АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург Дело № А47-525/2019
01 апреля 2019 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Е.Г. Цыпкиной,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по жалобе без номера и без даты общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» (195025, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (г.Оренбург) о признании незаконным и отмене постановления № 227и от 25.12.2018 по делу № 08-03-24/112/4-2018 о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии со статьей 123АПК РФ.
Определением от 25.01.2019 Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии со статьей 227 АПК РФ признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощенного производства и предложил административному органу в срок до 15.02.2019 представить отзыв на заявление.
В срок до 11.03.2019 стороны вправе были представить друг другу и в арбитражный суд дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Стороны извещены надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства на основании части 1 статьи 123 АПК РФ.
Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.
18.03.2019 подписана и 19.03.2019 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.
25.03.2019 от Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской в электронном виде поступило ходатайство о составлении мотивированного решения по настоящему делу.
Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее – заявитель, ООО «Агроторг», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 227и от 25.12.2018 по делу № 08-03-24/112/4-2018 о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что событие вменяемого административного правонарушения отсутствует, так как фактически продажа алкогольной продукции по цене ниже минимальной розничной цены не допущена.
ООО «Агроторг»в заявлении указывает, что в обществе принята программа лояльности, правила которой утверждены на уровне компании 18.07.2017 года. Указанная программа подразумевает возможность покупателями накапливать баллы за покупки и списывать их при оплате товара. Правилами программы предусмотрено, что при совершении покупки алкогольной продукции, в отношении которой действующим законодательством РФ установлена минимальная розничная цена, списание баллов при продаже допускается только при условии соблюдения минимальной розничной цены. 21.01.2018 года по чеку № 49958 на объекте по адресу: г.Орск, Оренбургская область, Орский <...>, произведена оплата баллами на сумму 293 рублей. Оплата за алкоголь баллами прошла только в части суммы, превышающей минимальную розничную цену. Передача данных в ЕГАИС произошла по технической причине: при передаче данных кассового чека в ФНС общая сумма скидки распределилась на каждую единицу товара в покупке.
Заинтересованное лицо не признает заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве от 11.02.2019 года (поступил в суд 04.03.2019) (л.д. 25-30), указывает, что наличие в действиях общества события вменяемого ему правонарушения по нарушению порядка ценообразования, занижению регулируемых государством цен на алкогольную продукцию подтверждается материалами административного дела.
Административный орган представил копии материалов административного дела (л.д. 32-168).
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 АПК РФ.
При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
ООО «Агроторг» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.12.1998 года, имеет ОГРН <***>, ИНН <***>.
ООО «Агроторг» осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в соответствии с лицензией №1954/56РПА0000505 от 17.01.2014 года, номер бланка 56 ME 005930, срок действия по 16.01.2019 года (л.д. 161-167). Вышеуказанная лицензия дает право на розничную продажу алкогольной продукции в частности по адресу: г.Орск, Оренбургская область, Орский <...>.
На основании мотивированного представления от 13.06.2018 года № 3/25 (л.д. 159-160) Министерством вынесен приказ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица ООО «Агроторг» от 13.06.2018 года №101 (л.д. 157-158).
В пункте 5 указанного приказа отмечено, что проверка проводится в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом Министерства от 12.07.2018 года №112 продлен срок проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Агроторг» до 08.08.2018 года.
По окончанию проверки Министерством составлен акт проверки №112 от 08.08.2018 года (л.д. 111-116). В указанном акте Министерство отразило следующие обстоятельства.
В ходе проведения проверки Министерством выявлено нарушении обществом требований законодательства при продаже алкогольной продукции. Так, в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171‑ФЗ), подпункта «е» пункта 1 Приказа Министерства финансов от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (далее – Приказ Минфина России от 11.05.2016 № 58н) ООО «Агроторг» произведена розничная продажа российского коньяка трехлетнего «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, по цене 268, 54 рублей.
Министерством установлено, что в обособленном подразделении ООО «Агроторг», расположенном по адресу: г.Орск, Оренбургская область, Орский <...> 21.01.2018 в 13-56 по кассе № 36927 (номер смены 137) произведена розничная продажа Российского коньяка трехлетний «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, по цене 268, 54 рублей.
Согласно представленным «перепечаткам из электронного журнала» чека № 49958, покупателем приобретено 5 наименований товара на сумму 663 рублей (л.д. 142). Указанный чек содержит 1 наименование алкогольной продукции – российский коньяк трехлетний «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, цена 479,9 рублей. С учетом применения программы лояльности произведено списание накопленных баллов на сумму 293 рубля, от покупателя в оплату получено 370 рублей.
В ходе проведения проверки оператору фискальных данных ООО «Ярус» направлен запрос о предоставлении информации о розничных продажах ООО «Агроторг» (л.д. 48). В результате анализа представленной информации Министерством установлено, что в ЕГАИС 21.01.2018 года по чеку № 49958 зафиксирована розничная продажа алкогольной продукции по «цене за единицу предмета расчета с учетом данных скидок и наценок» – 268, 54 рублей. Указанное также подтверждается отчетом ЕГАИС «Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 21.01.2018 года по 21.01.2018 года, по указанному времени за каждые сутки с 00:00 по 00:00», согласно которому в ЕГАИС зафиксирована розничная продажа указанной выше продукции по цене 268, 54 рублей, что ниже цены, установленной законодательством за аналогичный вид продукции (л.д. 117-118).
11.05.2018 года на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка сформированы федеральные отчеты «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены за период с 01.01.2018 по 30.04.2018» по коньяку, бренди и виски по кодам 229, 232, 237.
Анализ вышеуказанных федеральных отчетов показал, что ООО «Агроторг» произведена продажа российского коньяка трехлетнего «Старейшина» (код продукции 229) по цене ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, подпунктом «е» пункта 1 Приказа Минфина России от 11.05.2016 № 58н, а именно по цене 268, 54 рублей.
08.08.2018 года Министерством в отношении ООО «Агроторг» вынесено предписание №112 об устранении выявленных правонарушений (л.д. 110).
Министерством составлен протокол об административном правонарушении №112/4 от 27.08.2018 года (л.д. 89), согласно которому ООО «Агроторг» признано совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно занижение регулируемых государством цен на алкогольную продукцию. Протокол составлен в отсутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (список почтовых отправлений № 363).
В возражениях от 24.08.2018 года общество указывает, что событие вменяемого правонарушения не признает, возражает против привлечения к административной ответственности (л.д. 100-101).
Служебной запиской от 30.08.2018 года дело об административном правонарушении №08-03-24/112/5-2018 направлено на рассмотрение заместителю министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области ФИО1 (л.д. 88).
30.08.2018 года Министерством вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 87).
10.09.2018, 14.11.2018 года Министерством вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 52, 80).
Уполномоченное лицо Министерства, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 112/4 от 27.08.2018 года и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление о назначении административного наказания № 227и от 28.12.2018 года (дело №08‑03‑24/112/4-2018), предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Агроторг» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая постановление административного органа незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ указано, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона №294-ФЗ, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
На основании указанных норм и материалов судебного дела, суд приходит к выводу, что у Министерства имелись законные основания для проведения внеплановой документарной проверки, процессуальных норм при проведении проверки допущено не было.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 000 рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является установленный порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложены публично-правовые обязанности в области ценообразования и регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 171-ФЗ, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №171‑ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под оборотом оборот, согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 11 Закона № 171-ФЗ, закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ, запрещается розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона № 171-ФЗ
В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Приказа Министерства финансов от 11.05.2016 № 58н (в редакции Приказа Минфина России от 04.04.2017 № 57н) на коньяк за 0,5 литра готовой продукции установлена минимальная розничная цена не ниже 371 рублей.
ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) – автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее - Правила ЕГАИС).
Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются одними из участников ЕГАИС (пункт 4 Правил ЕГАИС).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Правил ЕГАИС ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку.
Функционирование системы ЕГАИС построено на предоставлении участниками системы в Росалкогольрегулирование или в уполномоченный таможенный пост электронных документов, в которых содержатся различные сведения о производстве, закупке, хранении, поставке, перевозке и розничной продаже продукции.
Такие электронные документы в парадигме системы называются «заявками на фиксацию данных в ЕГАИС». Все указанные заявки обрабатываются получателями, и участникам системы предоставляются квитанции о фиксации или отказе в фиксации данных в ЕГАИС.
Министерство в ходе проверки сделало вывод о том, что общество в нарушение требований законодательства осуществило продажу алкогольной продукции – российского коньяка трехлетнего «Старейшина» 40.000%, емкостью 0,5 литров, по цене 268,54 рублей.
Указанный вывод заинтересованным лицом сделан на основании федерального отчета «Отчет по реализации продукции ниже минимальной цены за период с 01.01.2018 по 30.04.2018», отчета по номенклатуре товаров за 21.01.2018 года, отчета ЕГАИС «Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 21.01.2018 года по 21.01.2018 года, по указанному времени за каждые сутки с 00:00 по 00:00».
Однако Министерством не учтено следующее.
В ООО «Агроторг» действует программа лояльности «Выручай-карта», правила которой утверждены 18.07.2017 года.
Указанная программа подразумевает возможность покупателями накапливать баллы за покупки и списывать их при оплате товара.
Правила начисления баллов при совершении покупок с предъявлением карты установлены пунктом 4.7 Правил.
В соответствии с пунктом 4.11 Правил, при совершении покупки алкогольной продукции, в отношении которой действующим законодательством Российской Федерации установлена минимальная розничная цена, расчет и начисление баллов осуществляется в отношении суммы, превышающей установленную действующим законодательством Российской Федерации минимальную розничную цену.
Согласно пункту 5.4 Правил, участник может использовать баллы для получения скидки при совершении покупки товаров/услуг. Размер скидки определяется исходя из расчета: 10 баллов равны 1 рублю.
При совершении покупки алкогольной продукции, в отношении которой действующим законодательством Российской Федерации установлена минимальная розничная цена, списание баллов для получения скидки на указанную категорию алкогольной продукции допускается только при соблюдении установленной законодательством минимальной розничной цены
Таким образом, исходя из условий программы лояльности, установленной обществом, списание баллов за алкогольную продукцию осуществляется лишь в части, превышающей минимальную розничную цену, установленную законодательством. Следовательно, продажа алкогольной продукции ниже минимальной рыночной цены не предусмотрена.
Согласно перепечатке из электронного журнала (по чеку № 49958), покупателем приобретено 5 наименований товара на сумму 663 рублей (л.д. 142). Указанный чек содержит одно наименование алкогольной продукции коньяк «Старейшина», цена которого 479 рублей. По программе лояльности по указанному чеку произведена оплата товара баллами в сумме 293 рублей.
Тот факт, что по ЕГАИС отразилась продажа бутылки коньяка «Старейшина» по цене 268, 54 рублей, не свидетельствует о ее продаже по такой цене, так как сумма скидки пропорционально распределилась на все товары в чеке. При этом суд отмечает, что скидка, исходя из условий программы лояльности, не распространяется на каждый товар по отдельности, накопленные баллы списываются по всей сумме чека. Соответственно, по чеку № 49958 произведена оплата баллами по всей сумме, превышающей минимальную розничную цену алкогольной продукции – коньяка «Старейшина».
Исходя из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 07.07.2001 N 139-О, от 07.02.2012 N 16-О, постановления от 30.07.2001 N 13-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для привлечения общества к ответственности.
Учитывая вышеизложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Агроторг»удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 227и от 25.12.2018 по делу № 08-03-24/112/4-2018, вынесенное Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агроторг».
Решение арбитражного суда первой инстанции по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья Е.Г. Цыпкина