АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-2977/2020
15 июня 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года
В полном объеме решение изготовлено июня 2020 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовой В.И. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению прокуратуры Оренбургской области к администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте «Интернет» информации, предусмотренной пунктами 1-3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля», обязании в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить пункты 1-3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля».
Представители лиц, участвующих в деле:
от заявителя - ФИО1, прокурор отдела, удостоверение,
от заинтересованного лица - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Прокуратура Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте «Интернет» информации, предусмотренной пунктами 1-3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), обязании в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить пункты 1-3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно статье 28 Устава муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области (далее - Устав), администрация сельсовета - исполнительно-распорядительный органе местного самоуправления муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.
Статьей 30 Устава определено, что главой местной администрации является глава муниципального образования.
Как следует из ст. 26 Устава, глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативный правовые акты Совета депутатов.
Во исполнение приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2008 года № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" по результатам мониторинга официального сайта администрации в сети "Интернет" http:мухраново.рф/ прокуратурой Илекского района Оренбургской области в адрес главы муниципального образования Мухрановский сельсовет 09.01.2020 года вынесено представление № 07-02-2020 об устранении нарушений федерального законодательства.
Из указанного представления следует, что администрацией в нарушение положений пунктов 1-3 части 2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ не опубликованы на официальном сайте в сети "Интернет":
- перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, для каждого вида муниципального контроля, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля;
- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации, подготовке и распространению комментариев (в случае изменения обязательных требований) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
В ответ на представление администрация письмом от 31.01.2020 года № 21 сообщила о том, что требования части 2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ не могут быть исполнены по причине отсутствия в администрации поселения специалистов.
Прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведен мониторинг официального сайта администрации в сети Интернет" http:мухраново.рф/dokumenty/programmy, по результатам составлен 17.02.2020 года акт проверки. Согласно указанному акту, администрацией указанная выше информация на официальном сайте не размещена. Главой администрацией факт допущенного нарушения признается.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокуратуры Оренбургской области в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд первой инстанции считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанные разъяснения применяются и при оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Требования прокурора в данном случае заявлены в рамках надзора за исполнением органами местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Прокуратура Оренбургской области, обращаясь в суд с настоящими требованиями, действует в интересах Мухрановского сельского поселения и неограниченного круга организаций и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого и среднего предпринимательства), лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информации по вопросам соблюдения органом местного самоуправления обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении муниципального контроля, о проводимых мероприятиях по предупреждению и профилактике нарушений в соответствующих сферах.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, информационную поддержку таких субъектов и организаций.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (пункт 1 статьи 1).
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ данным законом устанавливаются, в том числе:
- права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
- права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Частью 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:
1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
Администрацией осуществляются следующие виды муниципального контроля: земельный, контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в сфере благоустройства, в области торговой деятельности.
В указанных сферах деятельности администрацией приняты следующие нормативные акты: постановления от 01.03.2017 года № 15 "Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции на территории муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области", от 28.01.2016 года № 7 "Об утверждении административного регламента осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель в границах муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области", от 01.02.2017 года № 8 "Об утверждении административного регламента по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения" (в редакции изменений от 09.02.2018 года № 10, от 12.02.2020 года № 6), от 01.03.2017 года № 16 "Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области" (в редакции изменений от 09.02.2018 года № 9, от 13.02.2020 года № 8).
Прокуратурой Оренбургской области установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пунктов 1-3 части 2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ администрацией перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащие требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, тексты соответствующих нормативных правовых актов, а также соответствующие руководства по соблюдению обязательных требований, обобщения практики осуществления муниципального контроля с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушении обязательных требований и рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений, по каждому их вышеперечисленных видов муниципального контроля на официальном сайте в сети «Интернет» до настоящего времени не размещены.
Доказательства принятия мер по размещению предусмотренной законом информации на своем официальном сайте администрация не представила.
Бездействием администрации нарушены права и законные в сфере предпринимательской деятельности интересы неограниченного круга лиц - неограниченного круга организаций и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого и среднего предпринимательства), лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информации по вопросам соблюдения органом местного самоуправления обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении муниципального контроля, о проводимых мероприятиях по предупреждению и профилактике нарушений в соответствующих сферах.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах требования прокуратуры Оренбургской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (прокуратура) и заинтересованное лицо (орган местного самоуправления) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте «Интернет» информации, предусмотренной пунктами 1-3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля».
Обязать администрацию муниципального образования Мухрановский сельсовет Илекского района Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить положения пунктов 1-3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля».
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья В.И. Сиваракша