АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. 9 января 64, г. Оренбург, 460046
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-4742/2008 АК-30
18 декабря 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2008 года
В полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2008 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вернигоровой Ольги Алексеевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пикмулиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Оренбург к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 6 от 09.07.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – адвоката (доверенность б/№ от 16.01.2008 г., постоянная);
от Департамента Оренбургской области: не явился, извещены надлежаще, в порядке ст. 123 АПК РФ;
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.12.2008 г. по 15.12.2008 г. на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 6 от 09.07.2008г.
Права и обязанности разъяснены, в порядке установленном АПК РФ.
Отводов составу суда, секретарю судебного заседания не заявлено.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области (свидетельство серии 56 №001057329) и осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии №АСС-56-004414 от 26.10.2005г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) порядка ценообразования Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - департамент, ответчик, административный орган) 03.07.2008г. в присутствии представителя по доверенности ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 5, из которого следует, что предпринимателем нарушен установленный порядок ценообразования, что выразилось в завышении предельного тарифа на перевозку пассажиров общественным транспортом в городском сообщении, а именно: применялся тариф 12 рублей за поездку вместо 10 рублей.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 03.07.2008г. директором департамента вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 5 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В связи с допущенной ошибкой в постановлении № 5 (в части определения размера штрафа), данное постановление отменено Департаментом на основании Приказа от 08.07.2008 г. № 01-04/9 и 09.07.2008 г. вынесено новое постановление по делу об административном правонарушении № 6 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 7).
Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением, просит постановление Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 6 от 03.07.2008 года отменить.
Доводы заявителя сводятся к тому, что предприниматель осуществлял перевозку пассажиров коммерческим транспортом, и, следовательно, порядок регулирования тарифов, предъявляемый ко всем видам общественного транспорта на него не распространяется. По мнению заявителя, деятельность предпринимателя не относится к кругу предприятий, на которые распространяется действие Постановления Правительства Оренбургской области от 19 марта 2008 г. № 107-п., следовательно, и не допускал нарушения порядка ценообразования.
В свою очередь Департамент заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что коммерческая деятельность предпринимателя по перевозке пассажиров соответствует понятию общественного транспорта, следовательно на заявителя распространяется действие Закона Оренбургской области от 05.07.2001 № 259/295-ΙΙ-ОЗ «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области» и постановления Правительства Оренбургской области от 19 марта 2008 г. № 107-п «Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городах и других населенных пунктах Оренбургской области».
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов представил письменное ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения, где просит суд в соответствии с п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 148 АПК РФ оставить заявление ИП ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2008 г. без рассмотрения.
Ходатайство судом отклоняется на основании ст. 159 АПК РФ.
Заслушав доводы и пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ. Органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ (части 1 и 1.1 статьи 23.51 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе руководители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, в субъектах Российской Федерации, их заместители (часть 2 статьи 23.51 КоАП РФ).
В соответствии с разделом 4 Положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005г. №141-ук «Об утверждении положения, структуры и численности департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов», для осуществления своих функций и возложенных полномочий департамент имеет право проводить проверки организаций независимо от их организационно-правовых форм по вопросам формирования и применения цен и тарифов; предъявлять обязательные к исполнению должностными лицами предписания об устранении нарушений действующего порядка ценообразования и применения цен, устанавливать сроки ликвидации нарушений; рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, налагать штрафы и административные взыскания на руководителей организаций, должностных лиц и граждан.
Таким образом, проведение проверки, составление протокола об административном правонарушении и вынесение в отношении предпринимателя оспариваемого постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом, с соблюдением требований статьи 23.51 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение регулируемого государством порядка ценообразования, завышение или занижение цен, установленных надбавок.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительством Российской Федерации 07.03.1995г. принято постановление № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утвержден, в том числе, перечень транспортных услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В соответствии с названным перечнем органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право вводить на территории субъекта Российской Федерации государственное регулирование тарифов и надбавок, в частности, на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.03.2008 № 107-р, установлена предельно допустимая плата в размере 10 рублей с одного пассажира при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в г.Оренбурге в микроавтобусах вместимостью до 15 человек включительно.
Факт осуществления перевозок пассажиров по городским маршрутам и взимания платы за перевозку одного пассажира в размере 12 рублей в используемом предпринимателем транспортном средстве, установлен судом на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств и их надлежащей оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Более того, заявителем не отрицается тот факт, что перевозка пассажиров осуществлялась по тарифу 12 рублей, который был самостоятельно установлен предпринимателем.
Из положений частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностные лица, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.
Виновность предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Заявитель не оспаривает, что взимаемая плата за проезд превышает установленные нормативными актами тарифы, при этом предприниматель ссылается на то обстоятельство, что деятельность ИП ФИО1 не относится к кругу предприятий, на которые распространяется действие Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.03.2008 № 107-р.
Указанный довод заявителя судом не принимается по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Доказательств того, что по автобусным маршрутам осуществляется перевозка пассажиров по обращению любого гражданина или юридического лица в индивидуальном порядке, то есть на разных для каждого потребителя условиях, предпринимателем не представлено. Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что деятельность по перевозке пассажиров осуществляется предпринимателем регулярно, по определенному маршруту, на общих для всех пассажиров условиях.
Кроме того, согласно ст. 3 Закона Оренбургской области от 05.07.2001г. «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области» под пассажирским транспортом общего пользования понимаются автобусы, наземный электрический пассажирский транспорт и легковые автомобили, осуществляющие перевозки пассажиров и функционирующие в соответствии с установленными правилами. Под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира или груза обязанность доставить пассажира и сданный им багаж или вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж или груз уполномоченному на его получение лицу.
Согласно заключенному договору между Администрацией г.Оренбурга и ФИО1 от 10.08.2007г. №7т/1 на осуществление пассажирских перевозок Администрация г.Оренбурга обязуется предоставить ФИО1 возможность использования муниципальной транспортной сети (объектов городской инфраструктуры) при осуществлении пассажирских перевозок. В свою очередь, ФИО1 обязуется в процессе осуществления перевозок строго соблюдать утвержденные Администрацией г.Оренбурга схему и график движения транспортных средств по маршруту и производить расчет с пассажирами по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, заявитель, при оказании услуг при перевозке пассажиров в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» имел право взимать плату за данную услугу в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.03.2008 № 107-р, то есть не более 10 рублей.
Таким образом, довод заявителя о том, что осуществляемая им деятельность не является деятельностью по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, судом отклоняется как не основанный на материалах дела.
В соответствии с положениями 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или в присутствии его законного представителя. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления правонарушителю таких гарантий дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, или его законного представителя, защитника о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. В случае надлежащего извещения данного лица протокол может быть составлен и в отсутствие таких лиц, поскольку их неявка или уклонение не могут препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него законом задач.
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Материалами дела подтверждается, что при составлении протокола присутствовал 03.07.2008г. представитель предпринимателя ФИО3 на основании доверенности от 13.05.2008г., согласно которой он имеет право представлять интересы предпринимателя в учреждениях и организациях по всем вопросам, в том числе подавать, получать от имени предпринимателя документы, информацию, расписываться за него и совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения. Данный представитель также присутствовал при вынесении оспариваемого постановления на основании указанной доверенности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем извещении департаментом предпринимателя о времени и месте составления протокола, рассмотрение материалов дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в связи с допущенной ошибкой в постановлении № 5 от 03.07.2007 г. Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, на основании Приказа № 01-04/9 от 08.07.2008 г. отменил указанное постановление и вынес новое постановление № 6 от 09.07.2007 г.
Однако, согласно положениям статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм материального права административный орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, не вправе отменить либо изменить данное постановление.
Кроме того, арбитражным судом Оренбургской области, в рамках дела А47-4482/2008 постановление по делу об административном правонарушении №5 от 03.07.2008 года, вынесенное Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, признано незаконным и подлежащим отмене. Решение суда вступило в законную силу.
Таким образом, поскольку постановление № 5 от 03.07.2008г. вынесено незаконно, при этом, Департамент Оренбургской области не имел законных оснований для отмены собственного постановления, суд считает необходимым признать постановление по делу об административном правонарушении № 6 от 09.07.2008 г. незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление следует признать незаконным.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с положениями п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, ч. 2 ст. 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении ходатайства Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов об оставлении заявления без рассмотрения отказать.
2. Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (г.Оренбург) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении №6 от 09.07.2008 года, вынесенное Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (г.Оренбург).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья О.А. Вернигорова
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. 9 января 64, <...>
e-mail: info@orenburg.arbitr.ru
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Оренбург Дело № А47-4742/2008 АК-30
15 декабря 2008 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Вернигоровой Ольги Алексеевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пикмулиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Оренбург к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 6 от 09.07.2008 г.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, ч. 2 ст. 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении ходатайства Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов об оставлении заявления без рассмотрения отказать.
2. Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (г.Оренбург) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении №6 от 09.07.2008 года, вынесенное Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (г.Оренбург).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья О.А. Вернигорова