АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-16331/2018
12 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено апреля 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Т.Э. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области о признании недействительным предупреждения от 04.12.2018 года №07-23-22/2018, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, третьи лица - общество с ограниченной ответственностью «Центр», общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северное кольцо".
Представители лиц, участвующих в деле:
от заявителя - ФИО1, нотариально удостоверенная доверенность от 20.12.2017 года № б/н, постоянная, паспорт; ФИО2, нотариально удостоверенная доверенность от 28.11.2017 года № б/н, постоянная, паспорт,
от заинтересованного лица - ФИО3, главный специалист-эксперт, доверенность от 09.01.2019 года № 37, постоянная, удостоверение,
от 3-го лица (ООО Центр") - ФИО4, доверенность от 12.11.2018 года № б/н, постоянная, паспорт,
от 3-го лица (ООО "УК "Северное кольцо") - не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено в соответствии с частью 3 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее - заявитель, акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предупреждения от 04.12.2018 года №07-23-22/2018, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В обоснование заявленных требований акционерное общество указывает, что принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью "Центр" (далее - ООО Центр") встроенно-пристроенное нежилое помещение является частью многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.07.2001 года серии 56-00 № 273924, от 20.03.2012 года 56-АБ № 681635 (повторное, взамен свидетельства серии 56-00 № 273924, дата выдачи 06.07.2001 года). В связи с чем размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитан в соответствии с абзацем 3 п. 42(1) и пунктом 3(1) Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила № 354).
Также заявитель указывает, что проверка соблюдения требований жилищного законодательства не отнесена к компетенции антимонопольных органов; государственной жилищной инспекцией подтверждена правомерность произведенной им корректировки расчетов за теплоснабжение за 2017 год; законодательство о теплоснабжении не содержит понятия "выделенная система теплоснабжения"; для эксплуатации встроенно-пристроенного помещение используется общее имущество МКД по адресу: <...> (труба отопления до места установки принадлежащего ООО "Центр" прибора учета тепловой энергии, бойлер для подогрева горячей воды); Управлением не проводился анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг поставки тепловой энергии на территории города Оренбурга; между акционерным обществом и ООО "Центр" имеется хозяйственный спор, который подлежит разрешению в установленном законом порядке, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры; в действиях акционерного общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, установленные п. 5 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; оспариваемое предупреждение не является исполнимым.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву. В обоснование возражений Управление указывает, что заявитель является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения, в действиях акционерного общества выявлены признаки нарушения п. 5 части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в уклонении от исполнения договора энергоснабжения в части проведения расчетов за фактически принятое количество тепловой энергии. В силу доминирующего положения акционерное общество обязано соблюдать запреты, установленные ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Принадлежащее ООО "Центр" нежилое помещение имеет выделенную систему теплоснабжения, оборудовано собственным прибором учета тепловой энергии, который учитывает объем тепловой энергии, выделенной системе отопления помещения, без учета тепловой энергии внутридомовых инженерных систем отопления многоквартирного дома. В связи с чем корректировка расчетов за теплоснабжение за 2017 год не должна быть проведена, оплата полученной ООО "Центр" тепловой энергии должна производиться в соответствии с данными прибора учета тепловой энергии.
ООО "Центр" заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву. В обоснование возражений ООО "Центр" указывает, что ему на праве собственности принадлежит встроенно-пристроенное помещение по адресу: <...>. При этом встроенное помещение площадью 249,9 кв.м. подпадает под учет общедомового прибора учета тепловой энергии, пристроенное помещение площадью 1285,7 кв.м. имеет собственный прибор учета тепловой энергии, который врезан в трассу до общедомового прибора учета тепловой энергии. Пристроенное помещение не является частью многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, что подтверждается техническими паспортами на дом и помещение, актом государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию, техническим заключением АО НПОПИ "Оренбурггражданпроект", наличием выделенной системы теплоснабжения, отдельными системами холодного водоснабжения и канализации. ООО "Центр" не участвует в управлении многоквартирным жилым домом по адресу <...>. Пристроенное помещение не находится на земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой дом (далее - МКД).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северное кольцо" (далее - ООО "УК "Северное кольцо") заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву. В обоснование возражений указывает, что в состав МКД по адресу <...> не входит принадлежащее ООО "Центр" нежилое помещение; данное нежилое помещение не находится на земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой дом; обслуживание нежилого помещения ООО "УК "Северное кольцо" не осуществляет. Тепловая энергия, поступаемся для нужд собственников МКД, учитывается общедомовым прибором учета, а тепловая энергия, поступаемся в пристроенное помещение, учитывается принадлежащим ООО "Центр" отдельным учетом тепловой энергии.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции в судебном заседании установил следующие обстоятельства.
ООО "Центр" является собственником нежилого помещения № 1 (торговое), назначение: нежилое, общая площадь 2 093,1 кв.м., этаж на первом, втором этажах и в подвале, адрес объекта: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 56-АБ № 681635 от 20.03.2012 года (повторное, взамен свидетельства серии 56-00 № 273924 от 06.07.2001 года).
Согласно свидетельству серии 56-00 № 273924 от 06.07.2001 года, ООО "Центр" является собственником встроенно-пристроенного помещения (торговое), расположенного на первом, втором этажах и в подвале одно-девятиэтажного жилого дома с подвалом литер АБ, общая площадь помещения 1715,9 кв.м., адрес: <...>.
Открытым акционерным обществом "Оренбургская теплогенерирующая компания" (продавец, теплоснабжающая организация) и ООО "Центр" (потребитель) 23.04.2014 года заключен договор теплоснабжения № 731187 (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) (далее - договор). Согласно п. 1.1. указанного договора, теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде (мощность) (далее - тепловую энергию) (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Пунктом 2.2.1. договора теплоснабжающая организация приняла обязательства подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности (Приложение № 2 к настоящему договору), в количестве и режиме, предусмотренном Приложением № 1 к настоящему договору, и с качеством в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями законодательства РФ.
Согласно п. 3.1. договора, точки поставки потребителя должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета), допущенными к эксплуатации в соответствии с утвержденными Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Как следует из Приложения № 2 к договору, точками поставки являются нежилое помещение (офис), пр.Северный, 1, нежилое помещение, пр.Северный 1.
Нежилое помещение по пр.Северный 1 оснащено прибором учета тепловой энергии, установленным в соответствии с проектом от 08.06.2004 года.
Согласно акту проверки учета тепловой энергии, составленному ОАО "Энергосбыт Плюс" 14.08.2018 года, принадлежащий ООО "Центр" прибор учета тепловой энергии соответствует пунктам 64 и 66 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года № 1034.
Из подписанного ООО "Центр" и ООО "УК "Северное кольцо" 02.09.2018 года акта раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности теплотрассы следует, что границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности трассы идущей на пристройку торгово-административного назначения по адресу проезд Северный № 1, являются точка врезки в трубопровод на теплотрассе, проходящей в жилой дом № 1 по проезду Северный.
Согласно составленным ОАО "Энергосбыт Плюс" актам обследования систем потребления тепловой энергии, теплоносителя от 05.06.2017 года, от 10.05.2018 года встроенно-пристроенное 2-х этажное здание ООО "Центр": встроенные помещения площадью 249,9 кв.м. попадают под учет ОДПУ жилого дома пр.Северный, 1; пристрой площадью 1285,7 кв.м. имеет собственный прибор учета и не попадает под учет ОДПУ жилого дома; МКД ООО "УК "Северное" имеет собственный водоподогреватель ГВС и учитывает потребление ГВС ООО "Центр, подвал площадью 557,5 кв.м. не отапливается.
Расчеты за тепловую энергию по отоплению пристроенного помещения до 01.01.2017 года акционерным обществом и ООО "Центр" производились исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.
На основании Правил № 354 заявителем произведена корректировка стоимости поданной-принятой тепловой энергии по договору от 23.04.2014 года № 731187, что повлекло увеличение её стоимости на 168 112,63 рублей, в том числе, за апрель 2017 года - 79 843,91 рублей, за июнь 2017 года - 4 212,36 рублей, за декабрь 2017 года - 84 056,36 рублей.
Так, по корректировке за апрель 2017 года (по пристроенному нежилому помещению) акционерным обществом составлен акт изменений стоимости тепловой энергии № К000019807/3301 от 31.03.2018 года к акту поданной-принятой тепловой энергии № 00000027587/3301 от 30.04.2017 года, выставлен корректировочный счет-фактура, составлена расчетная ведомость. По корректировке за июнь 2017 года (по встроенному нежилому помещению) акционерным обществом составлен акт изменений стоимости тепловой энергии № К000017561/3301 от 31.03.2018 года к акту поданной-принятой тепловой энергии № 00000040484/3301 от 30.06.2017 года, выставлен корректировочный счет-фактура, составлена расчетная ведомость. По корректировке за декабрь 2017 года (по пристроенному нежилому помещению) акционерным обществом составлен акт изменений стоимости тепловой энергии № К000017563/3301 от 31.03.2018 года к акту поданной-принятой тепловой энергии № 00000083649/3301 от 30.06.2017 года, выставлен корректировочный счет-фактура, составлена расчетная ведомость.
Заявителем расчет платы произведен исходя из данных общедомового прибора учета МКД по адресу <...> и прибора учета тепловой энергии ООО "Центр", учитывающего объем потребления тепловой энергии пристроенным помещением, с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади. При расчете заявителем площадь нежилого помещения ООО "Центр" была взята в размере 1 715,9 кв.м.
Акционерным обществом ООО "Центр" 22.04.2018 года выставлена претензия № 70804-03/1-790 на сумму произведенной корректировки 162 584,43 рублей, письмом от 10.05.2018 года № 70804-05-8462 сумма произведенной корректировки увеличена до 168 112,63 рублей.
Правильность произведенной корректировки подтверждена письмом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 18.09.2018 года № 38/03-8833.
ООО "Центр" 11.09.2018 года обратилось в Управление с заявлением о злоупотреблении акционерным обществом доминирующим положением при проведении корректировки платы за тепловую энергию за 2017 год, что повлекло дополнительное начисление платы в размере 168 112,63 рублей.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Центр" заинтересованным лицом 04.12.2018 года на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции вынесено предупреждение № 07-23-22/2018 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение № 07-23-22/2018).
Управлением установлено, что принадлежащее ООО "Центр" нежилое пристроенное помещение имеет собственный прибор учета, помещение площадью 1285.7 кв.м. по адресу: <...>, имеет выделенную систему теплоснабжения с отдельным выводом тепловой сети и не подпадает под учет тепловой энергии внутридомовых систем отопления МКД. С учетом изложенного, а также учитывая расчеты за тепловую энергию до 2017 года на основании показаний прибора учета тепловой энергии, Управление пришло к выводу о том, что в действиях акционерного общества содержатся признаки нарушения п. 5 части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. выразившиеся в уклонении от исполнения договора энергоснабжения в части проведения расчетов за фактически принятое количество тепловой энергии.
Акционерное общество предупреждено о необходимости в течение 10 рабочих дней с момента получения предупреждения провести корректировку платы за тепловую энергию в горячей воде ООО "Центр", учитывая положения договора энергоснабжения от 23.04.2014 года № 731187.
Несогласие с вынесенным Управлением предупреждением № 07-23-22/2018 послужило основанием для обращения акционерного общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон регламентирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В связи с обращением в Управление ряда хозяйствующих субъектов, в т.ч. и ООО "Центр", Управлением составлен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по поставке тепловой энергии на территории МО г.Оренбург за период с 01.01.2018 года по 30.09.2018 года. Из указанного обзора следует, что филиал "Оренбургский" акционерного общества оказывает естественно-монопольный вид деятельности в границах пролегания сетей, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в МО г.Оренбург Оренбургской области в продуктовых границах "услуги теплоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры". На данном товарном рынке отсутствует конкуренция, так как у ООО "Центр" не имелось технологических возможностей теплоснабжения кроме как по сетям филиала "Оренбургский" акционерного общества в период с 01.01.2018 года по 30.09.2018 года. Из указанного обзора также следует, что ранее, по заданию ФАС России, Управлением были проведены аналогичные исследования на рынке услуг по теплоснабжению за 2016, 2017 годы в г.Оренбурге, доминирующее положение ПАО "Т Плюс" было установлено, вследствие чего нет необходимости проводить повторное исследование за предыдущие периоды.
Согласно пункту 3.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в этом Федеральном законе.
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1). Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2). Предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4).
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016 года, и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 года № 18403/13, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), поэтому судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). В п. 7, 8 ст. 15 названного закона указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора. По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета ее фактического потребления. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (п. 1 ст. 541, п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении определено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Из части 2 данной статьи следует, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с частью 3 ст. 19 Закона о теплоснабжении, осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В силу части 7 данной статьи, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года № 1034 (далее - Правила № 1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета. В п. 3 Правил № 1034 установлены основания для применения расчетного способа учета тепловой энергии: отсутствие приборов учета, их неисправность либо нарушение сроков представления показаний приборов учета.
В соответствии с п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 года № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации") в случае, если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с названными Правилами, и при этом объем потребления и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению. В случае, если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из п. 43 Правил № 354 следует, что объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
Как следует из абз. 1 п. 42 (1) Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Абзацем 3 п. 42 (1) Правил № 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (в ред. до 01.01.2019 года).
Как следует из п. 3(1) Приложения № 2 в Правилам № 354 (в ред. до 01.01.2019 года), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):
Pi = Si x VT x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года № 716-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области и признании утратившими силу постановлений Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2012 года № 766-п, от 29 декабря 2014 года № 1017-п" на территории Оренбургской области оплата коммунальной услуги по отоплению производится с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
МКД по адресу <...>, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, в нем не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
По мнению заявителя, принадлежащее ООО "Центр" пристроенное нежилое помещение площадью 1 285,7 кв.м. является частью МКД по адресу <...>, в связи с чем размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен производиться на основании абз. 3 п. 42 (1) Правил № 354 и п. 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354.
С указанной позицией заявителя суд согласиться не может.
На основании ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 2 Правил № 354 определено, что нежилое помещение в многоквартирном доме - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Таким образом, именно факт того, что нежилое помещение указано в проектной или технической документации на многоквартирный дом является основным и единственным критерием для определения принадлежности этого помещения к многоквартирному дому независимо от присоединения к внешним сетям инженерно-технического обеспечения и от каких-либо других признаков самостоятельного функционирования.
Пунктом 3.42 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 года № 37, установлено, что признаками единства здания служат: фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания; однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Судом установлено, что между заявителем (теплоснабжающая организация) и ООО Центр" (потребитель) заключен договор теплоснабжения от 23.04.2014 года № 731187, на основании которого заявитель осуществляет теплоснабжение нежилого помещения; учет отпускаемой тепловой энергии до 01.01.2017 года производился по прибору учета тепловой энергии. Прибор учета тепловой энергии установлен и введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, показания прибора учета регулярно передавались потребителем и принимались теплоснабжающей организацией.
Принадлежащее ООО "Центр" пристроенное помещение площадью 1 285,7 кв.м. имеет выделенную систему отопления с отдельным выводом тепловой сети; прибор учета учитывает объем тепловой энергии, полученной по выделенной системе отопления помещения, без учета тепловой энергии внутридомовых инженерных систем отопления МКД; помещение является пристроенным к МКД, при пользовании им общедомовое имущество собственников МКД дома не используется; МКД общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя оборудован.
В материалы дела лицами, участвующими в деле, предоставлены технические паспорта на МКД по адресу: <...> дом, 1. Согласно указанному документу, МКД девятиэтажный с подвалом, 7-подъездный, общая площадь МКД 15541,0 кв.м., жилая площадь - 9544 кв.м..
На принадлежащее ООО "Центр" встроенно-пристроенное помещение по адресу: <...> предоставлен технический паспорт на здание, назначение нежилого строения - спортивное, площадь 2566,3 кв.м. Распоряжением Главы города Оренбурга от 26.11.1999 года № 4656р утвержден акт государственной комиссии от 05.11.1999 года о вводе в эксплуатацию завершенного реконструкцией здания по пр.Северному, 1, заказчик ООО "Центр", после реконструкции здание торгового назначения общей площадью 1 715,9 кв.м.
Из акта (накладной) № 66 приемки-передачи основных средств от 27.09.2001 года следует, что муниципальным учреждением "Служба заказчика Дзержинского района" передан товариществу собственников жилья "Северное" жилой дом по адресу: <...> года постройки с тех.подвалом, 9 этажей, 7 подъездов, 248 квартир, общая площадь 15541 кв.м., жилая площадь 9544 кв.м.
Согласно паспорту и анкете дома по адресу: <...>, размещенными на сайте государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, МКД 1989 года постройки, панельный, количество этажей - 9, количество подъездов - 7, общая площадь - 15483,30 кв.м., площадь жилых помещений - 9543,7 кв.м., количество нежилых помещений - 0, дом с 11.08.2016 года находится под управлением ООО "УК "Северное кольцо".
Аналогичные сведения в отношении данного МКД указаны в приложении № 3 к договору от 01.06.2017 года № 1-1С/2017 управления многоквартирного дома, заключенного ООО "УК "Северное кольцо" и собственниками помещений в МКД, расположенном по адресу: <...>.
Из отзыва, дополнения к отзыву ООО "УК "Северное кольцо" следует, что нежилое помещение, принадлежащее ООО "Центр", не входит в состав МКД под управлением ООО "УК "Северное кольцо". Между ООО "УК "Северное кольцо" и ООО "Центр" нет договорных отношений (договоров на поставку коммунальных услуг, договоров на содержание жилого помещения и т.д.), уборку собственной и прилегающей территории, ремонт фасада, крыши, вывоз ТБО и др. ООО "Центр" производит за счет собственных средств. МКД и пристроенное нежилое помещение ООО "Центр" имеют разные стены.
Из актов раздела по балансовой принадлежности системы холодного водоснабжения, канализации пристроенного здания по проезду Северный, 1 (торговый дом) следует, что указанные системы функционируют независимо от систем МКД.
Согласно техническому заключению акционерного общества научно-производственное объединение проектный институт "Оренбурггражданпроект" от 19.03.2019 года № 19, нежилое помещение № 1 общей площадью 2093,1 кв.м. расположено в двухэтажном с подвалом кирпичном здании, пристроенном к жилому дому и на части первого и второго этажах многоквартирного девятиэтажного крупнопанельного жилого дома (т.е. являются встроенными помещениями) и обособлены от жилой части. Общая площадь помещений, встроенных в жилой дом, составляет 249,8 кв.м. Проект пристроя выполнен проектным институтом Оренбурггражданпроект" в 1987 году, введен в эксплуатацию в 1990 году. В местах примыкания к панельным стенам жилого дома пристрой, общей площадью 1845,8 кв.м., имеет самостоятельные кирпичные стены и конструкцию перекрытий, не связанных с конструкциями панельных стен жилого дома. Пристрой имеет самостоятельные входы на первый этаж и подвал с прилегающей территории. Входы в встроенные помещения первого и второго этажей организованы самостоятельно из помещений пристроя и не связаны с помещениями жилого дома, наружные и внутренние стены пристроя имеют самостоятельные свайные фундаменты, не связанные с конструкцией фундаментов жилого дома.
Расхождение в площади пристроенного помещения (1845,8 кв.м.) и площади, указанной в оспариваемом предупреждении, (1285,7 кв.м.) - площадь подвала пристроя.
Из публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0115002:22 сформирован исключительно под МКД, пристроенное нежилое помещение ООО "Центр" на указанном земельном участке не находится.
Таким образом, из приведенных выше доказательств следует, что принадлежащее ООО "Центр" пристроенное помещение по адресу: <...> площадью 1285,7 кв.м. (без подвала площадью 557,5 кв.м.) не является частью МКД по адресу: <...>.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 20 декабря 2018 года № 46-П признал абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Арбитражный суд полагает, что данный правовой подход применим и при разрешении настоящего спора.
Принадлежащее ООО "Центр" пристроенное помещение имеет выделенную систему теплоснабжения, независимую от системы теплоснабжения МКД, имеется прибор учета тепловой энергии, пристроенное помещение не является частью МКД. Следовательно, на ООО "Центр" не может быть возложена обязанность по оплате тепловой энергии, использованной на отопление жилых помещений МКД и содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание приоритетность учетного способа определения объема поставляемых энергоресурсов, суд приходит к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях акционерного общества, выразившихся в уклонении от исполнения договора энергоснабжения в части проведения расчетов за фактически принятое количество тепловой энергии, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, правовых оснований для признания оспариваемого предупреждения незаконным не имеется.
Предупреждение № 07-23-22/2018 является законным и исполнимым, в действиях акционерного общества имеются признаки нарушения п. 5 части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 20.12.2018 года, подлежат отмене со дня вступления решения суда в законную силу.
Расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 20.12.2018 года, отменить со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья В.И. Сиваракша