ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-531/18 от 22.05.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-531/2018

24 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер Т.Э. в судебном заседании рассмотрел дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технология" (ОГРН 1155658019527, ИНН 5609177211) к временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Татьяне Владимировне о признании недействительным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 14.12.2017 года, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, третье лицо - гражданин Смоленский Юрий Викторович.

Представители лиц, участвующих в деле:

от заявителя - Аманьязов Булат Васильевич, доверенность от 05.04.2017 года № б/н, постоянная, паспорт,

от заинтересованного лица (УФРС по Оренбургской области) - Габелок Александр Алексеевич, ведущий специалист-эксперт, доверенность от 08.02.2018 года № 59, постоянная, удостоверение,

от заинтересованного лица (и.о. главного государственного инспектора Деркова Т.В.) - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с частью 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

от 3-го лица - Смоленский Юрий Викторович, паспорт.

Общество с ограниченной ответственностью "Технология" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемыми требованиями к временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Татьяне Владимировне (далее - инспектор Деркова Т.В.) о признании недействительным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 14.12.2017 года.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что обществом земельный участок с кадастровым номером 56:01:0000000:7 не используется, соответствующие доказательства заинтересованными лицами не предоставлены, оспариваемое предписание является некорректным, допускает двоякое толкование, непонятно, как его исполнять.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление) в отзыве заявленные требования не признает, указывая на наличие доказательств использования обществом земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:7, на исполнимость оспариваемого предписания.

Третье лицо в отзыве указывает, что договоры аренды земель сельскохозяйственного назначения им заключены от своего имени и в своих интересах, земельный участок с кадастровым номером 56:01:0000000:7 используется лично им, пояснения, данные им при составлении 08.12.2017 года протокола об административном правонарушении, являются ошибочными. При заключении с собственниками договоров аренды земли сельскохозяйственного назначения им использовалась форма договора, представленная обществом, поскольку он был наделен полномочиями по заключению договоров от имени общества.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

В Абдулинскую межрайонную прокуратуру Оренбургской области 26.10.2017 года поступило заявление гражданина К.Р.Ш., являющегося одним из 58 собственников земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:7, об использовании обществом, Смоленским Ю.В. и Мелёхиным В.Н. земельного участка без согласования с его собственниками, без документов, удостоверяющих право пользования земельным участком.

Для рассмотрения по существу заявление направлено в Абдулинский отдел Управления и получено последним 14.11.2017 года.

Руководителем Управления на основании представления инспектора Дерковой Т.В. 22.11.2017 года принято распоряжение № Р/2642 о проведении в отношении общества внеплановой проверки с целью рассмотрения заявления гражданина К.Р.Ш., проведение проверки согласовано с Абдулинской межрайонной прокуратурой Оренбургской области. Копия распоряжения № Р/2642 вручена обществу.

Проверка проводилась в присутствии представителя общества Смоленского Ю.В., действующего на основании доверенности от 05.04.2017 года № б/н. В ходе проверки представителем общества Смоленским Ю.В. предоставлены договоры аренды земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно договору от 10.04.2017 года, гражданка И.Ф.Т. (арендодатель) сдает, а Смоленский Ю.В. (арендатор) принимает в аренду земли сельскохозяйственного назначения в количестве 24 га, срок действия договора 1 год, к договору приложено свидетельство на право собственности на землю.

Согласно договору от 10.04.2017 года, гражданка Х.Р.Б. (арендодатель) сдает, а Смоленский Ю.В. (арендатор) принимает в аренду земли сельскохозяйственного назначения в количестве 8 га, срок действия договора 1 год, к договору приложено свидетельство на право собственности на землю.

Согласно договору от 10.04.2017 года, гражданка Л.Р.Ш. (арендодатель) сдает, а Смоленский Ю.В. (арендатор) принимает в аренду земли сельскохозяйственного назначения в количестве 16 га, срок действия договора 1 год, к договору приложено свидетельство на право собственности на землю.

Согласно договору от 10.04.2017 года, гражданка И.Г.И. (арендодатель) сдает, а Смоленский Ю.В. (арендатор) принимает в аренду земли сельскохозяйственного назначения в количестве 16 га, срок действия договора 1 год, к договору приложено свидетельство на право собственности на землю.

Согласно договору от 10.04.2017 года, гражданин Г.Ш.Р. (арендодатель) сдает, а Смоленский Ю.В. (арендатор) принимает в аренду земли сельскохозяйственного назначения в количестве 24 га, срок действия договора 1 год, к договору приложено свидетельство на право собственности на землю.

Согласно договору от 10.04.2017 года, гражданин И.И.И. (арендодатель) сдает, а Смоленский Ю.В. (арендатор) принимает в аренду земли сельскохозяйственного назначения в количестве 8 га, срок действия договора 1 год, к договору приложено свидетельство на право собственности на землю.

Согласно договору от 10.04.2017 года, гражданин Л.А.М. (арендодатель) сдает, а Смоленский Ю.В. (арендатор) принимает в аренду земли сельскохозяйственного назначения в количестве 8 га, срок действия договора 1 год, к договору приложено свидетельство на право собственности на землю.

Таким образом, в аренду передано 104 га земель сельскохозяйственного назначения. В договорах указано, что Смоленский Ю.В. действует на основании доверенности № 003, в п. 17.1. договоров указан адрес места жительства Смоленского Ю.В.

По результатам проверки составлен акт от 08.12.2017 года, копия акта вручена Смоленскому Ю.В. Из акта проверки следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:01:0000000:7, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, используется обществом примерной площадью 110 га сельхозугодий, обществом не представлены в ходе проверки правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на используемые земельные участки.

Инспектором Дерковой Т.В. 08.12.2017 года в отношении общества в присутствии представителя Смоленского Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе Смоленский Ю.В. собственноручно указал, что земельный участок с кадастровым номером 56:01:0000000:7 используется обществом.

Постановлением о назначении административного наказания № 39 от 14.12.2017 года общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000,0 рублей.

В этот же день инспектором Дерковой Т.В. обществу выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым предписано устранить допущенное нарушение, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:7 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, в срок до 14.06.2018 года.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Пунктом 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Из п. 2 данной статьи следует, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п.п. 5 п. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу 81 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 года № 486, в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом об утверждении предписания.

Положение "О государственном земельном надзоре" утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 года № 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

В рамках государственного земельного надзора осуществляется организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки) (пункт 6 Положения).

Таким образом, проверка в отношении заявителя должностным лицом Управления осуществлена в пределах предоставленных полномочий.

В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (п. 1).

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2).

Согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. При этом, владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о том, что инспектором Дерковой Т.В., Управлением не предоставлены надлежащие и исчерпывающие доказательства использования обществом части земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:1 площадью 104 га.

Единственным доказательством использования обществом указанного земельного участка являются письменные пояснения представителя общества Смоленского Ю.В., данные им 08.12.2017 года при составлении в отношении общества протокола об административном правонарушении по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, инспектором Дерковой Т.В. 08.12.2017 года в отношении гражданина Смоленского Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении № 33 по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением о назначении административного наказания № 33 от 14.12.2017 года гражданин Смоленский Ю.В. привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Гражданину Смоленскому Ю.В. вменено самовольное использование земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:1 площадью 104 га.

Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 01.03.2018 года по делу № 12/1-2016 постановление инспектора Дерковой Т.В. о привлечении к административной ответственности Смоленского Ю.В. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено в связи с допущенными процессуальными нарушениями - не рассмотрении ходатайства о направлении материалов по месту жительства Смоленского Ю.В. При этом суд указал на наличие в его действиях признаков нарушения ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также инспектором Дерковой Т.В. 14.12.2017 года гражданину Смоленскому Ю.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 29 в связи с использованием им земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:1 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 04.04.2018 года по делу № 12/1/а-141/2018 в удовлетворении административного искового заявления Смоленского Ю.В. о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № 29 отказано, судом установлен факт использования Смоленским Ю.В. земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:1 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Мировым судьей судебного участка № 7 Дзержинского района г.Оренбурга 19.03.2018 года по делу № 2-7-0202/18 выдан судебный приказ на взыскание с Смоленского Ю.В. в пользу Г.Р.Г (один из арендодателей по договору аренды земли сельскохозяйственного назначения от 10.04.2017 года) денежной суммы в счет арендной платы в размере 4 500 рублей.

Таким образом, вся совокупность доказательств по делу свидетельствует об использовании Смоленским Ю.В., а не обществом, земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:1 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

При принятии решения не принимается довод заявителя о том, что оспариваемое предписание является некорректным, допускает двоякое толкование, непонятно, как его исполнять.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Оспариваемое предписание соответствует изложенным требованиям, исключает возможность двоякого толкования, его исполнение предусматривает либо прекращение выявленного нарушения (прекращение использования земельного участка), либо устранение выявленного нарушения (оформление в установленном порядке договорных отношений).

При принятии заявления к производству судом обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

В силу части 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Соответственно, в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное временно исполняющей обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Дерковой Татьяной Владимировной 14.12.2017 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Технология".

Обязать исполняющую обязанности главного государственного инспектора Абдулинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Деркову Татьяну Владимировну устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Оренбургской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья В.И. Сиваракша