ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-14656/20 от 31.05.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-14656/2020  

07 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена        мая 2021 года

В полном объеме решение изготовлено        июня 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Третьякова Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юридическая производственная компания «Геоком» (г.Оренбург, ОГРН 1115658027429, ИНН 5610141643) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконным решения №56/20-61870 от 31.07.2020 об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13 и обязании произвести кадастровый учет в соответствии с заявлением №56-0-1-105/3001/2019-17393 от 10.10.2019,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (г. Оренбург, ОГРН: 1115658017419, ИНН: 5610139980), Банка ВТБ (публичное акционерное общество) (г.Санкт-Петербург, ОГРН: 1027739609391, ИНН: 7702070139) в лице филиала №6318 (г.Самара), кадастрового инженера Торрес (Оверченко) Ольги Анатольевны (г.Оренбург) и на стороне заинтересованного лица - прокуратуры Оренбургской области (г Оренбург).

В судебном заседании приняли участиедставители:

от заинтересованного лица: Горецкий В.В. (доверенность от 11.01.2021),

от прокуратуры Оренбургской области: Филипповская О.Н. (доверенность от 22.01.2021, служебное удостоверение).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая производственная компания «Геоком» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, регистрационный орган) о признании незаконным решения №56/20-61870 от 31.07.2020 об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13 и обязании произвести кадастровый учет в соответствии с заявлением №56-0-1-105/3001/2019-17393 от 10.10.2019.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что государственный регистратор вышел за пределы предоставленных ей полномочий по проведению правовой экспертизы представленных для государственного кадастрового учета документов, что привело к незаконному отказу в государственном кадастровом учете изменений в отношении площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13.

Заинтересованным лицом в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление, в котором требования не признает, ссылаясь на законность отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в связи тем, что изменяется площадь (в сторону увеличения без законных оснований для предоставления земельного участка) и конфигурация спорного земельного участка, участок с уточненным местоположением границ пересекает красные линии, отсутствуют документы, содержащие сведения о том, какая – именно реестровая ошибка была допущена ранее при осуществлении государственного кадастрового учета в отношении спорного земельного участка, которую необходимо исправить путем внесения изменений. 

Определением суда от 18.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, Банк ВТБ (публичное акционерное общество), кадастровый инженер Торрес (Оверченко) Ольга Анатольевна (далее – кадастровый инженер, Торрес О.А.) и прокуратура Оренбургской области (далее – прокуратура).

Прокуратура Оренбургской области в представленном отзыве на заявление указывает на отсутствие правовых оснований для государственной регистрации изменений в отношении спорного земельного участка, ввиду отсутствия какой-либо ранее допущенной реестровой ошибки. Кроме того, прокуратурой в материалы дела представлены судебные акты суда общей юрисдикции о привлечении к административной ответственности кадастрового инженера Торрес (Оверченко) Ольги Анатольевны за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, который представлен заявителем в регистрирующий орган с целью внесения изменений в отношении площади и местоположения границ спорного земельного участка.

Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в материалы дела представлен письменный отзыв на заявление, в котором указывает, что распоряжение №472-р от 11.03.2020, которым утверждена схема расположения земельного участка, отменено распоряжением №2243-р от 02.11.2020 по результату проверки прокуратуры и внесенного представления об устранении нарушений.

Торрес О.А. в представленном отзыве считает обоснованными требования заявителя и незаконность отказа в государственном кадастровом учете изменений в отношении спорного земельного участка по тем же основаниям, что и заявитель.

Банк ВТБ (публичное акционерное общество) (далее – Банк ВТБ) письменный отзыв на заявление по существу заявленных требований в материалы дела не представил.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Оренбурга в 1997 году зарегистрирован договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,2485 га, расположенного по адресу:  г.Оренбург, ул. Постникова, 9, собственнику земельного участка выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок, приложением к которому является план земельного участка, составленный ГП «Земля» (Т.1 л.д.146-148).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 13.07.2001, земельный участок,  площадью 0,2485 га, расположенный по адресу:  г.Оренбург, ул. Постникова, 9б, перешел в собственность ООО «Лизингофис».

По заявке ООО «Лизингофис» МУП «Архград» подготовлено описание земельного участка, включающее, в том числе чертеж земельного участка, описание границ, которое предоставлено ООО «Лизингофис» в ФГУ «Земельная кадастровая палата Оренбургской области» для проведения государственного кадастрового учета изменений учтенного земельного участка в части уточнения сведений о площади и местоположении границ земельного участка на местности.

На основании данного документа 13.04.2005 ФГУ «Земельная кадастровая палата Оренбургской области» проведен учет текущих изменений, о чем в Государственный реестр земель кадастрового района, раздел «Земельные участки» внесены сведения о земельном участке с присвоением ему кадастрового номера 56:44:0219009:13, в том числе сведения о площади земельного участка (2485 кв.м.) и описание границ с указанием координат (Т.1 л.д. 120-132).

Банк ВТБ является новым собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13, площадью 2485 кв.м., о чем в ЕГРН внесена запись о праве собственности №56:44:00219009:13-56/001/2017-2 от 02.06.2017.

07.06.2019 между Банком ВТБ (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Юридическая производственная компания «Геоком» (исполнитель) заключен договор №2019/05/117/776010-1, согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить работы по геодезической съемке, подготовке межевого плана для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13, составлению схемы на кадастровом плане территории, образованию и постановке на государственный кадастровый учет.

Во исполнение указанного договора кадастровым инженером, являющимся работником общества на основании трудового договора от 02.09.2019, составлен межевой план от 10.10.2019, который вместе с заявлением о государственном кадастровом учете №56-0-1-105/3001/2019-17393 от 10.10.2019 представлен Банком ВТБ в регистрирующий орган с целью внесения изменений, касающихся площади, местоположения границ и учетом части объекта, в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13. При этом заявление не содержит сведений о необходимости исправления реестровой ошибки (Т. 1 л.д. 99-101).

18.10.2019 регистрирующим органом принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, о чем заявителю сообщено уведомлением № 56/19-90210 от 18.10.2019.

В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для  приостановления осуществления государственного кадастрового учета, в регистрирующий орган представлены межевые планы в отношении спорного земельного участка от 17.10.2019, 12.11.2019, а также дополнительные документы.

В то же время, не согласившись с решением регистрирующего органа о приостановлении государственного кадастрового учета, заявитель обратился с жалобой на данное решение в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, созданную при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

Решением апелляционной комиссии №61/19 от 15.11.2019 решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 18.10.2019 признано обоснованным.

В период приостановления государственного кадастрового учета в регистрирующий орган представлен межевой план от 28.11.2019.

Рассмотрев указанный межевой план, а также дополнительные документы, полученные апелляционной комиссией в ходе рассмотрения жалобы на решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, 04.12.2019 государственным регистратором по результатам рассмотрения документов Банку ВТБ направлено уведомление № 56/19-114351 о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета.

В целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для  приостановления осуществления государственного кадастрового учета, кадастровым инженером в регистрирующий орган представлено распоряжение департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга №472-р от 11.03.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13 по адресу: г.Оренбург, ул. Постникова, 9б».

Из распоряжения департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга №472-р от 11.03.2020 следует, что данным распоряжением утверждается схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане для исправления реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка (Т.1 л.д.77-80).

18.03.2020 государственным регистратором направлен запрос в департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, из которого следует, что регистратор просит предоставить информацию о том, в каком - именно документе в отношении спорного земельного участка ранее была допущена реестровая ошибка, с целью исправления которой распоряжением №472-р от 11.03.2020 утверждена схема расположения земельного участка, предусматривающая увеличение площади и конфигурации поставленного за счет присоединения земельного участка земель общего пользования, в результате чего происходит также пересечение «красных линий» (Т.1 л.д. 152-153).

В ответ на запрос департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга сообщил о том, что спорный земельный участок не находится на территории земель общего пользования, а «красные линии» не утверждались (Т.1 л.д.154-155). При этом, в ответе на запрос государственного регистратора от 18.11.2019, департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга сообщил о том, что в соответствии с межевым планом от 12.11.2019 установление местоположения границ земельного участка в указанных в межевом плане границах невозможно по причине прохождения «красной линии», отделяющей участки от общественных территорий, занятых линейными объектами,  по границам земельных участков, в том числе по границе спорного земельного участка (Т.1 л.д. 144). В то же время, сведения о документе, в котором допущена реестровая ошибка, представлены не были.

В связи с тем, что представленные для государственного кадастрового учета межевые планы, по мнению государственного регистратора, составлены кадастровым инженером с нарушением требований действующего законодательства,   Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области направило в мае 2020 года в прокуратуру информацию о допущенных нарушениях при уточнении местоположения границ земельного участка, с целью проведения проверки законности действий кадастрового инженера и принятия процессуального решения.

По результату рассмотрения представленных для государственного кадастрового учета документов регистрирующий орган 31.07.2020 принял решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении спорного земельного участка, о чем Банку ВТБ направлено уведомление №56/20-61870.

Из указанного уведомления следует, что основанием для отказа в государственном кадастровом учете явилось не устранение банком ВТБ причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета:

- не представление документов, необходимых для осуществления кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с  кадастровым номером 56:44:0219009:13 (п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"),

- согласно представленному заявлению от 10.10.2019 и межевому плану необходимо осуществить изменение площади и описания местоположения границ земельного участка, однако, в соответствии с распоряжением №472-р от 11.03.2020 изменения связаны с исправлением реестровой ошибки (п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"),

- в орган регистрации поступила информация об отсутствии документа, в котором допущена реестровая ошибка, послужившая основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка (п.10 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Считая незаконным отказ в государственном кадастровом учете, изложенный в уведомлении №56/20-61870 от 31.07.2020, заявитель 02.11.2020 обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

13.07.2020 прокуратура в отношении кадастрового инженера вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое направила на рассмотрение Мировому судье судебного участка №6 Дзержинского района г.Оренбурга.

01.10.2020  Мировой судья судебного участка №6 Дзержинского района г.Оренбурга вынес постановление о признании кадастрового инженера виновным в совершении административного правонарушения по ч.4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за внесение заведомо ложных сведений в межевые планы от 10.10.2019, 17.10.2019, 12.11.2019, 28.11.2019, 11.05.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13.

Решением Дзержинского районного суда от 29.03.2021 постановление Мирового судьи судебного участка №6 Дзержинского района г.Оренбурга от 01.10.2020 оставлено без изменения.

Кроме того, прокуратурой начальнику департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга 09.10.2020 внесен протест на распоряжение №472-р от 11.03.2020, по результату рассмотрения которого департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга вынесено распоряжение №2243-р от 02.11.2020 «Об отмене распоряжения №472-р от 11.03.2020».

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).

Исходя из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона о регистрации).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона о регистрации).

Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 01.01.2019, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка) (пункт 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке").

Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о регистрации государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона о регистрации следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка либо при наличии в ЕГРН ошибки относительно описания местоположения границ.

В рассматриваемом случае судом установлено и материалами дела подтверждено, что сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13 внесены в ЕГРН в 2005 году в соответствии с требованиями земельного законодательства по заявлению прежнего собственника земельного участка – ООО «Лизингофис» на основании описания земельного участка, составленного МУП «Архград».

Из материалов дела следует, что новый собственник земельного участка – Банк ВТБ заключил договор с заявителем на выполнение работ по подготовке межевого плана для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13, во исполнение условий которого кадастровым инженером составлен межевой план.

Из межевого плана следует, что он составлен в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка. Из межевого плана также следует, что в результате проведенных кадастровым  инженером кадастровых работ увеличилась площадь земельного участка с 2485 кв.м. до 2700 кв.м. и изменилась конфигурация земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 1, 2, 5, 6, 7, 8 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

10.10.2019 Банк ВТБ обратился в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в связи с изменением его площади и описания местоположения границ, представив для государственного кадастрового учета межевой план, составленный 10.10.2019.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из подпунктов 5, 7, 10 пункта 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если:

- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

- представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Таким образом, государственный регистратор при рассмотрении заявления о государственном кадастровом учете и приложенных к нему документов уполномочен на определение недостатков документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, и принятия решений о приостановлении государственного кадастрового учета земельных участков в случае выявления таких недостатков.

В связи с чем доводы заявителя о превышении полномочий в части проверки документов государственным регистратором отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае основаниями для приостановления государственного кадастрового учета явился тот факт, что согласно межевому плану изменены конфигурация земельного участка, сведения о местоположении границ которого ранее внесены в ЕГРН, в результате чего исключена часть земельного участка с расположенном на нем объекте недвижимости (ТП-668), а также увеличилась площадь земельного участка за счет земель общего пользования и пересечения новой границы «красной линии», при этом не представлен документ, подтверждающий основания для уточнения местоположения границ земельного участка и его площади, в том числе подтверждающий предоставление в собственность Банку ВТБ земельного участка на увеличенную площадь; не представлены сведения и документы, свидетельствующие о наличии какой-либо реестровой ошибки в ранее учтенных сведениях о земельном участке либо документах на земельный участок, в целях исправления которой представлено распоряжение №472-р от 11.03.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка.

Таким образом, государственным регистратором при проведении правовой экспертизы представленных на государственный кадастровый учет документов, в том числе в отношении межевого плана, выявлены нарушения, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета изменений в  отношении спорного земельного участка.

В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, кадастровым инженером подготовлены межевые планы от 17.10.2019, 12.11.2019, 28.11.2019, 11.05.2019, между тем, допущенные кадастровым инженером нарушения при составлении межевого плана не устранены.

Доказательства того, что указанные межевые планы в целях уточнения границ земельного участка подготовлены в соответствии с  требованиями статьи 22 Закона о регистрации и пункта 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", заявителем в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения материалов дела судом установлено и материалами дела подтверждено, что сведения о местоположении границ в отношении земельного участка внесены в кадастр недвижимости в 2005 году  на основании описания земельного участка, подготовленного МУП «Архград», в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, т.е. границы земельного участка были установлены  в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Более того, вступившим в законную силу судебным актом (постановлением Мирового судьи судебного участка №6 Дзержинского района г.Оренбурга от 01.10.2020, оставленным без изменения решением Дзержинского районного суда от 29.03.2021) установлен факт внесения кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевые планы от 10.10.2019, 17.10.2019, 12.11.2019, 28.11.2019, 11.05.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0219009:13, поскольку площадь земельного участка увеличена в отсутствие правоустанавливающих документов, а сведения о границах земельного участка не соответствуют его фактическим границам.

Судом также установлено, что представленное для государственного кадастрового учета распоряжение №472-р от 11.03.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка принято в целях исправления реестровой ошибки (на что указано в распоряжении), между тем, несмотря на запрос государственного регистратора о предоставлении информации о документе, на основании которого ранее в ЕГРН внесены сведения о местоположении границ и площади земельного участка, содержащие реестровую ошибку,  такая информация не представлена.

Более того, из заявления об осуществлении государственного кадастрового учета от 10.10.2019 и межевого плана не следует, что уточнение местоположения границ и площади земельного участка связано с исправлением реестровой ошибки. В ходе рассмотрения материалов дела судом также установлено, что распоряжение №472-р от 11.03.2020 отменено распоряжением №2243-р от 02.11.2020.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что выводы регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, являются законными.

В связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Поскольку заявителю отказано в удовлетворении требований, понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины  в размере 3000 руб. в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя, а излишне уплаченную по платежному поручению №21 от 30.10.2020 государственную пошлину в размере 3000 руб. следует возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Юридическая производственная компания «Геоком» из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Юридическая производственная компания «Геоком» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению №21 от 30.10.2020 государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                         Н.А.Третьяков