ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5143/09 от 25.08.2009 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург   Дело № А47-5143/2009

25 августа 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2009 г.

В полном объеме решение изготовлено 28.08.2009 г

Арбитражный суд Оренбургской области в составе председательствующего Н.И.Говыриной,

судей Л.Н. Книгиной, Е.Г. Цыпкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н.Поляковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюпредпринимателя ФИО1, Оренбургская область, г. Новотроицк к Администрации Муниципального образования город Новотроицк, Оренбургская область, г. Новотроицк о признании недействительным подп. 2.7 п. 2 Постановления № 367-п от 10.03.2009 г.

при участии:

от заявителя: ФИО2 – представитель (доверенность б/н от 01.07.2009 г.);

от ответчика: не явились,

Заявление рассмотрено в открытом судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 11, ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Установил:

Предприниматель ФИО1 просит суд признать недействительным подп. 2.7 п. 2 Постановления № 367-п от 10.03.2009 г. в соответствии с уточненным заявлением предпринимателя без даты, полученным судом 09.07.2009 г. за вх.№ 6494.

Администрация Муниципального образования город Новотроицк в отзыве от 05.08.2009 г. № 01-10-2038 просит суд в удовлетворении заявления отказать в связи с его неправомерностью.

Ответчик о месте и времени судебного разбирательства извещен уведомлением № 53428.

Ходатайств, отводов лицами, участвующими в деле не заявлено. Правовых оснований для отложения судебного разбирательства не имелось.

Изучив материалы арбитражного дела и законодательство, регулирующее спорные правоотношения, арбитражный суд признал заявление предпринимателя ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим правовым основаниям.

В силу ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Как видно из заявлений предпринимателя ФИО1, он арендовал земельный участок площадью 786 кв.м., что подтверждается договором аренды. В мае 2008 г. предприниматель выкупил указанный земельный участок и стал собственником. После оформления земельного участка, ответчиком ему был выставлен счет для оплаты за аренду земельного участка за период с 17.01.2008 г. по 30.04.2008 г. в сумме 322434, 97 рублей.

Основанием к начислению арендной платы стало Постановление главы МО г. Новотроицк № 226-п от 28.02.2008 г. Не согласившись с расчетом арендной платы и примененным коэффициентом, предприниматель обратился с заявлением в прокуратуру города.

После проверки прокурором законности Постановления главы МО г. Новотроицк № 226-п от 28.02.2008 г. в указанное постановление были внесены изменения, что подтверждается Постановлением главы МО г. Новотроицк № 367-п от 10.03.2009 г.

Однако новое постановление сути значений указанных в Приложении № 2 не изменило, коэффициент арендатора как был, так и остался 95% или 0,95.

Чем объясняется применение коэффициента 95% вместо коэффициента 2007 г. 12% предпринимателю в администрации пояснить не смогли, сославшись на экономические трудности города.

Заявитель считает, что применяемый коэффициент арендатора должен быть экономически обоснованным и не подталкивать предпринимателей к банкротству.

Постановление главы № 367-п от 10.03.2009 г. в средствах массовой информации (городская газета «Гвардеец труда») не публиковалось, и о коэффициенте арендатора предприниматель узнал только после предъявления счета на оплату.

В соответствии со ст. 38 Устава города Новотроицка муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после из официального опубликования.

Согласно ст. 35 Устава, постановления и распоряжения главы муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов.

В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2007г. №456-п «Об утверждении порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области» размер арендной платы за использование земельных участков определяется по формуле:

A=S х Бап х Ка,

Где:

А - размер годовой арендной платы за земельный участок

S - площадь земельного участка

Бап - базовая ставка арендной платы за земельные участки в размере кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования в рублях

Ка - коэффициент арендатора, устанавливаемый в процентном отношении от кадастровой стоимости.

Учитывая, что коэффициент арендатора является составной частью формулы расчета арендной платы за земельные участки, увеличение этого коэффициента автоматически влечет увеличение размера арендной платы за землю.

Как видно из Дополнительных Соглашений к договору аренды земельного участка № 498 от 25.01.1999 г. за период с 01.01.2008 г. по 16.01.2008 г. коэффициент арендатора (ставка арендной платы) установлена 12% от кадастровой стоимости земельного участка а с 17.01.2008 г. по 31.12.2008 г. (после принятия Постановления главы г.Новотроицка) коэффициент арендатора равен 95% кадастровой стоимости.

Таким образом, при коэффициенте арендатора 12%

Годовая арендная плата составляет:

1409,62 х12% х 786,0= 13295536руб.

Где:

1409,62 руб. кадастровая стоимость 1кв.м. земельного участка

786,8 кв.м. площадь земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка - 1107961,32руб.

При коэффициенте арендатора 95%

Годовая арендная плата составляет:

1409,62 х 95% х786,0 =1052563,25руб.

Увеличение арендной платы по сравнению с предыдущим периодом составило 8 раз.

При этом какие - либо расчеты, связанные с экономическим обоснованием повышенной стоимости земельных участков данного вида разрешенного использования в 2008 г. органом местного самоуправления не представляются.

Не согласившись с заявлением предпринимателя, Администрация МО г. Новотроицк в своем отзыве от 05.08.2009 г. № 01-10-2038 пояснила следующее.

Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органа местного самоуправления на самостоятельное обеспечение сбалансированности бюджета и эффективность использования бюджетных средств.

В соответствии с действующим законодательством главой муниципального образования город Новотроицк были изданы постановление № 226-п от 28.02.2008 г. «Об утверждении порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город Новотроицк» и постановление № 367-п от 10.03.2009 г. «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования город Новотроицк от 28.02.2008 г. № 226-п», утвердившие порядок определения размеров арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город Новотроицк, а также утвердившие ставки арендной платы за землю в зависимости от категорий арендаторов.

В соответствии со статьей 35 Устава муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме; 3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 4) постановления и распоряжения главы муниципального образования, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом. 5) приказы, распоряжения должностных лиц. Все эти документы касаются разных сфер деятельности муниципального образования город Новотроицк и имеют разную направленность - затрагивают как интересы всего населения муниципального образования город Новотроицк, так и отдельные категории граждан.

Таким образом, в систему муниципальных правовых актов входят как муниципальные правовые акты, распространяющие свое действие на всех граждан муниципального образования город Новотроицк, так и муниципальные правовые акты (распоряжения главы муниципального образования город Новотроицк по внутрихозяйственной деятельности администрации муниципального образования город Новотроицк как юридического лица, подобные приказы, распоряжения должностных лиц местного самоуправления, постановления главы муниципального образования город Новотроицк), затрагивающие отдельные категории граждан и имеющие узко специфический характер.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), Постановления главы муниципального образования город Новотроицк № 226-п от 28.02.2008 г. № 367- п от 10.03.2009 г. не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина муниципального образования город Новотроицк, не являются обязательным для исполнения каждым человеком и гражданином муниципального образования город Новотроицк, распространяют свое действие на отдельную категорию лиц арендующих земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город Новотроицк, в связи с чем, вышеназванные муниципальные акты в средствах массовой информации опубликованы не были.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3aявителем в качестве нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу относительно постановлений главы муниципального образования г. Новотроицк № 226-п от 28.02.2008 г., № 367-п от 10.03.2009 г., указан Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», в частности, сделана ссылка на ст. 1, ст. 21 данного Закона, Федеральным законом от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской федерации...» был признан утратившим силу с 1 января 2006 г. Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», за исключением статьи 25, в связи с чем, данный Закон не может быть применим как нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу относительно постановлений главы муниципального образованиягород Новотроицк № 226-п от 28.02.2008 г,, № 367-п от 10.03.2009 г.

Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Земельным кодексом Российской Федерации статьей 61 указано, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Информационным письмом от 13.08.2004 г. № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении Арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» в пункте 15 указал, что не предусматривают возможности оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актов, в частности. Земельный кодекс Российской Федераций, Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с этим нормативные правовые акты - постановление главы муниципального образования город Новотроицк № 226-п от 28.02.2008 г. «Об утверждении порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город Новотроицк» и постановление главы муниципального образования город Новотроицк № 367-п от 10.03.2009 г. «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования город Новотроицк от 28.02.2008 г. № 226-п» - не могут быть оспорены в арбитражном суде, в частности, в Арбитражном суде Оренбургской области.

Арбитражный суд признал правовую позицию ответчика не правомерной, так как в силу п. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ответчик признает, что нормативный акт не был опубликован.

Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии необходимости опубликования оспариваемого нормативного акта в средствах массовой информации, в связи с тем, что он не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина МО г. Новотроицк, а затрагивает только права и интересы отдельной категории лиц, арендующих земельные участки, как основанный на неправильном толковании законодательства.

Именуемая ответчиком отдельная категория лиц, подпадает под понятие неопределенного круга лиц, и следовательно, оспариваемый нормативный акт подлежал обязательному опубликованию в средствах массовой информацией.

Довод ответчика о неподведомственности Арбитражному суду данного спора в связи с тем, что Земельный кодекс РФ не может быть оспорен в Арбитражном суде, судом отклоняется, также в связи с неправильным толкованием норм права.

Предприниматель ФИО1 не оспаривает нормы Земельного кодекса РФ.

Подтверждением правомерности требований предпринимателя является Постановление главы МО г. Новотроицк № 496-п от 31.03.2009 г. в котором оспариваемый нормативный акт признан утратившим силу.

Кроме того, Арбитражный суд считает необходимым отметить, что расчеты коэффициента арендатора не подтверждены экономическим обоснованием, соответствующими расчетами коэффициента, что также ставит под сомнение правомерность коэффициента, определенного ответчиком и установленного для данного арендатора.

В связи с изложенным арбитражный суд признал, что обязанность, установленная ч. 6 ст. 194 АПК РФ, ответчиком не выполнена. Права и законные интересы предпринимателя ФИО1 нарушены и подлежат защите и восстановлению.

В соответствии с подп. 1 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ задачей арбитражного суда является защита нарушенных прав и законных интересов лица.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового Кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 г. признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная истцом (подателем жалобы) государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 данного Кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный с у д

Решил:

1. Заявление предпринимателя ФИО1, Оренбургская область, г. Новотроицк удовлетворить.

2. Признать оспариваемый подп. 2.7 п. 2 нормативного правового акта Постановления главы муниципального образования город Новотроицк № 367-п от 10.03.2009 г. не соответствующим ст. 15, ст.18 Конституции РФ, п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ, ст. 22, ст. 65 Земельного кодекса РФ и не действующим в этой части.

3. Взыскать с Администрации муниципального образования город Новотроицк в пользу предпринимателя ФИО1 100 рублей расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист выдать заявителю.

4. Возвратить предпринимателю ФИО1 100 рублей расходов по государственной пошлине из федерального бюджета, выдав справку.

5. Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции в течении месяца со дня его вступления в законную силу.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда www.18aac.ru или интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Председательствующий Н.И.Говырина

Судьи Л.Н.Книгина

Е.Г. Цыпкина