АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-2432/2021
28 мая 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года
В полном объеме решение изготовлено мая 2021 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовой В.И. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НЕДРА-К» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к администрации Новосергиевского района Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2019 года №1174-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью «КФХ Восход» (ОГРН <***>, ИНН <***>), акционерное общество «Оренбургнефть» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
При участии представителей лиц:
от заявителя - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
от заинтересованного лица - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
от третьего лица (АО «Оренбургнефть») - ФИО1, доверенность от 29 ноября 2018 года № 540/18, постоянная, выдана сроком по 31 декабря 2021 года, копия диплома, паспорт,
от третьего лица (ООО «КФХ Восход») - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Общество с ограниченной ответственностью «НЕДРА-К» (далее - заявитель, общество, ООО «НЕДРА-К») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к администрации Новосергиевского района Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2019 года №1174-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что администрацией не была дана надлежащая оценка предоставленной обществом с ограниченной ответственностью «КФХ Восход» (далее - ООО «КФХ Восход») схеме земельного участка на кадастровом плане территории, что привело к расположению образованного земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:85 в границах горного отвода акционерного общества «Оренбургнефть» (далее - АО "Оренбургнефть) и заявителя, являющихся недропользователями; образование земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:85 привело к изломанности границ, вклиниванию, вкрапливанию и чересполосице; земельный участок образован без учета существующих подъездных путей, обеспечивающих доступ к принадлежащим заявителю на праве собственности земельным участкам; образованный земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и охранные зоны трубопроводов).
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений заинтересованное лицо указывает на то, что оспариваемым актом утверждена схема фактически оставшихся свободными от занимаемыми недропользователями землями, формируемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, к которой предъявляются особые требования; заявителем пропущен трехмесячный срок подачи заявления.
ООО "КФХ Восход" заявленные требования не признает по основаниям, указанным в отзыве. В обоснование возражений третье лицо указывает на отсутствие нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя; на доступ к принадлежащим заявителю земельным участкам посредством земельных участков с кадастровыми номерами 56:19:0913002:7 и 56:19:0913002:21; нормы земельного законодательства и законодательства о недрах не обязывают орган местного самоуправления согласовывать образование земельных участков в пределах горного отвода с недропользователями; земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, используются для проведения сельскохозяйственных работ; заявителем пропущен срок подачи заявления.
АО "Оренбургнефть" указывает, что принадлежащий ему объект недвижимости (выкидная линия от скважины № 729 до АГЗУ-3 Боголюбовского месторождения) располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:21, посредством которого обеспечивается доступ к объектам капитального строительства.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
ООО «НЕДРА-К» 02.10.2002 года выдана лицензия серии ОРБ номер 11304 вид лицензии НЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья на Боголюбовском месторождении (карбон), участок недр расположен на территории Новосергиевского района Оренбургской области в 3-х километрах северо-восточнее с.Нестеровка, срок окончания действия лицензии - 30.06.2018 года. ООО «НЕДРА-К» 15.04.2019 года выдана лицензия серии ОРБ номер 03260 вид лицензии НЭ с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых, участок недр расположен в Новосергиевском районе Оренбургской области, дата окончания действия лицензии - 31.12.2061 года.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:76, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства эксплуатационной скважины 3311 Боголюбовской площади Новосергиевского района (свидетельство о государственной регистрации права 56-АВ 557959 от 17.06.2015 года).
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:4 площадью 3 600 кв.м., предоставленный для производственной деятельности и эксплуатации скважины № 3301; назначение: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (свидетельство о государственной регистрации права 56 АА 191609 от 25.05.2007 года).
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:5 площадью 3 600 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (свидетельство о государственной регистрации права 56 АА 587209 от 12.11.2008 года).
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:20, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства эксплуатационной скважины 3308 (свидетельство о государственной регистрации права 56-АВ 094482 от 29.05.2013 года).
Администрацией на основании ст.ст. 11.2, 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации 16.12.2019 года принято постановление № 1174-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (далее - постановление № 1174-п).
Пунктом 1 постановления № 1174-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно приложению; характеристика земельного участка 193:ЗУ1: местоположение - Российская Федерация, Оренбургская область, Новосергиевский район, Нестеровский сельсовет; площадь 2047481 кв.м.; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Согласно пункту 3 постановления № 1174-п, представитель КФХ "Восход" вправе обратиться без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Оренбургской области.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.09.2020 года № 99/2020/346577757, земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:85 поставлен на кадастровый учет 21.01.2020 года; адрес: Оренбургская область, Новосергиевский район, Нестеровский сельсовет; площадь - 2047481+/-12520 кв.м.; кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости 56:19:0000000:193; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования; сельскохозяйственное использование; особые отметки: граница земельного участка состоит из 7 контуров.
Администрацией (арендодатель) и КФХ "Восход" (арендатор) 27.03.2019 года на основании протокола от 16.03.2020 года № 74/1 проведения открытого аукциона по извещению № 130220/0178633/01 от 13.02.2020 года заключен договор № 34 аренды земель сельскохозяйственного назначения, согласно пункту 1.1. которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:85, адреса (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Новосергиевский район, Нестеровский сельсовет, площадь 2047481 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - сельскохозяйственное использование.
Из пункта 2.1. договора следует, что земельный участок передается в аренду сроком на 6 лет, договор вступает в законную силу с момента его государственной регистрации, арендная плата начисляется с 27.03.2020 года по 27.03.2026 года.
С учетом буквального содержания договора аренды арбитражный суд приходит к выводу о допущенной технической ошибке в дате заключения договора: указано 27.03.2019 года вместо 27.03.2020 года.
Договор № 34 аренды земель сельскохозяйственного назначения 15.04.2020 года зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, номер регистрации 56:19:09130002:85-56/018/2020-2.
ООО "КФХ Восход" создано путем реорганизации в форме преобразования, государственная регистрация произведена 09.09.2020 года, правопредшественник - КФХ "Восход".
Несогласие с принятым заинтересованным лицом постановлением № 1174-п послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 ст. 11.2 Земельного кодекса российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из пункта 1 ст. 11.3 Земельного кодекса, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст. 11.10 Земельного кодекса установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как следует из пункта 5 данной статьи, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 ст. 11.10 Земельного кодекса).
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса).
В отсутствие законодательного закрепления определения понятий вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, суд первой инстанции считает, что вклиниванием и чересполосицей будет являться расположение отдельных частей земельного участка относительно другого земельного участка, создающее неудобства в организации пользования земельными участками.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.09.2020 года № 99/2020/346577757, заключения кадастрового инженера ФИО2 от 30.11.2020 года № 2518, земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:85 образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 56:19:0000000:193, граница земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:85 состоит из 7 контуров.
Согласно пояснениям заинтересованного лица и ООО "КФХ Восход", а также сведениям публичной кадастровой карты (л.д. 115), в состав земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:85 вошли земли сельскохозяйственного назначения, оставшиеся после предоставления недропользователям ООО "НЕДРА-К" и АО "Оренбургнефть" земельных участков (кадастровые номера 56:19:0913002:4, 56:19:0913002:5, 56:19:0913002:20, 56:19:0913002:76, 56:19:0913002:75, 56:19:0913002:21) для размещения объектов недропользования.
Формирование земельных участков ООО "НЕДРА-К" и АО "Оренбургнефть" осуществлено исходя из потребностей недропользования.
Согласно статье 77 Земельного кодекса, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Как следует из пункта 1 ст. 78 Земельного кодекса, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
Пунктом 1 ст. 79 Земельного кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение вывода таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (пункт 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 года).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения также регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), которым предусмотрено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ).
Суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:85 сформирован из земель сельскохозяйственного назначения, оставшихся после предоставления недропользователям ООО "НЕДРА-К" и АО "Оренбургнефть" земельных участков.
Имеющиеся в земельном участке с кадастровым номером 56:19:0913002:85 вклинивание, вкрапливание, чересполосица являются следствием предоставления недропользователям ООО "НЕДРА-К" и АО "Оренбургнефть" земельных участков для размещения объектов недропользования исходя из их потребностей.
Администрация, утверждая оспариваемым постановлением схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью охраны земель сельскохозяйственного назначения включила в образуемый земельный участок, в том числе, оставшиеся невостребованными недропользователями земельные участки (отдельные контуры сформированного земельного участка).
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии нарушений со стороны администрации положений пункта 1 ст. 11.3, пункта 6 ст. 11.9 Земельного кодекса.
При принятии решения арбитражным судом также учтено, что арендатором ООО "КФХ Восход" земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:85 не указано на наличие препятствий в рациональном использовании земельного участка.
В соответствии со статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
При таких обстоятельствах приведенный заявителем довод о необходимости согласования с ним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку земельный участок находится в пределах горного отвода, не основан на нормах Земельного кодекса, закона о недрах.
Земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:85 расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитная зона, охранные зоны трубопроводов).
Пунктом 2 ст. 11.10 Земельного кодекса установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу статьи 56 Земельного кодекса права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса к таким основаниям, в числе прочих относятся ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно абзацу 6 статьи 105 Земельного кодекса одним из видов зон с особыми условиями использования территорий, которые могут быть установлены, является охранная зона трубопроводов.
Заявителем, кроме констатации факта нахождения образованного земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, не указаны обстоятельства, препятствующие утверждению администрацией схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России 29.04.1992 года и постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 года № 9, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований названных правил.
Довод заявителя о том, что образованный земельный участок создал препятствия к доступу к принадлежащим ему земельным участкам с кадастровыми номерами 56:19:0913002:4, 56:19:0913002:5, 56:19:0913002:20, 56:19:0913002:76, 56:19:0913002:75 опровергается данными публичной кадастровой карты, доступ к принадлежащим заявителю земельным участкам обеспечен посредством земельных участков с кадастровыми номерами 56:19:0913002:7, 56:19:0913002:21. Кроме того, вопрос о доступе общества к принадлежащим ему земельным участкам подлежал урегулированию на стадии образования этих участков. Наличие существующих подъездных путей к земельным участкам заявителя, в отсутствие доказательств предоставления земельных участков для этих целей, не может является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В части 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 20.02.2002 года № 58-О, от 18.11.2004 года № 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.
Решение вопроса об обжаловании ненормативного акта, решения, действий (бездействия) предполагает определенную инициативу лица, чьи права, по его мнению, нарушают оспариваемые им ненормативные акты, действия (бездействии), решения, а срок на их обжалование исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть, когда заявитель узнал о совершении оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) и пришел к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены такими актами, действиями (бездействием).
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определении от 02.12.2013 года № 1908-О, по своему смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как следует из пункта 1 ст. 11.3 Земельного кодекса, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 13 ст. 11.10 Земельного кодекса, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Земельный участок с кадастровым номером 56:19:0913002:85 поставлен на кадастровый учет 21.01.2020 года, сведения ЕГРП являются общедоступными, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № 99/2020/346577757 получена представителем заявителя 07.09.2020 года.
Образование земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:85 возможно только путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая подлежит утверждению администрацией. Следовательно, заявителю с 07.09.2020 года стало известно об утверждении заинтересованным лицом до 21.01.2020 года схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории. При этом получение от администрации копии акта об утверждении названной схемы зависело исключительно от волеизъявления ООО "НЕДРА-К".
Бездействие заявителя по не обращению в администрацию с заявлением о предоставлении копии акта об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, не может быть признано уважительной причиной для восстановления заявителю срока для обжалования ненормативного правового акта, поскольку процессуальная возможность обращения лица в арбитражный суд за защитой своих прав не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления этого лица.
Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления обществом не заявлено.
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о пропуске обществом срока подачи заявления в арбитражный суд.
Также арбитражный суд считает необходимым отметить следующее.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 53 вышеназванного постановления ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
В силу пункта 56 данного постановления зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, рассмотрение дел, хоть и вытекающих из административно-правовых отношений, но требующих разрешения спора о праве других лиц, должно разрешаться в порядке искового производства.
Судом отмечается, что разрешение спора о праве путем рассмотрения спора публичного характера (о признании незаконным постановления местного самоуправления) является недопустимым, так как может повлечь нарушение прав субъектов гражданских правоотношений (обладателя зарегистрированного права ООО "КФХ Восход", имеющего в настоящем деле статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований). Такое нарушение обусловлено различием объема процессуальных прав и прав на заявления возражений материального характера предоставленных ответчику и третьему лицу.
При заключении в установленном порядке договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:19:0913002:85 публично-правовые отношения по формированию земельного участка прекратились (административный акт исполнен), а между администрацией и ООО "КФХ Восход" возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
В силу пункта 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд принадлежит лицу, права и законные интересы которого нарушены.
В соответствии со ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в арбитражном суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в ст. 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Обстоятельства, определенно указывающие на нарушения, которые будут устранены в результате удовлетворения заявленного требования, судом не установлены и в заявлении не названы. Избрание лицом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (аналогичный правовой подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 года № 17540/11).
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
При подаче заявления ООО "НЕДРА-К" произведена уплата государственной пошлины в размере 6 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 11.01.2021 года № 403.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче организациями заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «НЕДРА-К» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 рублей, выдав справку.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья В.И. Сиваракша