АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-2530/2021
16 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено июля 2021 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Абязовой Н.И., рассмотрев в предварительном судебном заседании жалобу исх. б/№, от 05.03.2021г. (поступило в арбитражный суд в электронном виде 05.03.2021г.) Общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал", г. Оренбург к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Уфа, Республика Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления № 04-005/2021 от 02.03.2021г. о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01.07.2021 объявлялся перерыв до 08.07.2021 до 12 часов 30 минут.
В судебном заседании приняли участие представители сторон (до перерыва)
от заявителя: ФИО1, доверенность от 09.01.2021 года № 12, постоянная, копия диплома, паспорт,
от заинтересованного лица - ФИО2, ведущий специалист-эксперт, доверенность от 21.12.2020 года № 7, постоянная, диплом, удостоверение.
В судебном заседании приняли участие представители сторон (после перерыва)
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 09.01.021 г., № 12 по 31.12.2021 г., паспорт, диплом)
от заинтересованного лица: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – заявитель, общество, ООО «Оренбург Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявленными требованиями к Южно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 04-005/2021 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений заинтересованное лицо указывает на привлечение заявителя к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за длящееся административное правонарушение с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 26.02.2008 года № 9199/07; правомерность привлечения к административной ответственности по допущенным нарушениям по каждой из трех лицензий; на надлежащую квалификацию вмененного обществу правонарушения; на отсутствие признаков малозначительности вмененного обществу административного правонарушения.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно приказу Управления по недропользованию по Оренбургской области (Оренбургнедра) от 26.12.2012 года № 236-пр, обществу на основании ст. 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставлено право пользования недрами и предписано выдать лицензии по следующим участкам недр: добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Правобережного водозабора Ново-Сакмарского участка; добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Верхнего Левобережного водозабора Ново-Сакмарского участка; добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Нижнего Левобережного водозабора Ново-Сакмарского участка.
ООО «Оренбург Водоканал» выдана лицензия серии ОРБ номер 02676 вид лицензии ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Нижнего Левобережного водозабора Ново-Сакмарского участка в пойменной части долины р.Сакмары севернее г.Оренбурга Оренбургской области, лицензия зарегистрирована в Управлении по недропользованию по Оренбургской области (Оренбургнедра) 05.03.2013 года, дата окончания действия лицензии - 01.03.2023 года.
Согласно пункту 3.2.4. условий пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Нижнего Левобережного водозабора Ново-Сакмарского участка (Приложение № 1 к лицензии ОРБ 02678 ВЭ), владелец лицензии обязан выполнить следующий комплекс работ по добыче подземных вод: в течение пяти лет с даты государственной регистрации лицензии с учетом результатов ведения мониторинга переоценить эксплуатационные запасы подземных вод на участке недропользования и предоставить отчет на государственную экспертизу запасов в установленном порядке. После утверждения запасов в действующую лицензию могут быть внесены дополнения и изменения.
Обществом (заказчик) и акционерным обществом "Компания вотемиро" (исполнитель) 17.09.2018 года заключен договор № 081 возмездного оказания услуг, согласно пункту 1.1. которого исполнитель обязуется качественно и на высоком профессиональном уровне оказывать услуги в объеме согласно задания заказчика, изложенному в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их. Исполнитель оказывает услуги в период по 30.07.2019 года. Дополнительным соглашением срок оказания услуг продлен до октября 2021г.
Согласно заданию заказчика (Приложение № 1 к договору), надлежало оказать услуги по составлению отчетов по подсчету запасов, и проведению работ по получению положительного заключения государственной экспертизы и утверждения запасов на ТКЗ.
Как указывает заявитель, по итогам выполнения работ были разработаны проекты и получены положительные заключения по данным проектам от ФБУ "Росгеолэкспертиза".
Уведомлением от 13.01.2020 года № СМ-ПФО-13-00-08/42 Департамент довело до сведения обществом, что нарушены существенные условия лицензии определенные в пункте 3.2.4. (в части сроков проведения переоценки запасов подземных вод).
С целью установления факта выполнения уведомлений департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) от 13.01.2020 года № СМ-ПФО-13-00-08/41, № СМ-ПФО-13-00-08/40, № СМ-ПФО-13-00-08/42 о допущенных нарушениях обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, выполнению условий лицензий ОРБ 02678 ВЭ, ОРБ 02673 ВЭ, ОРБ 02676 ВЭ заместителем руководителя Управления 12.01.2021 года издан приказ № 0022-П о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Оренбург Водоканал".
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ООО "Оренбург Водоканал" от 29.01.2021 года № 0022-П, согласно которому обществом нарушен пункт 3.2.4. условий пользования недрами к лицензии ОРБ 02676 ВЭ - не выполнена переоценка запасов подземных вод, не предоставлены материалы на государственную экспертизу запасов подземных вод.
Уполномоченным должностным лицом Управления в присутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, 05.02.2021 года в отношении ООО "Оренбург Водоканал" составлен протокол № 04-005/2021 об административном правонарушении по части 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уполномоченным должностным лицом Управления в присутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, 02.03.2021 года ООО "Оренбург Водоканал" вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-005/2021, согласно которому последнее привлечено к административной ответственности по части 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает, что постановление от 02.03.2021 года о назначении административного наказания № 04-005/2021 подлежит изменению.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 года № 380-ФЗ) установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В силу абзаца 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу пункта 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
На основании пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 года № 3314-1, недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Заинтересованным лицом установлено, что обществом, в нарушение положений пункта 3.2.4. условий пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Нижнего Левобережного водозабора Ново-Сакмарского участка (Приложение № 1 к лицензии ОРБ 02676 ВЭ), в срок до 05.03.2018 года переоценка эксплуатационных запасов подземных вод на участке недропользования произведена не была, отчет на государственную экспертизу запасов в установленном порядке предоставлен не был.
В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него (своевременные, разумные и адекватные) меры, направленные на соблюдения требований публичного правопорядка, в данном случае требований условий пользования недрами.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой приходит к выводу, что заинтересованным лицом представлены достаточные доказательства совершения обществом правонарушения, материалами дела доказано наличие события вмененного заявителю административного правонарушения и объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд при принятии решения исходит из того, что доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства и условий лицензии в материалах дела не имеется, вместе с тем, осуществляя экономическую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы законодательства о недрах, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения. Общество не обеспечило выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством, при осуществлении пользовании недрами.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Частью 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 данной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 года № 380-ФЗ), за нарушение условий лицензии на право пользования недрами ОРБ 02676 ВЭ, что квалифицируется как действия, носящие длительный характер, заключающие в пользование недрами с нарушением условий лицензии.
Общество после 05.03.2018 года продолжило добычу подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Нижнего Левобережного водозабора Ново-Сакмарского участка, не выполнив условие пользования недрами (Приложение № 1 к лицензии ОРБ 02676 ВЭ). Данное длящееся административное правонарушение выявлено должностным лицом Управления, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, 29.01.2021 года. В связи с чем, сроки, предусмотренные частью 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Выводы о длящемся характере спорного правонарушения сделаны Управлением с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 26.02.2008 года № 9199/07, согласуются с содержанием абзаца 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", кроме того, поддерживаются многочисленной судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (постановления от 18.04.2016 года № 302-АД15-20124, от 19.05.2016 года № 308-АД16-1204).
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.02.2008 года № 9199/07, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Федеральным законом от 09.03.2021 года № 38-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", часть 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции: нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из пояснительной записки к проекту № 999403-7 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", необходимость внесения изменений обусловлена распространенностью нарушений условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, при отсутствии факта пользования недрами.
Как следует из заключения Правового управления аппарата Совета Федерации от 19.02.2021 года № 5.1-01/422, Федеральный закон "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направлен на обеспечение возможности привлечения к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, вне зависимости от факта недропользования.
Согласно заключению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 02.03.2021 года № 3.1-05/705 по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", необходимость внесения названных изменений обусловлена сложившейся судебной практикой привлечения нарушителей к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, из которой следует, что предусмотренная указанной нормой административная ответственность наступает только при установлении факта пользования недрами владельцем лицензии, а бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензии или технического проекта, при отсутствии фактического пользования недрами владельцем лицензии не образует объективную сторону данного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах диспозиция части 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 09.03.2021 года № 38-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривает административную ответственность как за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, так и за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, при отсутствии факта пользования недрами.
Таким образом, изменение в ходе производства по настоящему делу диспозиции части 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привело к смягчению или отмене административной ответственности за административное правонарушение, не улучшило иным образом положение лица, совершившего административное правонарушение, основания для применения части 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ОРБ 02676 ВЭ (нарушение пункта 3.2.4. условий пользования недрами, Приложение № 1 к лицензии ОРБ 02676 ВЭ).
Постановлением от 02.03.2021 года о назначении административного наказания № 04-004/2021 заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ОРБ 02673 ВЭ (нарушение пункта 3.2.4. условий пользования недрами, Приложение № 1 к лицензии ОРБ 02673 ВЭ, добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Оренбурга из Верхнего Левобережного водозабора Ново-Сакмарского участка).
ООО "Оренбург Водоканал" считает, что оно несколько раз было привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
По смыслу данной нормы за совершение однородных противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние.
Данная позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25.04.2019 года № 884-О. В рассматриваемом случае имеет место совершение обществом нескольких самостоятельных правонарушений, выявленных по итогам проверки соблюдения условий пользований недрами по трем различным лицензиям и в отношении различных водозаборов (на каждый из которых обществу выдана лицензия), находящихся в различных местах.
Факты несоблюдения требований отдельных условий лицензий в разных местах осуществления деятельности представляют собой самостоятельные события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При совершении нескольких самостоятельных правонарушений лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит административной ответственности за каждое из них.
В ходе внеплановой документарной проверки было установлено, что условия пользования недрами нарушаются заявителем по трем лицензиям на добычу подземных вод.
Действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности составления нескольких протоколов об административном правонарушении при совершении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения, на основании одного акта проверки.
Таким образом, поскольку обществом допущено несколько самостоятельных правонарушений по разным лицензиям, на разных водозаборах, оно подлежит привлечению к ответственности за каждое административное правонарушение.
Кроме того, административное правонарушение имеет место, как следует из диспозиции части 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, т.е. допущенное нарушение по каждой из имеющихся лицензий образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Заинтересованным лицом дана надлежащая квалификация вмененного обществу правонарушению.
Основания для признания правонарушения малозначительным и для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом не установлены.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 ст. 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом не установлены, заявителем не предоставлены доказательства отнесения его к субъектами малого и среднего предпринимательства (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Оценив представленные доказательства в их неразрывной совокупности применительно к статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая принцип справедливости, соразмерности, характера совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя, суд первой инстанции считает возможным изменить оспариваемое постановление в части размера наложенного административного штрафа, в связи с чем размер штрафа подлежит снижению до 150 000 рублей.
При этом суд первой инстанции считает, что наложение на общество административного штрафа в размере 300 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение его прав. Также судом принято во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и экономическое положение заявителя, действующего в условиях пандемии.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения заявителю наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" удовлетворить частично.
Изменить постановление Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания от 02.03.2021 года № 04-005/2021, вынесенного по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», в части размера административного наказания, снизив размер административного штрафа до 150 000,00 рублей.
2. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aac.arbitr.ru.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Т.В. Сердюк