ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-326/2022 от 05.04.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-326/2022  

07 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        апреля 2022 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи        Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению Бузулукского межрайонного прокурора Кучерявенко П.А. о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, третье лицо - ФИО2.

Представители лиц, участвующих в деле:

от заявителя - ФИО3, прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Оренбургской области, удостоверение,

от заинтересованного лица - не явился, о времени и месте судебного заседания считается извещенным надлежащим образом в соответствии с пунктом 2 части 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

от 3-го лица - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте Арбитражного суда Оренбургской области, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.

Бузулукский межрайонный прокурор Кучерявенко П.А. (далее - заявитель, прокурор) обратился Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - заинтересованное лицо, ИП ФИО1) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в принадлежащей предпринимателю торговой точке обнаружена находящаяся на хранении алкогольная продукция.

Заинтересованное лицо в отзыве указывает, что им не осуществляется деятельность по хранению алкогольной продукции. Предпринимательская деятельность осуществляется им в магазине "Лабиринт" по адресу: <...>, график работы магазина: с 12 часов 00 минут до 03 часов 00 минут. 14.10.2021 года когда в 11 часов 30 минут он подъехал к магазину "Лабиринт", магазин был закрыт. По требованию сотрудников прокуратуры им магазин был открыт. В холодильнике магазина, в котором выставлено на продажу пиво, сотрудниками полиции было обнаружено 11 пластиковых бутылок с жидкостью. Ключ от холодильника находился у продавца ФИО2, которая, приехав в магазин, открыла холодильник. ФИО2 дала пояснения ему и сотрудникам прокуратуры о том, что в бутылках находится принадлежащий ей самогон, который она намеревалась забрать с магазина 14.10.2021 года перед его открытием. О том, что в холодильнике магазина "Лабиринт" находится принадлежащий продавцу ФИО2, самогон ему, ИП ФИО1, известно не было.

ФИО2 в отзыве указывает на следующие обстоятельства: после поминок 12.10.20221 года её мамы, умершей 09.04.2021 года (6 месяцев после смерти), остался самогон, который 13.10.2021 года был привезен ею в магазин "Лабиринт", в котором она работает продавцом, так как не успевала завести его домой, а 13.10.2021 года была её рабочая смена. После окончания смены и закрытия магазина (14.10.2021 года около 02 часов 00 минут) самогон был перелит по бутылкам емкостью 0,5 литра для удобства использования. ФИО2 планировала 14.10.2021 забрать из магазина бутылки с самогоном. Самогон принадлежит ей и предназначался для личного пользования.

В судебном заседании арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.10.2018 года за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет ИНН <***>, основной вид деятельности - 47.11 "Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах".

Предпринимательская деятельность по розничной продаже пищевыми продуктами и табачными изделиями ИП ФИО1 осуществляется в магазине "Лабиринт" по адресу: <...>, которым заявитель владеет и пользуется на основании заключенного с арендодателем ИП        ФИО4 договором аренды помещения № 16ИП от 16.03.2020 года.

Помощник Бузулукского межрайонного прокурора Ярочкин А.Н. 13.10.2021 года обратился с рапортом на имя прокурора о проведении проверки на соблюдение требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с поступлением из прокуратуры Оренбургской области сведений о незаконной реализации на территории г.Бузулука алкогольной продукции.

Прокурором 14.10.2021 года принято решение о проведении проверки № 354 в отношении ИП ФИО1, цель проверки - соблюдение требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции, объект проверки - магазин "Продукты", расположенный по адресу: <...>. С указанным решением ИП ФИО1 ознакомлен под роспись.

Помощниками прокурора Ярочкиным А.Н. и ФИО5 в ходе осмотра кафе-бара "Лабиринт" в одном из трех имеющихся в помещении холодильников обнаружены 11 пластиковых бутылок ёмкостью 0,5 литра, в 5 бутылках находилась прозрачная жидкость, в 6 бутылках находилась коричневая жидкость, бутылки закрыты крышками белого цвета, при открытии бутылок жидкости имеют запах спиртосодержащей продукции. Указанные бутылки с жидкостями изъяты в присутствии ИП ФИО1, ФИО2 и двух понятых. По результатам осмотра и изъятия спиртосодержащей продукции составлен акт изъятия продукции от 14.10.2021 года.

Помощник прокурора Ярочкиин А.Н. 14.10.2021 года обратился к прокурору с рапортом об обнаружении и изъятии в кафе-баре "Лабиринт" <...>, деятельность в котором осуществляет ИП ФИО1, 5 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовой крышкой белого цвета, с прозрачной жидкостью внутри, 6 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовой крышкой белого цвета, с коричневой жидкостью внутри, о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведении административного расследования, назначении экспертизы изъятой спиртосодержащей жидкости.

Прокурором 14.10.2021 года принято постановление о возбуждении в отношении заинтересованного лица дела об административном правонарушении по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.

Определением прокурора от 14.10.2021 года назначена экспертиза спиртосодержащей жидкости, изъятой по акту изъятия продукции от 14.10.2021 года.

Согласно заключению эксперта от 24.11.2021 года № Э-12/1075, представленные жидкости являются спиртосодержащими жидкостями на основе этилового спирта с видимой объемной долей этилового спирта по 45% (полупрозрачная жидкость светло-коричневого цвета), 40% (прозрачная жидкость светло-желтого цвета).

Согласно письменным объяснениям ИП ФИО1 от 15.10.2021 года и от 07.12.2021 года, им в магазине, кафе-баре "Лабиринт" по адресу: <...> осуществляется предпринимательская деятельность по продаже продуктов питания; режим работы кафе-бара "Лабиринт" с 12 часов 00 минут до 03 часов 00 минут; 14.10.2021 года около 10 часов 50 минут, когда кафе-бар "Лабиринт" был еще закрыт, к нему подошли сотрудники прокуратуры, предъявили служебные удостоверения и решение о проведении проверки. В ходе осмотра магазина сотрудниками прокуратуры в холодильнике, в котором находится пиво для розничной продажи с указанием цен и видимой доступности для посетителей, обнаружено 11 пластиковых бутылок с неизвестной для него жидкостью. Ключи от холодильника находились у продавца ФИО2, которая по его просьбе приехала в магазин и открыла холодильник. ФИО2 пояснила ему и сотрудникам прокураты о том, что данные бутылки принадлежат ей, в них находится самогон, который она оставила 13.10.2021 года и хотела забрать на следующий день. Сотрудниками прокуратуры в присутствии понятых изъяты 5 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовыми крышками белого цвета, с прозрачной жидкостью внутри, 6 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовыми крышками белого цвета, с коричневой жидкостью внутри. Продажа изъятой продукции им в магазине не производится, 11 бутылок принадлежат продавцу ФИО2 В магазине "Лабиринт" деятельность по розничной реализации алкогольной продукции осуществляет ООО "АлкоМир+" на основании соответствующей лицензии.

Согласно письменным объяснениям ФИО2 от 15.10.2021 года, она является администратором-продавцом магазина "Лабиринт"; 13.10.2021 года ею привезен из деревни самогон в 4 пластиковых бутылках объемом 1,5 и 2,0 литра; после окончания смены и закрытия магазина, она разлила привезенный самогон по пластиковым бутылкам по 0,5 литра и оставила его в холодильнике с пивом; закрыв магазин 14.10.2021 года около 02 часов 00 минут, она уехала домой, намереваясь забрать самогон позднее; 14.10.2021 года около 12 часов 00 минут ей позвонил ИП     ФИО1 и сообщил об обнаружении сотрудниками прокуратуры при проведении проверки 11 пластиковых бутылок в холодильнике; она сообщила ИП ФИО1 о том, что обнаруженные бутылки с самогоном принадлежат ей; приехав в магазин, она сообщила сотрудникам прокуратуры о том, что самогон принадлежит ей и предназначен для личного потребления, в магазине "Лабиринт" продажа самогона не осуществляется.

Прокурором 07.12.2021 года в присутствии заинтересованного лица принято постановление о возбуждении в отношении ИП ФИО1 дела об административном правонарушении по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 2 ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения лицензирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону данного правонарушения образует производство и (или) оборот (в том числе хранение) алкогольной, спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон                 № 171-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Закона    № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.

Согласно пункту 2 статьи 18 указанного Закона лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе розничная продажа алкогольной продукции.

Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией.

В абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года № 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" дано разъяснение о том, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

Федеральным законом от 29.07.2017 года № 265-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции" введена часть 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как отдельное правонарушение.

В силу части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В действующей системе правового регулирования составы административных правонарушений, предусмотренных, в частности, частью 3 статьи 14.17 и частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разграничены с достаточной степенью определенности, что исключает возможность их произвольного применения к индивидуальным предпринимателям, о чем свидетельствует Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 года № 2979-О.

Из изложенного следует, что действующим законодательством разграничена административная ответственность организаций за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, который включает хранение как вид деятельности (часть 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и за розничную торговлю (включающую в себя все необходимые для этого приготовления) алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции индивидуальными предпринимателями в нарушение законодательного на это запрета (часть 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Нарушение индивидуальными предпринимателями запрета на розничную торговлю алкогольной продукцией влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку в данном случае в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.12.2021 года событие обнаруженного нарушения отражено заявителем как оборот (хранение) в помещении магазина Лабиринт" по адресу: <...>, алкогольной продукции без установления поклажедателя (собственника алкогольной продукции, переданной на возмездное хранение), то хранение алкогольной продукции как оборот алкогольной продукции, регулируемый положениями главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, не выявлено, что привлекло к незаконному привлечению предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также ИП ФИО1 не подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

         Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13.07.2015 года № 304-АД15-7137, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).

         В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24.02.1998 года № 6819/97, от 09.12.2003 года               № 10964/03, от 03.08.2004 года № 6902/04, все торговые операции, ведущиеся в торговой точке предпринимателя, следует рассматривать как осуществляемые от его имени.

         Следовательно, принимая на работу продавца, предприниматель несет ответственность за соблюдение им действующего законодательства, в том числе с сфере оборота алкогольной продукции.

         Вместе с тем, арбитражный суд приходит к выводу о том, что прокурором не доказан факт осуществления ИП ФИО1 розничной реализации алкогольной продукции.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.

Частью 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление № 8-П от 24.05.2001 года, определение от 17.07.2012 года № 1286-О) в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В соответствии с положениями статей 65 и 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

         В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что алкогольная продукция на момент проверки находилась в доступном для обозрения покупателями месте.

         Однако, на момент начала проведения проверки (14.10.2021 года 11 часов 50 минут) магазин "Лабиринт" по адресу: <...>, в котором ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность, не работал. Согласно предоставленным объяснениям заинтересованного лица, данным в ходе производства по делу об административном правонарушении, график работы магазина: с 12 часов 00 минут до 03 часов 00 минут. Указанные обстоятельства прокурором не опровергнуты.

         С учетом изложенного, нахождение алкогольной продукции в холодильнике, т.е. доступном для обозрения покупателями месте (дверцы холодильника стеклянные), в период времени, когда магазин закрыт для покупателей, не может признаваться публичной офертой.

         Письменные пояснения заинтересованного лица, третьего лица о принадлежности обнаруженной в магазине "Лабиринт" алкогольной продукции (самогона) продавцу ФИО2, которая оставила её в магазине до утра, последовательны и логичны, не опровергнуты заявителем.

         Какие-либо доказательства розничной реализации в магазине "Лабиринт" предпринимателем ФИО1 алкогольной продукции (факт продажи, объяснения покупателей алкогольной продукции и очевидцев, ценники на алкогольной продукции и др.) заявителем не предоставлены.

         При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что прокурором с позиций ст.ст. 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1.5, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предоставлены надлежащие и исчерпывающие доказательства розничной реализации заинтересованным лицом алкогольной продукции, заявление не подлежит удовлетворению.

         В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

         В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция в случае ее незаконного оборота.

         В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом № 171-ФЗ).

         Как следует из п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 года, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно.

         Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 названного Обзора, отказ арбитражного суда в удовлетворении требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности сам по себе не влечет возврата такому лицу изъятой у него алкогольной продукции, находившейся в незаконном обороте.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 года № 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и (или) явившихся предметом административного правонарушения, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона.

         При таких обстоятельствах, алкогольная продукция, указанная в акте изъятия продукции от 14.10.2021 года, находящаяся в помещении Бузулукской межрайонной прокуроры (<...>), а именно: 5 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовыми крышками белого цвета, с прозрачной жидкостью внутри; 6 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовыми крышками белого цвета, с коричневой жидкостью внутри, подлежит уничтожению.

         Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1.      В удовлетворении заявления Бузулукского межрайонного прокурора Кучерявенко П.А. о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

2.      Алкогольная продукция, указанная в акте изъятия продукции от 14.10.2021 года, возврату не подлежит.

Алкогольная продукция, указанная в акте изъятия продукции от 14.10.2021 года, находящаяся в помещении Бузулукской межрайонной прокуроры (<...>), а именно: 5 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовой крышкой белого цвета, с прозрачной жидкостью внутри; 6 пластиковых бутылок объемом 0,5 л., закрытых винтовой крышкой белого цвета, с коричневой жидкостью внутри, подлежит уничтожению в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", и (или) явившихся предметом административного правонарушения, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции".

Решение направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке части 4-2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья                                                                     В.И. Сиваракша