ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-16271/2021 от 21.03.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-16271/2021  

29 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        марта 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        марта 2022 года

       Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кофановой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сибатулиной С.О.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, п. Новосергиевка Новосергиевского района Оренбургской области (ИНН <***> ОГРН <***>)

         к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, п. Новосергиевка Новосергиевского района Оренбургской области (ИНН <***> ОГРН <***>)

        о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте в сети "Интернет".

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.

       Администрация муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости: сооружение дорожного транспорта, «Автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 1035 м, расположенная по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 56:19:0000000:3389 в кадастровом квартале 56:19:0000000.

       Ответчик отзыв на исковое заявление не представил.

        Истец  и  ответчик  не  заявили  ходатайства  о  необходимости предоставления  дополнительных  доказательств.  При  таких обстоятельствах  суд  рассматривает  дело,  исходя  из  совокупности имеющихся  в  деле  доказательств,  с  учетом  положений  статьи  65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

        При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

        Решением Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет от 17.05.2016 г. № 9/1 р.С. «Об утверждении перечня имущества принимаемого в муниципальную собственность» дорога общего пользования по ул. Володарского принята в муниципальную собственность МО Новосергиевский поссовет (идентификационный номер 53 231 832-ОП-МП -046).

        Согласно приложению  к решению Совета депутатов от 17.05.2016 г. № 9/1 р.С. в перечень вошла спорная автомобильная дорога.

        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 г.Т 928 утвержден перечень автомобильных дорого федерального значения.

        Постановлением Правительства Оренбургской области от от 15 марта 2021 г. N 170-пп "Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области в весенний и летний периоды 2021 года" утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области с асфальтобетонным покрытием.

        Спорная автомобильная дорога не входят в данные перечни, а также не находятся в собственности физических или юридических лиц.

        Согласно письма Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области:

         -сооружение «автомобильная дорога местного значения общего пользования», расположенное по адресу <...> не включено в реестр федерального имущества.

        Согласно письма Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области:

        сооружение «автомобильная дорога местного значения общего пользования», расположенное по адресу <...> процедуру учета имущества в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходило.

         Согласно уведомления полученного от Администрации МО «Новосергиевский район» сооружение «автомобильная дорога местного значения общего пользования», расположенное по адресу <...> в реестре муниципального имущества Новосергиевского района не числится.

        Согласно ответа на запрос в ЕГРП от 08.12.2021г., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества «Сооружение дорожного транспорта», расположенное по адресу <...>.

       Администрацией МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области был получен технический план на автомобильную дорогу.

       Технические характеристики автомобильной дороги определены данными техническим планом сооружения, подготовленным кадастровым инженером ФИО1

       Указав на необходимость принятия мер по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на автодорог в целях реализации муниципальным образованием полномочий по владению и пользованию имуществом, выполнению обязанностей по его содержанию и ремонту и отсутствие правоустанавливающих документов, истец обратился в суд с настоящими требованиями.

       Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

      В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8).

       В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке в частности путем признания права.

       Предъявление требования о признании права имеет целью устранение сомнений в принадлежности права тому или иному лицу.

       В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

       В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

       Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской  Федерации.

        Из пункта 2 части 2 статьи 50 вышеуказанного закона следует, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

        Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

       В соответствии с Федеральным законом от 08.11.07 № 257-ФЗ, с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

       На основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

       При этом, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.07 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

       В силу пункта 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

       В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктами 2 и 10 статьи 5 Закона № 257-ФЗ спорные сооружения являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения. При этом в пункте 10 статьи 6 Закона № 257-ФЗ установлена презумпция муниципальной собственности на дороги данного типа.

      Технические характеристики спорного объекта – сооружение дорожного транспорта (автомобильная дорога) определены техническим планом сооружения, подготовленным кадастровым инженером.

       Материалы дела не содержат документальных доказательств наличия правопритязаний иных лиц на спорные объекты.

      С учетом названных норм права, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей  71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что спорные дороги в силу прямого указания закона отнесены к муниципальной собственности.

       Указанное решение является основанием для регистрации права собственности муниципального образования на автомобильные дороги.

       Истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

       Руководствуясь статьями 167-170  Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       Исковое заявление удовлетворить. Признать за администрацией муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, п. Новосергиевка Новосергиевского района право муниципальной собственности на сооружение дорожного транспорта - Автомобильная дорога общего пользования местного значения протяжённостью 1035 м, расположенное по адресу <...> на земельном участке с кадастровым номером 56:19:0000000:3389 в кадастровом квартале 56:19:0000000.

       Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

         Судья                                                                         Н.А.Кофанова