ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-3884/2021 от 03.06.2021 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-3884/2021  

10 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена        июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено        июня 2021 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи  Лебедянцевой Анны Александровны,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пашининой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", г. Оренбург ОГРН <***>, ИНН  <***>

к государственному бюджетному учреждению культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека", г. Оренбург, ОГРН <***>, ИНН <***>,

о взыскании 27 861 руб. 40 коп.

В судебном заседании  принял  участие представитель ответчика: ФИО1 по доверенности № 30-07-2020 от 20.10.2020,

Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" обратилось в арбитражный суд к государственному бюджетному учреждению культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека" с требованием о взыскании задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2020 по 01.07.2020 в размере 27 861 руб. 40 коп.

Истец и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В материалы дела истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей истца (вх. от 02.06.2021) в связи с занятостью специалистов.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей  истца и третьего лица.

Третье лицо письменный отзыв на исковое заявление в материалы дела не представило.

Ответчик в судебном заседании и в отзыве возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что поскольку ответчик является государственным бюджетным учреждением, то порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания определяется Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.12.2015 № 950-п "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Оренбургской области". Согласно п. 16 названного документа затраты на содержание недвижимого имущества включаются в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги. Согласно п. 32 названного документа финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии. Однако, затраты Ответчика на уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в указанный норматив не включались, соответствующего субсидирования не производилось, следовательно, Ответчик не имел право осуществлять расходы, не заложенные в структуру финансового обеспечения на выполнение государственного задания.

До настоящего времени ГБУК "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека"  не  получило  от  НО  «Фонд модернизации  жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» ни предложений о заключении договора, ни проекта договора для надлежащего оформления.

Отсутствие договора с бюджетным учреждением, не позволяет запланировать необходимые бюджетные средства в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения и соответственно производить оплату взносов за капитальный ремонт общего имущества, находящегося в оперативном управлении ГБУК "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека".

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Однако, собственником помещений с кадастровыми номерами 56:44:0446006:209, 56:44:0446006:210 согласно сведениям, предоставленным истцом в материалы дела (выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.06.2020г. №99/2020/335217321, от 26.06.2020г. №99/2020/335218498) является Администрация муниципального образования г. Оренбург, следовательно, Государственное бюджетное учреждение культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека" не являясь собственником указанных объектов недвижимости, не является надлежащим ответчиком по делу.

Стороны, третье лицо, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает заявление, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи65 АПК РФ.

При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Истец является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Оренбургской области от 03 июля 2012 года № 562-п.

На территории Оренбургской области принят Закон от 12.09.2013
№ 1762/539-V-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", а также Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах" (далее - региональная программа).

В перечень региональной программы включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.

Помещение 3, расположенное по адресу: <...>, площадью 199,7 кв.м., помещение № 4, расположенное по адресу: <...>, площадью  240,1 кв.м. принадлежит на праве оперативного управления государственному бюджетному учреждению культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека", в подтверждение чего представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.7-10).

Как указывает истец, в связи с тем, что собственники помещений многоквартирного дома не выбрали или не реализовали  способ формирования фонда капитального ремонта, фонд капитального ремонта названного многоквартирного дома сформирован на счете регионального оператора, и, как следствие, у ответчика возникла обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт на основании ч. 7 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Формирование платежных документов, печать и доставку их до собственников от имени регионального оператора, в соответствии с заключенным договором № 2 от 31.12.2015, осуществляет акционерное общество "Система Город".

В соответствии с пунктом 3.4.9 договора № 2 от 31.12.2015, заключенного между некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и акционерным обществом "Система Город" адресная доставка платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт осуществляется в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным.

Учитывая изложенное, срок оплаты взносов на капитальный ремонт - до 25 числа следующего месяца.

Истцом 16.09.2020 в адрес ответчика направлена претензия (л.д.13) с требованием об оплате задолженности по взносам на капитальный ремонт, которая осталась без ответа и без удовлетворения, в связи с чем истец обратился с настоящим заявлением в суд.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положением статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Пунктами 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Из содержания ст. 249 ГК РФ, а также п. 2 ст. 36, п. 1 ст. 39 ЖК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.

В силу ст. 210, 249 ГК РФ, ст. 36, 37, 39 ЖК РФ в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и законные владельцы жилых и нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества.

В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.

Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования общим имуществом, а с размером доли собственника в общем имуществе.

По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, частью 2 статьи 154 Кодекса введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу п.3 ч.1 ст.167 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

По выбору собственников помещений в многоквартирном доме фонд капитального ремонта формируется одним из двух способов (часть 3 статьи 170 ЖК РФ), а именно путем перечисления взносов на капитальный ремонт:

- на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

- на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Таким образом, момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч.3 ст.169 ЖК РФ).

Как было указано выше, в отношении многоквартирного дома, собственником помещения в котором является ответчик, утверждена региональная программа капитального ремонта и принято решение о формировании фонда капитального ремонта.

Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию, в том числе капитальный ремонт, а региональный оператор вправе требовать уплаты взносов независимо от наличия или отсутствия договора между собственником и региональным оператором.

На основании ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ).

Как указано выше, помещения: № 3 (нежилое помещение)  площадью   199,7  кв.м., расположенное по адресу: <...> (нежилое помещение) площадью 240 кв.м, расположенное по адресу: <...>, принадлежат Государственному бюджетному учреждению культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека" на праве оперативного управления.

Ссылка Государственного бюджетного учреждения культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека" на то, что, учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является собственником указанных объектов недвижимости, собственником помещений с кадастровыми номерами 56:44:0446006:209, 56:44:0446006:210 согласно сведениям, предоставленным истцом в материалы дела (выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26.06.2020г. №99/2020/335217321, от 26.06.2020г. №99/2020/335218498) является Администрация муниципального образования г. Оренбург, рассмотрены судом и отклонены, как несостоятельные ввиду следующего.

Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования общим имуществом, а с размером доли собственника в общем имуществе.

С учетом вышеуказанных норм права, следует исходить из того, что собственник нежилого (встроенного, пристроенного) помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома независимо от наличия у него договора с ответчиком, а также расходов на содержание принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения и расходов на взносы по капитальному ремонту.

В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта  3 статьи 30, пунктов 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления  имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право оперативного управления  и хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (абзац 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 2 пункта 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Учитывая, что  государственному бюджетному учреждению культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека" на праве оперативного управления принадлежат спорные помещения, на него возложена обязанность нести расходы на содержание находящегося у него во владении, пользовании, распоряжении помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> включен в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2013 № 1263-пп, 1 редакция региональной программы, обязанность у собственников помещений по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла с 01 октября 2014 года.

Постановлениями Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 года № 1267-п, от 24.11.2016 года № 889-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику данного помещения.

Размер расходов, подлежащих несению ответчиком по уплате взносов на капитальный ремонт, определен истцом исходя из площади нежилых помещений (№ 3 площадью 199,7  кв.м., №4 площадью 240 кв.м.) и установленного минимального размера взноса.

Согласно расчету истца на ответчика подлежат отнесению расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.01.2020 по 01.07.2020 в размере 27 861 руб. 40 коп.

Указанный расчет проверен судом, признан обоснованным, произведенным исходя из требований закона и обстоятельств дела.

Учитывая изложенное, требования истца подлежат удовлетворению в размере 27 861 руб. 40 коп.

Доводы ответчика о том, что истцом и ответчиком не заключен договор о формировании фонда капительного ремонта, и ответчик, как бюджетная организация, лишен возможности оплаты взносов на капитальный ремонт, не могут быть приняты судом.

Как указывалось выше, в соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением собственников помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> (помещения № 3, № 4) включен в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 № 1263-пп и у собственников помещений обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт возникла с 01.10.2014.

Отсутствие платежного документа, равно как и отсутствие заключенного договора с региональным оператором, согласно действующему законодательству, не освобождает ответчика от обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, истец,  в рамках возложенных на него функций действующим законодательством, правомерно произвела начисление взносов на капитальный ремонт.

Аналогичный подход изложен в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу № А47-9188/2020.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Пунктом 1 статьи 110 АПК РФ предусмотрено: судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с тем, что исковые требования удовлетворены, государственная пошлина в сумме 2 000 руб., уплаченная платежным поручением № 755253 от 09.12.2020, относится на ответчика и подлежит взысканию с него в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения культуры "Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека" в пользу некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" 27 861 руб. 40 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке ст.ст. 319, 320 АПК РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд  Оренбургской области.

Судья                                                                             А.А. Лебедянцева