АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-4862/2019
08 июля 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А. Александрова, рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление
индивидуального предпринимателя ФИО1 (с.Курманаевка, Курманаевский район, Оренбургская область, ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Департаменту Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (г.Оренбург)
об изменении наказания в виде штрафа на предупреждение по постановлению № 1 от 29.03.2019 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без вызова сторон, извещенных надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Определением от 19.04.2019 Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии со статьей 227 АПК РФ признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощенного производства и предложил заинтересованному лицу в срок до 20.05.2019 представить отзыв на заявление.
В срок до 10.06.2019 стороны вправе были представить друг другу и в арбитражный суд дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
20.05.2019 от Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в материалы дела поступил письменный отзыв на заявление, копии материалов проверки.
Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принято путем подписания судьей резолютивной части решения 17.06.2019 и размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласно части 1 статьи 229 АПК РФ.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение (часть 2 статьи 229 АПК РФ).
Заявителем 01.07.2019 представлено ходатайство о составлении мотивированного решения.
Заявитель просит суд изменить наказание в виде штрафа на предупреждение по постановлению № 1 от 29.03.2019 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, которая, по мнению предпринимателя, не обоснованно и не мотивированно не применена Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, поскольку является субъектом малого и среднего предпринимательства с 10.10.2018. Считает, что мера наказания для предпринимателя слишком суровая.
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов согласно отзыву считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, а доводы, изложенные в заявлении, - необоснованными и несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
05.09.2018 ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***> и осуществляет деятельность стоянок для транспортных средств.
В отношении ИП ФИО1 на основании обращения директора ООО «Автоплюс» (поступившего 06.03.2019) и.о. прокурором Курманаевского района Оренбургской области, юристом 1 класса ФИО2 принято решение о проведении проверки № 10 от 07.03.2019 исполнения предпринимателем законодательства о регулировании тарифов в сфере оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 07.03.2019.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Курманаевского района Оренбургской области, установлено, что между ООО «ОЗНХ-Сервис» (арендатор) и ИП ФИО1 (субарендатор) заключен договор субаренды недвижимого имущества № 15/19-ОС от 25.01.2019, по условиям которого арендатор с согласия арендодателя представляет субарендатору во временное пользование за плату часть земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 100 кв. м. Целевым назначением объекта является использование для автомобильной стоянки. Срок субаренды объекта составляет до 31 июля 2019 года с момента его принятия субарендатором по акту приема-передачи.
01.02.2019 между ООО «ОЗНХ-Сервис» и ИП ФИО1 подписан акт приема-передачи недвижимого имущества.
В соответствии с приказом № 1 от 01.01.2019, подписанным ИП ФИО1, установлены следующие размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Курманаевского района: перемещение транспортного средства - 2644,00 руб. за 1 транспортное средство; перемещение транспортного средства – 71,00 руб. за 1 км.; хранение транспортного средства: категории А – 35,35 руб. за час.; категории В и D массой до 3,5 т. – 70,70 руб. за час.; категории D массой более 3,5 т., С и Е - 140,40 руб. за час.; негабаритные транспортные средства - 210,60 руб. за час.
Согласно объяснениям предпринимателя от 07.03.2019 торги по осуществление деятельности по хранению и перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории МО Курманаевский район не проводились, размер платы за перемещение и хранении задержанных транспортных средств установлен самим предпринимателем на основании приказа № 1 от 01.01.2019. За период осуществления деятельности предприниматель 2 раза предоставлял услуги по хранению задержанных транспортных средств, 1 раз перемещение, несколько раз устанавливались замки на колеса транспортных средств для их хранения на месте задержания. Данные услуги оказывались по тарифам, утвержденным приказом № 1 от 01.01.2019.
По факту выявленного нарушения прокуратурой Курманаевского района Оренбургской области в отношении заявителя вынесено постановление от 07.03.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
07.03.2019 прокуратурой Курманаевского района Оренбургской области собранный материал по делу об административном правонарушении направлен в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
Определением Департамента от 15.03.2019 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, 29.03.2019 с участием представителя предпринимателя в отношении ИП ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
ИП ФИО1 не согласился с постановлением Департамента и обжаловал его в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В ст. 26.1 КоАП РФ указано, что выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области ценообразования и регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
Согласно ч. 10 ст. 37.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 25.06.2012 № 877/249-V-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата задержанных транспортных средств" определен порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, а также возврата задержанных транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 25.06.2012 № 877/249-V-ОЗ перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат на территории Оренбургской области осуществляются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке, осуществляющими соответствующие виды деятельности и отобранными по результатам торгов по выбору исполнителя услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и (или) их хранению (далее - исполнитель услуг). Порядок проведения торгов по выбору исполнителя услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и (или) их хранению утверждается Правительством Оренбургской области.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 25.06.2012 № 877/249-V-ОЗ стоимость перемещения и хранения транспортного средства оплачивает лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется в сроки и по тарифам, установленным органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным в сфере регулирования цен и тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18.11.2016 № 106-т/с "Об определении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Оренбургской области" определены базовые уровни тарифов на перемещение задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ транспортных средств на специализированную стоянку и базовые уровни тарифов на хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке на территории Оренбургской области в следующих размерах (в период с 21 ноября 2016 года по 31 декабря 2019 года): перемещение транспортного средства - 1540,00 руб. за единицу; хранение транспортного средства: Категории A - 29,40 руб./час.; Категории B и D массой до 3,5 т - 59,20 руб./час.; Категории D массой более 3,5 т, C и E - 117,10 руб./час.; Негабаритные транспортные средства - 180,30 руб./час.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом № 1 от 01.01.2019, подписанным самим ИП ФИО1, установлены следующие размеры платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Курманаевского района: перемещение транспортного средства - 2644,00 руб. за 1 транспортное средство; перемещение транспортного средства – 71,00 руб. за 1 км.; хранение транспортного средства: категории А – 35,35 руб. за час.; категории В и D массой до 3,5 т. – 70,70 руб. за час.; категории D массой более 3,5 т., С и Е - 140,40 руб. за час.; негабаритные транспортные средства - 210,60 руб. за час.
Принимая во внимание, что базовые уровни тарифов на оказание услуг за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки являются установленными Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 18.11.2016 № 106-т/с, в Департамент по вопросу утверждения тарифа предприниматель не обращался, суд первой инстанции соглашается с выводом административного органа о том, что ИП ФИО1 нарушил установленный порядок регулирования тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Оренбургской области.
Доказательствами совершения заявителем административного правонарушения являются акт проверки от 07.03.2019, постановление прокурора от 07.03.2019 о возбуждении в отношении ИП ФИО1 дела об административном правонарушении, а также иные собранные по делу об административном правонарушении доказательства.
Выявленные нарушения образуют событие правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судом при исследовании материалов дела не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии ИП ФИО1 своевременных и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Следовательно, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как указано в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции не установлено.
Статьей 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается наказание в виде предупреждения.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если этим кодексом не установлено иное.
Из анализа приведенных норм КоАП РФ следует, что статья 4.1.1 данного Кодекса применима в отношении административных правонарушений, за исключением составов, перечисленных в части 2 этой статьи, при наличии совокупности следующих условий: 1) лицо, привлекаемое к ответственности, является субъектом малого и среднего предпринимательства, либо его работником; 2) административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, совершено таким лицом впервые, (предупреждение не может быть назначено лицу до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях); 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Именно эти обстоятельства подлежат исследованию и установлению в целях выяснения возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Довод предпринимателя о необходимости применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замене административного наказания в виде штрафа 50 000 руб. на предупреждение, не может быть принят во внимание, поскольку положения данной статьи распространяются лишь на правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Данный контроль осуществляется в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом указанный Закон не применяется при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 1 этого Закона его положения не распространяются на проведение прокурорского контроля (надзора).
Кроме того, административным органом установлено причинение предпринимателем имущественного ущерба, выраженного во взимании платы за перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, установленной приказом ИП ФИО1 № 1 от 01.01.2019.
Учитывая вышеизложенное, оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах заявитель правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявленного требования у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Государственной пошлиной данная категория дел не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А.А.Александров