ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-2236/2018 от 25.04.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-2236/2018

08 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 08 мая 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаридзе Т.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук, ИНН <***> ОГРН <***> (г. Оренбург) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Оренбурге (г. Оренбург) о признании недействительным решения от 25.12.2017 № 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (ИНН <***>, ОГРН <***> (г. Москва).

Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: представитель ФИО1 (приказ № 1190 от 20.12.2017, паспорт); представитель ФИО2 (доверенность от 01.02.2018, постоянная, паспорт), представитель ФИО3 (доверенность от 01.02.2018, постоянная, паспорт);

от заинтересованного лица: заместитель начальника юридического отдела ФИО4 (доверенность от 19.09.2017, постоянная, удостоверение);

от третьего лица: представитель ФИО5 (доверенность № 17-02 от 21.02.2018, постоянная, паспорт).

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (далее – заявитель, ФГБУН, Институт, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Оренбурге (далее – заинтересованное лицо, УПФР, Пенсионный фонд, Управление) о признании недействительным решения от 25.12.2017 № 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения по существу спора.

Обращаясь с заявленными требованиями Учреждение ссылается на незаконность принятия УПФР оспариваемого решения в части доначислений страховых взносов на выплаченные работникам Учреждения компенсации трудозатрат грантополучателей.

В обоснование заявленных требований Институт указывает, что перечисленные денежные средства в пользу грантополучателей не относятся к выплатам работникам в рамках трудовых отношений, к компенсирующим выплатам, выплатам стимулирующего характера, не являются средствами заявителя, не включаются в фонд оплаты труда работников, в связи с чем с чем не могут быть в включены в базу для исчисления и уплаты страховых взносов.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.Указывает, чтоплательщик страховых взносов в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ в 2016 году не включил в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выплаты работникам в размере 1 052 043 руб. 72 коп., произведенные за счет средств гранта.

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» (далее – третье лицо, РФФИ, фонд) представлен письменный отзыв (т.3 л.д. 110-113), просит удовлетворить заявленные требования.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, установил следующие обстоятельства.

На основании решения о проведении выездной проверки от 22.08.2017 № 066V02170000369 в отношении заявителя УПФР проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечислениям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, плательщиком страховых взносов с одновременной проверкой документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, за 2014-2016 годы.

25.12.2017 начальником УПФР в г. Оренбурге на основании акта выездной проверки от 22.11.2017 № 066V10170000438 вынесено решение № 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 11 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской I Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ, Закон № 212-ФЗ) - неуплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на выплату страховой части трудовой (страховой) пенсии и иного неправильного исчисления страховых взносов.

Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку в размере 194 640 руб. 82 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и в размере 53 654 руб. 23 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФОМС и пени по состоянию на 31.12.2016г. в размере 6 011 руб. 28 коп, также Учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) в виде штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии на страховую пенсию в размере 38 928 руб. 16 коп и на обязательное медицинское страхование в размере 10 730 руб. 85 коп.

Не согласившись с принятым по результатам проверки решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 подпункта "а" статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего в проверяемый период, заявитель является плательщиком страховых взносов, поскольку является лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Как установлено судом основаниями для выплат спорных сумм компенсаций трудозатрат явились заключенные между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундоментальных исследований" и гражданами, объединившимися в научный коллектив (грантополучатель), и Институтом (организация) трехсторонние договоры.

Из содержания указанных договоров следует, что грантополучатель принимает грант от ФГБУ "РФФИ" и выполняет работы по проекту, а организация создает условия для выполнения указанных работ.

При этом в соответствии с пунктом 5.2. договоров трудовые отношения между организацией и грантополучателем в связи с выполнением проекта и получением гранта не возникают.

Согласно статье 129 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" гранты - это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

РФФИ создан в соответствии с Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 года № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации».

Деятельность фонда осуществляется на основании Федерального закона от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и устава, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Целью и предметом деятельности РФФИ является финансовая, в том числе в форме грантов юридическим и физическим лицам, и организационная поддержка фундаментальных научных исследований, ... основанная на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований. РФФИ выполняет работы на основании Государственного задания «в интересах общества».

В рамках Государственного задания РФФИ проводит публичные конкурсы проектов фундаментальных научных исследований. Проекты, представляемые на конкурсы, носят инициативный характер, при этом фонд не является их заказчиком.

В зависимости от вида конкурса его участниками могут быть физические лица и/или юридические лица. РФФИ предоставляет гранты лицам (физическим или юридическим), проекты которых будут отобраны по итогам конкурса. В соответствии со ст.2 Закона о науке фонд предоставляет гранты на осуществление проектов на условиях безвозмездности и безвозвратности.

Как следует из трехсторонних договоров, заключенных между РФФИ, грантополучателями и организацией, получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Аналогичные положения закреплены в договорах, заключенных между грантополучателем и фондом, организацией.

Грантополучатель имеет право давать организации поручения на выдачу наличных денежных средств и перечисление денежных средств из гранта на цели, предусмотренные проектом, в соответствии с перечнем допускаемых расходов; получать сведения о расходовании гранта (пункты 2.2.1, 2.2.2 договора).

Договором установлено, что распоряжаться грантом имеет право только грантополучатель, кроме той его части, которая компенсирует затраты Института, что трудовые отношения между Институтом и грантополучателем в связи с выполнением проекта не возникают.

В силу пункта 2.3.1 договора ФГБУ "РФФИ" принимает на себя обязательства по поручению грантополучателя перечислить грант на счет организации в установленном договором размере.

Пунктом 2.5.2 договора определено, что организация принимает на себя обязательство принять на свой счет грант, выделенный Фондом грантополучателю, и по поручению (заявлению) грантополучателя осуществлять платежи и выдачу наличных денежных средств в соответствии с перечнем допускаемых расходов.

Договором предусмотрено, что ФГБУ "РФФИ" имеет право требовать от грантополучателя и организации возврата гранта при наличии условий, определенных п. 2.4.1. договора.

Таким образом, источником выплаты гранта в соответствии с условиями договоров является ФГБУ "РФФИ", а не организация.

Наличие трудовых отношений между физическими лицами, участниками научного коллектива (грантополучателем) и Институтом сам по себе не может свидетельствовать, что спорные выплаты являются вознаграждением за выполненные услуги и работу в пользу Учреждения.

Грантополучателями гранта РФФИ по проектам, поддержанным РФФИ по результатам конкурсов проектов, являются физические лица (коллектив физических лиц), от имени которых во взаимоотношения с РФФИ и Организацией, предоставляющей условия для реализации проекта, выступает Руководитель проекта.

Порядок взаимодействия РФФИ, грантополучателей (физических лиц и коллективов физических лиц, научные проекты которых получили поддержку РФФИ в виде гранта) и организаций, которые на основе договора предоставляют грантополучателям условия для выполнения работ по научным проектам, определяется трехсторонними договорами, заключаемыми между всеми указанными лицами в соответствии с Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным РФФИ (утвержденными решением бюро Совета РФФИ 19.02.2015).

С учетом изложенного, суд соглашается с доводами заявителя относительного того, что выплаты из средств грантов производились физическим лицам не на основании трудовых договоров, заключенных непосредственно с ними, а на основании обладающих признаками договоров гражданско-правового характера трехсторонних соглашений, заключенных с РФФИ, и отдельных соглашений, заключенных с руководителем проекта.

Из материалов дела следует, что в рамках указанных договоров грантополучатели не оказывали услуги и не выполняли работу в интересах Института, а заявитель не начислял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (грантополучателей). Иное Пенсионным фондом в рамках рассмотрения настоящего дела не доказано.

Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 306-КГ16-10328 по делу N А06-11484/2015.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между Институтом как работодателем грантополучателей и его работниками, являющимися одновременно грантополучателями, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты Институтом средств гранта грантополучателям не входят в систему оплаты труда работников Института и не являются составной частью их заработной платы в соответствии с условиями заключенным с ними трудовых договоров. Грантополучатели, осуществляя проект, не выполняют работ и не оказывают услуг, результаты которых направлены на удовлетворение потребностей Института, то есть также и не выполняют обязательства из договоров гражданско-правового характера.

Согласно писем Минфина РФ от 24 июля 2015 года N 02-07-10/42728 и от 21.01.2016 N 02-07-10/2899 средства грантов, полученные физическими лицами, и поступившие от РФФИ на счет организации, средствами Института не являются и отражаются как средства во временном распоряжении, а с учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности выплаты не являются расходами учреждения". Владельцем этих средств Минфин РФ признает получателей гранта.

В соответствии с позицией Минфина РФ выплаты получателям гранта должны учитываться по ст. 290 КОСГУ. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ N 65н от 1 июля 2013 года, на данную статью КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений), в частности, выплата физическим лицам (за исключением физических лиц - производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат.

Общий признак расходов, подлежащих отнесению на эту статью - у получателя денежных средств не возникает встречного обязательства по передаче имущества или выполнению в интересах учреждения работ, оказанию услуг. Эта схема выплат не зависит от наличия или отсутствия трудовых отношений между заявителем и получателем фанта.

Частью 2 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

В соответствии с письмом от 3 апреля 2017 г. N 03-15-06/19483 Министерства финансов Российской Федерации, в случае если выплаты за счет средств гранта производятся организацией или непосредственно грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг соответственно с организацией или грантодателем, то объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Таким образом, выплаты средств гранта членам научного коллектива-грантополучателям не являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку не обладают признаками, предусмотренными частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ (аналогичными статьями Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) и частью 2 статьи 420 НК РФ.

С учетом изложенного, оспариваемое решение УПФР подлежит признанию недействительным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.

Таким образом, положения арбитражного процессуального законодательства прямо предписывают арбитражному суду в решении о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц - незаконными указывать на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе при отсутствии соответствующей просьбы в заявлении, по которому было принято такое решение арбитражного суда (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23.06.2016 N 1381-О).

С учетом изложенного, суд обязывает Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Изложенные иные доводы заинтересованного лица отклоняются судом как основанные на неверном толковании действующих норм права и противоречащие материалам судебного дела.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 г. № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге от 25.12.2017 № 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А.С. Мирошник