ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-15496/2021 от 05.03.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-15496/2021

05 марта 2022 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В. рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению б/№, от 03.12.2021 (поступило в арбитражный суд в электронном виде 06.12.2021г.) общества с ограниченной ответственностью «Природа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, г. Оренбург о признании незаконным и отмене полностью постановления от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении № 40/01-339-2021 по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии со статьей 123АПК РФ.

Определением от 13.12.2021 Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии со статьей 227 АПК РФ признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощенного производства и предложил заинтересованному лицу в срок до 11.01.2022 представить отзыв на заявление.

В срок до 01.02.2022 стороны вправе были представить друг другу и в арбитражный суд дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Стороны извещены надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства на основании части 1 статьи 123 АПК РФ.

Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

14.02.2022 подписана и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.

02.03.2022 от общества с ограниченной ответственностью «Природа» поступило заявление о составлении мотивированного решения в порядке ч. 2 ст. 229 АПК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – заявитель, ООО «Природа», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ, инспекция о признании незаконным и отмене полностью постановления от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении № 40/01-339-2021 по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя заключаются в том, что постановление по делу вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Административный орган заявленные требования не признает, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, требования не подлежащими удовлетворению.

От административного органа поступили копии материалов административного дела.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

ООО «Природа» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и с 01.01.2019 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.

04.08.2020 в государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области (далее - инспекция) поступило сообщение потребителя, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>).

18.08.2020 в целях проверки указанной информации должностным лицом инспекции осуществлен осмотр указанного места (площадки) накопления ТКО, в ходе которого было обнаружено, что контейнерная площадка находится в неудовлетворительном состоянии: на ней и за ее пределами имеются скопления ТКО в виде крупногабаритных отходов (мешки, коробки, строительный мусор, предметы сантехники). Результаты осмотра зафиксированы в акте от 18.08.2020 с приложением фотоматериалов.

20.08.2020 инспекцией вынесено определение № 121 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Природа» (далее - ООО «Природа», Общество) и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования был установлен факт необеспечения ООО «Природа» режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, что является нарушением пл. «а» п. 148.22, п. 148.45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354,

15.09.2020 по результатам административного расследования в отношении ООО «Природа» инспекцией составлен протокол об административном правонарушении № ПЛ-121 по ст. 7.23 КоАП РФ. Указанным протоколом Обществу вменяется нарушение режима обеспечения потребителей, проживающих в многоквартирных домах № <...> коммунальной услугой по обращению с ТКО в период с 19.08.2020 по 26.08.2020.

12.02.2021 по результату рассмотрения дела инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 40/01-339-2021, которым ООО «Природа» привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «Природа» 06.12.2021 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с положениями статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6). По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).

Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, требования статей 28.2, 28.5, 29.7, 29.10 КоАП РФ при составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении выполнены. Заявитель о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий, его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ч. 1 ст. 23.54 КоАП РФ полномочий.

В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 №25-ук, инспекция осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (п. 10).

То есть, оспариваемое заявителем постановление вынесено инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.

В силу ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой противоправные действия (бездействие), выразившиеся в нарушении нормативов или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и заключается в невыполнении возложенных обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.

С учетом изложенного, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

В силу пункта 2 Правил № 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В Соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 ООО «Природа» с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.

Следовательно, ООО «Природа» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей Оренбургской области, в том числе, проживающих в многоквартирных <...> и является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.

В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ, п. 2 Правил № 354 обращение с ТКО является коммунальной услугой.

В силу п. «а» ст. 148.5 Правил № 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.

Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила №1156).

В силу п. 2 Правил № 1156 крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Таким образом, Правилами № 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов.

Подпунктом «а» пункта 148(22) Правил №354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО установлены в п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354: для коммунальной услуги по обращению с ТКО установлены параметры качества: обеспечение исполнителем своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже, не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.

Согласно оспариваемому постановлению обществу вменено не предоставление надлежащим образом в период с 19.08.2020 по 26.08.2020 коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов, для потребителей, проживающих в многоквартирных домах <...> что является нарушением п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.

Поскольку в соответствии с п. 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами № 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, следовательно, в рассматриваемом случае ООО «Природа» как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу при исполнении типового договора, заключенного в порядке абз. 4 п. 8.17 Правил № 1156 с потребителями, проживающими в многоквартирных домах № <...> в части периодичности оказания коммунальной услуги должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами № 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе, в виде крупногабаритных отходов.

Доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в период с 18.08.2020 по 26.08.2020 предоставлялась потребителям, проживающим в указанных многоквартирных домах, обществом при рассмотрении дела не представлено.

В целях проверки поступившей информации 24.08.2020, 25.08.2020, 26.08.2020 должностным лицом инспекции осуществлены осмотры места (площадки) накопления ТКО по указанному адресу.

Так, в ходе осмотра 24.08.2020 (11 час. 00 мин.) установлено, что заглубленные контейнеры переполнены. На площадке имеются скопления ТКО в виде крупногабаритных отходов (коробки, мешки, строительный мусор).

В ходе осмотра 25.08.2020 (11 час. 17 мин.) выявлено, что заглубленные контейнеры не переполнены. Место накопления ТКО и прилегающая территория завалена ТКО в виде крупногабаритных отходов (коробки, мешки, строительный мусор, объем которых увеличился.

В рассматриваемый период с целью забора и вывоза ТКО в виде крупногабаритных отходов автомобиль КАМАЗ (г/н <***>) (ломовоз) посещал данное место (площадку) накопления ТКО 18.08.2020, 22.08.2020, 28.08.2020.

Согласно техническим характеристикам специализированного транспорта мусоровоз КАМАЗ задней загрузки с крано-манипуляторной установкой (задн. с КМУ) осуществляет погрузку ТКО непосредственно из контейнеров и не имеет технической возможности осуществлять погрузку ТКО, расположенных вне контейнеров, в том числе крупногабаритных отходов, а также из неисправных контейнеров.

Таким образом, в период с 19.08.2020 по 26.08.2020 включительно мусоровоз с целью забора и вывоза ТКО в виде крупногабаритных отходов не посещал указанное место (площадку) накопления ТКО ежедневно, следовательно, ежедневный вывоз крупногабаритных отходов в данный период не осуществлялся.

Таким образом, в период с 19.08.2020 по 26.08.2020 включительно мусоровоз с целью забора и вывоза ТКО в виде крупногабаритных отходов посещал указанное место их накопления не ежедневно.

Следовательно, вывоз ТКО в период с 19.08.2020 по 26.08.2020 обществом не осуществлялся, что свидетельствует о предоставлении потребителям коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Доводы заявителя о том, что постановление по делу вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

Правонарушение совершено обществом в период с 19.08.2020 по 26.08.2020.

Обжалуемое постановление вынесено инспекцией 12.02.2021 (резолютивная часть объявлена 11.02.2021, следовательно, постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.23 КоАП РФ.

Правовых оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, поскольку ООО «Природа» не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе в необеспечении населения коммунальными услугами надлежащего качества.

Таким образом, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 40/01-339-2021 от 12.02.2021, вынесенное в отношении ООО «Природа», является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с полномочиями и при наличии законных оснований для привлечения общества к административной ответственности.

С учетом изложенного, требования ООО «Природа» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Природа" требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение арбитражного суда первой инстанции по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья Т.В. Сердюк