом жилом помещении. Средства социальной выплаты не перечисляются при отсутствии информации от уполномоченного банка о приобретаемом жилом помещении, а также в случаях несоблюдения молодой семьей следующих условий подпрограммы:

не все члены молодой семьи, указанные в свидетельстве, являются собственниками приобретаемого жилья и молодой семьей не представлено получателю нотариально заверенное обязательство об оформлении права собственности на всех членов семьи после снятия обременения на жилое помещение;

приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы.

В пункте 5.4 соглашения в случае неправомерного представления социальной выплаты по вине получателя, субсидия, перечисленная получателю в размере средств социальной выплаты, выплаченной неправомерно и состоящей из средств федерального и (или) областного бюджетов, должна, быть возвращена в областной бюджет в течение 60 дней, со дня обнаружения неправомерного представления социальной выплаты или по согласованию с главным распорядителем направлена на предоставление социальной выплаты другой молодой семье в соответствии с правилами постановки на учет.

В обоснование исковых требованийистец пояснил, что по соглашению от 23.03.2017 № 20/2017МС департамент молодежной политики Оренбургской области (главный распорядитель): обеспечивает предоставление субсидии на финансирование расходов на предоставление социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - субсидия) в бюджет муниципального образования Сорочинский  городской  округ (Получатель) в порядке и при  соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных областными Правилами, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2017 год, доведенных главному распорядителю; осуществляет мониторинг за соблюдением получателем условий предоставления субсидии и других обязательств.

Администрация Сорочинского городского округа (получатель) среди прочих обязательств обеспечивает перечисление средств, предназначенных для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, на лицевой счет члена молодой семьи, открытый в уполномоченном банке, в течение пяти рабочих дней после получения от уполномоченного банка заявки на перечисление средств и информации о приобретаемом жилом помещении. Средства социальной выплаты не перечисляются при отсутствии информации от уполномоченного банка о приобретаемом жилом помещении, а также в случаях несоблюдения молодой семьей следующих условий подпрограммы: не все члены молодой семьи, указанные в свидетельстве, являются собственниками приобретаемого жилья и молодой семьей не представлено получателю нотариально заверенное обязательство об оформлении права собственности на всех членов семьи после снятия обременения на жилое помещение; приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы (пункт 4.3.8 соглашения).

Администрацией Сорочинского городского округа направлено письмо от 30.05.2017 № 01-01-15/2372 в адрес департамента молодежной политики Оренбургской области о перечислении средств федерального и областного бюджетов в размере 705 100 рублей. Департамент молодежной политики Оренбургской области перечислил указанные средства 19.06.2017 (платежное поручение           № 392329).

В ходе проверки Департаментом установлено, что молодая семья ФИО1 (получатель социальной выплаты в 2017 году) приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, вместо установленного минимального норматива для площади приобретаемого помещения, общей площадью 42,2 кв.м., а также в учетном деле молодой семьи отсутствует (и в ходе проведения проверки не была предоставлена Администрацией муниципального образования Сорочинский городской округ) заявка уполномоченного банка на перечисление средств социальной выплаты с указанием банковских реквизитов и информации о приобретаемом жилом помещении.

Таким образом, со стороны Администрации нарушены пункты 36 областных Правил и пункт 4.3.8 соглашения, что влечет на стороне Администрации обязанность по возврату в бюджет Оренбургской области средств субсидии в размере 705 100 рублей, из которых            551 400 рублей - средства федерального бюджета, 153 700 рублей - средства областного бюджета.

Поскольку ответчиком в добровольном порядке сумма субсидии не возвращена, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действующей в период возникновения спорных правоотношений) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы Правительством Оренбургской области разработана Программа «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» (далее по тексту - Программа) и соответствующие Правила постановки молодых семей на учет в качестве участник подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах», являющихся приложением к Постановлению Правительства Оренбургской области № 286-п от 30.04.2015 (далее по тексту - Правила).

Указанная Программа и Правила определяют условия постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы и порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Для целей реализации Программы между Департаментом молодежной политики Оренбургской области и Администрацией Сорочинского городского округа Оренбургской области заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2017 году из областного бюджета, бюджету муниципального образования на софинансирование расходов по предоставлению социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» (далее по тексту - Соглашение с МО).

Судом установлено, что в 2017 году молодой семье                  ФИО7 муниципальным образованием Сорочинский городской округ выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 – 2020 годы» на приобретение (строительство) жилого помещения на сумму                   967 400 руб., из которых: 551 400 руб. средства федерального бюджета, 153 700 руб. средства областного бюджета, 262 300 руб. средства местного бюджета. Расчет размера социальной выплаты произведен в соответствии с областными Правилами и утвержден приказом департамента молодежной политики Оренбургской области от 01.02.2017 № 18-од.

Администрацией Сорочинского городского округа в рамках реализации подпрограммы направлено письмо от 30.05.2017                  № 01-01-15/2372 в адрес департамента молодежной политики Оренбургской области о перечислении средств федерального и областного бюджетов в размере 705 100 рублей.

Указанные денежные средства перечислены Департаментом платежным поручением № 392329 от 19.06.2017 (л.д. 54, т. 1).

В рамках делегированных полномочий Департаментом произведена проверка законности предоставления и целевого использования средств субсидий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 -2020 годы».

По факту проверки составлена справка от 26.04.2018 (л.д. 29-30, т. 1), согласно которой молодая семья ФИО1 (список 2017 года) приобрела жилое помещение общей площадью 42,2 кв.м. на 5 членов молодой семьи, при учетной норме 10 кв.м. на 1 члена семьи и должно быть равным 50 кв.м., что является нарушением правил предоставления социальной выплаты. Также не была предоставлена заявка из уполномоченного банка на оплату приобретения данного жилого помещения за счет средств социальной выплаты.

Было решено устранить вышеперечисленные замечания и недочеты, и в срок до 26 мая 2018 года предоставить информацию о проделанной работе в департамент молодежной политики Оренбургской области.

Департаментом молодежной политики Оренбургской области в адрес МО Сорочинский городской округ направлено письмо от 18.06.2018 № 29/1718-МП (л.д. 69-70, т. 1) по существу спорного вопроса с предложением пояснения своей позиции, 23.10.2018                   исх. письмом № 29/2792-МП (л.д. 77-78, т. 1) департаментом повторно направлено письмо с предложением исполнить свои обязательства по соглашению в срок до 31 декабря 2018 года.

В ответ на указанные письма Администрацией письмом от 26.10.2018 № 01-01-15/5021 (л.д. 79-82., т. 1) сообщено, что условия предоставления социальной выплаты осуществлены в соответствии с действующим законодательством, в связи, с чем исполнение обязательств в указанных письмах не подлежат удовлетворению.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2018 года № 834-пп утверждены правила постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области" согласно приложению.

Настоящие Правила определяют условия и порядок постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области" (далее - подпрограмма).

Правилами исполнителем подпрограммы утвержден департамент молодежной политики Оренбургской области.

Согласно Положению о департаменте молодежной политики Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области от 20.09.2012 № 627-ук одной из основных задач департамента является формирование системы поддержки молодых семей, содействие решению жилищных проблем молодых семей и специалистов (раздел II).

В соответствии  с пунктом 39 Правил контроль за соблюдением молодыми семьями - участницами подпрограммы условий предоставления социальной выплаты осуществляется исполнителем подпрограммы и иными уполномоченными органами в соответствии с установленными полномочиями.

Социальная выплата молодой семье - участнице подпрограммы предоставляется органом местного самоуправления за счет средств федерального и(или) областного, местного бюджетов.Право на получение социальной выплаты у молодой семьи - участницы подпрограммы возникает с момента получения свидетельства. Улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты из федерального и (или) областного, местного бюджетов возможно только один раз.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в уполномоченном банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям - участницам подпрограммы, на основании заявки уполномоченного банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства в течение 1 месяца с момента выдачи свидетельства (указывается в свидетельстве) сдает свидетельство в уполномоченный банк.

Свидетельство, представленное в банк по истечении месячного срока с момента его выдачи, банком не принимается.

При этом 31 Правил предусмотрено, что приобретаемое владельцем свидетельства жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

Пунктом 36 Правил предусмотрено, что приобретаемое молодой семьей - участницей подпрограммы за счет средств социальной выплаты жилое помещение должно находиться на территории Оренбургской области.

Общая площадь приобретенного владельцем свидетельства жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, указанных в свидетельстве, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании области, на территории которого приобретено жилое помещение, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Сорочинского городского совета муниципального образования Сорочинского городского округа Оренбургской области от 27 июля 2016 года № 156 на территории Сорочинского городского округа установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 10 кв.м.

Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Объем финансирования на семью ФИО1 в общей сумме составил 967 400 руб., из них 705 100 руб. субсидии из федерального и областного бюджета, 262 300 руб. средства местного бюджета.

Как установлено судом, при изучении дела семьи                  ФИО1 по списку молодых семей 2017 года, включенных в качестве претендентов на получение социальных выплат Департаментом выявлены факты несоответствия площади, приобретенного жилого помещения, установленной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи в муниципальном образовании. Площадь приобретенного жилого помещения, расположенного по адресу: <...> составляет 42,2 кв.м. Согласно выданному свидетельству семья ФИО1 состоит из 5 человек. Из расчета количества членов семьи ФИО8 должна составлять 50 кв.м.

Довод ответчика и третьего лица 3 о том, что согласно выписки из ЕГРН на недвижимое имущество по состоянию на 23.11.2018            (л.д. 107, т.1) указанное помещение составляет общей площадью               53,8 кв.м., что соответствует установленному нормативу подлежит отклонению.

Действие норм материального права во времени, подчиняется правилам, а именно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных законом.

В момент совершения сделки купли - продажи спорного помещения согласно пункту 2 договора купли – продажи от 20.04.2017 покупателем приобреталось жилое помещение площадью 42,2 кв.м. (л.д. 32, т.1).

Таким образом, третье лицо 3 совершая указанную сделку, ответчик, одобряя ее, заведомо зная о площади приобретаемого помещения, в нарушение пунктов 36 областных Правил и 4.3.8 соглашения направил письмо от 30.05.2017 № 01-01-15/2372 в адрес Департамента о перечислении средств федерального и областного бюджетов в размере 705 100 рублей.

Данные о площади указанные в выписке из ЕГРН на недвижимое имущество говорят о площади приобретенного жилого помещения на сегодняшний день, на момент приобретения указанного имущества площадь не соответствовала установленным нормативам, при этом ответчиком не представлено доказательств за счет чего на сегодняшний момент произошло изменение указанной площади.

Таким образом, на момент совершения сделки, средства социальной выплаты согласно пункту 4.3 соглашения перечислению не подлежали (в случаях несоблюдения молодой семьей следующих условий подпрограммы: приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям подпрограммы).

В связи с исполнением указанного соглашения между Департаментом молодежной политики Оренбургской области и ПАО Сбербанк 07.10.2016 заключено соглашение № 1/43 о реализации подпрограммы «Обеспечение молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в редакции дополнительных соглашений от 09.01.2017, № 3 от 03.07.2017, от 23.03.2018, от 14.06.2018.

Согласно пункту 30 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в уполномоченном банке,  на основании заявки уполномоченного банка на перечисление бюджетных средств.

Аналогичные условия содержатся в пункте 4.3 соглашения, которым предусмотрено, что получатель обязался обеспечивать перечисление средств, предназначенных для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, на лицевой счет члена молодой семьи, после получения от уполномоченного банка заявки на перечисление средств, и информации о приобретаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктами 33 Правил и 2.1.5 соглашения с банком в случае использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения владелец свидетельства должен представить в банк: документ, удостоверяющий государственную регистрацию права собственности на  приобретенное жилое помещение; договор купли-продажи с отметкой органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) кредитный договор (договор займа) при наличии.

Согласно пункту 2.1.6 соглашения с банком в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента представления владельцем свидетельства указанных документов банк осуществляет проверку представленных документов на их соответствие требованиям Программы, в том числе на соответствие размера общей площади приобретенного жилого помещения учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение, на количество членов семьи, указанных в свидетельстве и оформления на всех них прав собственности и пр.

В случае соблюдения всех условий в течение 1 (одного) рабочего дня после вынесения решения о принятии документов банк направляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, заявку на перечисление средств социальной выплаты с указанием банковских реквизитов и информацией о приобретенном жилом помещении (пункт 2.1.7. соглашения с Банком).

При непредставлении владельцем свидетельства указанных документов банк заявку в орган местного самоуправления на перечисление средств социальной выплаты с информацией о приобретенном жилом помещении не направляет (пункт 2.1.8 соглашения с банком).

Ответчик в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключил заявку от 10.05.2017 из числа доказательств.

Поскольку в срок, указанный в пункте 37 Правил, документы на основании которых подлежит социальная выплата, в банк              ФИО1 представлены не были, проверка предусмотренных правилами и соглашением документов на соответствие требованиям Программы ПАО Сбербанк не проводилась, и заявка в орган местного самоуправления о перечислении средств социальной выплаты с указанием банковских реквизитов и информацией о приобретенном жилом помещении не направлялась.

Таким образом, указанная выплата совершена в нарушение пункта 30 Правил, пункта 4.3 соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями данной статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов (пункт 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В пункте 5.4 соглашения предусмотрено, что в случае неправомерного представления социальной выплаты по вине получателя, субсидия, перечисленная получателю в размере средств социальной выплаты, выплаченной неправомерно и состоящей из средств федерального и (или) областного бюджетов, должна, быть возвращена в областной бюджет в течение 60 дней, со дня обнаружения неправомерного представления социальной выплаты или по согласованию с главным распорядителем направлена на предоставление социальной выплаты другой молодой семье в соответствии с правилами постановки на учет.

Как установлено судом, порядок предоставления субсидии по соглашению ответчиком не соблюден, не соблюдены правила о целевом использовании социальной выплаты.

С учетом изложенного, исходя из предмета заявленных требований - о возврате субсидий в связи с их нецелевым использованием, нарушением правил предоставления субсидии, суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности по возврату  субсидии в областной бюджет на основании заключенного соглашения.

При изложенных обстоятельствах субсидия в размере                705 100 руб. получена ответчиком с нарушением правил предоставления выплат, и установленных бюджетным законодательством принципов предоставлении финансовой поддержки, в силу чего подлежит возврату, а требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Таким образом, в силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации у суда отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принят судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования департамента молодежной политики Оренбургской области  удовлетворить.                      

Взыскать с муниципального образования Сорочинского городского округа Оренбургской области в лице администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области за счет казны муниципального образования Сорочинского городского округа Оренбургской области в доход областного бюджета Оренбургской области (код дохода - от  возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных образований) в размере 705 100 руб.

Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

        Судья                                                                                  Н.Ф. Сукачева