Арбитражный суд Оренбургской области
460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64
по делу № А47- 4 566/2007 АК-29
г. Оренбург «05» июля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2007 г.
Решение изготовлено в полном объеме 05.07.2007 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Быковой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк, Оренбургская область) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители сторон
от заявителя: не явился, считается извещенным надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, считается извещенным надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ.
При рассмотрении дела Арбитражный суд установил.
Сотрудниками налогового органа 10.05.2007 г. на основании распоряжения заместителя начальника инспекции № 20 от 10.05.2007 г. была проведена проверка магазина «Продукты», расположенного по адресу: Оренбургская область, ж\д станция «Сара», ул. Московская, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1
В проверяемой торговой точке установлено, что на реализации в магазине находилась водка 4 наименований, на которую отсутствовали сертификат соответствия, копии справок к грузовой таможенной декларации. Кроме того, отсутствовала лицензия на право реализации алкогольной продукции, не было ценников на данную продукцию и продукция не маркирована в установленном законодательством РФ порядке акцизными марками.
Результаты проверки зафиксированы 10.05.2007 года в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В момент проверки изъята алкогольная продукция (протокол № 30 от 10.05.07 г.), взяты объяснения с продавца ФИО2 Согласно данным объяснениям, ФИО2 работает в магазине продукты у предпринимателя ЧП ФИО1 10.05.07 г. осуществляла продажу водки «Престиж» по цене 70 рублей без соответствующей лицензии для права розничной продажи алкогольной продукции, без документов по происхождению этой алкогольной продукции (сертификатов, справок к ТТН), без маркировки акцизными марками, без ценников, потому что данную водку привез для продажи ЧП ФИО1 ФИО3 и ценников мне не давал.
10 мая 2007 года составлен протокол № 30\1 об административном правонарушении, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в его присутствие. В данном протоколе индивидуальный предприниматель сделал следующую запись: «Я предприниматель ФИО1 по факту правонарушения могу пояснить следующее: водку приобретал для продажи с рук у неизвестных мне лиц, документов на эту водку они мне не дали».
Налоговый орган просит суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, за реализацию алкогольной продукции без сертификатов соответствия и копий справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации. По мнению налогового органа, нарушен п. 12, 139 «Правил продажи отдельных видов товаров», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, ст. 10-2, 16 25 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.95 г.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в отзыве на заявление пояснил, что никогда не занимался продажей водки, это дело случая, решил продать водку оставшуюся от юбилея жены. ФИО1 уже наказан, уплатил 3 000 рублей штраф в налоговую, водку, которая находилась в продаже, конфисковали. Просит его простить, так как он все понял и осознал.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования налогового органа о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 ст. 14.16 КоАП РФ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, к которым ст. 2.4 КоАП РФ отнесены индивидуальные предприниматели, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции, введённой Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 102-ФЗ, с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2006 г.) – далее Федеральный закон № 171-ФЗ, а также разделом XIX«Правил продажи отдельных видов товаров», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (в действующей редакции) (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), устанавливающим особенности продажи алкогольной продукции.
В соответствии с положениями п. 16 ст. 1 Федерального закона от № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в числе прочего, розничная продажа такой продукции.
Согласно п. 2 ст. 16 вышеназванного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации; (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Аналогичные требования содержатся и в п. 139 раздела XIXПравил продажи отдельных видов товаров. Согласно данного пункта на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
-товарно-транспортная накладная;
-копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
-копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ и в целях защиты здоровья и жизни граждан от некачественной алкогольной продукции Правительством Оренбургской области утвержден Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области (Постановление от 26 января 2006 года № 20-П). Согласно п. 10 данного Постановления № 20-П не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, без сертификатов соответствия и маркировки, установленной действующим законодательством.
Таким образом, законодателем установлено наличие определённой совокупности документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, в том числе сертификатов соответствия, справок к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию отечественного производства и справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции.
Индивидуальным предпринимателем после проведения проверки в налоговый орган и в суд не были представлены сертификат соответствия, копии справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации,разделы «А» и «Б»,на водку «Престиж», «Гвардейская», «Империя», «Золотые купола» производства р. Казахстан.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Так как реализация алкогольной продукции, осуществляемая в торговой точке, проводится от имени индивидуального предпринимателя, то за допущенные противоправные виновные действия (бездействия) при продаже алкогольной продукции, а именно за нарушение норм Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и правил продажи, административную ответственность несет, индивидуальный предприниматель, как продавец, не предпринявший все зависящие от него меры по соблюдению правил. Индивидуальный предприниматель обязан осуществлять надлежащей контроль, за соблюдением работниками установленных норм и правил продажи алкогольной продукции.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не исполнил свои обязанности продавца алкогольной продукции, то есть является виновным в совершении вменяемого правонарушения.
Факт совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16. КоАП РФ, документально подтвержден и его следует считать доказанным с позиции ст.ст. 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что правонарушение совершено впервые, обратное налоговым органом не доказано, штраф по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ должен быть минимальным.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении судом не установлено. Протокол об административном правонарушении № 30\1 от 10.05.2007 г. составлен в пределах компетенции налогового органа, установленной ст. ст. 23.50, 28.2 КоАП РФ.
Алкогольная продукция, которая налоговым органом изъята, согласно протокола изъятия алкогольной продукции от 10.05.2007 г., подлежит конфискации на основании ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 25 Федерального Закона РФ от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» как находящаяся в незаконном обороте.
Руководствуясь статей 23.1, 29.7, 29.10, 29.11, 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. Н-Покровка, Кувандыкского района, Оренбургской области; проживающего по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский район, ст. Сара, ул. Ленина, 16; ИНН <***>; основной государственный регистрационной номер записи о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 305560719300028, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 минимальных размеров оплаты труда (4 000 рублей).
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. Н-Покровка, Кувандыкского района, Оренбургской области; проживающего по адресу: Оренбургская область, Кувандыкский район, ст. Сара, ул. Ленина, 16; ИНН <***>; основной государственный регистрационной номер записи о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей 305560719300028, в доход бюджетов штраф в сумме 4 000 рублей.
3. Конфисковать водку производства г. Актюбе, р. Казахстан 4 наименований: «Престиж», 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 11.01.07 г., в количестве 16 бутылок; «Гвардейская», емкостью 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 11.01.2007 г., в количестве 12 бутылок; «Империя», 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива отсутствует, в количестве 4 бутылок; «Золотые купола», 0,5 л., крепостью 40%, дата розлива 16.01.07 г., в количестве 12 бутылок, изъятые Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области согласно протокола изъятия алкогольной продукции от 10.05.2007 г.
4. Исполнительные листы направить в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Е.Г. Цыпкина