ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-2509/2023 от 10.08.2023 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-2509/2023

17 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 17 августа 2023 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Никулиной М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Погосян Л.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества "Ростелеком" в лице Оренбургского филиала (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г.Санкт-Петербург)

к Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Оренбургская область, г. Оренбург)

о признании незаконным уведомления Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 14.12.2022 №20-01/28/1075 направленное ПАО «Ростелеком»;

о признании незаконным письма Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 17.02.2023 №20-01/28/187 направленное ПАО «Ростелеком»;

об обязании Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Ростелеком»,

при участии в деле третьего лица – Общество с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-САРОВ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Нижегородская область, г.Саров).

В судебном заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 – представитель (доверенность № 01/29/585/22 от 02.08.2022, выдана сроком на три года, паспорт, диплом)

от ответчика: ФИО2 –представитель (доверенность №01-01-0Н/1522 от 26.05.2022, выдана сроком на 1 год, паспорт, диплом)

Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) по юридическому адресу, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направил. В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Публичное акционерное общество "Ростелеком" в лице Оренбургского филиала (далее - заявитель, "ПАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 14.12.2022 №20-01/28/1075 направленное ПАО «Ростелеком»; о признании незаконным письмо Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 17.02.2023 №20-01/28/187 направленное ПАО «Ростелеком»; об обязании Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Ростелеком».

Свои требования заявитель обосновывает несогласием в части указания ПАО "Ростелеком" в качестве правообладателя указанного объекта, в сформированный Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Оренбургской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты по торговому объекту, расположенному по адресу: <...>, заменив сведения о правообладателе с ПАО "Ростелеком" на ООО "Копейка-Саров" (универсам "Пятерочка"), поскольку он является арендатором помещений.

Министерство в материалы дела представило отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласны. Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 22.11.2022 № 509-р внесены изменения в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Оренбургской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты. В данный перечень включен торговый объект по адресу: <...>. Собственником данного торгового объекта является ПАО "Ростелеком", а арендатором ООО "Копейка-Саров", таким образом указанные общества являются правообладателями торгового объекта (территории).

Общество с ограниченной ответственностью "Копейка-Саров" в материалы дела представило отзыв в котором, исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, в связи с тем что согласно выписки из ЕГРН по данному адресу расположено нежилое здание общей площадью 1 340,7 кв.м. При этом согласно договора аренды ООО "Копейка-Саров" арендует только часть нежилого помещения площадью 433 кв.м. В указанном здании расположены также иные арендаторы, осуществляющие торговую деятельность.

Суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений ст. 65 АПК РФ.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в адрес ПАО "Ростелеком" (далее – Общество) поступило уведомление Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – Министерство) от 14.12.2022 № 20-01/28/1075 о включении торгового объекта, расположенного по адресу: <...> перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Оренбургской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (получено Обществом 21.12.2022 за вх. № 01/03/115941/22), согласно которому обществу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" необходимо создать комиссию по обследованию и категорированию торгового объекта.

17.01.2023 ПАО «Ростелеком» не согласившись с данным уведомлением в части указания ПАО «Ростелеком» в качестве правообладателя указанного объекта, в ответ на данное уведомление направило заявление с исх № 0601/05/118/23 о внесении изменений в сформированный Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Оренбургской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты по торговому объекту, расположенного по адресу: <...>, заменив сведения о правообладателе с ПАО «Ростелеком» на ООО "КОПЕЙКА-САРОВ" (универсам «Пятерочка»), поскольку он является арендатором помещений (копия прилагается).

Письмом от 17.02.2023 № 20-01-28/187 Министерство отказало ПАО «Ростелеком», указав, что ПАО «Ростелеком» является собственником торгового объекта и наличие арендатора как правообладателя объекта не свидетельствует о необходимости безусловного исключения общества из перечня, как собственника объекта, к тому же наличие договора аренды не исключает права арендатора на односторонний отказ от исполнения договора.

Полагая, что указанное уведомление и письмо не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее – Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (далее - паспорт безопасности).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта) (п.3 Требований).

Как следует из содержания п.5.Требований, перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 14.12.2022 г. Министерство направило в адрес ПАО "Ростелеком" уведомление № 20-01/28/1075, в соответствии с которым данной организации необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 г. № 1273, выражающийся в проведении паспортизации торговых объектов (территорий). При этом, к уведомлению № 20-01/28/1075 был приложен список торговых объектов подлежащих паспортизации, в отношениикоторых ПАО "Ростелеком" является правообладателем.

Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 22.11.2022 № 509-р внесены изменения в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Оренбургской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.

В данный Перечень включен торговый объект (территория), расположенная по адресу: <...>.

Собственником данного торгового объекта (территории) является ПАО "Ростелеком", а арендатором ООО "Копейка-Саров".

В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.

Во исполнение вышеуказанной нормы министерством в адрес ПАО «Ростелеком» направлено уведомление (исх. от 14.02.2023 № 20-01/28/1075), в котором сообщается о включении торгового объекта в перечень объектов, подлежащих категорированию, и о необходимости создания комиссии по проведению мероприятий по обследованию и категорированию торгового объекта. Аналогичное уведомление (исх. от 14.02.2023 № 20-01/28/1076) направлено в адрес арендатора ООО «Копейка-Саров».

При обращении в суд заявитель указал, что вышеуказанные помещения были переданы на основании договора аренда ООО "Копейка-Саров" в целях ведения им торговой деятельности (универсам "Пятерочка"), именно названное лицо как титульный владелец объекта, использующий его в торговых целях должно обеспечить его антитеррористическую защищенность, связи с чем, уведомление является незаконным.

Однако, указанный довод заявителя подлежит отклонению в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

Кроме того, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).

В соответствии с пунктом 5 Требований постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и координацию данной деятельности.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 12 Требований, на основе предложений органов местного самоуправления формирует перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее - Перечень).

Возложение данных полномочий на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обусловлено положениями статей 5.1. и 5.2. Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации" и статей 1, 6 и 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации формирует Перечень по форме, установленной приказом Минпромторга России от 15 января 2018 г. N 78, и согласовывает его установленным порядком с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Утверждается Перечень высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, являющимся председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения Перечня письменно информирует правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов (территорий) в указанный Перечень.

Перечень торговых объектов Оренбургской области, подлежащих категорированию, в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 г. № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» утвержден распоряжением Губернатора Оренбургской области от 22.11.2022 № 509-р установлены правообладатели торгового объекта (помещения) ПАО «Ростелеком», ООО «Копейка-Саров», соответственно данные общества получили уведомления от министерства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273.

Согласно п. 10 постановления № 1273 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).

В соответствии с п. 14 постановления № 1273 для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в Перечень.

Комиссия, созданная правообладателем торгового объекта, по результатам проведенного обследования торгового объекта может принять решение о необходимости исключения торгового объекта из Перечня, либо о дальнейшей разработке паспортов безопасности объектов в соответствии с присвоенной категорией, согласно п.13, п.18, п.19, п.21 постановления № 1273.

Заявитель обратился в суд, в том числе с требованием о признании незаконным письма министерства от 17.02.2023 № 20-01/28/187.

По своей природе ненормативный правовой акт представляет собой акт правоприменения государственно-властного характера, который издан на основании нормативно-правового акта в пределах компетенции органа или должностного лица, принявшего этот акт, выражает волю уполномоченного органа, конкретизирует норму права применительно к индивидуальным правоотношениям, рассчитан на однократное применение, имеет характер индивидуального обязательного предписания, адресован конкретному лицу (группе лиц), порождает для адресата правовые последствия, выступая в качестве юридического факта, служащего основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения, а также в целях реализации нормативного требования предусматривает возможность мер принудительного воздействия, установленных законом.

Оспариваемое письмо министерства не обладает указанными признаками ненормативного акта, поскольку не содержит властно - распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия.

Письмо является ответом на обращение заявителя, носит лишь информационный характер, в связи с чем, не порождает экономического спора. Таким образом, данное письмо ответчика не обладает признаками ненормативного правового акта.

При указанных обстоятельствах, учитывая все изложенное выше в совокупности и взаимосвязи, оспариваемое уведомление и письмо являются законными, права Общества, не нарушают, следовательно, оснований для удовлетворения требований, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Публичным акционерным обществом "Ростелеком" в лице Оренбургского филиала требований, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья М.В.Никулина