ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-17200/20 от 01.04.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-17200/2020

05 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 05 апреля 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовой В.И. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Курбановой Галины Александровны (ОГРНИП 319565800009106, ИНН 560300798826) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области о признании незаконным решения от 06.02.2019 года о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, признании недействительной записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о регистрации индивидуального предпринимателя Курбановой Г.А. регистрационный № 319565800009106 от 06.02.2019 года; к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Оренбурга о признании незаконным постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 661 от 10.03.2020 года, третье лицо - муниципальное автономное учреждение города Бузулука «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг на территории города Бузулука».

При участии представителей сторон:

от заявителя – Курбанова Галина Александровна, паспорт;

от заинтересованного лица (Межрайонная ИФНС России № 10 по Оренбургской области) – Мунашева Айнур Амантаевна, ведущий специалист-эксперт, доверенность от 14 сентября 2020 года № 91, постоянная, выдана сроком на 3 года, диплом, удостоверение;

от заинтересованного лица (ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга) – не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица – Стальмакова Ирина Александровна, доверенность от 01 апреля 2021 года № б/н, постоянная, выдана сроком до 30 апреля 2021 года, диплом, паспорт.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.

Индивидуальный предприниматель Курбанова Галина Александровна (далее – заявитель, ИП Курбанова Г.А., предприниматель) обратилась в арбитражный суд 24.12.2020 года (согласно отметке экспедиции суда) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее – МИФНС №10 по Оренбургской области, регистрационный орган) о признании незаконным решения от 06.02.2019 года о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, признании недействительной записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о регистрации индивидуального предпринимателя Курбановой Г.А. регистрационный № 319565800009106 от 06.02.2019 года; к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Оренбурга (далее – ИФНС по Дзержинскому району г.Оренбурга) о признании незаконным постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 661 от 10.03.2020 года.

Определением суда от 11.02.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение города Бузулука «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг на территории города Бузулука» (далее – третье лицо, МАУ г.Бузулука «МФЦ»).

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что обратилась в МАУ г.Бузулука «МФЦ» за получением государственной услуги «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»; в офисе МФЦ передала специалисту МФЦ необходимый для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя пакет документов (в том числе, заявление о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и скан паспорта); 06.02.2019 года ею получен отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от 31.01.2019 года по причине отсутствия в пакете документов документа, удостоверяющего личность, что послужило основанием полагать, что в качестве индивидуального предпринимателя заявитель не зарегистрирована; дальнейших действий по регистрации заявитель не совершала. Заявитель также поясняет, что 03.06.2020 года ею получено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника по исполнительному производству №54084/20/560011-ИП, из которого ей стало известно, что 06.02.2019 года она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и за период с 06.02.2019 года по 31.12.2019 года у нее возникла общая задолженность по уплате налогов в размере 32 781,03 рублей. Предприниматель указывает, что возникшая задолженность является незаконной, равно как и постановка ее на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя без ее согласия и ведома.

Заявитель также ходатайствует о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд с рассматриваемыми требованиями.

МИФНС №10 по Оренбургской области и ИФНС по Дзержинскому району г.Оренбурга возражают относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Третье лицо в отзыве указывает, что его действия носили законный характер, при заполнении данных по предоставлению услуги специалистом МФЦ допущена техническая ошибка, копия документа, удостоверяющего личность, не была прикреплена к пакету документов, что послужило основанием для отказа в государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя от 31.01.2019 года; в целях исправления технической ошибки специалистом МФЦ 01.02.2019 года повторно направлена заявка предпринимателя с приложением скан-копии паспорта; 06.02.2019 года в систему электронного взаимодействия поступило уведомление о постановке заявителя на учет в качестве индивидуального предпринимателя в 13 часов 16 минут; 06.02.2019 года в 17 часов 26 минут результаты по государственной услуге (решение об отказе в государственной регистрации, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, лист записи ЕГРИП) выданы заявителю, о чем имеется соответствующая расписка с подписью заявителя.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

Заявитель обратилась 26.01.2019 года в МАУ г.Бузулука «МФЦ» за получением государственной услуги «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Заявителем 26.01.2019 года в 12 часов 42 минуты переданы специалисту МАУ г.Бузулука «МФЦ» заявление о государственной регистрации по форме №Р21001 и копия паспорта гражданина Российской Федерации, о чем свидетельствует расписка.

При заполнении данных по предоставлению услуги специалистом МАУ г.Бузулука «МФЦ» допущена ошибка, копия паспорта заявителя не прикреплена к пакету документов, направленных в МИФНС №10 по Оренбургской области

31.01.2019 года МАУ г.Бузулука «МФЦ» получено решение МИФНС №10 по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации №1513А, ввиду отсутствия в пакете документов копии документа, удостоверяющего личность.

Для исправления допущенной ошибки специалистом МАУ г.Бузулука «МФЦ» повторно направлена заявка Курбановой Г.А. с приложением копии паспорта.

Третье лицо поясняет, что направление повторной заявки было обусловлено предотвращением нарушения срока государственной регистрации по государственной услуге «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» и выдаче положительного результата заявителю, при этом с момента подачи заявления о регистрации и до выдачи результата заявителем не выражались намерения о прекращении оформления документов по государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя и не предпринимались какие-либо попытки прекратить регистрацию.

06.02.2019 года МИФНС №10 по Оренбургской области Курбанова Г.А. поставлена на учет в налоговом органе, о чем составлено уведомление №494704569 и выгружено в систему электронного взаимодействия в 13 часов 16 минут.

Как указывает третье лицо, результаты по государственной услуге выданы 06.02.2019 года в 17 часов 26 минут (решение об отказе в государственной регистрации, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, лист записи ЕГРИП) выданы заявителю, о чем имеется соответствующая расписка с подписью заявителя.

В материалы дела представлена расписка о получении заявителем результата оказанной услуги (т.1 л.д.21), однако расшифровки перечня переданных заявителю документов не имеется.

Заявитель указывает, что ею 06.02.2021 года получено лишь решение об отказе в государственной регистрации №1513А.

Поскольку заявитель зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 06.02.2019 года и в установленный срок заявителем не уплачены страховые взносы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 26 471,02 рублей и пени в размере 82,72 рублей, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 6 207,89 рублей и пени в размере 19,40 рублей.

16.01.2020 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области выставлено требование №5954 об уплате указанной выше задолженности.

Требование №5954 направлено заявителю по адресу регистрации (и проживания) простой корреспонденцией 30.01.2020 года.

Решение №858 о взыскании указанных сумм за счет денежных средств вынесено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области 20.02.2020 года и направлено заявителю по адресу регистрации (и проживания) простой корреспонденцией 27.02.2020 года.

07.03.2020 года ИФНС по Дзержинскому району г.Оренбурга вынесено решение №724 о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика.

Указанное решение вступило в силу 10.03.2020 года, что послужило основанием для вынесения ИФНС по Дзержинскому району г.Оренбурга постановления №661 от 10.03.2020 года о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

На основании постановления №661 от 10.03.2020 года судебным приставом-исполнителем Бузулукского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области 12.03.2020 года вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя исполнительного производства №54084/20/56011-ИП.

Заявитель также указывает, что в спорный период она получала пособие по безработице с 11.10.2019 года (в качестве подтверждения представлена справка от 03.03.2021 года №0620181/2124, выданная ГКУ «ЦЗН г.Бузулука»).

Несогласие заявителя с государственной регистрацией ее в качестве индивидуального предпринимателя, а также с вынесенным в отношении нее постановлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 661 от 10.03.2020 года явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного срока подачи рассматриваемого заявления в суд.

В обоснование указанного ходатайства заявитель указывает, что лишь 08.06.2020 года из письма МАУ г.Бузулука «МФЦ» ей стало известно о принятии МИФНС №10 по Оренбургской области 06.02.2019 года решения о государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя.

Ранее (в первоначальном заявлении) заявитель указывала, что о регистрации стало известно 03.06.2020 года из постановления судебного пристава-исполнителя от 12.03.2020 о возбуждении в отношении предпринимателя исполнительного производства №54084/20/56011-ИП.

Предприниматель указывает, что 30.07.2020 года она обратилась в Бузулукский районный суд города Оренбурга с административным исковым заявлением о признании государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя недействительной.

07.08.2020 года Бузулукский районный суд города Оренбурга возвратил заявление предпринимателя по причине того, что спор подсуден арбитражному суду.

Определение Бузулукского районного суда города Оренбурга получено заявителем 24.08.2020 года.

15.09.2020 года заявитель обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя незаконной. Заявитель указывает, что финансовые трудности препятствовали ей оплатить государственную пошлину.

23.09.2020 года заявление предпринимателя по делу №А47-11992/2020 оставлено арбитражным судом без движения; определением суда от 27.10.2020 года заявление возвращено предпринимателю по причине неустранения обстоятельств, послуживших основанием оставления его без движения.

06.11.2020 года предприниматель повторно обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя незаконной.

13.11.2020 года заявление предпринимателя по делу №А47-14806/2020 оставлено арбитражным судом без движения; определением суда от 28.12.2020 года заявление возвращено предпринимателю по причине неустранения обстоятельств, послуживших основанием оставления его без движения.

Заявитель указывает, что причины пропуска подачи заявления в суд являются уважительными и ходатайствует о восстановлении пропущенного срока.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу пункта 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

Исходя из пункта 1 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года установленного срока.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

В силу пунктов 1, 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие. Одновременно с подачей ходатайства совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы и другое), в отношении которых пропущен срок.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N1908?О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, не устанавливает непосредственно определенный порядок реализации этого права; способы и процедуры судебной защиты, их особенности применительно к отдельным видам судопроизводства и конкретным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. Это предполагает, что федеральный законодатель в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации уполномочен, в частности в пределах имеющейся у него свободы усмотрения, устанавливать сроки для обращения в суд, порядок их течения во времени, момент начала и окончания, с тем чтобы обеспечивать как реальную возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений.

В целях гарантирования правовой определенности и устойчивости сложившихся правоотношений законодатель во всяком случае должен стремиться к тому, чтобы судебно-юрисдикционные механизмы обеспечивали эффективное и своевременное, без неоправданного отлагательства, разрешение вопросов, связанных с предполагаемым нарушением прав и законных интересов, и исключить возникновение ситуаций, при которых такие механизмы могли бы использоваться - в том числе путем возбуждения судебной процедуры спустя чрезмерно длительный после наступления обстоятельств, с которыми заявитель связывает обращение в суд, период - вопреки их основному предназначению, вытекающему из самой сущности правосудия, отвечающего требованиям справедливости, с единственной целью причинения вреда интересам других лиц, что означало бы злоупотребление правом.

Из материалов дела следует, что результаты процедуры государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя вручены заявителю 06.02.2019 года в 17 часов 26 минут. Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе выгружено регистрирующим органом в систему электронного взаимодействия в 13 часов 16 минут.

Иными словами, на момент получения результата процедуры уже имелось решение регистрирующего органа о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, доводы заявителя о том, что ею в качестве результата процедуры получен от МАУ г.Бузулука «МФЦ» лишь отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от 31.01.2019 года отклоняются судом.

Согласно пункту 12 статьи 15.1Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в случае поступления в многофункциональный центр документов, являющихся результатом предоставления интересующей заявителя конкретной государственной и (или) муниципальной услуги, многофункциональный центр обязан обеспечить возможность выдачи таких документов заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления таких документов в многофункциональный центр.

Таким образом, при поступлении 06.02.2019 года положительного результата запрашиваемой заявителем государственной услуги, МАУ г.Бузулука «МФЦ» в течении 1 рабочего дня выдало указанный результат заявителю, как того требует действующее законодательство.

Оснований делать вывод о недобросовестности МАУ г.Бузулука «МФЦ», которое «скрыло» от заявителя решение о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя при выдаче документов 06.02.2019 года (с учетом того, что указанное решение уже получено МАУ г.Бузулука «МФЦ») у суда не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителю стало известно о государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя 06.02.2019 года.

Суд также отмечает следующие обстоятельства.

В материалы дела от Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области в ответ на судебный запрос от 09.03.2021 года поступили сведения о том, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области с 06.02.2019 года в адрес предпринимателя направлялись два требования об уплате страховых взносов простой почтовой корреспонденцией: от 16.01.2020 года №5954 и 25.01.2021 года №717, а также уведомление от 07.12.2020 года №12805 о представлении декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год.

Требование от 16.01.2020 года №5954 направлено предпринимателю 24.01.2020 года по адресу государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (совпадает с адресом проживания), о чем имеется отметка Почты России.

В пункте 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи) предусмотрено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи.

Согласно условиям пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

Договором об оказании услуг почтовой связи может быть предусмотрен отказ отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения. При отказе отправителя от возврата неврученных почтовых отправлений по истечении установленного срока хранения, порядок действий оператора почтовой связи в отношении таких почтовых отправлений устанавливается договором об оказании услуг почтовой связи. (абзац 5 пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи).

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с подп. "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся среди прочих сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).

В силу ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В материалах дела отсутствуют сведения о получении/неполучении заявителем направленного требования.

Риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения направляемых документов по указанному в ЕГРИП адресу, лежит на предпринимателе, который не обеспечил получение своей почтовой корреспонденции.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование об уплате получено заявителем по истечении 30 дней с момента его направления налоговым органом (с 24.01.2020 года).

Таким образом, заявителю также могло стать известно о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя не позднее 25.02.2020 года, соответственно, факт нарушения предпринимателем установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока обращения в арбитражный суд, подтвержден материалами дела.

Доводы заявителя о том, что ей стало известно о регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя из письма МАУ г.Бузулука «МФЦ» от 08.06.2020 года и ею предпринимались попытки обращения в суды отклоняются судом в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

24.08.2020 года заявителю уже стало известно из определения Бузулукского районного суда города Оренбурга от 07.08.2020 года о том, что спор подсуден арбитражному суду.

При этом обращаясь дважды в Арбитражный суд Оренбургской области (дело №А47-11992/2020; дело №А47-14806/2020) заявитель допускала нарушения статей 125, 126 АПК РР, что являлось основанием оставления заявлений без движений и последующего возврата заявлений заявителю по причине неустранения ею обстоятельств, послуживших основанием оставления без движения.

Доводы заявителя о том, что у нее не было возможности оплатить государственную пошлину за обращение в суд отклоняются судом, поскольку законодательством предусмотрен механизм предоставления заявителю отсрочки либо рассрочки уплаты государственной пошлины при поступлении от него соответствующего ходатайства с приложенными документами (пункт 2 части 1 статьи 126 АПК РФ, положения НК РФ).

Доказательств того, что заявитель обращалась в суд с таким ходатайством и ей отказано в материалы дела не представлено.

Таким образом, заявителем не представлены доказательства уважительности пропуска срока обращения в суд с рассматриваемым заявлением о признании незаконным решения от 06.02.2019 года о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, признании недействительной записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о регистрации индивидуального предпринимателя Курбановой Г.А. (регистрационный №319565800009106 от 06.02.2019 года).

Установив, что оспариваемое решение вынесено более двух лет назад, суд отмечает, что заявитель должна была объективно осознавать, что оспариваемое решение затрагивают его права и законные интересы (в случае, если имелись основания так полагать), однако заявитель не отнеслась с должной осмотрительностью к указанному решению, не воспользовалась правом на его оспаривание в установленный законом срок, не представила доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанное положение согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение от 18.11.2004 N 367-О, постановление от 17.03.2010 N 6-П).

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Законом №129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона №129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Статьей 11 Закона №129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Документы, связанные с государственной регистрацией, а именно документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица или изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, с отметкой регистрирующего органа (в случаях государственной регистрации, предусмотренной статьями 12, 14, пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона), документ о постановке на учет в налоговом органе (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственная регистрация является основанием для постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе) направляются регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленные регистрирующим органом на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией.

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документы, связанные с государственной регистрацией, направляются регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет документы, связанные с государственной регистрацией, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленные многофункциональным центром на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, полученных многофункциональным центром от регистрирующего органа.

Форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

Информация о внесении записи в соответствующий государственный реестр размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети "Интернет".

В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Закона №129ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя установлен статьей 22.1 Закона №129-ФЗ.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются, в том числе: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации)д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица); и) документ об уплате государственной пошлины;

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.33 Н КРФ, за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина 800 рублей.

В соответствии с подпунктом 32 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях: за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 15Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги или запросом, указанным в статье 15.1 настоящего Федерального закона, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

Согласно пунктам 6, 9, 10, 12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", направление многофункциональным центром заявлений, а также указанных в части 4 настоящей статьи документов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения комплексного запроса.

Многофункциональный центр обязан выдать заявителю все документы, полученные по результатам предоставления всех государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, за исключением документов, полученных многофункциональным центром в рамках комплексного запроса в целях предоставления заявителю иных указанных в комплексном запросе государственных и (или) муниципальных услуг. Многофункциональный центр обязан проинформировать заявителя о готовности полного комплекта документов, являющихся результатом предоставления всех государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, а также обеспечить возможность выдачи указанного комплекта документов заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в многофункциональный центр последнего из таких документов.

Заявитель имеет право обратиться в многофункциональный центр в целях получения информации о ходе предоставления конкретной государственной и (или) муниципальной услуги, указанной в комплексном запросе, или о готовности документов, являющихся результатом предоставления конкретной государственной и (или) муниципальной услуги, указанной в комплексном запросе.

В случае поступления в многофункциональный центр документов, являющихся результатом предоставления интересующей заявителя конкретной государственной и (или) муниципальной услуги, многофункциональный центр обязан обеспечить возможность выдачи таких документов заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления таких документов в многофункциональный центр.

Статьей 16 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра.

Так, многофункциональные центры осуществляют, в том числе, прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов; представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями; выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по результатам предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что заявитель обратилась 26.01.2019 года обратилась в МАУ г.Бузулука «МФЦ» за получением государственной услуги «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», специалисту МАУ г.Бузулука «МФЦ» переданы заявление о государственной регистрации по форме №Р21001 и копия паспорта гражданина Российской Федерации. Заявлению предпринимателя присвоен номер 00190000900304019.

При заполнении данных по предоставлению услуги специалистом МАУ г.Бузулука «МФЦ» допущена ошибка, копия паспорта заявителя не прикреплена в пакету документов, что послужило основанием вынесения МИФНС №10 по Оренбургской области решения об отказе заявителю в государственной регистрации №1513А. Данное решение от 01.02.2019 года поступило в МАУ г.Бузулука «МФЦ», делу присвоен статус «аннулировано».

Выявив допущенную ошибку при направлении документов в регистрационный орган, третьим лицом создано 01.02.2019 года новое дело с присвоением ему номера 00190000900316455.

Для исправления допущенной ошибки специалистом МАУ г.Бузулука «МФЦ» повторно направлена в регистрационный орган заявка Курбановой Г.А. с приложением копии паспорта.

В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Закона № 129-ФЗ заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами «а», «ц» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации.

Представление дополнительно МАУ г.Бузулука «МФЦ» для государственной регистрации копии паспорта Курбановой Г.А. соответствовало требованиям пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ, основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренного пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, отсутствовало, в связи с чем МИФНС №10 по Оренбургской области 06.02.2019 принято решение о государственной регистрации №1981А Курбановой Г.А. в качестве индивидуального предпринимателя.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись №319565800009106 от 06.02.2019 года о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Доводы заявителя о том, что для повторной регистрации необходима повторная подача заявления, которая не осуществлена заявителем, отклоняются судом.

Донаправление недостающего документа регистрирующему органу для регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя после отказа в такой регистрации обусловлено в данном случае предотвращением нарушения срока государственной регистрации по государственной услуге «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» и выдаче положительного результата заявителю.

Суд отмечает, что с момента подачи заявления о регистрации и до выдачи результата заявителем не выражались намерения о прекращении оформления документов по государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и не предпринимались какие-либо попытки прекратить регистрацию.

Кроме того, суд принимает во внимание короткий промежуток времени, в котором происходили спорные действия (с 26.01.2019 года по 06.02.2019 года). Целью заявителя являлась государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Действия МАУ г.Бузулука «МФЦ» были направлены на получение для заявителя запрашиваемого им результата, что соответствует положением статьи 16 Федерального закона №210-ФЗ.

Оснований для признания незаконным решения от 06.02.2019 года о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и признания недействительной записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о регистрации индивидуального предпринимателя Курбановой Г.А. регистрационный №319565800009106 от 06.02.2019 года у суда не имеется.

МИФНС №10 по Оренбургской области действовало в рамках закона, такой обязательный признак для признания решения незаконным, как «противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения» отсутствует.

Относительно требования заявителя к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Оренбурга о признании незаконным постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 661 от 10.03.2020 года суд отмечает следующее.

16.01.2020 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области выставлено требование №5954 об уплате задолженности на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 26 471,02 рублей и пени в размере 82,72 рублей, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 6 207,89 рублей и пени в размере 19,40 рублей.

20.02.2020 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области вынесено решение №858 о взыскании указанных сумм.

07.03.2020 года ИФНС по Дзержинскому району г.Оренбурга вынесено решение №724 о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика.

Указанное решение вступило в силу 10.03.2020 года, что послужило основанием для вынесения ИФНС по Дзержинскому району г.Оренбурга постановления №661 от 10.03.2020 года о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Нормой пункта 1 статьи 419 НК РФ установлено, что плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями) (подп. 1); плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой) (подпункт 2).

Заявитель признается плательщиком страховых взносов в соответствии с положениями статьи 419 НК РФ.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Таким образом, конкретные размеры страховых взносов на ОПС и ОМС на законодательном уровне предусмотрены пунктом 1 статьи 430 НК РФ для лиц, не производящих выплаты физическим лицам в виде фиксированного платежа.

Оснований для проверки законности оспоренных предпринимателем постановлений по основаниям необоснованности начисления сумм налогов (страховых взносов) и пеней не имеется.

Согласно пунктам 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса.

Пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 7 ст. 46 Н КРФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

2) дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;

4) резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя;

6) дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, определении от 08.02.2007 N 381-О-П, принудительное взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В соответствии со статьей 47 НК РФ и пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом. Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что оспаривание налогоплательщиком данного постановления в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению (пункт 64 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57).

Проверив оспоренное постановление на предмет соблюдения сроков и порядка его принятия, арбитражный суд пришел к выводу о его соответствии нормам налогового законодательства

С учетом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя Курбановой Галины Александровны о восстановлении срока подачи заявления отказать.

2. В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Курбановой Галиной Александровной требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области отказать.

3. В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Курбановой Галиной Александровной требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Оренбурга отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья В.И. Сиваракша