ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-4125/16 от 23.08.2016 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-4125/2016

01 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 01 сентября 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сукачевой Н.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой О.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал», ОГРН 1035605520334, ИНН 5610077370, г. Оренбург

к открытому акционерному обществу «Оренбургская геофизическая экспедиция», ОГРН 1025601026274, ИНН 5610043205, г. Оренбург

о взыскании 693 845 руб. 83 коп.

В судебном заседании приняли участие

представитель истца Ефанова И.К. по доверенности № 9 от 11.01.2016,

представитель ответчика не явился.

Открытое акционерное общество «Оренбургская геофизическая экспедиция» (ответчик), о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) по юридическому адресу, что подтверждается уведомлением о вручении копии судебного акта ответчику, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – ООО «Оренбург Водоканал», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Оренбургская геофизическая экспедиция» (далее – ОАО «Оренбургская геофизическая экспедиция», ответчик) о взыскании 956 060 руб., в том числе 796 920 руб. 08 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах за период с марта 2015 года по февраль 2016 года, 159 139 руб. 92 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения водах за период с марта по август 2015 года.

Истцом в судебном заседании в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено ходатайство об уменьшении исковых требований до суммы 693 845 руб. 83 коп.

Ходатайство истца судом удовлетворено, иск рассматривается в сумме 693 845 руб. 83 коп., в том числе 534 705 руб. 91 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах за период с 01.03.2015 по 29.02.2016, 159 139 руб. 92 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения водах за период с 01.03.2015 по 31.08.2015.

Истец поддержал исковые требования с учетом принятых уточнений.

Ответчик в отзыве на иск возражает против заявленных требований, указав, что контрольные канализационные колодцы определены без учета акта раздела границ балансовой принадлежности наружных сетей канализации и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по канализационным сетям и сооружениям.

По мнению ответчика, истцом производились отборы проб с нарушением процедуры и методики отбора, пробы отобраны некомпетентными сотрудниками ООО «Оренбург Водоканал».

В ходе открытого судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что между сторонами заключен договор ресурсоснабжения на водоотведение от 09.02.2009 № 32/1-р/ОГЭ/09-047-УСО (далее - договор от 09.02.2009).

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора поставщик обязался принимать сточные воды, а абонент обязался оплачивать поставщику сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.

Согласно пункту 1.2 договора от 09.02.2009 прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика, выданной организацией ВКХ. Объекты абонента, присоединенные к канализационной сети поставщика, и точки приема сточных вод определяются приложением № 1 и № 2 к договору.

В соответствии с пунктом 2.1.3 договора от 09.02.2009, поставщик обязался систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых в систему канализации, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток в присутствии представителя абонента.

При отборе представителем поставщика контрольной пробы абонент имеет право одновременно с этим и в присутствии представителя поставщика отобрать арбитражную (параллельную пробу) и направить ее для анализа в независимую лабораторию, аккредитованную в установленном порядке для выполнения арбитражных анализов по контролируемым поставщиком загрязнениям Выполнение отбора и анализа арбитражной пробы оплачивает абонент. При отборе арбитражной пробы качество сточных вод абонента определяется по результатам анализа арбитражной пробы при условии поступления поставщику результатов ее анализа в 30 - дневный срок со дня отбора арбитражной пробы (пункт 3.2.8).

В соответствии с п. 3.1.3 договора от 09.02.2009 на абоненте лежит обязанность по оформлению и согласованию с поставщиком актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетями поставщика и абонента.

За превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов") (п. 5.1 договора).

Сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему канализации г. Оренбурга" (далее - распоряжение № 3404-р), либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии (пункт 5.2 договора).

Сторонами согласована схема ККК в количестве двух штук по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 14 (схема канализации с указанием местоположения контрольных канализационных колодцев).

В целях осуществления контроля качества сточных вод, ООО «Оренбург Водоканал» от 26.03.2015, от 26.06.2015, от 30.09.2015, от 25.12.2014, от 23.12.2015 в присутствии представителей ОАО «Оренбургская геофизическая экспедиция» произвело отбор проб сточных вод из контрольных колодцев, что зафиксировано в соответствующих актах отбора проб.

В результате проведенного анализа отобранных проб сточных вод выявлено превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, установленных распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р, что отражено в протоколах результатов количественного химического анализа сточных вод.

Кроме того, по результатам исследования проб (акты от 26.03.2015 № 74/03, от 26.06.2015 № 78/06) было установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, что не отвечает требованиям, установленным пунктам 113 и 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга».

На основании пунктов 23.1 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», актов отбора проб сточных вод, протоколов анализа проб сточных вод, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

Согласно пункту 24 распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ в каждом расчетном периоде ограничивается трехкратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде.

Ответчику были выставлены счета и счета-фактуры № 4778 от 31.03.2015, № 6894 от 30.04.2015, № 8616 от 31.05.2015, № 13066 от 31.07.2015, № 15557 от 31.08.2015, № 18297 от 30.09.2015, № 23860 от 30.11.2015, № 26321 от 31.12.2015, № 137 от 31.01.2016, № 1932 от 29.02.2016 на общую сумму 534 705 руб. 91 коп.

Вышеуказанные счета с приложением расчетов платы за сброс загрязняющих веществ были отправлены истцом ответчику, однако, ответчик в добровольном порядке долг оплачивать отказывается.

В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика в судебном порядке 534 705 руб. 91 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах за период с 01.03.2015 по 29.02.2016.

На основании актов отбора проб сточных вод от 26.03.2015 № 74/03, от 26.06.2015 № 78/06, было также установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу центральной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113, 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Согласно пункту 118 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Правил № 644 по установленной законодателем формуле расчета, согласно которой учитывается объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 Правил № 644, до следующего отбора проб организацией ВКХ, но не более 3 календарных месяцев.

Данной формулой установлен предельный размер платы, который составляет 10-кратный тариф на водоотведение без учета налога на добавленную стоимость, умноженный на общий объем сточных вод, отведенных абонентом. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.

В адрес ответчика были выставлены счета-фактуры № 4754 от 31.03.2015, № 6912 от 30.04.2015, № 8613 от 31.05.2015, № 10630 от 30.06.2015, № 13153 от 31.07.2015, № 15636 от 31.08.2015 на общую сумму 159 139 руб. 92 коп.

Вышеуказанные счета-фактуры с приложением расчетов платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения были отправлены ответчику, однако, ответчик в добровольном порядке долг оплачивать отказывается.

Поскольку ответчиком обязательства по оплате задолженности: за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании 534 705 руб. 91 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах за период с 01.03.2015 по 29.02.2016, 159 139 руб. 92 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения водах за период с 01.03.2015 по 31.08.2015.

Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном размере по следующим основаниям.

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Между сторонами сложились отношения, регулируемые нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации об энергоснабжении.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", данным Федеральным законом регулируются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 30 Закона о водоснабжении определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме Закона № 416-ФЗ о водоснабжении отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в период до 14.08.2013 регулировались Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, с 14.08.2013 отношения урегулированы Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644; также с 05.07.2013 вступили в силу Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525.

Таким образом, ввиду того, что акты отбора проб сточных вод составлены в 2015 году, соответственно к отношениям сторон подлежат применению положения Правил № 644.

Данные Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Согласно пункту 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В соответствии с пунктом 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Подпункт "и" пункта 35 Правил № 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "ж" пункта 35 Правил № 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Раздел 6 Правил № 644 содержит положения о предотвращении негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.

Требования к составу сточных вод, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, установлены в приложении 3 Правил № 644.

На основании пункта 36 подп. «в» Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 112 Правил № 644 запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения:

а) повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин:

- разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование;

- образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей;

- нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке;

б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды;

в) создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения;

г) невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

Согласно пункту 113 Правил № 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению № 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.

Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3 (пункт 114 Правил № 644).

В разделе VII Правил № 644 установлены правила определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В пункте 118 Правил № 644 указано, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее по тексту - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.

Определены формулы для расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Установлены порядок и сроки представления абонентами расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Требования к допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточных водах установлены в пункте 114 раздела VI Правил № 644.

Размер платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»).

Распоряжением Главы г. Оренбурга от 27.08.1999 № 3404-р «Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г.Оренбурга» установлено, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор).

Механизм взимания владельцами систем канализации населенных пунктов платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов регулируется Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденным Распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.

Пунктом 29 Правил № 525 установлено право абонента при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.

Согласно пункту 27 параграфа IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства от 21.06.2013 № 525, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.

Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, истец подтверждает актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации от 26.03.2015 № 74/03, от 26.06.2015 № 78/06, от 30.09.2015 № 79/09, от 25.12.2014 № 78/12, от 23.12.2014 № 68/12, протоколами результатов анализов сточных вод № 304 от 01.04.2015, № 305 от 01.04.2015, № 639 от 02.07.2015, № 640 от 02.07.2015, № 973 от 06.10.2015, № 974 от 06.10.2015, № 1300 от 25.12.2015, № 1301 от 25.12.2015.

Так, из указанных актов можно определить, из какого колодца производился отбор пробы (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение, что позволяет считать такой отбор проб надлежащим доказательством.

Акты отбора проб подписаны представителями ответчика без возражений.

Довод о нарушении истцом порядка отбора проб и норм действующего законодательства, выразившегося в том, что отборы проб осуществлялись не из турбулентного (вихревого, беспорядочного) потока воды, поступающего в канализационный колодец, а из лотка дна колодца, что привело к дополнительному увеличению количества загрязняющих веществ в сточных водах, судом отклоняется.

Судом установлено, что отбор сточных вод произведен в соответствии с регламентирующими документами: ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", Методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08.

Из пункта 4.2 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод (ПНД Ф 12.15.1-08) следует, что пробы сточных вод должны отбираться из хорошо перемешанных потоков, вне зон действия возможного подпора.

Суд отмечает, что отборы проб сточных вод проводились из лотков контрольных канализационных колодцев, согласованных сторонами договора от 09.02.2009. При этом из актов отбора проб усматривается, что колодцы во время отбора проб не были забиты, соответственно, отбор проб представителями истца производился из движущегося потока воды.

Пунктом 5.3 ПНД Ф 12.15.1-08 предусмотрено, что для целей контроля соблюдения нормативов/лимитов, установленных в виде концентрации, отбираются простые пробы.

В ходе плановых проверок абонента от 26.03.2015, от 26.06.2015, от 30.09.2015, от 25.12.2014, от 23.12.2015 произведен отбор проб сточных вод посредством отбора простых (разовых) проб.

В соответствии с пунктом 65 Правил № 167, действовавшим в период отбора проб и по настоящий момент в данной части, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Согласно пункту 5.3.6. приказа Госстроя РФ от 06.04.2001 № 75 "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" пробу следует отбирать на прямолинейных участках водоотводящих устройств, из лотка канализационного колодца или падающей струи.

Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи (пункт 23 постановления Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее - Правила N 525).

Отбор пробы со дна колодца (лотка) не нарушает прав абонента в случае отсутствия смешивания стоков со стоками других абонентов.

Из пункта 68 Правил № 167 следует, что допустимым доказательством, опровергающим результаты анализа проб сточных вод, произведенных водоканалом, является результат анализа параллельной пробы, проведенного в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).

В силу пункта 29 Правил № 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Как усматривается из актов отбора проб, ответчик не воспользовался правом параллельного отбора проб.

Поскольку ОАО «Оренбургская геофизическая экспедиция» не воспользовалось своим правом на опровержение результатов исследования сточных вод путем предоставления параллельной пробы, доказательств, опровергающих результаты исследования истца, ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд признает акты отбора проб от 26.03.2015 № 74/03, от 26.06.2015 № 78/06, от 30.09.2015 № 79/09, от 25.12.2014 № 78/12, от 23.12.2014 № 68/12 достаточными доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Довод ОАО «Оренбургская геофизическая экспедиция» об отсутствии подписанных актов границ балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности, и как следствие отбор проб из неверных контрольных канализационных колодцев, также отклоняется судом как необоснованный на основании следующего.

В момент заключения договора договор от 09.02.2009 действовали Правила № 167, в соответствии с пунктом 14 которых к договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.

По смыслу Правил №167 граница балансовой принадлежности и граница эксплуатационной ответственности могут не совпадать между собой.

Поскольку на момент подписания договора сторонами не было достигнуто соглашение о границах эксплуатационной ответственности, они устанавливались по границе балансовой принадлежности (акт раздела границ балансовой принадлежности наружных сетей канализации от 05.03.2004 (т.1, л.д. 47), подписанный обеими сторонами).

Ссылка ответчика на то, что отбор проб со стороны истца проводился неуполномоченными лицами признается судом несостоятельной, поскольку Иванова С.А. и Пашина С.В. являются штатными сотрудниками аккредитованной лаборатории истца, что подтверждается Приказами № 280/2-ЛС от 01.08.2014 (т. 2, л.д. 42-43).

В соответствии со статьями 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, судом установлено, что имеющиеся в деле акты отбора проб являются относимыми и допустимыми доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком.

Довод ответчика о том, что в его адрес не направлялись результаты анализов сточных вод в виде выписки из журнала контроля необоснован на основании следующего.

Результатом исследования пробы является составление протокола результатов количественного химического анализа сточных вод.

Данный протокол по количеству и вводным данным дублирует выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонента.

Как усматривается из материалов дела все протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод, а также расчеты платы за ПДК направлялись в адрес ответчика.

В результате анализа проб сточных вод (протоколы результатов анализов сточной воды - № 304, № 305, № 639, № 640), установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113, 114 Правил № 644, а также в сточных водах содержатся загрязняющие вещества с превышением допустимых концентраций.

Истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций за период с марта 2015 года по февраль 216 года в соответствии с пунктом 123 Правил № 644 и Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденным Распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 № 498-р.

С учетом пункта 123 Правил № 644 в случае, если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 данных Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества без учета налога на добавленную стоимость (веществ) и нормативов свойств сточных вод определяется по формуле с использованием показателей фактической концентрации загрязняющих веществ, допустимых показателей загрязняющих веществ, тарифов на водоотведение для абонента, объема отведенных сточных вод.

Таким образом, пунктом 123 Правил № 644 установлено, что размер платы за негативное воздействие определяется исходя из объема сточных вод, отведенных абонентом за период обнаружения превышения требований по составу и свойству сточных вод до следующего отбора проб, но не более 3 календарных месяцев.

С учетом данной правовой нормы суд полагает соответствующим требованиям действующего законодательства выставление истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.03.2015 по 31.08.2015.

Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций за период с 01.03.2015 по 29.02.2016 определена истцом с учетом периодов отбора проб сточных вод.

Контррасчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций ответчиком в материалы дела не представлен.

Таким образом, истец обоснованно произвел ответчику расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 159 139 руб. 92 коп. за период с 01.03.2015 по 31.08.2015 и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций в размере 534 705 руб. 91 коп. за период с 01.03.2015 по 29.02.2016.

Поскольку ответчик о фальсификации актов отбора проб и протоколов результатов химического анализа не заявил, доказательства уплаты суммы за превышение предельно допустимых норм загрязняющих веществ в сбрасываемых водах и документальное подтверждение того, что названные доказательства составлены с нарушением установленной методики, ответчик не представил (статьи 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исковые требования подлежат удовлетворению в общей сумме 693 845 руб. 83 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат возмещению истцу в сумме 16 877 руб.; излишне перечисленная государственная пошлина в сумме 5 244 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 49, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Оренбургская геофизическая экспедиция» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» 693 845 руб. 83 коп. основного долга, а также 16 877 руб. возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» из федерального бюджета 5 244 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Н.Ф. Сукачева

3 экз.