АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-4083/2022
30 августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года
В полном объеме решение изготовлено августа 2022 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Долговой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тулиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Башкортостан, г. Уфа
к муниципальному унитарному предприятию «Илекский коммунальщик» администрации муниципального образования Илекский сельсовет Илекского района Оренбургской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская обл., с. Илек
об обязании совершить определенные действия
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1, доверенность от 01.12.2021, паспорт, диплом;
от ответчика: явки нет, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд к муниципальному унитарному предприятию «Илекский коммунальщик» администрации муниципального образования Илекский сельсовет Илекского района Оренбургской области с исковым заявлением, в котором проситобязать ответчика в течение трех месяцев после вступления в силу судебного акта:
- провести корректировку данных инвентаризации выбросов объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик»;
- провести корректировку мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработанные для объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик», согласовать откорректированные мероприятия с МПР по Оренбургской области;
- провести корректировку программы ПЭК объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик»;
- представить в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду МУП «Илекский коммунальщик» для объекта HBOC II категории «Очистные сооружения (53-0256-001513-П);
- обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте МУП «Илекский Коммунальщик» в реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УНВОС).
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 АПК РФ по адресу регистрации, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик в нарушение требования ст. 131 АПК РФ мотивированный отзыв на иск не предоставил.
Истец и ответчик не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора из Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» поступила информация о превышении 05.11.2021 предельно допустимой концентрации (далее - ПДК) сероводорода (H2S) в с. Илек, Илекского района Оренбургской области. Превышения ПДК зафиксированы стационарным постом СКАТ лаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области».
Так как изложенные факты указывали на наличие признаков нарушения требований природоохранного законодательства, Управлением 07.12.2021 в отношении юридического лица МУП «Илекский коммунальщик» возбуждено дело об административном правонарушении и в период с 07.12.2021 по 28.01.2022 проведено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что МУП «Илекский коммунальщик», являясь юридическим лицом, обязанным соблюдать законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды, осуществляет свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, а именно:
1. В нарушение требований п.п. 42, 43, 44, 47, 48 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352), ответчиком не проведена корректировка данных инвентаризации выбросов объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик».
2. В нарушение требований ч.ч. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 ноября 2019 года № 811, МУП «Илекский Коммунальщик» не проведена корректировка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработанных для объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара).
3. В нарушение требований п.п. 2, 4 приказа Минпророды России от 28.02.2018 № 74, МУП «Илекский Коммунальщик» не проведена корректировка программы ПЭК объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара).
4. В нарушение требований п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 9 ст. 31.2 Федерального закона от 01.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ответчиком не представлена.декларация о воздействии на окружающую среду МУП «Илекский коммунальщик» для объекта HBOC II категории «Очистные сооружения» (53-0256-001513-П) в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
5. В нарушение требований п.п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ МУП «Илекский коммунальщик» не обеспечило выполнение обязанности по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в части исключения источников выбросов загрязняющих веществ № 6311, 6305, после проведённых работ по выводу из эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ на объекте НВОС «Очистные сооружения».
6. В нарушение требований ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ежеквартальные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III кварталы 2021 года МУП «Илекский коммунальщик» не внесены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются присуждение к исполнению обязанности в натуре, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №400 (далее - Положение).
При этом пункт 4 Положения закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022 № 9 утверждено Положение о Южно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в соответствии с которым Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Оренбургской области, осуществляет отдельные функции Росприроднадзора на территории Республики Башкортостан и Оренбургской области, предусмотренные Положением об Управлении и подчиняется центральному аппарату Росприроднадзора (п.п. 1,3).
Управление предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.65 Положения об Управлении).
Пунктом 3 Постановления N 1193 установлено, что угроза причинения вреда окружающей среде существует, если лицом нарушаются запреты в отношении осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, или невыполнение обязанностей по проведению мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении такой деятельности, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании изложенного, Управление обладает правами юридического лица и правомочно выступать истцом и ответчиком в судах и арбитражных судах. В рассматриваемом деле Управление выступает в качестве уполномоченного государственного органа, обратившегося в арбитражный суд в случае, предусмотренном законом, в защиту публичных интересов в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу части 1 ст. 15 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Статьей 34 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлены общие требования в области охраны окружающей среды, а именно: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», установлено, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, с санитарно-гигиеническими нормами и правилами.
Статьей 7 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ (вступил в силу 01.11.2019) "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в части инвентаризации источников выбросов и выбросов от них.
Согласно п. 15 ст. 7 Федерального закона от 26.07.2019 «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» в ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» были внесены изменения, а именно: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".
Согласно п.п. 2, 3 Порядка проведения инвентаризации, инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
Согласно п.п. 42, 43, 44, 47, 48 Порядка проведения инвентаризации, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется, кроме прочего, в следующих случаях:
-изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
-замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов и др.
В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
При возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 42 и 43 настоящего Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.
Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 43 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Сведения, необходимые для корректировки данных инвентаризации выбросов, готовятся в соответствии с настоящим Порядком и вносятся в отчет о результатах инвентаризации выбросов.
Результаты работ по корректировке данных инвентаризации выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом. На титульном листе отчета об инвентаризации выбросов указывается дата проведения корректировки, раздел "Введение" дополняется пояснениями о причинах и составе корректировки. Указанные сведения заверяются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте ОНВ.
В связи с изложенным, суд удовлетворяет требования истца об обязании ответчика о произвести корректировку мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработанные для объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик» и согласовать откорректированные мероприятия с МПР по Оренбургской области.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 „N° 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Приказом от 28 ноября 2019 года № 811 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 13 приказа, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу, содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Разработка мероприятий при НМУ проводится на основании:
данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 N 273 (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный N 47734);
сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.
Загрязняющие вещества, характерные для конкретного ОНВ, по которым на границе санитарно-защитной зоны наблюдается превышение ПДК, а также по которым осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, определяются на основе:
информации о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ;
сведений о непрерывности, сезонности, нестационарности технологических процессов и деятельности на ОНВ и его отдельных структурных подразделениях;
характеристик источников выбросов, включая геометрические размеры (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника) и параметры газовоздушной смеси (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса), определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
результатов расчетов рассеивания выбросов, по каждому загрязняющему веществу с указанием уровней приземных наибольших концентраций и вкладов выбросов этих загрязняющих веществ в приземные концентрации.
На основании сведений, указанных в пунктах 6 и 7 Требований, хозяйствующим субъектом осуществляется:
-определение перечня загрязняющих веществ для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ (далее -Перечень веществ);
-определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ;
разработка мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов; определение перечня организационных мероприятий при НМУ, указанных в пункте 17 настоящих Требований, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности;
-расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
-оценка мероприятий, проведенных на ОНВ в период НМУ.
В Перечень веществ по конкретному ОНВ включаются загрязняющие вещества, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды:
для НМУ 1 степени опасности - по которым расчетные приземные концентрации загрязняющего вещества, подлежащего нормированию в области охраны окружающей среды, создаваемые выбросами ОНВ, в точках формирования наибольших приземных концентраций (далее - расчетные концентрации) за границей территории ОНВ (далее -контрольные точки) при их увеличении на 20% могут превысить гигиенические
нормативы загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - ПДК) (с учетом групп суммации);
для НМУ 2 степени опасности - по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 40% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации);
для НМУ 3 степени опасности - по которым расчетные приземные концентрации каждого загрязняющего вещества, создаваемые выбросами ОНВ, в контрольных точках при увеличении таких концентраций на 60% могут превысить ПДК (с учетом групп суммации).
В случаях, когда соблюдаются условия, приведенные в пункте 10 Требований, для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности разрабатываются мероприятия по снижению выбросов.
Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников ОНВ приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки: на 15-20%) при НМУ 1 степени опасности; на 20-40%) при НМУ 2 степени опасности; на 40-60% при НМУ 3 степени опасности.
В случае, если с непрерывностью, особенностями технологического процесса, для конкретного источника выбросов отсутствует возможность достаточного снижения выбросов, которое необходимо в соответствии с пунктом 12 Требований, посредством перехода на технологические процессы, снижающие выпуск продукции, товаров, оказываемых услуг с учетом необходимости осуществления промышленной и энергетической безопасностеи производств, указанное снижение выбросов должно обеспечиваться за счет снижения выбросов на других источника выбросов.
Корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
На основании изложенного, исковые требования в части обязания ответчика провести корректировку мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработанные для объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик» и согласовать откорректированные мероприятия с МПР по Оренбургской области также подлежат удовлетворению.
Согласно п.п. 1, 2, 3, 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения: -об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
-об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
-об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
-о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
-о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
-о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Согласно п. 2 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74, в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Согласно п. 2 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74, программа должна содержать, кроме прочего, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
Согласно п. 4 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74, раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать, кроме прочего, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ее последней корректировке.
Суд обязывает ответчика провести корректировку программы ПЭК объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик».
Согласно п.п. 1, 2, 3, 4, 6, 9 ст. 31.2 Федерального закона от 01.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
-наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
-код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
-вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
-информация о реализации природоохранных мероприятий;
-данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
-декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
-информация о программе производственного экологического контроля.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную.
В связи с тем, что ответчиком не представлена декларация о воздействии на окружающую среду МУП «Илекский коммунальщик» для объекта HBOC II категории «Очистные сооружения (53-0256-001513-П) суд обязывает ответчика произвести указанные действия.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 69.2 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно п. 6 указанной статьи, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в случаях:
замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Осмотром территории очистных сооружений МУП «Илекский Коммунальщик» установлено, что технологический процесс очистных сооружений не соответствует технологическому регламенту. Несоответствие заключается в следующем.
Сточные воды, поступающие от КНС по напорному коллектору, не направляются на очистку в компактные установки КУ-200, а напрямую поступает на иловые площадки (4 единицы, каждая площадью 200 м2).
Компактные установки КУ-200, которые должны быть оборудованы аэротенками с отстойниками, в количестве 3 штук выведены из эксплуатации по причине выхода из строя. Пневматическая аэрация подачей воздуха воздуходувками не осуществляется. Хлорирование сточной воды в контактном резервуаре не осуществляется.
Таким образом, в настоящее время обществом не эксплуатируются компактные установки КУ-200 и контактный резервуар, а значит и источники выбросов № 6305, 6311.
Поскольку МУП «Илекский коммунальщик» не обеспечило выполнение обязанности по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в части исключения источников выбросов загрязняющих веществ № 6311, 6305, после проведённых работ по выводу из эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ на объекте НВОС «Очистные сооружения», указанное исковое требование также подлежит удовлетворению.
Согласно статье 16.1 Федерального закона от 10.01.2092 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 3 ст. 16.2 Федерального закона от 01.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
В соответствии с п. 4 ст. 16.2 Федерального закона от С 1.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии со ст. 16.3 Федерального закона от 01.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2, 3, 4 ст. 16.4 Федерального закона от 01.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:
-в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой з соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;
-в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбрэсов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
-в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие в материалах дела доказательств несоблюдения ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований, суд пришел к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в сумме 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Илекский коммунальщик» администрации муниципального образования Илекский сельсовет Илекского района Оренбургской области в течение трех месяцев после вступления в силу судебного акта:
- провести корректировку данных инвентаризации выбросов объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик»;
- провести корректировку мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработанные для объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик», согласовать откорректированные мероприятия с МПР по Оренбургской области;
- провести корректировку программы ПЭК объекта «Площадка № 3 «Очистные сооружения» после вывода из эксплуатации оборудования (компактных установок КУ-200 и контактного резервуара) МУП «Илекский Коммунальщик»;
- представить в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду МУП «Илекский коммунальщик» для объекта HBOC II категории «Очистные сооружения (53-0256-001513-П);
- обеспечить актуализацию учетных сведений об объекте МУП «Илекский Коммунальщик» в реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду (ПТО УНВОС).
Взыскать с муниципальное унитарное предприятие «Илекский коммунальщик» администрации муниципального образования Илекский сельсовет Илекского района Оренбургской области в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать взыскателю и налоговому органу в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Т.А. Долгова