ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-2436/17 от 19.10.2017 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-2436/2017

25 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2017 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Долговой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Городская обслуживающая компания", ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Новотроицк Оренбургской области

к 1. администрации муниципального образования город Новотроицк, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Новотроицк Оренбургской области,

2. обществу с ограниченной ответственностью "Агентство ритуальных услуг", г. Новотроицк Оренбургской области,

о признании недействительными условий конкурсной документации,

о признании недействительными торгов,

о признании недействительным контракта,

о применении последствий недействительности сделки.

В судебном заседании приняли участие:

представитель истца (до перерыва) ФИО1 по доверенности от 26.12.2016,

представители ответчика администрации муниципального образования город Новотроицк (до перерыва) ФИО2 по доверенности от 28.12.2016, (после перерыва) ФИО2 по доверенности от 28.12.2016, ФИО3 по доверенности от 30.12.2016.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 17.10.2017 до 19.10.2017 в 15 час. 00 мин.

Ответчик общество с ограниченной ответственностью "Агентство ритуальных услуг" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Общество с ограниченной ответственностью "Городская обслуживающая компания" (далее – ООО "Городская обслуживающая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Новотроицк (далее – Администрация, ответчик 1), обществу с ограниченной ответственностью "Агентство ритуальных услуг" (далее – ООО "Агентство ритуальных услуг", ответчик 2) с исковым заявлением о признании недействительными условий пункта 1.13 конкурсной документации в части критерия статуса специализированной организации, условие конкурсной документации о наличии трудовых ресурсов, признании недействительными торгов в форме открытого конкурса на содержание мест захоронения на территории муниципального образования город Новотроицк в 2017 году, извещение №085330001421600022 на сайте госзакупок - протокол №0853300014216000229-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2016, признании недействительным контракта №0853300014216000229 от 09.01.2017, применении реституции в виде возврата полученной по контракту №0853300014216000229 от 09.01.2017 оплаты в сумме 694 376 руб. 49 коп. (с учетом принятых в порядке ст.49 АПК РФ уточнений, определение от 06.07.2017, протокольное определение от 17.10.2017).

Определением от 06.07.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Агентство ритуальных услуг".

Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик 1 исковые требования отклонил по доводам письменного отзыва.

Ответчик 2 в письменном отзыве считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

05.12.2016 организатором торгов на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru было размещено извещение №085330001421600022 и документация о проведении конкурса на содержание мест захоронения на территории муниципального образования город Новотроицк в 2017 году.

Как следует из конкурсной документации (приложение № 1 к Информационной карте конкурса) заказчиком определены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев.

Критерии оценки заявок включают стоимостные критерии (цена контракта в рублях) – 60% и нестоимостные критерии (квалификацию участников закупки и опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации) – 40%.

Начальная максимальная цена контракта определена суммой 1 000000 руб.

В качестве нестоимостного критерия оценки установлены три показателя указанного критерия:

- опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера (значимость 5%);

- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (значимость 5%);

- наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела (значимость 30%).

Истец и ответчик 2 подали заявки на участие в торгах. По итогам проведения открытого конкурса в соответствии с протоколом №0853300014216000229-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2016 победителем конкурса было признано ООО "Агентство ритуальных услуг", предложившее цену заключения контракта 1 000 000 руб. и набравшее по итогам конкурса 92 балла (57 баллов по ценовому критерию, 5 баллов по неценовому критерию квалификация трудовых ресурсов, 30 баллов по неценовому критерию наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, 0 баллов по неценовому критерию опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера), с которым был заключен муниципальный контракт (т.4 л.д.1-14).

Истец предложил цену заключения контракта 950 000 руб. и набрал по итогам конкурса 61,36 балла (60 баллов по ценовому критерию, 1,36 баллов по неценовому критерию квалификация трудовых ресурсов, 0 баллов по неценовому критерию наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, 0 баллов по неценовому критерию опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера).

Истец считает, что условия конкурсной документации в части присвоения дополнительных баллов за статус специализированной организации в области похоронного дела и количество работников, предоставляющие преимущество в ущерб ценовому предложению, противоречат ст.6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действия ответчиков не соответствуют ст. 10 Гражданского кодекса РФ, направлены на ограничение конкуренции, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчики в письменных отзывах указывают, что обжалование контракта осуществляется не позднее даты заключения контракта, контракт заключен в соответствие с требованиями закона, исполняется сторонами в соответствие с его условиями.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично на основании следующего.

Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с 01.01.2014 регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Одним из способов закупки является конкурс.

Согласно части 3 указанной статьи под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 Кодекса).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. При этом при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов (пункты 1, 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 №101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства»).

Таким образом, для признания заявленного иска о признании проведенных торгов недействительными, необходимо наличие двух условий: наличие нарушенного интереса у истца и наличие нарушений требования закона, при проведении торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 4, 9 части 1 статьи 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:

- предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;

- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона № 44-ФЗ в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона № 44-ФЗ).

Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

Согласно абзацу 2 подпункта «б» пункта 4 Правил оценки заявок для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает стоимостные и нестоимостные критерии оценки. К последним относится, в том числе, квалификация участников закупки, в частности, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу пункта 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

Согласно пункту 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.

Оценив содержание вышеприведенных положений Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок, суд приходит к выводу о том, что в конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия при описании порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерии о квалификации и опыте работы участников закупки, связанных с предметом контракта.

Вместе с этим недопустимо устанавливать эти критерии как конкурсные требования к участнику, если возможность установления таких требований прямо не предусмотрена Законом № 44-ФЗ (например, часть 2 статьи 31 Закона).

Как следует из информационной карты конкурса, в качестве нестоимостного критерия оценки установлены три показателя указанного критерия:

- опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера (значимость 5%);

- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (значимость 5%);

- наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела (значимость 30%).

Таким образом, установление 30 баллов за наличие у участника конкурса статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела составляет 75% от общей суммы баллов по нестоимостному критерию закупки.

Вместе с тем, из вышеуказанных положений Закона № 44-ФЗ, Правил оценки заявок следует, что опыт работ участника закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема.

Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определен гарантированный перечень услуг по погребению (на безвозмездной основе):

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

При этом, услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Решением Городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области № 358 от 26.03.2013 утверждено Положение об организации похоронного дела, о порядке создания, содержания и эксплуатации кладбищ на территории муниципального образования город Новотроицк.

Как следует из пункта 1.3 указанного Положения специализированной службой по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемая органами местного самоуправления в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе либо наделенная таким статусом по результатам проведенного конкурса в порядке, установленном законодательством.

При этом, согласно техническому заданию на оказание услуг по содержанию мест захоронения на территории муниципального образования город Новотроицк в 2017 году, предметом контракта являются следующие виды услуг:

- содержание, эксплуатация, текущий ремонт, благоустройство территории мест захоронения и имущества находящегося на кладбищах (ограждений кладбища, туалетов, емкостей под воду, своевременная замена и ремонт кранов, контейнеров для сбора мусора и
т.д.);

- содержание подъездных дорог к кладбищам:

участок от северной объездной автодороги до центрального въезда на новое кладбище (330 м - 2300 м2);

участок от ул. Радищева до центрального въезда на старое кладбище (210 м. -1260 м2),

и содержание всех дорог на территории кладбищ (40000 м2);

- вырубка порослей деревьев, своевременный скос травы, вырубка засохших и аварийных деревьев на территории кладбища;

- контроль за исполнением всеми лицами, производящими какие-либо работы на территории кладбищ, требований и рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в РФ и по установке надмогильных сооружений;

- организация содержания смотрителей мест захоронения муниципального образования город Новотроицк в 2017 году;

- содержание захоронений безродных и неопознанных умерших с выполнением работ по скосу травы и вырубке кустарников, обновлению надписей на крестах (табличках);

- ликвидация несанкционированных свалок на территории кладбищ и прилегающей к ним территории (не менее 5 м. от ограждения по наружному периметру кладбищ: общий периметр 3,84 км., общая площадь 19200 м2).

- проведение на территории кладбищ дератизации (до 30.03.2017 года) и акарицидных обработок (2 раза в год в период активности клеща: май - июнь, август - сентябрь) в соответствии с нормами действующего законодательства;

- поддержание санитарного состояния территории кладбищ:

- своевременная уборка мусора (растительного, строительного и твердых коммунальных отходов) вручную;

- своевременный сбор и вывоз мусора (растительного, строительного и твердых коммунальных отходов);

- отсыпка секторов кладбища гранулированным шлаком и щебнем (фракция:5 -20 мм, 20-40 мм.).

- озеленение:

- уход за зелеными насаждениями (полив, прополка, рыхление почвы);

- выкашивание травы;

- завоз воды;

- уход за могилами Ветеранов Отечественной Войны (покос травы, уборка мусора (растительного, строительного, бытового), полив зеленых насаждений, уход за памятником и оградкой);

- содержание дорог:

- обеспыливание проезжей части в летний период;

- очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов на кладбище в летний период;

- распределение противогололедных материалов (горная пыль, отсев дробильного производства, песок) на кладбище;

- уборка снега механическим способом.

- изготовление за счет собственных средств и установка в апреле месяце 2017 года на новом кладбище 2-х емкостей под воду вместимостью 8 м3. Толщина стали дна и стенок - не менее 6 мм.

Таким образом, услуги, являющиеся предметом контракта, не связаны с услугами по погребению, которые согласно Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ст.9), оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, что свидетельствует о несопоставимости требований заказчика, установленных для оценки участников по нестоимостному критерию «наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела» по отношению к предмету контракта.

Судом также установлено, что постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области № 281-п от 16.02.2016 на основании решения конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Новотроицк (протокол оценки и сопоставления заявок и подведения итогов конкурса от 04.02.2016) ООО «Агентство ритуальных услуг» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МЮ город Новотроицк с 19.02.2016 по 18.02.2019.

Таким образом, на территории муниципального образования имеется только одна организация, которой присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Учитывая, что значимость критерия статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, установленная организатором торгов в 30 баллов, при значимости иных неценовых критериев в совокупности составляющих 10 баллов, участнику, не имеющему статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, чтобы стать победителем, необходимо предложить цену более, чем в два раза ниже установленной максимальной цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 данной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае при проведении торгов уполномоченным органом (администрацией) были допущены нарушения при оформлении конкурсной документации в части включения в ее состав нестоимостного критерия оценки «наличие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела» и установления значимости указанного критерия, что влечет нарушение положений части 2 статьи 8, пункта 4 статьи 50 Закона № 44-ФЗ, пункта 27 Правил оценки заявок.

Установление иных нестоимостных критериев оценки - опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера; квалификация трудовых ресурсов не нарушает допустимых Законом 44-ФЗ требований к порядку оценки конкурсных заявок, при этом отвечая интересам заказчика закупки по наиболее эффективному оказанию требуемых ему услуг.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.

В соответствии с ч. 4 того же закона, нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными.

На основании вышеизложенных, установленных судом фактических обстоятельств дела, носящих объективный характер, исковые требования о признании недействительными торгов в форме открытого конкурса на содержание мест захоронения на территории муниципального образования город Новотроицк в 2017 году, извещение №085330001421600022 на сайте госзакупок - протокол №0853300014216000229-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2016, признании недействительным контракта №0853300014216000229 от 09.01.2017 подлежат удовлетворению.

Истцом заявлено о применении последствий недействительности сделки в виде возврата полученной по контракту №0853300014216000229 от 09.01.2017 оплаты в сумме 694 376 руб. 49 коп.

В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Таким образом, общим последствием недействительности сделки в соответствии с указанной нормой является двусторонняя реституция (восстановление прежнего состояния).

Проведение односторонней реституции может быть применено только в случае, когда не имело место встречное исполнение по сделке.

Вместе с тем, как установлено судом и истцом надлежащими доказательствами не оспорено, спорный контракт исполнялся обеими сторонами: между сторонами по спорным сделкам подписаны акты об оказанных услугах и произведена оплата оказанных услуг, в подтверждение чего в материалы дела представлены платежные поручения (т.4 л.д.134-141).

По смыслу п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации взаимные предоставления по недействительной сделке, которая была исполнена обеими сторонами, считаются равными, пока не доказано иное (п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Таким образом, применение односторонней реституции по настоящему делу не является возможным.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, приведенные в п. 80 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", и принимая во внимание, что истцу фактически в результате исполнения недействительной сделок были оказаны услуги по содержание мест захоронения на территории муниципального образования город Новотроицк, возврат которых в натуре невозможен, и при этом истец не представил доказательств, что уплаченные им по спорным договорам денежные средства превышают фактическую стоимость таких услуг, то основания для удовлетворения требований истца о применении односторонней реституции в виде возврата уплаченных денежных средств отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении данного требования суд отказывает.

Злоупотребление правом в действиях ответчиков суд не усматривает.

Рассмотрев требование о признании недействительными условий пункта 1.13 конкурсной документации в части критерия статуса специализированной организации, условия конкурсной документации о наличии трудовых ресурсов, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) является обеспечение восстановления нарушенного права.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в силу пунктов 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовой договор заключается с лицом, выигравшим торги, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации), следует прийти к выводу, что проведение торгов и заключение по их результатам договора образует единый сложный юридический состав.

Так, сделка, соответствующая условиям проведения торгов и заключенная с их победителем, напрямую связана с порядком и условием проведения торгов как формой заключения договора.

Именно поэтому правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам таких торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов, должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, то есть способом, прямо установленным статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом по смыслу указанной нормы права независимо от того, на каком этапе организации или проведения торгов допущены нарушения правил проведения торгов, защита нарушенных прав заинтересованных лиц осуществляется в порядке статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть путем признания недействительными результатов торгов.

Такой способ защиты гражданских прав, как обжалование отдельных положений конкурсной документации, законодательством не предусмотрен.

Учитывая изложенное, суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о признании недействительными условий пункта 1.13 конкурсной документации в части критерия статуса специализированной организации, условия конкурсной документации о наличии трудовых ресурсов, судом отказывается.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ, с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 12 000 руб. (по 6 000 руб. с каждого), с истца в доход федерального бюджета взыскивается сумма 6 000 руб., так как в связи с изменением исковых требований истцом доплата государственной пошлины в федеральный бюджет не осуществлялась.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Городская обслуживающая компания" удовлетворить частично.

Признать недействительными торги в форме открытого конкурса на содержание мест захоронения на территории муниципального образования город Новотроицк в 2017 году, извещение №085330001421600022 на сайте госзакупок - протокол №0853300014216000229-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 26.12.2016.

Признать недействительным контракт №0853300014216000229 от 09.01.2017.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования город Новотроицк в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская обслуживающая компания" 6 000 руб. государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агентство ритуальных услуг" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская обслуживающая компания" 6 000 руб. государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Городская обслуживающая компания" в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать взыскателю и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Т.А. Долгова