АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-15815/2021
26 января 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 26 января 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовой В.И. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению участкового уполномоченного полиции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кувандыкский" ФИО1 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители лиц, участвующих в деле:
от заявителя - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
от заинтересованного лица - ФИО3, адвокат, нотариально удостоверенная доверенность от 18.01.2022 года, удостоверение.
Участковый уполномоченный полиции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кувандыкский" ФИО1 (далее - заявитель) обратился Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее - заинтересованное лицо, ИП ФИО2) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в принадлежащей предпринимателю торговой точке обнаружена находящаяся на хранении алкогольная продукция.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений ИП ФИО2 указывает на следующие обстоятельства: заинтересованным лицом помещение кафе сдано в аренду ФИО4; предпринимательская деятельность ИП ФИО5 в кафе не осуществляется в связи с действием Указа Губернатора Оренбургской области от 17.03.2020 года № 112-ук "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области коронавирусной инфекции", доступ в кафе для посетителей закрыт; в кафе осуществляется приготовление пищи на вынос; сотрудниками полиции незаконно проведена проверка в кафе; изъятая алкогольная продукция приобретена ФИО4 в личных целях; имеются основания для освобождения ИП ФИО5 от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения.
В судебном заседании арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО5 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.12.2012 года за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет ИНН <***>, основной вид деятельности - 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12.10.2020 года, здание с кадастровым номером 56:40:0101001:551 по адресу: <...>, назначение нежилое, наименование здание кафе, принадлежит на праве собственности ФИО6
ФИО6 (арендодатель) и ИП ФИО2 (арендатор) 12.01.2021 года заключен договор аренды нежилого помещения, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение по адресу: <...>, срок действия договора с 12.01.2021 года по 31.12.2021 года (включительно).
В дежурную часть Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кувандыкский" 10.10.2021 года поступило сообщение о реализации в кафе "Коралл" спиртосодержащей жидкости.
Заявителем в присутствии понятых и с участием ФИО4 10.10.2021 года произведен осмотр помещения кафе-бара "Коралл" по адресу: <...>. В ходе осмотра на стеллажах за барной стойкой обнаружена следующая алкогольная продукция: водка "Байкал" объемом 0,5 литра в количестве 3 штук, водка "Кедровая" объемом 0,5 литра в количестве 6 штук, водка "Перепелка" объемом 0,5 литра в количестве 2 штук, водка "Старлей" объемом 0,5 литра в количестве 4 штук, водка "Деревенька" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, ликер "Самбука" объемом 0,5 литра в количестве 2 штук, вино "Коллекция вин" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Пшиши" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, вино "Кубань" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Изабелла" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, текила "Аломека" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, ром "Барселона" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, ликер "Абсент" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Либефрау" объемом 0,7 литра в количестве 3 штук, шампанское "Ламбрузко" объемом 0,7 литра в количестве 3 штук, ликер "Ягермастер" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, ром "Бругал" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Коллекция винодела" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, шампанское "Боли" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, вино "Ламбрузко" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, ликер "Компари" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, мартини "Фиеро" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, вермут "Бианко" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, вино "Вальдесон" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, вермут "Chapo" объемом 1 литр в количестве 1 штуки, ликер "Мятный" объемом 0,5 литра в количестве 2 штук, ликер "Трипсе" объемом 0,5 литра в количестве 4 штук, ликер "Пина-Калада" объемом 0,75 литра в количестве 2 штук, ликер "Имульсионный" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, мартини "Биянко" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, вермут "Вилла биянко" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, джин "Фримен" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, ликер "Аперитив" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, ликер аперитив "Маргарита" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, ликер аперитив "Клубника" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, ликер "Ванатопи" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, ликер "Куантро" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, коньяк "Армянский" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки.
По результатам осмотра 10.10.2021 года заявителем составлены протокол осмотра помещений, территорий, протокол изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, которым обнаруженная алкогольная продукция изъята. Изъятая алкогольная продукция 28.10.2021 года передана на хранение ответственному должностному лицу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кувандыкский.
Согласно письменным пояснениям ИП ФИО2 от 18.10.2021 года, помещение кафе-бара "Коралл" по адресу <...>, ею арендуется у матери ФИО6, за кафе-баром "Коралл" присматривает её сын ФИО4, кафе не работает, ФИО4 в кафе готовит еду на вынос, алкогольная продукция приобретена ФИО4 для личного использования и завезена в помещение кафе.
Согласно письменным пояснениям ФИО4 от 10.10.2021 года, хозяином кафе-бара "Коралл" по адресу <...>, является ФИО6, он присматривает за данным помещением, кафе-бар не работает в связи с коронавирусной инфекцией, в кафе готовится еда на вынос, обнаруженная в ходе осмотра алкогольная продукция приобретена им в личных целях, алкогольная продукция не реализовывалась.
Согласно письменным пояснениям ФИО7 от 16.10.2021 года, последний состоит в Кувандыкском хуторском казачьем обществе сотником, на добровольной основе безвозмездно им осуществляется охрана общественного порядка, в том числе в кафе "Коралл". В кафе "Коралл" он осуществлял охрану 09.10.2021 годас 23 часов до 05 или 06 часов утра следующего дня. Посетители заходят в кафе с заднего входа, в кафе реализуется алкогольная продукция, его основная задача - не допустить пронос посетителями в кафе своих спиртных напитков.
Заявителем в присутствии ИП ФИО5 18.10.2021 года составлен протокол об административном правонарушении № *56* АА 876723 по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении ИП ФИО5 к административной ответственности по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения лицензирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует производство и (или) оборот (в том числе хранение) алкогольной, спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.
Согласно пункту 2 статьи 18 указанного Закона лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе розничная продажа алкогольной продукции.
Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией.
В абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года № 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" дано разъяснение о том, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.
Федеральным законом от 29.07.2017 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции" введена часть 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как отдельное правонарушение.
В силу части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В действующей системе правового регулирования составы административных правонарушений, предусмотренных, в частности, частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разграничены с достаточной степенью определенности, что исключает возможность их произвольного применения к индивидуальным предпринимателям, о чем свидетельствует Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 года № 2979-О.
Из изложенного следует, что действующим законодательством разграничена административная ответственность организаций за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, который включает хранение как вид деятельности (часть 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и за розничную торговлю (включающую в себя все необходимые для этого приготовления) алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции индивидуальными предпринимателями в нарушение законодательного на это запрета (часть 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушение индивидуальными предпринимателями запрета на розничную торговлю алкогольной продукцией влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в данном случае в протоколе об административном правонарушении от 18.10.2021 года № *56* АА 876723 событие обнаруженного нарушения отражено заявителем как оборот (хранение) в помещении кафе-бара "Коралл" по адресу: <...> алкогольной продукции без установления поклажедателя (собственника алкогольной продукции, переданной на возмездное хранение), то хранение алкогольной продукции как оборот алкогольной продукции, регулируемый положениями главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, не выявлено, что привлекло к незаконному привлечению предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что алкогольная продукция на момент проверки находилась в доступном для обозрения посетителями кафе месте (на стеллажах за барной стойкой).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13.07.2015 года № 304-АД15-7137, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).
Вместе с тем, исходя из совокупности имеющихся доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО5 осуществлялась деятельность по розничной реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии в кафе-баре "Коралл" по адресу <...>.
К указанному выводу суд приходит исходя из следующих обстоятельства дела.
В кафе-баре "Коралл" сотрудниками полиции обнаружено и изъято значительное количество алкогольной продукции различного наименования, что не может свидетельствовать о её приобретении в личных целях. Алкогольная продукция на момент проверки находилась в доступном для обозрения посетителями кафе месте. Свидетельскими показаниями ФИО7 подтверждается реализация алкогольной продукции в кафе-баре "Коралл".
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией при условии, что в результате переквалификации назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, составление протокола о совершенном правонарушении отнесено к полномочиям обратившихся с заявлением должностных лиц или несудебных органов, а в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Поскольку составы правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют единый родовой объект посягательства, рассмотрение таких дел отнесено к компетенции судей арбитражных судов (абзац 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), а переквалификация правонарушения с части 3 статьи 14.17 на часть 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является менее строгой, чем установленная в части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях санкция, то суд первой инстанции считает возможным применить квалификацию правонарушению по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ИП ФИО5 подлежат квалификации по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Основанием для освобождения заинтересованного лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В настоящем случае нарушение допущено в результате действий предпринимателя, осуществившего незаконную розничную продажу алкогольной продукции, предприниматель должен был не только знать соответствующие нормативные требования и ограничения, но и обеспечить их соблюдение.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценивая характер совершенного правонарушения, суд учитывает, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям с формальным составом; ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий; наступление общественно опасных последствия при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса, назначается лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за впервые совершенное административное правонарушение взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае, оценивая характер совершенного заинтересованным лицом административного правонарушения, направленного против установленного порядка розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, имея в виду ее специфическое воздействие на организм человека, неизбежно сопряженное с созданием угрозы причинения вреда его жизни и здоровью, суд первой инстанции не усматривает оснований для применения к нему положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1, части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено, поскольку вменяемое правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением предпринимателя, свидетельствующих о возможности снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено, соответствующих доказательств заинтересованным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах ИП ФИО5 подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000,0 рублей.
Суд исходит из общих критериев назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, справедливость, характера совершенного административного правонарушения, степени вины предпринимателя.
По мнению суда, избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве дополнительной санкции части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена конфискация товара, явившегося предметом административного правонарушения.
В соответствии со статьями 3.2, 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, конфискация имущества является видом административного наказания и может быть применена лишь в отношении орудия совершения или предмета административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае ее незаконного оборота.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом № 171-ФЗ).
Как следует из п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 года, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и (или) явившихся предметом административного правонарушения, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона.
Заинтересованным лицом как заявителю в ходе производства по делу об административном правонарушении, так и арбитражному суду в ходе производства по настоящему делу не предоставлены доказательства нахождения в законном обороте алкогольной продукции, указанной в протоколе изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, от 10.10.2021 года.
При таких обстоятельствах, алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, от 10.10.2021 года, возврату не подлежит, указанная алкогольная продукция подлежит уничтожению.
Возражения, приведенные заинтересованным лицом в отзыве, опровергаются совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающую по адресу: 462244, <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата и место государственной регистрации в качестве индивидуально предпринимателя 12.12.2012 года, г.Оренбург, к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающей по адресу: 462244, <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата и место государственной регистрации в качестве индивидуально предпринимателя 12.12.2012 года, г.Оренбург, в доходы бюджета административный штраф в размере 100 000 рублей.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу.
2. Алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, от 10.10.2021 года, возврату не подлежит.
Алкогольная продукция, указанная в протоколе изъятия вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, от 10.10.2021 года, находящаяся в помещении Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кувандыкский" (<...>), а именно: водка "Байкал" объемом 0,5 литра в количестве 3 штук, водка "Кедровая" объемом 0,5 литра в количестве 6 штук, водка "Перепелка" объемом 0,5 литра в количестве 2 штук, водка "Старлей" объемом 0,5 литра в количестве 4 штук, водка "Деревенька" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, ликер "Самбука" объемом 0,5 литра в количестве 2 штук, вино "Коллекция вин" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Пшиши" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, вино "Кубань" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Изабелла" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, текила "Аломека" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, ром "Барселона" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, ликер "Абсент" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Либефрау" объемом 0,7 литра в количестве 3 штук, шампанское "Ламбрузко" объемом 0,7 литра в количестве 3 штук, ликер "Ягермастер" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, ром "Бругал" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, вино "Коллекция винодела" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, шампанское "Боли" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, вино "Ламбрузко" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, ликер "Компари" объемом 0,7 литра в количестве 2 штук, мартини "Фиеро" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, вермут "Бианко" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, вино "Вальдесон" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, вермут "Chapo" объемом 1 литр в количестве 1 штуки, ликер "Мятный" объемом 0,5 литра в количестве 2 штук, ликер "Трипсе" объемом 0,5 литра в количестве 4 штук, ликер "Пина-Калада" объемом 0,75 литра в количестве 2 штук, ликер "Имульсионный" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, мартини "Биянко" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, вермут "Вилла биянко" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, джин "Фримен" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, ликер "Аперитив" объемом 0,75 литра в количестве 1 штуки, ликер аперитив "Маргарита" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, ликер аперитив "Клубника" объемом 1,0 литра в количестве 1 штуки, ликер "Ванатопи" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, ликер "Куантро" объемом 0,7 литра в количестве 1 штуки, коньяк "Армянский" объемом 0,5 литра в количестве 1 штуки, подлежит уничтожению в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и (или) явившихся предметом административного правонарушения, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции".
Решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке части 4-1 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 32.2, 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья В.И. Сиваракша