АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-16318/2019
08 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 08 октября 2020 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной, при ведении протокола секретарём судебного заседания Н.C. Пиксаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гамма» (460052, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 38/01-151-2019 от 30.09.2019 о признании ООО УК «Гамма» виновным в совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В судебном заседании принял участие представитель заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность № 38/02-16029 от 27.12.2019, диплом).
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) по юридическому адресу, что подтверждается уведомлением о вручении копии судебного акта, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гамма» (далее заявитель, ООО УК «Гамма», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 38/01-151-2019 от 30.09.2019 о признании ООО УК «Гамма» виновным в совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным, поскольку:
- административным органом неверно квалифицировано вменяемое административное правонарушение, следовало квалифицировать по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ
- ч. 10 ст. 162 ЖК РФ не связывает передачу технической документации с получением уведомлений, предусмотренных Правилами № 416, а собственники помещений в данных домах, не прекратили договоры управления в связи с односторонним отказом от исполнения договора, а расторгли указанные договоры в соответствии с ч. 8 ст. 162 ЖК РФ. Заявитель считает, что общество обязано было хранить техническую и иную документацию на вышеуказанные многоквартирные дома до момента прекращения управления данными многоквартирными домами, который наступает в день внесения изменений в реестр лицензий об исключении многоквартирного дома из указанного реестра;
- ООО УК «Гамма» передало ООО УК «Монолит» реестры собственников на спорные многоквартирные дома;
- ООО УК «Гамма» не имело возможности передать ООО УК «Монолит» паспорта на общедомовые приборы учета электроэнергии, холодного водоснабжения, установленные в вышеуказанных многоквартирных домах, поскольку с января по март 2019 года в указанных многоквартирных домах проведены общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на которых приняты решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, который произведен с 01.04.2019, после чего ООО УК «Гамма» перестало быть исполнителем коммунальной услуги и вся техническая документация, в том числе паспорта на ОДПУ электроэнергии и холодного водоснабжения, передана обществом в РСО и Центру начислений в АО «Система Город»;
- за весь период управления спорными многоквартирными домами не получало от собственников помещений данных домов оригиналов протоколов общих собраний, предоставляло их в соответствии с требованиями ст. 46 ЖК РФ в инспекцию, размещало в ГИС ЖКХ.
Представитель заинтересованного лица возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1, л.д. 51-54) и в дополнение к отзыву (т. 3, л.д. 60-64).
Административный орган считает, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, установлена и доказана, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесено с соблюдением норм материального или процессуального права на основании документов, имеющихся в инспекции и представленных лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
ООО УК «Гамма»осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 14.11.2017 № 00045 (т. 3, л.д. 18).
В инспекцию от директора ООО УК «Монолит» поступило заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО УК «Гамма» (т. 1, л.д. 74-75).
Должностным лицом инспекции было вынесено мотивированное представление о назначении внеплановой документарной (выездной) проверки № 38/02-3973/2019 от 10.07.2019 (т. 1, л.д. 76).
В период с 15 по 30 июля 2019 года инспекцией, на основании распоряжения (приказа) № 2564 от 12.07.2019 (т. 1, л.д. 77), проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО УК «Гамма» лицензионных требований, установленных пп. «б» п. 3, пп. «е» п. 4 (1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение № 1110), в части соблюдения требований к передаче технической документации на многоквартирные дома: № 23А по ул. Карагандинской; № 34А, 36А, 237 по ул. Шевченко; № 8 по ул. Полигонной; № 117 по ул. Одесской; № 97 по ул. Самолетной г. Оренбурга и иных связанных с управлением такими многоквартирными домами документами, технических средств и оборудования обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Монолит» (далее - ООО УК «Монолит»), а также нарушения порядка и сроков передачи технической документации и оборудования на указанные многоквартирные дома, предусмотренных ч. 2, 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416).
В ходе проверки инспекцией установлено, что обществом не переданы ООО УК «Монолит» следующие документы на многоквартирные дома: № 23А по ул. Карагандинской; № 34А, 36А, 237 по ул. Шевченко; № 8 по ул. Полигонной; № 117 по ул. Одесской; № 97 по ул. Самолетной г. Оренбурга:
- паспорта на коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии, холодного водоснабжения;
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- решения и протоколы общих собраний собственников помещений в указанных многоквартирных домах за период управления таким домом ООО УК «Гамма».
По результатам проверки, инспекцией был составлен Акт проверки № А-2564 от 30.07.2019 (т. 1, л.д. 89-96), в котором было зафиксировано, что в деятельности общества выявлено грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в уклонении и нарушении сроков передачи технической документации на многоквартирные дома и иных связанных с управлением многоквартирными домами документов, иных технических средств.
По факту выявленных в ходе внеплановой выездной проверки нарушений административным органом 14.08.2019 составлен протокол ПЛ-2564 об административном правонарушении в отношении ООО УК «Гамма», предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ (т. 1, л.д. 59-65).
30.09.2019 административным органом было вынесено постановление №38/01-151-2019 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО УК «Гамма» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть отражены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков события и состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии события административного правонарушения и вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 2 примечания к указанной статье перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу частей 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В подпункте "е" пункта 4(1) Положения о лицензировании установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относится в том числе нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») (далее – Правила № 416).
Согласно пунктам 18 и 19 Правил № 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом орган управления товарищества в течение пяти рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в доме для управления этим домом, ее адрес.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 данных правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил № 416, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом органу управления товарищества по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Пунктом 26 Правил № 491 предусмотрен состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (п. 27 Правил № 491).
Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иныхсвязанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами (п. 23 Правил № 416).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению многоквартирным домом прекращаются.
Как следует из материалов дела, 28.02.2019 внеочередными общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах № 23А по ул. Карагандинской, № 237 по ул. Шевченко г. Оренбурга, проведенными в форме очно-заочного голосования в период с 9 по 28 февраля 2019 года, приняты решения:
-о расторжении договоров управления, ранее заключенных с ООО УК «Гамма» с 01.04.2019;
-о выборе способа управления указанными многоквартирными домами и выборе в качестве управляющей организации данными многоквартирными домами – ООО УК «Монолит»;
- об обязании ООО УК «Гамма» передать всю техническую и иную документацию на указанные многоквартирные дома в ООО УК «Монолит» и др.
06.03.2019 ООО УК «Монолит» направило в адрес ООО УК «Гамма» протоколы общих собраний собственников помещений в указанных МКД от 28.02.2019 № 1 и просило передать ООО УК «Монолит» в установленном законом порядке техническую документацию на данные многоквартирные дома в составе, определенном п. 24, 26 Правил № 491.
30.04.2019 ООО УК «Гамма» предложило ООО УК «Монолит», в связи с исключением из реестра лицензий ООО УК «Гамма» данных многоквартирных домов от 08.04.2019, прибыть в офис по адресу: <...> за получением технической документации на данные многоквартирные дома.
В материалы проверки ООО УК «Гамма» представлен акт приема-передачи технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом документации от 08.05.2019, в котором перечислены переданные ООО УК «Монолит» документы.
08.05.2019 ООО УК «Монолит» представило в адрес ОOO УК «Гамма» требования к актам приема-передачи документов от 08.05.2019 и просило рассмотреть их в срок до 15.05.2019, в которых указало, что ООО УК «Гамма» по данным домам техническая документация передана не в полном объеме (не переданы документы, перечисленные в требовании).
26.03.2019 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 36А по ул. Шевченко г. Оренбурга, а также 28.03.2019 -в много квартирном доме № 34А по ул. Шевченко г. Оренбурга, проведенных в форме с очно-заочного голосования в период с 21 февраля по 23 марта 2019 года, приняты решения:
- о расторжении договоров управления, ранее заключенных с ООО УК «Гамма» с 01.05.2019;
- о выборе способа управления многоквартирными домами № 34А, № 36А по ул. Шевченко г. Оренбурга и выборе в качестве управляющей организации данным многоквартирным домом - ООО УК «Монолит»;
- об обязании ООО УК «Гамма» передать всю техническую и иную документацию на указанные многоквартирные дома в ООО УК «Монолит» и др.
Письмом (исх. от 29.03.2019 № 10) ООО УК «Монолит» направило в адрес ООО УК «Гамма» протокол общего собрания собственников помещений от 26.03.2019, письмом (исх. от 01.04.2019 № 11) - от 28.03.2019 и просило передать ООО УК «Монолит» в установленном законом порядке техническую документацию на указанные многоквартирные дома в составе, определенном п. 24, 26 Правил № 491.
30.04.2019 ООО УК «Гамма» уведомило ООО УК «Монолит» о том, что в связи с исключением из реестра лицензий ООО УК «Гамма» многоквартирного дома № 36А по ул. Шевченко г. Оренбурга от 08.04.2019 последняя предлагает в удобное для ООО УК «Монолит» рабочее время прибыть за получением технической документации на данный многоквартирный дом.
04.06.2019 ООО УК «Гамма» уведомило ООО УК «Монолит» о том, что в отношении дома № 34А по ул. Шевченко г. Оренбурга Центральным районным судом г. Оренбурга введены обеспечительные меры, в связи с чем, дом остается в управлении ООО УК «Гамма».
Определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 05.06.2019 отменены обеспечительные меры, наложенные ранее, отменен запрет ГЖИ по Оренбургской области вносить изменения в реестр лицензий о данном многоквартирном доме в связи с расторжением договора управления.
14.06.2019 ООО УК «Монолит» представило в адрес ООО УК «Гамма» требование к акту приема-передачи документов на многоквартирный дом № 36А по ул. Шевченко г. Оренбурга от 06.06.2019, 07.06.2019, в котором указало, что ООО УК «Гамма» по данному дому техническая документация передана не в полном объеме (не переданы документы, перечисленные в требовании).
В соответствии с актами приема-передачи технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом документации от 06.06.2019, 07.06.2019, 05.07.2019 УК «Гамма» передана ООО УК «Монолит» техническая и иная документация на указанные МКД в составе, перечисленном в актах.
02.04.2019 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах № 8 по ул. Полигонной, № 117 по ул. Одесской г. Оренбурга приняты решения:
- о расторжении договоров управления, ранее заключенных с ООО УК«Гамма» с 01.05.2019;
-о выборе способа управления указанными многоквартирными домами и выборе в качестве управляющей организации данными МКД - ООО УК «Монолит»;
-об обязании ООО УК «Гамма» передать всю техническую и иную документацию на указанные МКД в ООО УК «Монолит» и др.
04.04.2019 ООО УК «Монолит» направило в адрес ООО УК «Гамма» протоколы общих собраний собственников помещений от 02.04.2019 и просило передать ООО УК «Монолит» в установленном законом порядке техническую документацию на указанные МКД в составе, определенном пунктами 24, 26 Правил №491.
04.06.2019 ООО УК «Гамма» предложило ООО УК «Монолит» в удобное для ООО УК «Монолит» рабочее время прибыть в офис за получением технической документации на данные многоквартирные дома.
В соответствии с актами приема-передачи от 06.06.2019,07.06.2019 ООО УК «Гамма» передана ООО УК «Монолит» техническая и иная документация на указанные МКД в составе, перечисленном в акте.
14.06.2019 ООО УК «Монолит» представило ООО УК «Гамма» требование о том, что техническая документация передана не в полном объеме.
29.03.2019 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме № 97 по ул. Самолетной г.Оренбурга, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 24 февраля по 28 марта 2019 года, приняты решения:
- о расторжении договора управления, ранее заключенного с ООО УК «Гамма» с 01.05.2019;
- о выборе способа управления многоквартирным домом № 97 по ул. Самолетной г. Оренбурга и выборе в качестве управляющей организации данным МКД - ООО УК «Монолит»;
- об обязании ООО УК «Гамма» передать всю техническую и иную документацию на указанный МКД в ООО УК «Монолит» и др.
01.04.2019 ООО УК «Монолит» направило в адрес ООО УК «Гамма» протокол общего собрания собственников помещений от 29.03.2019 и просило передать ООО УК «Монолит» в установленном законом порядке техническую документацию на многоквартирный дом № 97 по ул. Самолетной г. Оренбурга в составе, определенном п. 24, 26 Правил № 491.
04.06.2019 ООО УК «Гамма» уведомило ООО УК «Монолит» о том, что в отношении указанного дома от собственников помещений поступил протокол общего собрания собственников помещений о выборе в качестве управляющей организации - ООО УК «Гамма», в связи с чем, дом остается в управлении ООО УК «Гамма».
Сведения о вручении указанного письма ООО УК «Монолит» в материалы проверки не представлены.
В соответствии с актами приема-передачи от 28.06.2019 ООО УК «Гамма» передана ООО УК «Монолит» перечисленная в акте техническая и иная документация на указанный МКД.
Согласно вышеуказанным актам приема-передачи дома приняты в исправном состоянии, произведен осмотр состояния общего имущества МКД, записаны показания ОДПУ ХВС, электроснабжения.
В акте от 28.06.2019 имеется ссылка на то, что ООО УК «Гамма» не переданы документы, относящиеся к МКД в соответствии с постановлениями Правительства № 491 и № 416.
Письмами (исх. от 30.07.2019 № 106, 107) в адрес инспекции ООО УК «Монолит» указало, что на вышеуказанные многоквартирные дома ООО УК «Гамма» переданы документы не в полном объеме.
Таким образом, в нарушение требований жилищного законодательства ООО УК «Гамма» в трехдневный срок со дня прекращения договоров управления, заключенных с собственниками помещений вышеуказанных многоквартирных домах, уклонилось от передачи ООО УК «Монолит» технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирными домами и не приняло действий, предусмотренных Правилами № 416.
Суд соглашается с доводами административного органа о том, что бездействие заявителя, являвшегося на момент выявления административных правонарушений, лицензиатом применительно к указанным в оспариваемом постановлении многоквартирных домах, на основании реестра лицензий управляющих организаций Оренбургской области, образует нарушение подпункта "е" пункта 4 (1) Положения № 1110.
Суд отклоняет довод заявителя о неверной квалификации административного правонарушения, поскольку Положением о лицензировании прямо предусмотрено, что уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом вновь избранной управляющей организации является грубым нарушением лицензионных требований, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суд считает несостоятельным довод заявителя в части определения сроков (даты) передачи технической документации. Заявитель считает, что общество обязано было хранить техническую и иную документацию на вышеуказанные многоквартирные дома до момента прекращения управления данными многоквартирными домами, который наступает в день внесения изменений в реестр лицензий об исключении многоквартирного дома из указанного реестра. По мнению заявителя, договоры управления многоквартирными домами не были прекращены, а были расторгнуты решениями общих собраний.
В рассматриваемом случае, собственники помещений в многоквартирных домах в силу закона наделены правом на односторонний отказ от договора управления многоквартирным домом (его расторжение), следовательно решения о расторжении договоров управления с ООО УК «Гамма» (одностороннем отказе от него), принятые собственниками помещений в вышеуказанных МКД на общих собраниях, правомерны.
Действующее законодательство не связывает момент расторжения договора управления (одностороннего отказа от него) с внесением органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий, поскольку момент внесения указанных изменений связан с наступлением обязанности вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации приступить к управлению многоквартирным домом не позднее даты внесения изменений в реестр лицензий, что не исключает обязанности управляющей организации, с которой собственниками расторгнут договор управления, передать техническую документацию вновь выбранной управляющей организации в срок, установленный ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
Довод заявителя о передаче ООО УК «Монолит» реестров собственников на спорные многоквартирные дома, не подтвержден материалами делами.
Также судом подлежит отклонению довод заявителя о том, что общество не имело возможности передать ООО УК «Монолит» паспорта на общедомовые приборы учета (далее - ОДПУ) электроэнергии, холодного водоснабжения, установленные в вышеуказанных многоквартирных домах, поскольку с января по март 2019 года в указанных многоквартирных домах проведены общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на которых приняты решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО), который произведен с 01.04.2019, после чего ООО УК «Гамма» перестало быть исполнителем коммунальной услуги и вся техническая документация, в том числе паспорта на ОДПУ электроэнергии и холодного водоснабжения, передана обществом в РСО и Центру начислений в АО «Система Город».
В материалы дела административным органом были представлены ответы на запросы, которые были направлены инспекцией в адрес ресурсоснабжающих организаций (ООО «Оренбург Водоканал», АО «ЭнергосбыТ Плюс»), согласно которым в их адрес не передавалась техническая документация на вышеуказанные многоквартирные дома.
Судом в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» было направлено определение об истребовании доказательств по делу, а именно, о необходимости предоставления сведений о передаче в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» от ООО УК «Гамма» технической документации на общедомовые приборы учета электроснабжения, установленные в спорных многоквартирных домах.
Согласно полученного ответа, паспорта на приборы учета, установленные в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> в адрес АО «ЭнергосбыТ Плюс» от ООО УК «Гамма» не передавалась.
Раздел V Правил № 416 содержит указание на передачу технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом документации в случае получения документов, являющихся основанием для ее передачи.
Согласно пп. «a.l)» п. 24 Правил № 491 паспорта на коллективные ОДПУ электроэнергии, холодного водоснабжения входят в состав технической документации.
Наличие указанных документов не ставится законодателем в зависимость от того, кто является исполнителем коммунальной услуги.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил № 491).
В данном случае, паспорта на коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии, холодного водоснабжения должны были храниться в ООО УК «Гамма» и в установленные сроки должны были быть переданы ООО УК «Монолит», поскольку указанные документы вновь выбранной управляющей организации необходимы для начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Изложенные в заявлении иные доводы заявителя отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права и противоречащие материалам судебного дела.
Факт совершения заявителем административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае, в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административных правонарушений.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден, нарушений процессуальных требований со стороны ответчика при производстве по делам об административных правонарушениях судом не установлено.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенные заявителем правонарушения как малозначительное, судом не установлено.
Выявленные проверкой нарушения, не могут быть признаны малозначительными, поскольку посягают на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного проживания граждан, обеспечение их безопасности.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, судом также не установлено оснований для замены наказания со штрафа на предупреждение.
Административный орган при вынесении оспариваемого постановления, принял во внимание смягчающие по делу обстоятельства и применил нормы ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального – 150 000, 00 рублей.
На основании части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления общества, следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гамма» требований, отказать.
Признать законным и обоснованным постановление по делу об административном правонарушении № 38/01-151-2019 от 30.09.2019 о признании ООО УК «Гамма» виновным в совершении административного правонарушения и привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина