АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-3366/2017
26 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2018 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Долговой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,
к обществу с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс", ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,
о взыскании 3946 006 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области, г. Екатеринбург,
2. Межрегиональное управление контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), г. Екатеринбург,
3. Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва,
4. ФИО1, г. Оренбург,
5. ФИО2, Оренбургская область, г. Гай,
6. ФИО3, Оренбургская область, г. Гай,
7. ФИО4, Оренбургская область, г. Гай,
8. ФИО5, Оренбургская область, г. Гай,
9. ФИО6, Оренбургская область, г. Гай,
10. ФИО7, Оренбургская область, г. Новотроицк,
11. ФИО8, Оренбургская область, г. Сорочинск,
12. ФИО9, Оренбургская область, Сорочинский район, с. Гамалеевка,
13. ФИО10, Оренбургская область, Сорочинский район, с. Янтартное,
14. ФИО11, Оренбургская область, г. Гай,
15. ФИО12, Оренбургская область, г. Гай,
16. ФИО13, Оренбургская область, г. Гай,
17. ФИО14, Оренбургская область, г. Сорочинск,
18. ФИО15, Оренбургская область, г. Сорочинск,
19. ФИО16, Оренбургская область, г. Сорочинск,
20. ФИО17, Оренбургская область, г. Новотроицк,
21. ФИО18, Оренбургская область, г. Новотроицк,
22. ФИО19, Оренбургская область, г. Новотроицк,
23. ФИО20, Оренбургская область, г. Новотроицк,
24. ФИО21, Оренбургская область, г. Новотроицк,
25. ФИО22, Оренбургская область, г. Новотроицк,
26. ФИО23, Оренбургская область, г. Новотроицк,
27. ФИО24, Оренбургская область, г. Новотроицк,
28. ФИО25, Оренбургская область, г. Новотроицк,
29. ФИО26, г. Оренбург,
30. ФИО27, г. Оренбург,
31. ФИО28, г. Оренбург,
32. ФИО29, Оренбургская область, Бугурусланский район, с. Пилюгино
встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс", ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат" Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Оренбург,
об обязании принять памятники
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 08.02.2018 до 13.02.2018 в 16 час. 30 мин.
В судебном заседании приняли участие
представители федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области ФИО30 по доверенности от 09.01.2017, ФИО31 по доверенности от 30.05.2017, ФИО32 по доверенности от 12.07.2017, ФИО33 по доверенности от 09.01.2017;
представители общества с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" ФИО34 по доверенности от 25.09.2017, ФИО35 по доверенности от 30.05.2017;
представитель Министерство обороны Российской Федерации ФИО33 по доверенности от 17.02.2017
Третьи лица 1-2, 4-32 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат" Оренбургской области (далее – Военный комиссариат, истец по первоначальному иску, ответчик по встречному иску) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" (далее – ООО "Мемориальный комплекс", истец по встречному иску, ответчик по первоначальному иску) с исковым заявлением о взыскании ущерба, причиненного в результате не исполнения обязательств по увековечиванию памяти погибших (умерших) защитников Отечества, предусмотренных действующим законодательством, в размере 3 954 076 руб.
ООО "Мемориальный комплекс" представило встречный иск об обязании федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области принять по акту приема-передачи надгробные памятники погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной Войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы, изготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс", находящиеся на ответственном хранении в <...> соответствие с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (193 памятника) и установить срок для принятия по акту приема-передачи памятников, изготовленных обществом с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" – три месяца с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу.
До объявления перерыва в судебном заседании истец по встречному иску заявил ходатайство об уточнении встречных исковых требований (т.11 л.д.56-60), просил принять по акту приема-передачи надгробные памятники в количестве 187 штук (за исключением памятников Панарину С.В., ФИО36,ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40) в связи с тем, что памятники установлены на могилах для увековечивания памяти погибших (умерших) военнослужищих, и установить срок для принятия по акту приема-передачи памятников, изготовленных обществом с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" – три месяца с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу.
В порядке ст.49 АПК РФ судом уточнения встречных исковых требований приняты.
После объявления перерыва истцом по первоначальному иску заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" в пользу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области 3 946 006 руб. ущерба, причиненного в результате не исполнения обязательств по увековечиванию памяти погибших (умерших) защитников Отечества, предусмотренных действующим законодательством.
В порядке ст.49 АПК РФ судом уточнения первоначальных исковых требований приняты.
Представители Военного комиссариата первоначальные требования поддержали в полном объеме (с учетом принятых уточнений), во встречном требовании просили отказать, исходя из доводов, изложенных в письменном отзыве.
Представители ООО "Мемориальный комплекс" встречные требования поддержали в полном объеме (с учетом принятых уточнений), считают первоначальные исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации просит удовлетворить первоначальные исковые требования исковые требования в полном объеме, во встречном иске отказать.
Третьи лица Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области, Межрегиональное управление контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в письменных отзывах поддерживают позицию федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области.
Третье лицо ФИО9 в письменном отзыве указывает, что памятник умершему ФИО41 в нарушение договора № 1705-р не установлен.
Третье лицо ФИО17 в письменном отзыве указывает, что памятник Панарину С.В. установили на могилу в июне 2015 года, претензий по памятнику и установке третье лицо не имеет.
Иные третьи лица письменных отзывов на исковое заявление не представили.
Истец, ответчик, третьи лица не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В результате контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области, проведенной с 12 января по 04 февраля 2016 года ревизионной группой Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), были выявлены нарушения в использовании денежных и материальных средств, которыми государству причинен ущерб на сумму 3 954 076 руб., что следует из акта проверки от 04.02.2016.
Согласно акта ревизии при проверке документов на оплату оказания ритуальных услуг на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества выявлено, что в нарушение п.1.5 договора подряда с физическим лицом, в котором указана дата установки памятника не позднее 12 месяцев с момента изготовления, на начало ревизии в военный комиссариат не предоставлены документы, подтверждающие установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" и физическими лицами ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 заключены договоры подряда (представлены в материалы дела) на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной Войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы.
Указанные физические лица обратились к истцу с заявлениями (представлены в материалы дела) с просьбой возместить обществу с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" расходы по изготовлению и установке надгробных памятников.
В соответствие с требованиями действующего законодательства федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат" Оренбургской области направило в отделение Сбербанка России поручения на выплаты. Денежные средства ответчику за изготовление надгробных памятников были перечислены 8 поручениями на общую сумму 3 946 006 руб. (с учетом уточнений) за изготовление 193 комплектов надгробных памятников.
Поручением на единовременную выплату № 1108278 от 14.01.2013 (т.3 л.д.104) из списка № ЦСО-7240 от 14.01.2013 оплачено 514 837 руб. за изготовление 26 надгробных памятников умерших (погибших) - ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО36, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО37, ФИО38, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО39, ФИО57, ФИО40, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62.
Поручением на единовременную выплату № 1108281 от 23.01.2013 (т.4 л.д.133-134) из списка № ЦСО-7245 от 23.01.2013 оплачено 1 331 202 руб. за изготовление 66 надгробных памятников умерших (погибших) - ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70,ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79 Нурзия, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89 Кокша, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128.
Поручением на единовременную выплату № 1108287 от 26.02.2013 (т.4 л.д.80) из списка № ЦСО-7252 от 26.02.2013 оплачено 243 504 руб. за изготовление 12 надгробных памятников умерших (погибших) - ФИО129, ФИО130, ФИО131, ФИО132, ФИО133, ФИО134, ФИО135, ФИО136, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140.
Поручением на единовременную выплату № 1108285 от 21.02.2013 (т.3 л.д.11) по списку № ЦСО-7250 от 21.02.2013 оплачено 446 424 руб. за изготовление 22 надгробных памятников умерших (погибших) - ФИО141, ФИО142, ФИО143, ФИО144, ФИО145, ФИО146, ФИО147, ФИО148, ФИО149, ФИО150, ФИО151, ФИО152, ФИО153, ФИО154, ФИО155, ФИО156, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО160, ФИО161, ФИО162.
Поручением на единовременную выплату № 1108296 от 26.03.2013 (т.1 л.д.22) из списка № ЦСО-7264 от 26.03.2013 оплачено 235 499 руб. за изготовление 11 надгробных памятников умерших (погибших) -ФИО163, ФИО164, ФИО165, ФИО166, ФИО167, ФИО168, ФИО169, ФИО170, ФИО171, ФИО172, ФИО173.
Поручением на единовременную выплату № 1108297 от 26.03.2013 (т.1 л.д.70) из списка № ЦСО-7263 от 26.03.2013 оплачено 423 922 руб. за изготовление 20 надгробных памятников умерших (погибших) - ФИО174, ФИО175, ФИО176, ФИО177, ФИО178, ФИО179, ФИО180, ФИО181, ФИО182, ФИО183, ФИО184, ФИО185, ФИО186, ФИО187, ФИО188, ФИО189, ФИО190, ФИО191, ФИО192, ФИО193.
Поручением на единовременную выплату № 1108298 от 26.03.2013 (т.2 л.д.4) из списка № ЦСО-7262 от 26.03.2013 оплачено 385 362 руб. за изготовление 18 надгробных памятников умерших (погибших) - ФИО194, ФИО195, ФИО196, ФИО197, ФИО198, ФИО199, ФИО200, ФИО201, ФИО202, ФИО203, ФИО204, ФИО205, ФИО206, ФИО207, ФИО208, ФИО209, ФИО210, ФИО211.
Поручением на единовременную выплату № 1108286 от 26.02.2013 (т.2 л.д.80) из списка № ЦСО-7251 от 26.03.2013 оплачено 365 256 руб. за изготовление 18 надгробных памятников умерших (погибших) - ФИО212, ФИО213, ФИО214, ФИО215, ФИО216, ФИО217, ЕськовЛеонид Иванович, ФИО219, ФИО220, ФИО221, ФИО222, ФИО223, ФИО224, ФИО225, ФИО226, ФИО41, ФИО227, ФИО228.
Истец по первоначальному иску указывает, что ООО "Мемориальный комплекс", получив денежные средства в общем размере 3 946 006 руб. за изготовление 193 комплектов надгробных памятников, в нарушение пунктов 1.1, 1.2, 1.5, 3.1 договоров подряда с физическими лицами, памятники на могилы умерших (погибших) не установило, тем самым ответчик, взяв на себя обязанности по увековечиванию памяти вышеуказанных погибших (умерших) защитников Отечества, указанные обязанности не выполнило (надгробные памятники не установило), тем самым причинило ущерб государству.
Истец по первоначальному иску также указывает, что в результате неисполнения ответчиком обязательств по увековечиванию памяти вышеуказанных умерших военнослужащих, родственники умерших обращаются в другие организации, и по факту установки памятников подают заявления в военный комиссариат на возмещение соответствующих затрат, в результате чего происходит двойная оплата компенсационных выплат на установку памятников умершим (погибшим) Защитникам Отечества.
Так, истцом по первоначальному иску на основании решений мировых судей уже произведена оплата за установку и изготовление памятников следующих лиц из списков, указанных выше: ФИО142 – 31 500 руб., ФИО158 – 26 100 руб., ФИО217 – 29 644 руб., ФИО219 – 24 900 руб., ФИО224 – 29 644 руб., ФИО134 – 27 300 руб., всего на сумму 169 088 руб.
Истец по первоначальному иску в обоснование требований также указывает, что имеются еще неисполненные либо не вступившие в законную силу решения мировых судей, а также заявления в адрес Военного комиссариата по факту не установки ООО «Мемориальный комплекс» памятников.
Истцом по первоначальному иску в адрес ответчика по первоначальному иску была направлена претензия о возмещении причиненного ущерба (т.6 л.д.138-139). ООО «Мемориальный комплекс» в ответе на претензию (т.7 л.д.7) указывает на отсутствие оснований для возврата денежных средств, так как выплаты осуществлялись за изготовление памятников, которые ответчиком по первоначальному иску были изготовлены, а Военный комиссариат, в свою очередь, их принять отказался, также сослался на пропуск срока исковой давности.
Данная позиция, изложенная в ответе на претензию, была поддержана ответчиком по первоначальному иску в ходе рассмотрения настоящего спора, при этом ООО «Мемориальный комплекс» предъявлено встречное исковое заявление (т.9 л.д.61-64), в котором истец по встречному иску, ссылаясь в обоснование своих требований на п.37 Порядка изготовления и установки надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 13.01.2008 № 5, просит суд обязать ответчика принять по акту приема-передачи надгробные памятники в количестве 187 штук (с учетом уточнений – т.10 л.д.84-86). Список памятников аналогичен списку, заявленному истцом по первоначальному иску, за исключением памятников Панарину С.В., ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, которые были установлены на могилах умерших.
Истец по встречному иску указывает, что не имел возможности выполнить свои обязательства по установке памятников, так как не обладал сведениями о захоронениях умерших лиц в целях установки памятников, письмом от 14.05.2014 обращался к Военному комиссариату с просьбой оказать содействие в указанном вопросе, просьба общества была проигнорирована.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных первоначальных требований и об отказе во встречном иске по следующим основаниям.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом в предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: 1) факта нарушения права истца; 2) факта нарушения права истца именно ответчиком; 3) факта причинения убытков и их размера; 4) причинно-следственной связи между фактом нарушения права и причиненными убытками.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В статье 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" содержится аналогичное положение.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 утвержден "Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников".
Согласно подпункту "г" п. 2 Порядка, порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (п. 35 Порядка).
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.
Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка (п. 36).
Для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле (п. 38 Порядка).
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (п. 39).
В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку для участников Великой Отечественной войны в действующей армии в размере до 26 761 руб. 00 коп.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими заявлениями на компенсацию расходов по изготовлению и установке памятников умерших Защитников Отечества, при исполнении обязательств, возложенных вышеуказанными правовыми актами, требований п.1.1 и 1.5 договоров подряда с физическим лицом на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников и наряда-заказа формы БО-13 (01), учитывая, что оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления, а оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего), Военным комиссариатом были сформированы списки на выплату компенсации за изготовления надгробных памятников № ЦСО-7264, ЦСО -7263, ЦСО-7262, ЦСО -7251, ЦСО-7250, ЦСО-7240, ЦСО-7245, ЦСО-7252, содержащие ФИО умерших, сумму причитающейся выплаты на каждого умершего и общую сумму по списку.
В соответствии с указанными списками были сформированы поручения на единовременную выплату ООО «Мемориальный комплекс» денежных средств за изготовлением памятников.
Из указанных списков истцом по первоначальному иску в рамках рассмотрения настоящего спора были выделены фамилии умерших военнослужащих, по договорам с родственниками (иными заинтересованными лицами) ООО «Мемориальный комплекс» изготовил, но не установил памятники в количестве 193 памятника (из них 6 памятников изготовлены ООО «Мемориальный комплекс», но установлены иными лицами – памятники Панарину С.В., ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40).
Судом проверены списки лиц, суммы, выплаченные по сформированным поручениям на единовременные выплаты на изготовление спорных 193 памятников, расхождений не установлено, общая сумма денежных средств, выплаченных истцом по первоначальному иску 8 поручениями на оплаты по 8 спискам (№ ЦСО-7264, ЦСО -7263, ЦСО-7262, ЦСО -7251, ЦСО-7250, ЦСО-7240, ЦСО-7245, ЦСО-7252) за изготовленные, но не установленные ответчиком по первоначальному иску памятники, составляет 3946 006 руб. (235 499 руб. +423 922 руб. +385 362 руб. + 365 256 руб. +446 424 руб. + 514 837 руб. + 1 331 202 руб. + 243 504) (с учетом уточнений). Расчет судом проверен, признан верным.
Ответчик по первоначальному иску не отрицает факт перечисления ему истцом по первоначальному иску денежных средств, указанных в иске, а также факт того, что памятники в количестве 187 штук не установлены на могилы умерших, находятся на ответственном хранении в <...>.
Право на возмещение расходов на установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц за счет средств федерального бюджета, по своему содержанию является льготой и мерой социальной поддержки, государственной гарантией оказания ритуальных услуг, предусмотренных статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Пунктом 1.5 договоров подряда, заключенных ООО «Мемориальный комплекс» в 2013 году с физическими лицами ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 указана дата установки памятников не позднее 12 месяцев с момента изготовления, срок исполнения обязательства по изготовлению надгробного памятника – не позднее 4 месяцев с момента оформления заказа.
В нарушение положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым требуется исполнение обязательств надлежащим образом в соответствие с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим, ООО «Мемориальный комплекс», взяв на себя обязательства по изготовлению и установке памятников умершим (погибшим военнослужащим), обязательство исполнило ненадлежащим образом, не установило памятники на могилы умерших.
Суд считает, что разумные сроки для исполнения обязательств по договорам подряда истекли. В действиях ответчика по первоначальному иску суд не усматривает намерений по установке надгробных памятников, позволяющих достойно увековечить память умерших (погибших) военнослужащих.
Доводы ответчика по первоначальному иску об отсутствии вины в неисполнении обязательства по причине того, что не были известны места захоронения и Военным комиссариатом не были предприняты меры по содействию в установлении указанных мест, судом не принимаются. По правилам пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ООО «Мемориальный комплекс» от ответственности за невыполнение обязательств по установке памятников, поскольку общество осуществляет предпринимательскую деятельность на профессиональных началах и самостоятельно несет риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных не совершением им определенных действий.
К тому же при той минимальной степени разумности и осмотрительности, какие требуются от любого участника гражданских правоотношений, ответчик по первоначальному иску должен был осознавать возможность неисполнения обязательства, если на стадии подписания договора им останутся невыясненными вопросы фактического места установки памятников.
ООО «Мемориальный комплекс», принимая на себя обязательства по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной Войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы, при этом, вступил в правоотношения, регулируемые не только нормами гражданского законодательства, но и нормами ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В силу п. 1 ст. 11 ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребениии похоронном деле» оплата расходов на изготовление и установку надгробияумершим (погибшим) военнослужащим, участникам войны, производится засчет средств министерств и иных федеральных органов исполнительнойвласти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военныесборы, службу).
Пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах) установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В соответствии с п. 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2, утвержденного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
Бездействия ООО «Мемориальный комплекс», выразившиеся в не установке изготовленных памятников, влекут для Военного комиссариата неблагоприятные последствии в виде двойной оплаты компенсационных выплат в отношении одних и тех же граждан льготной категории, что противоречит федеральному законодательству, а также претензии граждан по вопросам государственных гарантий в отношении умерших (погибших) военнослужащих. Указанное, в том числе подтверждается, решениями мировых судей, вступившими в законную силу, перечислением военным комиссариатом денежных средств в счет исполнения указанных решений, обращениями в адрес Военного комиссариата лиц по вопросам ненадлежащего исполнения обязательств ООО «Мемориальный комплекс» (т.8 л.д.33-44, 97-143, т.9 л.д.39-41).
Учитывая изложенное, суд считает, что требование Военного комиссариата о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением ООО «Мемориальный комплекс» обязательств по изготовлению и установке памятников, является подлежащим удовлетворению.
Между тем, суд полагает, что исковые требования следует удовлетворить частично, исключив из суммы ущерба, компенсационные выплаты, осуществленные в отношении возмещения затрат по изготовлению памятников Панарину С.В., ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40
Возражения комиссариата о том, что установку памятника на могилы осуществляло не ООО «Мемориальный комплекс», а иное лицо, подлежат отклонению как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Изготовление вышеуказанных 6 памятников осуществляло ООО «Мемориальный комплекс», что сторонами не оспаривается, памятники фактически установлены на могилы умерших, претензии по качеству в материалы дела не представлены, обязательства по увековечиванию памяти умерших в таком случае считаются исполненными.
За изготовление памятника Панарину С.В. Военным комиссариатом выплачено ООО «Мемориальный комплекс» 20 292 руб., ФИО36 – 19 642 руб., ФИО37 - 20 292 руб., ФИО38 – 20 292 руб., ФИО39 – 20 292 руб., ФИО40 – 20 292 руб., всего на сумму 121 102 руб.
Таким образом, суд полагает, что размер ущерба, подлежащий взысканию с ООО «Мемориальный комплекс», составляет 3 824 904 руб. (3946 006 руб. -121 102 руб.).
При рассмотрении доводов ответчика по первоначальному иску о пропуске срока исковой давности суд пришел к следующим выводам.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
В силу пункта 2 этой же нормы исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
В пункте 20 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил следующее, течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 Гражданского кодекса Российской Федерации). К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.
В п. 22 этого же Постановления указано, что совершение представителем должника действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности при условии, что это лицо обладало соответствующими полномочиями (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истцом по первоначальному иску в пределах срока исковой давности были совершены действия, влекущие перерыв срока исковой давности - так, 07.04.2014 Военный комиссариат направил ООО «Мемориальный комплекс» требование (исх. ЦСО1998) (т.7 л.д.126-130) о предоставлении информации, подтверждающей установку надгробных памятников согласно приложенного списка. В письме ООО «Мемориальный комплекс» от 28.04.2014 за подписью директора ФИО229 (т.7 л.д.125) сообщается, что на всех умерших из списка, представленного истцом, изготовлены надгробные памятники. Установка по данным заказам не производилась, но согласно плана установок на 2014 года вышеуказанные надгробные памятники будут установлены в течение рабочего сезона 2014 года.
С настоящим исковым заявлением Военный комиссариат обратился 31.03.2017 согласно штампа экспедиции суда, в связи с чем, срок исковой давности истцом не пропущен.
Встречные исковые требования суд считает не подлежащими удовлетворению, так как нормами Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О погребении и похоронном деле", иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами не предусмотрена обязанность Военного комиссариата осуществлять приемку изготовленных памятников в рассматриваемом случае. Наличие между сторонами Военным комиссариатом и ООО «Мемориальный комплекс» договоров, соглашений, из которых усматривалась такая обязанность, в материалы дела не представлено.
Ссылка истца по встречному иску на п.37 Приказ Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", которым утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, является необоснованной (далее - Порядок).
Согласно пункту 37 указанного Порядка в случае отсутствия родственников или законных представителей, а также в случае их письменного отказа взять на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших), военные комиссариаты организуют изготовление и установку надгробных памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения пункта 37 Порядка в рассматриваемой ситуации неприменимы, так как организацию изготовления и установки надгробных памятников осуществляли родственники и иные представители в интересах умерших (погибших) военнослужащих, что подтверждается договорами подряда с физическими лицами – заказчиками ритуальных услуг.
Учитывая изложенное, суд считает, что истцом по встречному иску по доказана обязанность федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области принять по акту приема-передачи надгробные памятники погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной Войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы, изготовленные обществом с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс", находящиеся на ответственном хранении в <...>, в удовлетворении встречных исковых требований следует отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ, государственная пошлина относится на ответчика по первоначальному иску в размере 41 419 руб. пропорционально удовлетворенных исковых требованиям, и подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрения встречного искового заявления относятся на истца по встречному иску в размере 6 000 руб. и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истцу по встречному иску при принятии встречного искового заявления предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" в пользу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат" Оренбургской области 3 824 904 руб. ущерба.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мемориальный комплекс" в доход федерального бюджета 42 125 руб. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать взыскателю и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
В удовлетворении встречного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.А. Долгова