ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5467/18 от 23.08.2018 АС Оренбургской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А47-5467/2018

31 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2018 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Третьякова Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бигалиевой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Оренбургской области в интересах Оренбургской области в лице уполномоченного органа - Правительства Оренбургской области (г.Оренбург) к государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» (ОГРН: 1045605456401, ИНН: 5610080648, г.Оренбург), обществу с ограниченной ответственностью «Орегон ойл» (ОГРН: 1175658002013, ИНН:5638070939, г.Оренбург) о признании недействительным в силу ничтожности договора поставки от 09.04.2018 №20-10/49-1.

В судебном заседании приняли участие: Рываев Ю.В., Филипповская О.Н. (предъявлены служебные удостоверения).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Заместитель прокурора Оренбургской области Ю.В.Рываев (далее –истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» (далее – ГУП «Оренбургремдорстрой»), обществу с ограниченной ответственностью «Орегон ойл» (далее – ООО «Орегон ойл») о признании недействительным в силу ничтожности договора поставки от 09.04.2018 №20-10/49-1.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ГУП «Оренбургремдорстрой» проведена закупка в виде открытого запроса предложений с начальной максимальной ценой договора 193 187 000 руб., при этом ООО «Орегон ойл» представлено предложение с ценой 171 600 000 руб. Между тем, в нарушение требований законодательства о закупках, при отсутствии изменений в закупочной документации, договор поставки заключен на объем поставляемого товара значительно ниже, чем в извещении о закупке, а также недопустимо изменена сумма на 51 900 000 руб.

Ответчиками в материалы дела представлены письменные отзывы на исковое заявление, в которых указывают на фактическое исполнение договора, на использование поставленного товара для строительства дорог и невозможность возвратить стороны в первоначальное состояние, в связи с чем просят отказать в удовлетворении требований.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в представленном письменном отзыве на исковое заявление указывает, что действия ГУП «Оренбургремдорстрой» не являлись предметом рассмотрения Комиссией.

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

03.07.2017 ГУП «Оренбургремдорстрой» утверждено Положение о закупках.

Согласно п.п. 1.2.1, 1.2.2 Положения о закупках настоящее Положение обязательно для применения при проведении закупки (размещение заказов) товаров, выполнении работ, оказании услуг для нужд ГУП «Оренбургремдорстрой».

Согласно п.п. 6.1. - 6.1.9, 6.1.14 Положения о закупках в документации о закупке, при необходимости, указываются следующие сведения:

- установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

- требования к квалификации участника закупки;

- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

- сведения о начальной (максимальной) цене договора;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с Положением о закупках.

В пункте 3.1.1 Положения о закупках установлено, что Предприятие при подготовке и проведении закупки, заключении и исполнении договора утверждает документацию о закупке, а также обеспечивает заключение договора по итогам процедуры закупки на условиях документации о закупке.

Согласно п. 4.12.4 закупочной документации изменение существенных условий заключаемого (заключенного) договора (цена, объемы, сроки, условия поставки и платежей, обязательства сторон, гарантии, обеспечение, ответственность сторон) возможно по решению Заказчика при согласии сторон:

- в случае, если увеличивается потребность Заказчика в количестве, объеме закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 30% первоначального объема в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям с сохранением начальных цен за единицу продукции;

- в случае, если такие изменения ведут к обоснованному улучшению условий договора для Заказчика по сравнению с условиями текущей редакции договора и не ухудшают экономическую эффективность закупки;

- в случае, если изменяемые условия не были указаны в заявке, поданной для участия в процедуре, или в закупочной документации и не ведут к ухудшению условий договора для Заказчика по сравнению с условиями текущей редакции договора и не ухудшают экономическую эффективность закупки;

- в случае существенного увеличения в ходе исполнения договора не менее, чем на 5% цен на существующих рынках товаров, работ, услуг, повышения налоговых платежей и иных обстоятельств, которые стороны не могли предвидеть при заключении договора.

В пункте 4.12.6 закупочной документации установлено, что в любом из случаев изменение предмета договора не допускается.

В разделе 10 Положения о закупках определен порядок процедуры закупки в виде запроса предложений.

Пунктом 10.5.1 Положения о закупках установлено, что условия договора определяются в соответствии с требованиями Заказчика, указанными в Документации, и сведениями, указанными в Предложении Участника запроса предложений.

22.02.2018 на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение №31806170782 о проведении ГУП «Оренбургремдорстрой» открытого запроса предложений на право заключения договора поставки инертных материалов с начальной (максимальной) ценой договора 193 187 000 руб.

В установленный срок поступило четыре заявки.

По результатам рассмотрения заявок Комиссией составлен протокол №2 от 07.03.2018, согласно которому к участию в запросе предложений допущены две заявки.

В результате оценки и сопоставления заявок победителем признано ООО «Орегон ойл», второй номер присвоен заявке ОАО «Орское корьероуправление», о чем составлен протокол №3 от 13.03.2018.

09.04.2018 между ГУП «Оренбургремдорстрой» и ООО «Орегон ойл» заключен договор поставки № 20-10/49-1. Между тем, данный договор заключен с иными условиями, чем указано в документации о закупке.

Так, согласно п. 2.13 договора поставки № 20-10/49-1 ООО «Орегон ойл» обеспечивает объем отгружаемого товара в следующем количестве:

- песок не менее 30 000 тонн (вместо 120 000 тонн, установленных закупочной документацией);

- щебень фракции 10-15 не менее 7 500 тонн (вместо 40 000 тонн);

- щебень фракции 15-20 не менее 5 000 тонн (вместо 30 000 тонн);

- щебень фракции 5-10 не менее 5 000 тонн (вместо 30 000 тонн);

- щебень фракции 5-20 тонн не менее 30 000 тонн (вместо 100 000 тонн);

- в договоре отсутствует щебень фракции 5-15 в количестве 20 000 тонн.

Также сторонами изменена цена закупки. Согласно п. 4.1 договора поставки общая стоимость договора № 20-10/49-1 составляет 51 900 000 руб.

Вместе с тем, закупочной документацией указана начальная (максимальная) цена в размере 193 187 000 руб., в ходе закупки в заявке ее участника ООО «Орегон ойл» предложена цена 171 600 000 руб.

Считая, что по результатам открытого запроса предложений для нужд ГУП «Оренбургремдорстрой», оформленного протоколом №3 от 13.03.2018, договор поставки заключен с нарушением требований, установленных документацией о закупке и Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту - Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ), истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, данный Федеральный закон направлен на защиту и охрану публичных интересов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Подобный подход к толкованию норм материального права в части разграничения оспоримой и ничтожной сделки соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 18 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.

В силу схожести предметов регулирования Федерального закона № 223 -ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разъяснения, содержащиеся в данном обзоре, подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.

В пунктах 75 и 76 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц; под нарушением публичного интереса - совершение сделки вопреки явно выраженному запрету, установленному законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Из пункта 2 статьи 448 ГК РФ следует, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Пунктом 3 ст. 448 ГК РФ предусмотрено, что условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В пункте 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» указано, что заявление стороны договора о необходимости согласования какого-либо условия означает, что такое условие является существенным условием договора.

Пунктом 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Материалами дела подтверждено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства и документации о закупке ГУП «Оренбургремдорстрой» заключило договор поставки с ООО «Орегон ойл» на иных условиях, чем предусмотрено документацией о закупке, что является существенным нарушением требований законодательства при заключении договора.

С учетом вышеизложенных норм права суд приходит к выводу о том, что нарушения, допущенные ГУП «Оренбургремдорстрой» при заключении договора поставки по результатам торгов на иных условиях, чем предусмотрено документацией о закупке, в данном случае посягают на публичные интересы и являются достаточными для признания договора поставки №20-10/49-1, заключенного между ГУП «Оренбургремдорстрой» и ООО «Орегон ойл», недействительным в силу его ничтожности.

На основании вышеизложенного, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ГУП «Оренбургремдорстрой» о том, что на основании п. 10.5.2 Положения о закупках он вправе заключить договор с одним или более участниками запроса предложений по своему усмотрению, отклоняются судом по следующим основаниям.

Пунктом 28 ст. 3.2 Федерального закона № 223 -ФЗ предусмотрено, что по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.

Между тем, в п. 10.5.2 Положения о закупках воспроизводится положение п. 28 ст. 3.2 Федерального закона № 223 –ФЗ, а самим Положением о закупках ни сам порядок, ни конкретные случаи, при которых возможно заключение договора с несколькими участниками торгов, не предусмотрены.

Более того, данным пунктом Положения о закупках не предусмотрена возможность заключения договора на иных условиях, чем предусмотрено документацией о закупке.

Пунктом 84 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что согласно абз. 2 п. 3 ст. 166 Гражданского кодекса допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности.

Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, истец не просил применить последствия недействительности сделки, в связи с чем данный вопрос судом не разрешается.

Принятые определением суда от 11.05.2018 обеспечительные меры в виде приостановления исполнения оспариваемого договора поставки подлежат отмене с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Размер государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела составляет 6000 руб.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, а его требования удовлетворены в полном объеме, в том числе по его заявлению приняты обеспечительные меры, с ГУП «Оренбургремдорстрой» и с ООО «Орегон ойл» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по 4500 руб. с каждого (по 3000 руб. за рассмотрение искового заявления и по 1500 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер).

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным в силу ничтожности договор поставки от 09.04.2018 №20-10/49-1, заключенный между государственным унитарным предприятием Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» и обществом с ограниченной ответственностью «Орегон ойл».

2. Взыскать с Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 руб.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Орегон ойл» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 руб.

4. Принятые определением суда от 11.05.2018 обеспечительные меры отменить с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья Н.А.Третьяков