ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А47-5755/10 от 19.01.2011 АС Оренбургской области

Арбитражный суд Оренбургской области

460000, г. Оренбург, ул. Володарского, 39

e-mail: info@orenburg.arbitr.ru

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А 47-5755/2010

г. Оренбург «26» января 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена «19» января 2011 г.

Решение в полном объёме изготовлено «26» января 2011 г.

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи И.А. Малышевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Юдиным,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новотроицкий строительный техникум, г. Новотроицк Оренбургской области к Отделу внутренних дел по муниципальному образованию город Новотроицк Оренбургской области, г. Новотроицк Оренбургской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя: Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Министерства образования Оренбургской области о признании незаконным решения начальника РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк об отказе снятия с учёта автотранспортных средств ГАЗ 5312, регистрационный знак <***>, ВАЗ 21061, регистрационный знак <***>, ВАЗ 2101, регистрационный знак <***>, ВАЗ 21061, регистрационный знак <***>, ВАЗ 21061, регистрационный знак <***>, ГАЗ 33073, регистрационный знак <***>, М 412-ИЭ, регистрационный знак <***>, М 412-ИЭ-028, регистрационный знак 8745 ООБ (требование с учётом уточнения),

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 – представитель (доверенность № 343 от 27.09.2010, паспорт);

от ответчика – ФИО2 – представитель (доверенность разовая б/н от 24.09.2010, служебное удостоверение);

от Министерства образования Оренбургской области – ФИО3 – ведущий специалист (доверенность от 28.07.2010, удостоверение).

Представитель Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явился. О месте и времени его проведения данное лицо извещено в порядке ч.ч. 1, 3 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ

В соответствии с ч. 5 ст. 156, ч.2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится без участия представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, - Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, надлежащим образом извещённого о месте и времени его проведения.

При рассмотрении дела арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новотроицкий строительный техникум, г. Новотроицк Оренбургской области (далее по тексту – заявитель, техникум, учреждение) 07.04.2010 обратилось в регистрационно-экзаменационное отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по муниципальному образованию город Новотроицк Оренбургской области (далее по тексту - РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк) с заявлениями о снятии с учёта для утилизации транспортных средств: ГАЗ 5312, регистрационный знак <***>; ВАЗ 21061, регистрационный знак Е 663 РУ56; ВАЗ 2101, регистрационный знак <***>; ВАЗ 21061, регистрационный знак <***>; ВАЗ 21061, регистрационный знак <***>; ГАЗ 33073, регистрационный знак <***>; Москвич 412-ИЭ, регистрационный знак <***> и Москвич 412-ИЭ-028, регистрационный знак 8745 ООБ (далее по тексту – транспортные средства).

РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк не произвело снятие с учёта транспортных средств, вернуло документы заявителю, учинив при этом резолютивную надпись на заявлениях о снятии с указанием в качестве причины своих действий на отсутствие у представителя ФИО4 полномочий представлять интересы ГОУ НПО ПУ 22 для совершения регистрационных действий с транспортными средствами.

Не согласившись с принятыми решениями, учреждение обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением. Заявитель указывает на то, что у представителя техникума ФИО4 была надлежащим образом оформлена доверенность от имени учреждения, а техникум, в свою очередь, является правопреемником ГОУ НПО ПУ-22, на балансе которого ранее находились указанные транспортные средства, и которое было реорганизовано путём присоединения к техникуму. В ходе судебного заседания заявитель также пояснил, что с заявлениями о снятии с учёта всех указанных выше транспортных средств он обратился в связи с необходимостью их утилизации. Решения РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк, по мнению заявителя, нарушают его права и законные интересы, поскольку в настоящее время транспортные средства числятся на балансе техникума и за них производятся налоговые отчисления.

Ответчик в письменном отзыве и дополнении к нему заявленные требования не признаёт, считает свои действия законными и основанными на положениях действующего законодательства Российской Федерации, указывает на то, что среди представленных учреждением документов отсутствовал документ, подтверждающий то, что транспортные средства закреплены за ним на праве оперативного управления, в связи с чем РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк были совершены предусмотренные абзацем 6 пункта 35.1 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утверждённого Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001, действия по внесению письменных отметок в заявления. В ходе судебного заседания ответчик дополнительно пояснил, что среди представленных техникумом документов также отсутствовал страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Вместе с тем, ввиду ограниченности места на заявлении, указанные недостатки не были отражены в резолютивной надписи, а были разъяснены устно представителю учреждения.

Министерство образования Оренбургской области в письменном отзыве и в ходе судебного заседания поддерживает требования заявителя.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области письменный отзыв относительно заявленных требований в суд не представило.

Заслушав доводы явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и (или) действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» и подпунктом «в» пункта 11 «Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утверждённого Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», полномочия по осуществлению регистрации и учёта автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, возложены на Госавтоинспекцию.

«Порядок регистрации транспортных средств» вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (далее по тексту – административный регламент) утверждены приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001.

Как следует из п. 16 административного регламента, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют:

-заявление (по форме, утверждённой административным регламентом);

-документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий;

-документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий;

-документ об уплате государственной пошлины;

-регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался;

-транспортное средство, за исключением случаев его утилизации;

-документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации, к числу которых при реорганизации юридического лица в форме присоединения относятся выписки из передаточных актов. При этом, в силу п. 24 административного регламента в указанных документах в обязательном порядке должны содержаться: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), в том числе стоимость транспортного средства, установочные данные (для юридического лица), адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц - подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), модель, номер двигателя (блока двигателя), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших.

-страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании;

-регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» (если они выдавались);

-свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства

В соответствии с п. 17 административного регламента для регистрации транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, дополнительно представляется документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.

Процедура совершения регистрационных действий предусматривает ряд этапов (п. 35 административного регламента), в числе которых основными являются:

-приём заявления и проверка документов, послуживших основанием для регистрации транспортного средства. При этом в соответствии с п. 35.1 административного регламента если документы, необходимые для совершения регистрационных действий, представлены не полностью и (или) не соответствуют установленным требованиям, госинспектором письменно с отметкой в заявлении предлагается представить недостающие документы или устранить несоответствие с указанием наименований недостающих документов и (или) описанием несоответствий;

-проверка сведений о транспортных средствах и их владельцах по автоматизированным учётам;

-осмотр транспортного средства и проверка подлинности номерных агрегатов с отметкой в заявлении;

-принятие решения о регистрации либо об отказе в регистрации. При этом, как следует из п. 35.8 административного регламента, решение о проведении или отказе в проведении регистрационных действий, о проведении дополнительных проверок, направлении уведомлений и информации в соответствующие учреждения, а также о сохранении регистрационных знаков принимается начальником регистрационного подразделения, его заместителем или иным уполномоченным должностным лицом путём проставления соответствующих отметок на заявлении в письменном виде только после проведения действий, предусмотренных подпунктами 35.1 - 35.4 административного регламента, а именно, после приёма заявления и проверки документов, послуживших основанием для регистрации транспортного средства, проверки сведений о транспортных средствах и их владельцах по автоматизированным учётам, а также осмотра транспортного средства и проверки подлинности номерных агрегатов с отметкой в заявлении.

Согласно п. 25 административного регламента максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков устанавливается территориальным органом управления Госавтоинспекции субъекта Российской Федерации и не может превышать 3-х часов с момента приёма заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины (за исключением случаев, когда в соответствии с административным регламентом принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий или при возникновении форс-мажорных обстоятельств, не позволяющих совершить процедуры, предусмотренные административным регламентом).

Перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции установлен пунктом 33 административного регламента.

Как следует из материалов дела, 07.04.2010 учреждением для снятия с регистрационного учёта транспортных средств с целью из утилизации в РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк были представлены документы, в числе которых:

-заявления установленной формы;

-доверенности на представление интересов техникума от 16.03.2010, выданные на имя ФИО4;

-паспорта транспортных средств;

-свидетельства о регистрации транспортных средств;

-свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации юридического лица в форме присоединения от 29.09.208 серии 56 № 003010714;

-документы об уплате государственной пошлины (платёжные поручения № 28771 от 25.02.2010 и № 36166 от 02.03.2010);

-акт о приёмке-передаче основных средств от 25.07.2008;

-приказ Министерства образования Оренбургской области от 31.12.2009 № 01/20-2100 «О перерегистрации автотранспорта»;

-указ Губернатора Оренбургской области от 16.06.2008 № 78-ук «О реорганизации государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Новотроицкий строительный техникум»».

Копии указанных документов представлены заявителем в материалы дела (т. 1 л.д. 16-75).

Таким образом, комплектность представленных для снятия с учёта документов не соответствует перечню, установленному п. 16 административного регламента, поскольку заявителем не были представлены:

-документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий. Учитывая то, что техникум является государственным учреждением, созданным на балансе областного имущества, суд принимает довод ответчика о том, что указанный документ должен исходить от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, а не от Министерства образования Оренбургской области, поскольку как следует из пп. 3.14.1 «Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области», утверждённого указом Губернатора Оренбургской области от 30.04.2009 № 83-ук, именно данное Министерство осуществляет от имени Оренбургской области в установленном порядке управление и распоряжение областным имуществом, в том числе закреплённым за государственными учреждениями. В силу изложенного, приказ Министерства образования Оренбургской области от 31.12.2009 № 01/20-2100 «О перерегистрации автотранспорта» не является подтверждением полномочий заявителя представлять интересы собственника транспортных средств, в том числе при их утилизации. Доверенность на представление интересов техникума, выданная на имя ФИО4, также не является подтверждением наличия у него полномочий представлять интересы собственника (владельца), поскольку документы, свидетельствующие о передаче данных транспортных средств техникуму либо его правопредшественнику в оперативное управление, в числе представленных документов отсутствуют. При этом из акта о приёмке-передаче основных средств от 25.07.2008 не представляется возможным идентифицировать переданные по нему транспортные средства с транспортными средствами, в отношении которых заявитель обращался за регистрационными действиями, поскольку он не соответствует положениям приведённого выше п. 24 административного регламента.

В нарушение п. 16 административного регламента техникумом не были также представлены документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации, к числу которых при реорганизации юридического лица в форме присоединения относятся выписки из передаточных актов. При этом, как указано выше, из акта о приёмке-передаче основных средств не представляется возможным идентифицировать переданные по нему транспортные средства с транспортными средствами в отношении которых заявитель обращался за регистрационными действиями, ввиду чего представленный акт не соответствует положениям п. 24 административного регламента для целей регистрационного учёта.

Заявитель не представил для совершения регистрационных действий и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, что также не соответствует п. 16 административного регламента.

Учитывая неполноту представленных документов, суд приходит к выводу о правомерности действий РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк по возврату заявления и совершению резолютивной надписи на заявлениях, поскольку это соответствует приведённым выше положениям п. 35.1 административного регламента.

При этом суд считает необходимым отметить, что данные действия не являются отказом в осуществлении регистрационных действий, поскольку установленный п. 33 административного регламента перечень оснований для отказа в совершении регистрационных действий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Оспариваемые действия ответчика не препятствуют заявителю представить полный комплект документов для снятия транспортных средств с учёта в дальнейшем.

Помимо этого, суд считает необоснованным довод заявителя о том, что решения РЭО ГИБДД ОВД по МО г. Новотроицк нарушают его права и законные интересы и влекут невозможность утилизации транспортных средств с последующим снятием их с баланса техникума, поскольку доказательства принятия собственником транспортных средств, в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, решения об утилизации указанных выше транспортных средств в материалы дела заявителем не представлены. Как пояснил в ходе судебного заседания представитель заявителя, такое решение Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не принималось.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований, для удовлетворения заявленных требований.

Установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок на обжалование заявителем соблюдён.

Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп. относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 106-112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении заявленного требования отказать.

2.Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд Оренбургской области.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Малышева И.А.