ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3014/20 от 10.06.2020 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-3014/2020  

11 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена        июня 2020 года

В полном объеме решение изготовлено        июня 2020 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи      Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовой В.И. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Покровская слобода» (ОГРН 1055646000222, ИНН 5620006330) к судебному приставу исполнителю Акбулакского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Паршиной Марии Павловне о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, восстановлении пропущенного срока подачи заявления, заинтересованные лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, администрация муниципального образования Мичуринский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области.

         Представители лиц, участвующих в деле:

         от заявителя, заинтересованных лиц (судебный пристав-исполнитель, администрация) - не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

         от заинтересованного лица (Управление) - Забовская Оксана Федоровна, главный специалист-эксперт, доверенность от 15.01.2020 года № Д-56907/20/188-АО, постоянная, диплом, удостоверение.

         Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.

         Закрытое акционерное общество «Покровская слобода» (далее - заявитель, ЗАО "Покровская слобода") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к судебному приставу исполнителю Акбулакского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Паршиной М.П. (далее - судебный пристав-исполнитель Паршина М.П.) о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, восстановлении пропущенного срока подачи заявления.

         В обоснование заявленных требований ЗАО "Покровская слобода" указывает на то, что до истечения срока предоставленной судом отсрочки исполнения судебного акта им исполнены требования исполнительного документа, следовательно, постановление о взыскании исполнительского сбора принято незаконно.

         Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - Управление) заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование возражений Управление указывает на исполнение заявителем требований исполнительного документа 10.02.2020 года.

         Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу А47-15181/2017 от 14.05.2019 года суд обязал ответчика - ЗАО «Покровская слобода» возвратить истцу - администрации муниципального образования Мичуринский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области объекты недвижимости:

         1. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 190,6 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:480, инвентарный номер - 53:205:002:000844590, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная,  № 3, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:544, площадь 1066 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная,  № 3;

         2. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 156,5 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:485, инвентарный номер - 53:205:002:000844600, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 7, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:541, площадь 1086 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная,   № 7;

         3. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 166,1 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:479, инвентарный номер - 53:205:002:000844610, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 8, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:539, площадь 1165 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная,  № 8;

         4. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 1850,9 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:472, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 9, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:547, площадь 7316 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 9;

         5. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 500,2 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:476, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, д. № 12, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:543, площадь 2470 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 12;

         6. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 612 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:475, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 13, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:548, площадь 4269 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 13;

         7. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 582,7 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:478, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 14, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:540, площадь 2346 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 14;

         8. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 743 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:474, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 15; с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:545, площадь 3038 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 15;

         9. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 202,7 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:473, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 16, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:546, площадь 2632 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 16;

         10. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 3478,5 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:470, инвентарный номер - 53:205:002:000844700, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 17, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:550, площадь 14295 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная,  № 17;

         11. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 1190,5 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:477, инвентарный номер - 53:205:002:000844710, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 18, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:549, площадь 7457 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная,   № 18;

         12. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 195,1 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:481, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 19, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:542, площадь 1436 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Центральная, № 19;

         13. здание, назначение объекта - нежилое, площадь объекта - 255,6 кв.м, кадастровый номер - 56:03:0801001:471, инвентарный номер - 53:205:002:000844580, этажность - 1, адрес объекта: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Ветеранов, д. № 11, с земельным участком - кадастровый номер 56:03:0801001:552, площадь 508 кв.м., адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, Акбулакский район, с.Покровка, ул.Ветеранов, 11.

         Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП-9394/2019 от 24.07.2019 года решение Арбитражного суда Оренбургской области оставлено без изменения апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.

         Указанное решение суда вступило в законную силу, 14.05.2019 года взыскателю администрации муниципального образования Мичуринский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области выдан исполнительный лист серии ФС 026948841.

         16.08.2019 года ЗАО «Покровская слобода» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области по делу А47-15181/2017 от 14.05.2019 года до 01.01.2020 года.

         Определением суда от 09.10.2019 года по делу А47-15181/2017 заявление ЗАО «Покровская слобода» об отсрочке исполнения судебного акта удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2019 года по делу        № А47-15181/2017 сроком до 01.01.2020 года.

         Взыскатель администрация муниципального образования Мичуринский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области обратилась в Акбулакский районный отдел судебных приставов Управления с заявлением от 27.08.2019 года о возбуждении исполнительного производства.

         Судебным приставом-исполнителем Вивтоненко Д.А. 01.09.2019 года на основании заявления взыскателя и исполнительного листа арбитражного суда серии ФС номер 026948841 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 28648/19/56006-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

         С постановлением о возбуждении исполнительного производства руководитель заявителя ознакомлен под роспись 23.12.2019 года.

         Согласно акту о совершении исполнительных действий по исполнительному производству № 28648/19/56006-ИП от 30.01.2020 года, письменным объяснениям главы муниципального образования Мичуринский сельсовет Акбулакского района Оренбургской области Дуденко В.И. от 30.01.2020 года, объекты недвижимости, указанные в исполнительном документе, ЗАО "Покровская слобода" не освобождены, ключи не переданы взыскателю.

         Судебным приставом-исполнителем Паршиной М.П. 05.02.2020 года принято постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, согласно которому с ЗАО "Покровская слобода" подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Копию указанного постановления 05.02.2020 года получил руководитель заявителя.

         Из актов о совершении исполнительных действий по исполнительному производству № 28648/19/56006-ИП от 10.02.2020 года следует, что объекты недвижимости, указанные в исполнительном документе, ЗАО "Покровская слобода" самостоятельно освобождены.      Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя Управления, исследовав представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований частично.

         В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

         В соответствии с частью 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

         В соответствии с частью 1 ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 этого Кодекса.

         В силу части 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года              № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

         Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон № 118-ФЗ), на судебных приставов-исполнителей возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

         Согласно части 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона № 118-ФЗ, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

         В силу части 1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

         В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

         В силу части 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

         Частью 12 данной статьи определено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

         В соответствии с частью 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве, в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Аналогичное положение содержится в части 3 ст. 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Как следует из части 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

         Частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

         Согласно части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 данного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

         В соответствии с частью 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

         Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

         Пунктом 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума      № 50) определено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

         При этом исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок (пункт 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 года № 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов").

         Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001 года именно на должника возлагается обязанность доказать уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Следовательно, обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя.

         При таких обстоятельствах, с учетом предоставленной арбитражным судом отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2019 года по делу № А47-15181/2017 до 01.01.2020 года и получением 23.12.2019 года руководителем заявителя копии постановления о возбуждении исполнительного производства                     № 28648/19/56006-ИП, требования исполнительного документа - исполнительного листа арбитражного суда серии ФС номер 026948841 должны быть исполнены ЗАО "Покровская слобода" до 15.01.2020 года.

         По состоянию на 30.01.2020 года требования исполнительного документа заявителем исполнены не были.

         Освобождение заявителем объектов недвижимости от принадлежащего ему имущества не свидетельствует об исполнении требований исполнительного документа о передаче объектов недвижимости взыскателю.

         В случае присуждения взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель изымает его у должника и передает взыскателю по акту приема-передачи (часть 1 ст. 88 Закона об исполнительном производстве).

         Доказательств передачи объектов недвижимости взыскателю в установленный срок (с учетом отсрочки исполнения судебного акта) ЗАО "Покровская слобода" не предоставило.

         При таких обстоятельствах судебным приставом-исполнителем Паршиной М.П. правомерно принято оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

         Основания для освобождения ЗАО "Покровская слобода" от взыскания исполнительского сбора либо для уменьшения его размера (части 6, 7 и 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, пункты 74 и 75 постановления Пленума № 50, пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) заявителем не приведены, в судебном заседании такие обстоятельства не установлены.

         ЗАО "Покровская слобода" заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления, указывая на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора вышестоящему должностному лицу.

         Копия оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора получена ЗАО "Покровская слобода" 05.02.2020 года, в суд заявитель обратился 06.03.2020 года, им заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.

         В соответствии со статьей 122 Закона об исполнительном производстве, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

         Согласно пункту 11 постановления Пленума № 50, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона         № 229-ФЗ). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

         Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

         Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

         Арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит применять положения частей 6 и 8 статьи 219 КАС РФ по аналогии закона (часть 5 статьи 3 АПК РФ).

         Как следует из части 2 ст. 123 Закона об исполнительном производстве, жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

         Жалоба в порядке подчиненности может быть подана как непосредственно лицу, уполномоченному ее рассматривать, так и через судебного пристава-исполнителя, постановление которого обжалуется (абз. 2 п. 3.1 Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности, доведенных Письмом ФССП России от 25.05.2018 года № 00153/18/65008-ИС). Пунктом 3.3. названных Методических рекомендаций разъяснено, что в случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

         Из материалов дела следует, что ЗАО "Покровская слобода" 07.02.2020 года обратилось в Акбулакский районный отдел судебных приставов Управления с заявлением об отсутствии оснований для взыскания исполнительского сбора.

         Оспариваемое постановление утверждено старшим судебным приставом Акбулакского районного отдела судебных приставов Управления, в связи с чем принятие по нему решения отнесено к компетенции главного судебного пристава Оренбургской области.

         В порядке подчиненности не может быть обжаловано постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (часть 4 ст. 121, п. 1 части 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве), проверка законности которого осуществляется в судебном порядке.

         Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня причин, при наличии которых пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен, право признания конкретной причины уважительной в результате ее оценки принадлежит суду.

         Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 года № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

         Подача ЗАО "Покровская слобода" жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, которое не подлежит в силу Закона об исполнительном производстве разрешению в порядке подчиненности, не может быть признано арбитражным судом уважительной причиной пропуска срока подачи заявления. Информация об обжаловании данного постановления в судебном порядке содержится непосредственно в самом постановлении.

         Иные доводы в обоснование заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления ЗАО "Покровская слобода" не приведены.

         Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности у ЗАО "Покровская слобода" уважительности пропуска срока подачи заявления (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).

         ЗАО "Покровская слобода" обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с пропуском установленного срока в отсутствие уважительных причин, что является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока. Пропуск установленного срока на обращение в суд с заявлением и отказ в восстановлении пропущенного срока являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

         Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявленных требований отказать.

         Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

         Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья                                                                                        В.И. Сиваракша