АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-4722/2008
04 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 мая 2009 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.Ю. Карева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Суханкиной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Приволжские магистральные нефтепроводы» (г. Самара) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Оренбургской области (г. Оренбург) о признании незаконным и отмене Постановления от 02.07.2008 года о назначении административного наказания,
с участием представителей:
от заявителя: ФИО1 – юрисконсульта 1 категории (доверенность №05-05/145 от 01.07.2008 года, постоянная);
от административного органа: ФИО2 – ведущего специалиста-эксперта отдела информационного и правового обеспечения (доверенность №26 от 18.08.2008 года, постоянная).
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.04.2009 года до 23.04.2009 года.
Согласно ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, присутствующим в судебном заседании объявлялась резолютивная часть решения по делу.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Приволжские магистральные нефтепроводы» (г. Самара) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Оренбургской области (г. Оренбург) о признании незаконным и отмене Постановления от 02.07.2008 года о назначении административного наказания.
Права и обязанности представителям сторон спора разъяснены.
Отводов судье, секретарю судебного заседания, ходатайств не заявлено.
Представитель административного органа, оспариваемое Постановление считает законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы Общества, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Заслушав доводы представителей сторон спора, изучив представленные ими в дело документы, суд установил следующее.
На основании распоряжения №335 от 08.05.2008 года в период с 19 по 20 июня 2008 года должностным лицом Управления Роснедвижимости по Оренбургской области были проведены плановые мероприятия по земельному контролю в отношении ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» на предмет соблюдения земельного законодательства.
При проведении проверки административным органом было выявлено, в частности, что на земельном участке, находящемся в общей собственности и входящем в состав земель сельскохозяйственного назначения (пашни) с кадастровым номером 56:28:0:54, расположенном в северо-восточном направлении от кладбища д. Шабрино Северного района Оренбургской области, построены наземные объекты магистрального нефтепровода «Бавлы-Куйбышев»: 2 переезда через нефтепровод размером 8,5х18,5 м. (по 157 кв.м.); сточная траншея с валом размером 100х4,5 м. (450 кв.м.); 1 километровый указатель и 5 опознавательных знаков, занимающие каждый площадь земельного участка по 0,64 кв.м. (общая площадь 3,84 кв.м.). Примерные сроки строительства данных объектов по сведениям представителя общества – с декабря 2007 года по июнь 2008 года.
В ходе проверки законным представителем общества ФИО3, действующим на основании постоянной доверенности №05-05/134 от 18.06.2008, были представлены документы, а именно договор аренды №121/2007-000700 от 10.09.2007, соглашения о временном занятии земельного участка №2007-000550 от 07.01.2007, №2007-000551 от 07.01.2007, №37/14-6-Д/2007-000686 от 04.10.2007, дополнительное соглашение №1 к договору № 37/14-6-Д/2007-000688 от 03.04.2008 и дополнительное №1 к договору №37/14-6-Д/2007-000686 от 03.04.2008, выкопировки из планов земель колхозов «Прогресс» и «Светлый путь».
По итогам проведенной проверки был составлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства б/н от 19,20 июня 2008 года.
20.06.2008 года в отношении Общества должностным лицом административного органа был составлен Протокол б/н об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов проверки 02 июля 2008 года заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Северному району, главным специалистом-экспертом территориального отдела № 7 Управления Роснедвижимости по Оренбургской области ФИО4 было вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу №4, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка площадью 768 кв.м. под наземные объекты магистрального нефтепровода «Бавлы-Куйбышев»: 2 переезда через нефтепровод размером 8,5х18,5 м. каждый; сточная траншея с валом размером 100х4,5 м.; 1 километровый указатель и 5 опознавательных знаков, каждый из которых занимает площадь земельного участка по 0,64 кв.м., и привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Кроме того, административным органом 02.07.2008 года было вынесено в отношении заявителя Предписание об устранении нарушения земельного законодательства по делу №4.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, Открытое акционерное общество «Приволжские магистральные нефтепроводы» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своего требования Заявитель указывает, в частности, на то, что у Общества на момент проведения проверки имелись документы, разрешающие использовать земельный участок для возведения наземных объектов элементов обустройства магистрального нефтепровода «Бавлы-Куйбышев», а именно, договор аренды земельного участка и соглашения о временном занятии этого земельного участка, в связи с чем, по мнению заявителя, Общество было неправомерно привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, что нарушает его права и законные интересы.
Административный орган возражает по существу заявленных требований. Представитель административного органа в письменных отзывах на заявление и устных пояснениях, озвученных в ходе судебного разбирательства, указал, что Постановление вынесено с соблюдением норм действующего законодательства, а представленные заявителем документы не являются правоустанавливающими, и, соответственно, не опровергают его доводов о самовольном занятии земельного участка.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон спора, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Пунктом 1 ст. 26.1 КоАП РФ, установлено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе производства по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права, в том числе права на земельные участки, возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса РФ установлено, что договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество «Приволжские магистральные нефтепроводы» (сокращенное наименование - ОАО «Приволжскнефтепровод») является собственником магистрального нефтепровода «Бавлы – Куйбышев» (участок 0 - 321 кв. м.) диаметром 500 мм. общей протяженностью 321,0 км, принадлежащего ему на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21.03.2002 №687-р. В связи с необходимостью проведения ремонта нефтепровода и замены отдельных его участков, согласно утвержденному проекту организации строительства Г.2.000.01505/1-МН-ЦП/ГТП-0012.57.00-ПОС, между Обществом и сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхозом) «Прогресс» Северного района Оренбургской области были заключены соглашения от 07.08.2007 г. №2007-000550, от 04.10.2007 г. №37/14-6-Д/2007000688 и дополнительное соглашение к нему от 03.04.2008 г. о временном занятии земельных участков, арендуемых сельскохозяйственным производственным кооперативом «Прогресс» у пайщиков колхоза (собственников земельных участков). Также между Обществом и сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхозом) «Светлый путь» Северного района Оренбургской области были заключены соглашения от 07.08.2007 г. №2007-000551, от 04.10.2007 г. №37/15-6-Д/2007000686 и дополнительное соглашение к нему от 03.04.2008 г. о временном занятии земельных участков, арендуемых сельскохозяйственным производственным кооперативом «Светлый путь» у пайщиков колхоза (собственников земельных участков). Указанные соглашения были заключены для проведения работ по демонтажу участка магистрального нефтепровода «Бавлы-Куйбышев» и замене участков нефтепровода с подкладными кольцами, сроком на 11 месяцев и 6 месяцев соответственно. В период подготовки к этому в СПК (колхоз) «Прогресс» и в СПК (колхоз) «Светлый путь» были проведены общие собрания участников долевой собственности с повесткой дня – предоставление земельного участка во временное пользование (на срок до 11 месяцев) ОАО «Приволжскнефтепровод». Принятые решения были оформлены протоколами общего собрания членов СПК (колхоз) «Прогресс» №10 от 21.08.2007 года, СПК (колхоз) «Светлый путь» №5 от 20.08.2007 года.
Представленными Обществом в дело документами также подтверждено наличие у СПК «Прогресс» и СПК «Светлый путь» права аренды земельных участков, переданных колхозу его пайщиками на основании договоров аренды.
Учитывая, что сроки, на которые были заключены указанные выше соглашения, составляют 11 и 6 месяцев, то есть менее года, они, в соответствии с п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ, не требуют государственной регистрации.
Судом установлено, что ОАО «Приволжскнефтепровод» в 2006 году обращалось в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по вопросу оформления временно отводимых земельных участков для производства ремонтных работ на магистральных нефтепроводах, а также порядку проведения работ по устранению дефектов на нефтепроводах. В ответе от 11.08.2006 года №ВК/1198 (копия приобщена в дело) Роснедвижимость указала, со ссылкой на п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ, что поскольку регистрация договоров на временное занятие земель не требуется, то в этих случаях нет необходимости в формировании земельного участка и постановки его на государственный учет.
Суд считает, что при временном предоставлении земельных участков для целей проведения работ по устранению дефектов на нефтепроводах следует руководствоваться «Правилами охраны магистральных трубопроводов», утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 №9 и Министерством топлива и энергетики 29.04.1992 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов).
Данными Правилами установлены особые требования, как для самих предприятий трубопроводного транспорта, так и для любых организаций и граждан, производящих какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов в связи с наличием у трубопроводов статуса объектов повышенного риска.
В соответствии с п.1.2 названных Правил, переезды через нефтепровод, опознавательные знаки и иные элементы инфраструктуры нефтепровода входят в состав магистрального трубопровода, следовательно, их следует рассматривать не как самостоятельный объект права, а как неотъемлемую часть сложного сооружения (нефтепровода), обеспечивающую его нормальное функционирование.
Из положений Правил следует, что приоритетное значение в пределах охранной зоны магистральных нефтепроводов имеет их использование для целей обеспечения нормальной работы нефтепровода и его охраны, в том числе для земель сельскохозяйственного назначения, по площади которых проходит нефтепровод.
Пунктами 4.1-4.5,5.1-5.14 «Правил охраны магистральных трубопроводов» по сути установлен публичный сервитут использования земельного участка, на площади которого проходит магистральный нефтепровод, в том числе и в целях его ремонта, что соответствует положениям п. 2, пп.2 п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ, предусматривающего возможность установления публичного сервитута для таких целей.
При этом акт государственного органа - распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21.03.2002 №687-р устанавливает право собственности на весь объект недвижимого имущества - магистральный нефтепровод, в том числе и на все иные объекты, предназначенные для его обслуживания и входящие в состав магистрального нефтепровода.
В связи с изложенным, суд считает безосновательной ссылку административного органа на нарушение Обществом Федерального закона от 24.07.2002 года №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку в ст. 1 указанного Закона установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Магистральный нефтепровод «Бавлы-Куйбышев» является сооружением, и действие вышеназванного закона на земельные участки, на которых проходит нефтепровод, не распространяется. Соответственно, довод Управления Роснедвижимости относительно необходимости постановки земельного участка, переданного во временное пользование на государственный кадастровый учет (в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ-101 от 24.07.2002 г.), суд признает безосновательным.
Судом также отклоняется ссылка административного органа на положения ст. ст. 13,14 Федерального закона от 24.07.2002 года №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ввиду того, что его действие, как отмечалось выше, не распространяется на земельные участки, занятые сооружениями, в том числе и нефтепроводами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения, в связи с чем, считает, что требование заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями ст. ст. 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,
РЕШИЛ:
1. Заявленное Открытым акционерным обществом «Приволжские магистральные нефтепроводы» (г. Самара) требование, удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить Постановление о назначении административного наказания от 02.07.2008 года, вынесенное Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Оренбургской области (г.Оренбург).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья А.Ю. Карев