ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-4194/2023 от 17.01.2024 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-4194/2023

31 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2024 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Хижней Е.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебедевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, адрес: Оренбургская обл., г. Орск)

к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Оренбургской области межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу (адрес: <...>)

об отмене постановления заместителя начальника отдела территориального отдела Государственного автодорожного надзора по Оренбургской области МТУ Федеральной службы в сфере транспорта по ПФО ФИО2 по делу об административном правонарушении 56БП№000963 от 10.03.2023 и прекращении производства по делу об административном правонарушении,

в отсутствие представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Оренбургской области, в соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие,

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора по Оренбургской области межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, управление, административный орган) об отмене постановления заместителя начальника отдела территориального отдела Государственного автодорожного надзора по Оренбургской области МТУ Федеральной службы в сфере транспорта по ПФО ФИО2 по делу об административном правонарушении 56БП№000963 от 10.03.2023 и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В обоснование заявленных требований предприниматель указывает, что не является юридическим лицом, не знал о недостатках договора фрахтования транспортного средства, так как не имеет специальных познаний, а также на нарушение порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Заинтересованное лицо, представило отзыв на заявление, просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на наличие в действиях предпринимателя состава вмененных административных правонарушений.

Стороны не заявили ходатайств о необходимости представления дополнительных доказательств, в связи с чем суд рассматривает дело исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статья 65 АПК РФ).

При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 АПК РФ).

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 09 февраля 2023 г. в 07 час. 00 мин. допустил к осуществлению перевозки пассажиров в количестве 18 человек (работников АО ОМУС - 1) по маршруту: <...> - магазин Меридиан - ул. Добровольского - ул. Елшанская - проходная АО «ОНОС» транспортное средство «ПАЗ - 32054 гос. номер <***> под управлением водителя ФИО3 без договора фрахтования транспортного средства, заключённого в установленном порядке и с неработающим тахографом.

ФИО4 по договору аренды транспортного средства без экипажа от 01.12.2021 г. передал в аренду ИП Грину С.В. транспортное средство марки ПАЗ 32054 гос. номер <***>.

Старшим государственным инспектором ФИО5 составлен протокол №1/2710/155 осмотра транспортного средства от 09.02.2023 г. 07 час. 23 мин., согласно которого выявлены нарушения: при перевозке пассажиров карта водителя не вставлена в левый слот тахографа, и находится у водителя.

Определением №000634 от 13.02.2023 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ и проведении административного расследования отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

13.02.2023 вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении у индивидуального предпринимателя ФИО1:

1. Сведения о должностном (ых) лице(ах) в чьи обязанности входит исполнение требований по обеспечению водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу договором фрахтования или заказ-нарядом (трудовой договор, приказ о назначении, должностная инструкция);

2. Договор аренды ТС ПАЗ-32054 ГРЗ <***>

3. Трудовой договор с водителем ФИО3

4. Договор фрахтования на перевозку работников АО «ОМУС-1». действовавший на 09.02.2023 г.

ИП ФИО1 17.02.2023 представил письменные пояснения и истребуемые документы.

22.02.2023 старшим государственным инспектором ФИО5 были взяты объяснения у ИП ФИО1 по поводу совершенного правонарушения.

22.02.2023 вынесено определение об извещении законного индивидуального предпринимателя о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении предусмотренного частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ.

01.03.2023 в 10 час. 35 мин. составлен протокол 56БА№000909 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе указано дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении 09.03.2023 г. в 10 час. 00 мин. Г. Оренбург, пер. Сакмарский, 5, о чем под роспись извещен предприниматель.

Старшим государственным инспектором ФИО5 составлен акт постоянного рейда №1/2710/154 от 09.02.2023 г. 07 час. 31 мин., согласно которого выявлены нарушения: отсутствует договор фрахтования или его копия, отсутствует заказ-наряд на предоставление ТС для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказ-наряда.

09.02.2023 старшим государственным инспектором ФИО5 были взяты объяснения у водителя ФИО3 по поводу совершенного правонарушения.

Определением №000632 от 10.02.2023 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 11.14.2 КоАП РФ и проведении административного расследования отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

10.02.2023 вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении у индивидуального предпринимателя ФИО1:

1. Сведения о должностном (ых) лице(ах) в чьи обязанности входит исполнение требований по обеспечению водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу договором фрахтования или заказ-нарядом (трудовой договор, приказ о назначении, должностная инструкция);

2. Договор аренды ТС ПАЗ-32054 ГРЗ <***>

3. Трудовой договор с водителем ФИО3

4. Договор фрахтования на перевозку работников АО «ОМУС-1». действовавший на 09.02.2023 г.

ИП ФИО1 17.02.2023 представил письменные пояснения и истребуемые документы.

22.02.2023 старшим государственным инспектором ФИО5 были взяты объяснения у ИП ФИО1 по поводу совершенного правонарушения.

22.02.2023 вынесено определение об извещении индивидуального предпринимателя о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении предусмотренного частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ.

06.03.2023 в 15 час. 35 мин. составлен протокол 56БА№000988 по делу об административном правонарушении совершенного, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе указано дата, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении 10.03.2023 г. в 12 час. 00 мин. Г. Оренбург, пер. Сакмарский, 5, о чем под роспись извещен предприниматель.

Межрегиональным территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу в постановлении 56БП№000963 от 10.03.2023 г. о привлечении к административной ответственности были указаны следующие нарушения в действиях предпринимателя:

1. Осуществлялась перевозка пассажиров по заказу с неработающим тахографом, не обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) не вставил принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и не ввел правильный РIN-код карты при осуществлении перевозки пассажиров по заказу.

Нарушены требования части 3 статьи 20 Федерального
закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 12 приложения 3 к приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
.

2. Предприниматель осуществлял перевозку людей без договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, заключенного в установленном порядке.

Нарушены требования п. 71-78 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ №1586 от 01.10.2020, ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Постановлением заместителя начальника отдела территориального отдела Государственного автодорожного надзора по Оренбургской области МТУ Федеральной службы в сфере транспорта по ПФО ФИО2 по делу об административном правонарушении 56БП№000963 от 10.03.2023 индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.14.2 и частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Предприниматель не согласился с указанным постановлением и обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Согласно части 1 пункту 2 статьи 23.36 Кодекса об административных правонарушениях к должностным лицам органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области транспортной безопасности, федеральный государственный надзор на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве - руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора), - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.24, статьями 6.25, 8.22, 8.23, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и услуг по перевозке пассажиров в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьями 11.15, 11.23, 11.26, 11.27, 11.29, 11.31, 11.33, 12.21.1 - 12.21.5, частями 4 и 6 статьи 12.23, частью 2 статьи 12.25, статьей 12.31.1, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве) настоящего Кодекса

Вопрос о привлечении к административной ответственности общества рассмотрен Территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Оренбургской области межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу, на основании ст. 3 Постановления Правительства РФ от 29.06.2021 № 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», в связи нарушением ИП ФИО1 правил перевозки пассажиров.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в области железнодорожного транспорта, гражданской авиации, торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (за исключением обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства), транспортной безопасности, за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в случае изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующих полномочий, по государственному контролю (надзору) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства, а также по контролю за осуществлением переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статьи 4 Постановления №398 от 30.07.2004 федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Оренбургской области межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому Федеральному округу, в том числе, осуществляет полномочия по проведению проверок (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Таким образом проверка, составление протокола и вынесение оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности приняты полномочным административным органом.

В соответствии с частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 (ред. от 25.08.2021) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказом Минтранса РФ от 28.10.2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Как следует из материалов дела, административный орган вменяет в вину ИП ФИО1 нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности, а именно:

- часть 3 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,

- п. 12 приложения 3 к приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

В соответствии частью 3 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств; обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи; соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации; соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно пункту 12 приложения 3 к приказу Минтранса РФ от 28.10.2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» водителям запрещается: 1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом; 2) использование тахографа без карты водителя.

Указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются требования к безопасности перевозок пассажиров и багажа, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 не обеспечил надлежащее использование тахографа при перевозке пассажиров на транспортном средстве ПАЗ-32054 государственный регистрационный знак <***>, а именно: осуществлялась перевозка пассажиров по заказу с неработающим тахографом, не обеспечивающим непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) не вставил принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и не ввел правильный РIN-код карты при осуществлении перевозки пассажиров по заказу.

В письменных объяснениях от 09.02.2023 водитель Шинкевич пояснил, что невнимательно слушал инструктаж, да еще и забыл РIN-код карты, т.к. недавно ее получил. Из – за неправильного РIN-кода карты тахограф возвращал карту.

ФИО3 состоит в трудовых отношениях с ИП ФИО1, что подтверждается представленным трудовым договором от 15.12.2022 г., в должности водителя автобуса городского и пригородного назначения.

Таким образом лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на линию, должно обеспечить соблюдение вышеуказанных требований и не допускать водителя к управлению транспортным средством при отсутствии карты водителя в установленном тахографе.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ.

Таким образом, административный орган правомерно определил именно предпринимателя в качестве субъекта вменяемого административного правонарушения.

Так же из материалов дела следует, административный орган вменяет в вину ИП ФИО1 нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности, а именно:

- п. 71-78 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ №1586 от 01.10.2020,

- ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Согласно п. 71-78 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ №1586 от 01.10.2020 (далее- Правил перевозки пассажиров), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок посадки в транспортное средство в соответствии с пунктами 74 и 75 настоящих Правил.

Порядок идентификации лиц, имеющих право посадки в транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, определяется договором фрахтования. Такая идентификация может осуществляться в том числе на основании документов, реквизиты которых указаны на материальных носителях или в электронном виде, либо посредством использования единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В случае если Федеральным законом "О транспортной безопасности" и Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу требуется формирование списка пассажиров, посадка пассажиров в транспортное средство, используемое для таких перевозок, осуществляется в соответствии с указанными списками.

Пунктом 76 Правил перевозки пассажиров предусмотрено, что договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Заказ-наряд составляется фрахтовщиком в 2 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтовщиком и фрахтователем, и должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению № 4. Первый экземпляр остается у фрахтовщика, второй вручается фрахтователю.

Согласно пункту 77 Правил перевозки пассажиров договор фрахтования или его копия, в том числе копия договора фрахтования, заключенного в электронном виде, на бумажном носителе, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала и до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок при условии исключения помех транспортным средствам, осуществляющим перевозки по регулярным маршрутам.

ФИО4 по договору аренды транспортного средства без экипажа от 01.12.2021 г. передал в аренду ИП Грину С.В. транспортное средство марки ПАЗ 32054 гос. номер <***>.

Между АО «Омское монтажное управление специализированное №1» и ИП ФИО1 заключен договор №01м/2022 на предоставление услуг транспорта и механизмов от 10.01.2022.

Согласно п. 1.1 договора по настоящему договору исполнитель обязуется оказывать услуги по предоставлению транспорта и механизмов в соответствии с условиями настоящего договора, а заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги в полном объеме, в установленные сроки и на условиях, определенных настоящим договором.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее –Федеральный закон).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона, Правительство Российской Федерации утверждает Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры и условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Согласно пункту 71 Правил, перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного договора фрахтования. Порядок оформления или формирования договора фрахтования устанавливается правилами перевозок пассажиров. Формат электронного договора фрахтования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона договор фрахтования, указанный в части 1 статьи 27 Федерального закона, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости -
количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых
предоставляется транспортное средство;

5)сроки выполнения перевозки;

6)размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство,
установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Представленный ИП ФИО1. договор на предоставление услуг транспорта и механизмов № 01м/2022 от 10 января 2022 г., заключенный с АО «Омское монтажное управление специализированное №1», не соответствует требованиям, установленным к договору фрахтования на перевозку пассажиров по заказу Правилами перевозки пассажиров и Федеральным законом, поскольку не содержит всех необходимых условий и сведений.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ.

Таким образом, административный орган правомерно определил именно предпринимателя в качестве субъекта вменяемого административного правонарушения.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств позволяет считать доказанным, что в действиях предпринимателя, имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 11.14.2 и частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина предпринимателя выражена в форме неосторожности, так как участие в хозяйственном обороте подразумевает знание основ законодательства, правил и иных норм, а ведение предпринимательской деятельности - разумной степени осмотрительности и осторожности, соблюдения норм и правил при осуществлении конкретного вида деятельности.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае материалами дела подтверждается факт нарушения предпринимателем действующего законодательства в области пассажирских перевозок и использования тахографа.

Оценив фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями, установленными статьями 65, 71, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд на основании всесторонней оценки обстоятельств дела установил, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.14.2 и частью 2 статьи 11.23 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения предпринимателем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие предпринимателем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками как противоправность и виновность.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела предприниматель извещался надлежащим образом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из 7 оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Предпринимателя малозначительности вмененного деяния. Существенная угроза заключается в его пренебрежительном отношении к выполнению своих публично-правовых обязанностей.

Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.

Исходя из выше перечисленного в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 об отмене постановления об административном правонарушении полностью и прекращении производства по делу об административном правонарушении надлежит отказать.

Вместе с тем, судом установлено, что при назначении наказания административным органом не верно назначено наказание, а именно: применен размер штрафа - 100 000 руб., предусмотренный санкцией части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административным органом при назначении наказания не было учтено примечание к статье 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

В силу ст. 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которым при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Часть 2 статьи 11.23 КоАП РФ предусматривает наказание для индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Часть 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц пятьдесят тысяч рублей.

Таким образом, к рассматриваемом случае, административному органу надлежало применить положения части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ в части назначения штрафа в размере, установленном для должностных лиц - 50 000 руб.

Следовательно, постановление о назначении административного наказания № 56БП № 000963 от 10.03.2023 подлежит отмене в части административного штрафа по статье 11.14.2 КоАП РФ, превышающего 50 000 руб.

Иные доводы, приводимые сторонами по данному спору, судом не принимаются во внимание как основанные на неверном толковании норм материального права и противоречащие материалам дела, а также в виду того, что данные обстоятельства не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 об отмене постановления заместителя начальника отдела территориального отдела Государственного автодорожного надзора по Оренбургской области МТУ Федеральной службы в сфере транспорта по ПФО ФИО2 по делу об административном правонарушении 56БП№000963 от 10.03.2023 и прекращении производства по делу об административном правонарушении отказать.

Отменить постановление о назначении административного наказания 56БП № 000963 от 10.03.2023, вынесенное Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу, в части назначенного индивидуальному предпринимателю ФИО1 административного штрафа, превышающего 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

В случае апелляционного обжалования решение суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья Е.Ю. Хижняя