ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-14796/2021 от 05.04.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-14796/2021  

12 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        апреля 2022 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи                    Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Явновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Переволоцкая районная больница» (461263, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип формы «Дополняющая» за 2018 год, по форме СЗВ-М тип формы «Дополняющая» за февраль, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, 2020 года, за январь, февраль 2021 года, по форме СЗВ-М тип формы «Исходная» за февраль 2021 года в размере 253 500, 00 рублей.

В судебном заседании приняла участие представитель

от заявителя: ФИО1 – ведущий специалист эксперт правового отдела (доверенность от 01.10.2021, паспорт, диплом).

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее – заявитель,  Пенсионный фонд РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Переволоцкая районная больница» (далее – ответчик, учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип формы «Дополняющая» за 2018 год, по форме СЗВ-М тип формы «Дополняющая» за февраль, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, 2020 года, за январь, февраль 2021 года, по форме СЗВ-М тип формы «Исходная» за февраль 2021 года в размере 253 500, 00 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных пояснениях.

Ответчик не представил отзыв на заявление.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Переволоцкая районная больница» зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя под регистрационным номером 066-237-000010.

Должностным лицом Пенсионного фонда РФ была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц» (далее - Закон № 27-ФЗ) в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Переволоцкая районная больница».

Проверкой установлено следующее.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период 2018 год, представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 26.11.2020, т.е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 01.03.2019.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период 2018 год, представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» за указанный период на 7 (семь) застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 16.11.2020, т. е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 01.03.2019.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период 2018 год, представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 25.12.2020, т. е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 01.03.2019.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период февраль 2020 года, представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 2 (двух) застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 05.03.2021, т. е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 16.03.2020.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период май 2020 года, представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 05.03.2021, т. е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 15.06.2020.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период июнь 2020 года, представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 05.03.2021, т. е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 15.07.2020.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период август 2020 года, сданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 11.11.2020, т. е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 15.09.2020.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период сентябрь 2020 года, сданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью. 11.11.2020, т.е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 15.10.2020.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период октябрь 2020 года, сданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 16.03.2021, т.е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 16.11.2020.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период январь 2021 года, сданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 1 (одно) застрахованное лицо по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 11.03.2021, т.е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 15.02.2021.

Страхователем в дополнение к ранее представленным за отчетный период февраль 2021 года, сданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «Дополняющая» за указанный период на 490 (четыреста девяносто) застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи, заверенные электронной подписью, 16.03.2021, т.е. с нарушением законодательно установленного срока не позднее 15.03.2021.

По результатам проверки представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М, Пенсионным фондом РФ составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:

-от 24.02.2021 №066S 18210002090:

-от 19.05.2021 №066S18210006958;

-от 24.02.2021 №066S 18210002091;

-от 08.06.2021 №066S 18210008031;

-от 08.06.2021 №066S 18210008032;

-от 08.06.2021 №066S 18210008033;

-от 19.05.2021 №066S 18210006956;

-от 19.05.2021 №066S 18210006957;

-от 08.06.2021 №066S 18210008034;

-от 08.06.2021 №066S 18210008036;

-от 08.06.2021 №066S 18210008038;

-от 08.06.2021 №066S 18210008037.

Рассмотрев указанные акты, заявителем приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:

-по форме СЗВ-СТАЖ «Дополняющая» за 2018 год от 05.04.2021                  №066S 19210003740;

-по форме СЗВ-СТАЖ «Дополняющая» за 2018 год от 29.06.2021                  №066S 19210008650;

-по форме СЗВ-СТАЖ «Дополняющая» за 2018 год от 05.04.2021                 №066S 19210003 741;

-по форме СЗВ-М «Дополняющая» за февраль 2020 года от 20.07.2021 №066S 19210009805;

-по форме СЗВ-М «Дополняющая» за май 2020 года от 20.07.2021                  №066S 19210009806;

-по форме СЗВ-М «Дополняющая» за июнь 2020 года от 20.07.2021           №066S 19210009807;

-по форме СЗВ-М «Дополняющая» за август 2020 года от 29.06.2021 №066S 1921008648;

-по форме СЗВ-М «Дополняющая» за сентябрь 2020 года от 29.06.2021 №066S 1921008649:

-по форме СЗВ-М «Дополняющая» за октябрь 2020 года от 20.07.2021 №066S 1921009808;

-по  форме  СЗВ-М «Дополняющая» за январь 2021 года от 20.07.2021 №066S 1921009810;

-по форме СЗВ-М «Дополняющая» за февраль 2021 года от 20.07.2021 №066S 1921009812;

-по форме   СЗВ-М  «Исходная»  за  февраль   2021 года  от 20.07.2021 №066S1921009811.

Общая сумма штрафа по указанным решениям составила      253 500, 00 рублей.

   На основании указанного решения заявителем выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:

-  от 26.04.2021 №066S01210004533 (500 руб.);

- от 27.07.2021 №066S01210008974 (3500 руб.);

-  от 26.04.2021 №066S01210004534 (500 руб.);

-от 17.08.2021 №066S01210009962 (1000 руб.);

-от 17.08.2021 №066S01210009963 (500 руб.);

-от 17.08.2021 №066S01210009964 (500 руб.);

-от 27.07.2021 №066S01210008972 (500 руб.);

-от 27.07.2021 №066S01210008973 (500 руб.);

-от 17.08.2021 №066S01210009965 (500 руб.);

-от 17.08.2021 №066S01210009967 (500 руб.);

-от 17.08.2021 №066S01210009969 (244500 руб.);

-от 17.08.2021 №066S01210009968 (500 руб.).

Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип формы «Дополняющая» за 2018 год, по форме СЗВ-М тип формы «Дополняющая» за февраль, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, 2020 года, за январь, февраль 2021 года, по форме СЗВ-М тип формы «Исходная» за февраль 2021 года в размере 253 500, 00 рублей.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в  удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Закон № 27-ФЗ), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные настоящей статьей.

На основании п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 17 того же Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, предусмотрена ответственность - финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую форму СЗВ-М, не установлен.

Статьей 19 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), действовавшей до 26.07.2020, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 Инструкции № 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

С 27.07.2020 начала действовать Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", действующей с 27.07.2020 (далее - Инструкция № 211н).

В п. 38 Инструкции № 211н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

При этом в п. 40 Инструкции № 211н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, либо при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Тогда как в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Судом установлено, что исходные формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ тип формы за 2018 год, по форме СЗВ-М за февраль, май, июнь, август, сентябрь, октябрь,                    2020 года, за январь, февраль 2021 года были представлены страхователем в установленный срок.

Одновременно, несмотря на отсутствие в исходных формах полных сведений о застрахованных лицах, указанные отчеты были приняты Пенсионным фондом РФ без замечаний. Доказательств направления в адрес Учреждения уведомлений об устранении ошибок и несоответствий, в том числе, применительно к отсутствию какой-либо информации о застрахованных лицах, Пенсионный фонд РФ не представил.

Самостоятельно обнаружив несоответствия (неполноту) в представленных сведениях, страхователь направил в адрес Пенсионного фонда РФ дополняющие формы отчета СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, указав сведения о застрахованных лицах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что допущенные Учреждением несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за указанные отчетные периоды были самостоятельно устранены им до выявления указанных нарушений Пенсионным фондом РФ, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей, и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Ссылки заявителя на то, что применение санкций к Учреждению соответствует положениям абзаца четвертого п. 40 Инструкции № 211н не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.

Верховным Судом Российской Федерации в п. 38 Обзора судебной практики № 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, сформулирована правовая позиция, согласно которой Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации и представил исправленные сведения за этот период.

В соответствии с разъяснениями, изложенными Верховным Судом Российской Федерации в п. 36 Обзора судебной практики № 4 (2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 25.12.2019, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Пенсионного фонда РФ о взыскании обязательных платежей и санкций в бюджет.

Поскольку заявитель в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, ее взыскание по настоящему делу не производится.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований, заявленных Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Переволоцкая районная больница» о взыскании финансовых санкций в размере 253 500,00 рублей, отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.


          Судья                                                                                 Е.Г. Цыпкина