ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5087/2022 от 22.06.2022 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург                                                                Дело № А47-5087/2022  

27 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена        июня 2022 года

В полном объеме решение изготовлено        июня 2022 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Третьякова Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Пономарёвского района Оренбургской области Турыгина А.А. (с.Пономарёвка, Пономарёвский район, Оренбургская область) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (с.Пономарёвка, Пономарёвский район, Оренбургская область, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч.2 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.03.2022).

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО2,

лицо, привлекаемое к административной ответственности: ФИО1

На основании ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.

Прокурор Пономарёвского района Оренбургской области (далее по тексту – заявитель,  прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – предприниматель, ИП ФИО1, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ).

В обоснование заявления о привлечении к административной ответственности заявитель указывает, что предприниматель осуществлял запрещенный для него лицензируемый вид деятельности по обороту  алкогольной продукции, поскольку в принадлежащем ему магазине выявлен факт реализации алкогольной продукции – водки.

Предприниматель письменный отзыв на заявление в материалы дела не представил, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

На основании решения прокуратуры №178 от 19.10.2021 в отношении предпринимателя проведена проверка исполнения федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

По результату проверки прокуратурой установлен факт реализации предпринимателем в принадлежащем ему кафе «Талисман по адресу: с.Пономарёвка, Пономарёвский район, Оренбургская область, ул. Терешковой, д. 2/8, алкогольной продукции.

В объяснениях от 20.10.2021 предприниматель не отрицает факт нахождения указанной продукции, ссылаясь на то, что данная алкогольная продукция осталась после проведения банкетов.

По  факту реализации алкогольной продукции в кафе прокуратурой с участием предпринимателя 31.03.2022 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Действия предпринимателя квалифицированы по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ.

В заявлении, поданном  в арбитражный суд в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ, заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом указанного административного правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону состава названного правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности по розничной реализации алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.

Лицензируемым видом деятельности, в силу статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" является деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.

Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией. Нарушение данного запрета влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

В ходе судебного заседания предприниматель признала факт совершения административного правонарушения, раскаялась в совершении данного деяния, просила строго не наказывать.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт наличия в действиях предпринимателя события вменяемого правонарушения по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.

В данном случае предприниматель имел возможность для соблюдения требований законодательства, однако, предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения нормативных требований к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции материалами дела не подтверждено и предпринимателем не представлено.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, избирая лицензируемый вид предпринимательской деятельности, осознавая, что им не может быть получено разрешение на ее осуществление, ввиду прямого законодательного запрета реализации алкогольной продукции индивидуальным предпринимателям, допускает нарушение правил государственной разрешительной системы, действующих на всей территории Российской Федерации.

Поскольку предприниматель, в данном случае, сознавал противоправный характер своего действия (бездействия) по реализации алкогольной продукции при наличии законодательного запрета реализации предпринимателям и без лицензии, предвидел его вредные последствия, но относился к ним безразлично, суд приходит к выводу о наличии вины предпринимателя в совершении вмененного правонарушения в форме умысла (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).

Наличие объективных препятствий для соблюдения предпринимателем нормативных требований к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции материалами дела не подтверждено.

При таких обстоятельствах факт наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со статьей 65, частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На момент рассмотрения дела судом установленный ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к ответственности не истек.

Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении арбитражным судом не выявлено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает факт совершения данного правонарушения впервые (доказательств обратного административным органом не представлено), раскаяние лица в совершении правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность по смыслу статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом в ходе рассмотрения дела не установлены.

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное правонарушение малозначительным, судом также не установлено. Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности, затрагивает экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

Оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного штрафа на предупреждение для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства,  суд также не усматривает, поскольку вменяемое предпринимателю административное правонарушение создает угрозу вреда жизни и здоровью людей, приобретающих алкогольную продукцию, находящуюся в незаконном обороте.

Ответственность по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В данном случае суд считает необходимым назначить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа без применения дополнительного наказания в виде конфискации, поскольку изъятая у предпринимателя алкогольная продукция находится в незаконном обороте и подлежит уничтожению в порядке, предусмотренном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, в том числе незначительное количество обнаруженной алкогольной продукции, суд полагает возможным назначить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,   а именно в размере 50000 руб., который, по мнению суда, будет являться соразмерным последствиям допущенного нарушения и будет соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений со стороны предпринимателя.

Госпошлиной данная категория дела не облагается.

Руководствуясь статьями 167-176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (адрес регистрации: с.Пономарёвка, Пономарёвский район, Оренбургская область, ул.Коммунистическая, д. 108, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.11.2019; дата рождения: 28.10.1981; место рождения: с.Новобогородск Пономарёвского района Оренбургской области) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (адрес регистрации: с.Пономарёвка, Пономарёвский район, Оренбургская область, ул.Коммунистическая, д. 108, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.11.2019; дата рождения: 28.10.1981; место рождения: с.Новобогородск Пономарёвского района Оренбургской области) в доход федерального бюджета штраф в размере 50000 рублей.

3. Алкогольную продукцию, изъятую протоколом осмотра от 19.10.2021: водка «Пшеничная», объемом 0,5л, 1 бутылка, водка «Нектар колоска», объемом 0,5л,  2 бутылки,вино столовое сухое красное «Саперви», алк.11-13%, объем 0,75 л; находящуюся на хранении в  здании прокуратуры Пономаревского района по адресу: <...>, уничтожить в порядке, предусмотренном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027.

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

УФК по Оренбургской области (УФССП России по Оренбургской области, л/с <***>)

БИК 015354008

ИНН <***>

КПП 561101001

Расчетный счет: <***>

Корр.счет: 40102810545370000045

ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ БАНКА РОССИИ //  УФК по Оренбургской области, г.Оренбург

ОКТМО 53701000

КБК 322 116 01141019002140.

Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу.

Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области  с обязательным указанием номера дела.

Решение  направить судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ, ст.ст. 32.2 и 32.4 КоАП РФ.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья                                                                    Н.А.Третьяков